Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7890]
- Аналитика [7336]
- Разное [3024]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Июнь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Статистика


Онлайн всего: 21
Гостей: 20
Пользователей: 1
lexo246

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2018 » Июнь » 23 » С.Х. Карпенков. Истоки духовного мира
    02:31
    С.Х. Карпенков. Истоки духовного мира

    Прошли десятилетия после того, как Сергей Ковалёв закончил университет. Будучи профессором одного из московских вузов, он обратил внимание на то, что некоторые студенты интересуются не только материальным миром, но и миром, который, по мнению великих мыслителей, существует, но ни к одному из известных видов материи не относится. Однако в университете в его студенческие годы о таком загадочном мире не принято было говорить. В то время изучали сначала диалектический, а затем и исторический материализм. Эти «науки», изобретённые последователями «классиков» марксизма, точно также как и история партии, считались исключительно важными, и несдача экзаменов по этим «главным и архиважным» предметам могла закончиться трагедией – прощанием с университетом навсегда. Но Сергею Ковалёву такая печальная участь не грозила. Он был прилежным студентом – эти экзамены, как и другие, сдавал успешно. Однако это отнюдь не означало, что он полностью признавал материалистическое мировоззрение и ограничивался только им. Сергей, как и все студенты, будущие физики, понимали, что профессиональные дисциплины, важнее даже самых превосходных философских толкований и знаний о том, была ли изначальна материя первична или может ли существовать сознание вне материи.

    Непростые философские вопросы духовного и материального бытия интересовали Сергея Ковалёва всегда: и когда он был студентом, и в годы аспирантуры, и гораздо позднее, когда, будучи профессором, читал лекции в вузах.

    В конце восьмидесятых годов прошлого века общественное мировоззрение постепенно менялось, и многим здравомыслящим людям становилось очевидным, что «правильная» теория классиков утопии коммунизма, считавшаяся партийными приспешниками единственно «верной» и служившая для них руководящей догмой для удержания власти в своих руках, приводит народ к неизбежной трагедии. Всё чаще стали обсуждаться вопросы духовного содержания, правда, не в вездесущих прикупленных средствах массовой информации, а в узком кругу семьи и близких знакомых. И время было такое, что о каких-либо открытых и явных преследованиях за подобные откровенные, душевные беседы не могло быть и речи в отличие от прошедших десятилетий, когда вольные рассуждения, противоречащие партийной демагогии, могли обернуться лишением жизни, тюремным заключением или ссылкой туда, куда и Макар телят не гонял.

    Сергей Ковалёв, смелый и решительный человек, стремившийся всё основательно обдумывать, не боялся открыто высказывать свои мысли вслух ни раньше, когда учился в университете, ни теперь, когда появилась некоторая возможность свободомыслия, но его совсем не увлекало вольтеровское вольнодумие, граничащее с безрассудством.

    Однажды, когда он был уже профессором, ему посчастливилось познакомиться на научной конференции с протоиереем Евгением, которого пригласили сделать небольшой доклад о духовно-нравственной природе человека. Все присутствующие слушали священника с большим вниманием. После доклада Сергей Ковалёв предложил отцу Евгению встретиться с ним, дабы в непринуждённой обстановке обсудить вопрос о духовном и материальном мире в православном толковании. И он охотно согласился.

    Назначенная встреча состоялась на территории храма Живоначальной Троицы, где отец Евгений служил настоятелем. Он пригласил Сергея Ковалёва в свою рабочую комнату. Она находилась в небольшом, одноэтажном, приземистом здании во дворе церкви и по внешним признакам была похожа на келью. В этой небольшой, тесной комнатке едва вмещался письменный стол, два стула и книжный шкаф, заполненный разными книгами, среди которых были старинные, слегка потрёпанные фолианты. На стенах висели иконы в серебряных окладах и без них, доставшиеся, по словам священника, в наследство от его родителей, служителей церкви.

    Зайдя в келью, отец Евгений предложил гостю сесть за стол, а сам сел с другого конца стола, заполненного православными книгами и папками со служебными бумагами.

    – О чём будем говорить, Сергей Корнеевич? – спокойно, еле слышно спросил отец Евгений.

    Сергей Ковалёв, несколько стесняясь, начал свой разговор с того, что ему было известно из университетского курса диалектического материализма:

    – Приверженцы материализма утверждают, что на свете нет ничего, кроме материи, – ни души, ни тем более духа.

    Собеседник, не дожидаясь вопроса, сказал:

    – Священное Писание не отрицает существование материального мира.

    – Если это так, то в чём же тогда заключается ограниченность материализма?

    – В том, что, всё материальное прямо или косвенно погружено в мир духовный. Материальное и духовное образуют единое целое, и разделить его невозможно.

    – Материалисты могут возразить: мир духовный нельзя увидеть, нельзя пощупать подобно всем материальным предметам, – сказал Сергей Ковалёв и в продолжение задал свой вопрос в несколько другой форме:

    – Насколько же реален этот видимый мир?

    Отец Евгений, не задумываясь, ответил:

    – Здесь я вижу два вопроса. На первый ответ простой: ведь и разум никто и никогда не видел и не наблюдал, даже хирург при трепанации черепа! По поводу ответа на второй вопрос можно сказать следующее. Чем моложе, неразумнее и несовершеннее человек, тем реальнее ему представляется окружающий нас мир. Чем старше, чем опытнее и благоразумнее он становится, тем менее постоянным и реальным с точки зрения познания кажется ему мир. Чем больше переживаний и разочарований он испытал, тем более он счастлив, ибо именно это приводит его к пониманию непостоянства и изменчивости мира. Зрелый и опытный человек смотрит на него, по слову апостола Павла, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно.

    Сергей Ковалёв с нетерпением продолжил:

    – Окружающий нас, вне всякого сомнения, всегда изменялся, как и любой человек, проходя разные стадии развития и жизни в целом. Не менее очевидно и другое – чем шире круг познанного, тем больше область непознанного и таинственного за его весьма ограниченными пределами. Для земного человека, даже самого мудрого, гениального и достигшего небывалых высот в познании мира, его ограниченный круг знаний всегда сопряжён с неограниченной непознанной областью. И про такого познающего человека можно с уверенностью сказать словами древнего мудреца: наконец-то он знает, что ничего не знает.

    – С вами, Сергей Корнеевич, вполне согласен. Окружающий мир, с трудном постигаемый, хранит много таинств. Материалисты, подобно незрелому и неопытному исследователю, воспринимают его весьма ограниченно, только в разных видах и формах материи. Поэтому они не приемлют веру в существование иного мира и иной жизни. И даже когда об этом мире складываются ложные представления. А до конца истинными, или, по-научному, абсолютно точными они никогда не могут быть. Следовательно, они теряют материальный мир неполным и не до конца достоверным представлением о нём. Теряют они и духовный в неверии в него. Только тот человек может считаться блаженным и счастливым, который, кроме жизни телесной, признаёт жизнь духовную, веруя в неё. Блажен всякий человек, поднявшийся до веры мудрого Павла, который через явление Иисуса Христа из иного мира уверовал в существование вечной жизни. Очень важно человеку укрепиться в апостольской вере, чтобы тленному сему облечься в нетленное и смертному сему обратиться в бессмертное.

    Собеседники увлеклись интересным разговором. Они смотрели со вниманием друг на друга, погрузившись в свои мысли. И вдруг неожиданно раздался какой-то необычный звук, нарушивший спокойное, периодическое тиканье маятниковых часов, висевших на стене. Из открывшегося небольшого окошка вверху циферблата часов в виде бревенчатого домика с двухскатной крышей мгновенно появилась крошечная кукушка и прокукукала семь раз. Стрелки на разрисованном циферблате, обрамлённом резными дубовыми ветвями, показывали ровно семь часов. Отец Евгений, заметив, что Сергей Ковалёв со вниманием разглядывает удивительно красивые часы, сказал:

    – Эти старинные часы, сторожевые времени, служат мне верой и правдой более тридцати лет и каждый час напоминают о том, что время не стоит на месте. И всё земное подвластно времени.

    – Не только всё земное, но и вся Вселенная во власти времени. Всё материальное со временем ветшает, стареет и умирает. Даже далёкие мерцающие звёзды не щадит время: они рождаются, живут и умирают, как и всё земное. Можно определённо сказать: всё материальное живёт, а затем рано или поздно умирает.

    – Старение и смерть – естественные процессы, – продолжал отец Евгений. –  Всякий человек умирает каждый день, каждый час и даже каждое мгновение, а душа его продолжает жить в духовном мире и живёт вечно. Духовный мир – мир таинственный, не подвластный ни времени, ни разуму.

    – Влияет ли мир духовный на всё материальное, на жизнь земную? – задал свой вопрос Сергей Ковалёв.

    – Наш земной мир находится под покровительством мира духовного, который населяют Господь Творец и души людей живых и умерших. И духовный мир всегда влиял и влияет на события нашего мира и на каждого человека в отдельности.

    – Материалисты могут спросить, в чём же заключается покровительство духовного мира?

    – В том, что духовный мир направляет каждого человека в его поведении, поступках и действиях на светлый путь добра.

    – Здесь от материалистов может последовать возражение: если бы духовный мир ориентировал каждого человека на добрые дела, то почему же тогда человечество утопало и утопает в бездне зла и насилия и каждый человек порабощён мыслимыми и немыслимыми пагубными страстями, опускающими его на дно земного бытия?

    – Человек от природы и от Бога наделён свободой воли и свободой выбора и, к большому несчастью своему, отвращается от доброго влияния, ввергаясь в губительную трясину собственных пороков.

    – Отец Евгений! Можно ли привести примеры о влиянии духовного мира на земную жизнь?

    – Примеров множество. Они содержатся в Священном Писании. Вот некоторые из них. Моисей, руководимый силами духовного мира, вывел народ Израиля из рабства на свободу. Благодаря влиянию светлых духовных сил пророки пророчествовали, праведники утверждались на пути правды, а грешники обращались к Богу и истине. Под влияния благодатной духовной силы гонитель христиан Савл обратился в Павла, первоверховного апостола. Подобных примеров известно много, и о них можно рассказывать бесконечно долго.

    После непродолжительной паузы Сергей спросил:

    – А можно ли назвать подобные примеры из современной повседневной жизни?

    – Такие примеры вы, Сергей Корнеевич, можете назвать сами, если обратите взор на свою прошлую жизнь и особенно на те случаи, когда вам везло и когда ваша жизнь менялась к лучшему. Но я приведу один наглядный пример. Известный учёный-историк  Алексей Хомяков, защитник православия в России, был счастлив в супружеском браке. Но вдруг жизнь его горячо любимой жены трагически оборвалась. И хотя он был крепок в православной вере, эта трагическая разлука повергла его в глубокое отчаяние. Спустя некоторое время покойная супруга явилась ему во сне и, утешая, сказала: «Не отчаивайся!». Это явление вернуло его к спокойной жизни, и он ещё долго находил духовное утешение на пути к спасению русского православия.

    Сергей Ковалёв, напрягая память, пытался вспомнить что-то необычное из своей жизни… И он начал рассказывать, как по своей иль воле Божией поступил на физический факультет МГУ:

    – Не является ли чудом моё поступление в МГУ?! У меня не было полной уверенности в том, что я смогу покорить Воробьёвы горы, которые тогда назывались Ленинскими. В начале шестидесятых годов явным преимуществом при поступлении в МГУ пользовались абитуриенты со стажем работы на производстве и отслужившие в армии либо на флоте. А для нас, вчерашних выпускников средних школ, конкурс был огромен – более двадцати человек на место. В школе я учился старательно и прилежно, получил золотую медаль. Но в те годы почти все поступали в университет с золотыми либо серебряными медалями. Однако многие школьники в старших классах, в отличие от меня, дополнительно занимались с преподавателями сверх школьной программы и были хорошо подготовлены к вступительным экзаменам. А мои скромные знания по математике и физике не выходили за рамки традиционных школьных учебников. Но в школе я учился максимально сосредоточиваться и собираться с мыслями, чтобы решить ту или иную задачу по математике либо написать очередное сочинение, и это мне помогало. Очевидно, что только этого было недостаточно, что и почувствовал я сразу же после прочтения условий задач по математике на вступительных экзаменах. Задачи, составленные, по-видимому, известным математиком Моденовым, автором сборника задач повышенной трудности (позднее, будучи студентом, я узнал, что он преподавал на физфаке), оказались настолько сложными, настолько недоступными для понимания, что не мог сразу определить, с какого бока к ним подступиться. Но, спустя некоторое время, после напряжённого обдумывания, постепенно стали приходить одна за другой мысли, и к концу отведённого для экзамена времени я успел записать решения задач, казавшихся для меня поначалу совсем неподъёмными. Сдал я экзамены и по другим предметом, хотя и не без трудностей… Меня переполнило неописуемое, великое чувство радости, когда я увидел свою фамилию в списке поступивших на физический факультет главного университета страны, который открыл великий Михаил Ломоносов. И моя судьба оказалась чем-то похожей на судьбу этого великого российского учёного и в чём-то переплелась с ней. Ломоносов, крестьянский сын, по воле Божией стал разумен и велик, а я, приехавший тоже из деревни, стал студентом открытого им университета.

    Отец Евгений слушал со вниманием рассказ Сергея Ковалёва, который не показался вовсе длинным и утомительным, и после небольшой паузы спросил:

    – А знаете ли вы, что Ломоносов был глубоко верующим человеком?

    – В университете нам, студентам, об этом не говорили. Но, мне кажется, что Ломоносов обладал великой духовной силой.

    – И вы, Сергей Корнеевич, не ошибаетесь. Известно одно характерное высказывание Ломоносова, свидетельствующее о его православной вере. Я попытаюсь его найти.

    Священник взял одну из папок, лежавших на столе, раскрыл её и довольно быстро нашёл лист бумаги из школьной тетради и, протянув его собеседнику, спокойно сказал:

    – На этом листе прямо сверху – слова Ломоносова. Я их выписал давно, когда учился в Московской духовной академии.

    Сергей Ковалёв взял пожелтевший от времени лист бумаги и стал вслух читать:

    – Михаил Васильевич Ломоносов утверждал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величие, в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению».

    – Ломоносов, как естествоиспытатель, исследовал явления и свойства материальных объектов, что вовсе не мешало ему признавать существование духовного мира. И не великая ли духовная сила помогла ему глубже других проникнуть в тайны земного материального мира? – спросил отец Евгений.

    Сергей Ковалёв, немного задумавшись, продолжил:

    – Трудно и почти невозможно логически объяснить и до конца понять, как смог столь много сделать один человек во многих отраслях науки за свою относительно короткую жизнь. Столько открытий! И в химии, и в физике, и в минералогии, и в других науках! И всё это свидетельствует о почти неограниченных человеческих возможностях, подкреплённых духовной силой. В поисках естественно-научной истины он опирался на эксперименты и опыты. Он считал, что один проведённый опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением. Божественную истину Ломоносов искал и находил в Священном Писании.

    – Ведь есть же учёные, которые не признают духовного мира, – пытался якобы возразить отец Евгений.

    – Несомненно, такие учёные есть и были. И всех их можно условно разделить на две группы. Одни из них явные атеисты, и об этом они открыто заявляют, а другие безразлично относятся к религии, веря в силу разума и в то, что благодаря науке можно не только постичь тайны материального мира, но и улучшить жизнь каждого человека. И те, и другие считают, что для познания окружающего мира им не нужно верить в существование духовного мира. И в обоснование своей правоты они могут привести слова Лапласа, известного французского математика и физика, который, объясняя Наполеону законы мироздания, сказал, что для их познания не нужно присутствие Бога. И с таким ответом можно соглашаться и не соглашаться – всё зависит от конкретной постановки вопроса, а не от его формулировки в общем виде. Совершенно другое дело, когда возникают вопросы добра и зла, нравственности и совести при тех же исследованиях явлений и свойств материального мира. Или вопросы зарождения жизни, или происхождения и эволюции Вселенной. То здесь трудно и почти невозможно обойтись без духовно-нравственного начала познания окружающего мира.

    Отец Евгений, выслушав со вниманием своего собеседника, сказал:

    – А ведь наши противники в некоторой степени могут возразить, так как к настоящему времени известны естественно-научные версии происхождения жизни и возникновения Вселенной.

     Сергей Ковалёв сразу же ответил:

    – Я имею представление о таких версиях. Одна из них – об эволюции Вселенной и называется концепцией большого взрыва. Согласно этой концепции, сначала материя находилась в очень плотном состоянии в виде огромной, необычно плотной ядерной капли. Затем такая капля по каким-то неведомым причинам взорвалась, и после чего стали формироваться кирпичики мироздания – атомы и молекулы. Но такая версия – лишь предположение. И она экспериментально не доказана и представляет одну из гипотез происхождения Вселенной. А гипотеза – недоказуемое утверждение: она основывается на предположениях и, по большому счёту, на вере, а не на экспериментальных доказательствах.

    – Именно вера, – продолжил с нетерпением отец Евгений, – лежит в основе совершенно другой версии – божественного сотворения мира. И поэтому она не требует каких-либо логических или опытных доказательств. Каждый человек наделён свободой выбора той или иной версии, которая, конечно, больше его устраивает. Попытка насильно навязать только какое-либо одно понимание всегда заканчивалось неудачей и даже трагедией для общества и человека в том числе. И особенные это очень опасно, когда убеждённые в своей «правоте» идеологи и политики пытаются внедрить не проверенные на себе утопические идеи в сознание людей, чтобы под благовидным предлогом свободы, равенства и братства якобы построить рай сначала в отдельно взятой стране, а потом и во всём мире. Такое варварское внедрение производилось открыто и сознательно с применением жестоких мер насилия вовсе не для того, чтобы осчастливить человека, а для того, чтобы разделять и властвовать. Всё эти мудрствования лукавые и насилия без заслуженных наказаний рано или поздно заканчиваются страшной, рукотворной трагедией всего народа. Не об этом ли свидетельствует наша недавняя история тяжёлых испытаний старших поколений русского и братских народов?

    – Представляет ли подобную опасность искренняя вера человека в ту или иную естественно-научную гипотезу? – спросил Сергей Ковалёв. – И по радостному выражению лица собеседника было видно, что он знает ответ на поставленный вопрос. Однако прямой ответ на него не последовал. Отец Евгений неожиданно задал встречный вопрос:

    – Можно ли назвать хоть одну какую-либо теорию, естественно-научную или математическую, лишённую элементов веры?

    Поначалу Сергей Ковалёв пытался возразить:

    – Во всех науках о природе и, прежде всего, в математике любые теории строятся на строгих логических доказательствах, на раскрытии причинно-следственной связи. И другого пути нет.

    – Вы правы. Но посмотрите, как же строятся любые доказательства.

    После непродолжительной паузы последовал ответ:

    – Действительно, например, таблицу умножения мы не доказываем, а верим в то, что в ней отражены безошибочные правила умножения. Верим также в то, что две параллельные прямые в бесконечности не пересекаются. Оказаться в бесконечности и убедиться в том, что они не пересекаются – задача заманчивая, но не реальная. Да и в физике далеко не всё доказывается экспериментом и опытом, а принимаются за аксиоматические утверждения. Например, постулаты Бора о строении атома на то и постулаты, что не доказываются, а принимаются за истинные положения, объясняющие структуру атома.

    – Вот, вы, Сергей Корнеевич, сами убедились, что элементы веры или, по-научному, аксиоматические утверждения, необходимы для познания материального мира. Разве естественно-научная версия происхождения живой материи из неживой доказана опытом или экспериментом?

    – Вне всякого сомнения, – сразу же ответил Сергей Ковалёв, – все известные версии зарождения живой материи содержат множество недоказанных с точки зрения естественно-научного познания утверждений, и все они – всего лишь гипотезы.

    – А что же необходимо сделать, чтобы хотя бы одна из них превратилась в естественно-научную истину?

    – Уверен, чтобы сделать это, нужно выполнить большую научно-исследовательскую работу, для которой потребуется немало времени. На первый непросвещённый взгляд может показаться, что необходимо решить совсем простую задачу – синтезировать в лаборатории живой организм.

    – Но ведь в науке о живой природе достигнуто многое, – продолжал свой рассказ отец Евгений. Как известно, раскрыт, например, сложнейший механизм воспроизведения живых организмов.

    – Раскрыт не только наследственный генетический механизм воспроизведения, но и строение самой молекулы – носителя наследственной информации. И казалось бы, что открытие тайны зарождения материи уже не за горами. Однако проходили годы, десятилетия, и до сих пор никому не удалось синтезировать в лаборатории самый простой одноклеточный организм. Даже живая клетка оказалась крепким орешком при воспроизведении жизни в искусственных условиях.

    – В наше время, как и раньше, есть немало людей, в том числе и учёных-естествоиспытателей, которые верят в то, что всё в окружающем мире совершается по определённым законам природы. И одни из них уже открыты, а другие предстоит открыть. И нет ничего в этом мире тайного, чтобы не могло стать явным.

    – Могу дополнить, – оживился Сергей Ковалёв, – такие люди убеждены, что они могут обходиться без познания духовного мира. Однако смогут ли они истолковать понятие добра, ограничиваясь только материальным миром?

    – Учёные могут проводить свои исследования, не прибегая к понятию добра, на которое нацеливает духовный мир. Но какие при этом могут быть последствия?

    – Последствия могут быть разные, – ответил Сергей Ковалёв. – Например, опираясь на знания тепловых процессов, человек сначала создал паровую машину, а затем и двигатель внутреннего сгорания. Конечно, такая техника облегчает физический труд человека, и, вне всякого сомнения, она полезна. Но, с другой стороны, эксплуатация этой же техники, как и любой другой, приводит к загрязнению окружающей среды, отторгая тем самым живую природу. Помня о добре и о ближнем своём, человек стремился бы конструировать, создавать и эксплуатировать такие машины, которые, принося пользу, наносили бы минимальный ущерб природе и человеку в том числе.

    Завершая мысль, отец Евгений сказал:

    – Человек познаёт материальный мир, в основном, для того, чтобы через внедрение знаний на практике создать те или иные материальные ценности. Чаще всего это делается для улучшения условий жизни и для удовлетворения своих вещественных потребностей. Но при этом забывается о том, что, создавая любые ценности, человек вольно или невольно вторгается в природу, тем самым прямо или косвенно вытесняя из неё всё живое.

    – Мне кажется, нетрудно убедиться в том, что любое действие, даже основанное на знаниях, не говоря уж о безрассудных поступках, оказывает то или иное пагубное воздействие на природу. Казалось бы, какое плохое влияние может оказать на природу познание строения микромира – мира атомов и атомных ядер? Этот вопрос до недавнего времени оставался открытым. И лишь в средине прошлого века было обнаружено, что атомные ядра обладают гигантской силой. И доказательства тому – взрывы атомных бомб, сопровождающиеся чудовищными разрушениями.

    – Но такую силу пытаются направить в мирное русло, – продолжил отец Евгений.

    – Это действительно так. Во многих странах построены атомные электростанции. Однако техногенные ядерные катастрофы на таких станциях показывают, что мирный атом вовсе не безопасен – он приводят к облучению и гибели людей и оставляют незаживающие радиоактивные раны на живой природе. Кроме того, любая, даже самая совершенная по конструкции атомная электростанция производит не только электрическую и тепловую энергию, но и множество радиационно опасных отходов, загрязняющих окружающую среду и оставляющих вредоносное радиоактивное наследство будущим поколениям человечества. Но на эту обратную сторону медали «мирного» атома чаще всего закрывают глаза «просвещённые» правители и, в первую очередь, те, кто вольно или невольно вовлечён в гигантскую атомную индустрию, особенно, в нашей стране, где, в отличие от других цивилизованных стран, в эту отрасль по-прежнему вкладываются огромные ресурсы. В некоторых странах, например, в Германии, где накоплен огромный опыт в атомной энергетике, принято важное государственное решение о постепенном выводе атомных электростанций из эксплуатации, дабы предотвратить радиоактивное загрязнение окружающей среды ради спасения жизни не земле.

    Оба собеседника призадумались. После непродолжительной паузы отец Евгений сказал:

    – К сожалению, в нашей грешной жизни часто балом правит не просвещённость, не истинная вера, не любовь к ближнему своему, а дремучее невежество и полное отсутствие духовно-нравственного начала познания окружающего мира.

    – Многие люди, не знают, что творят. Они не способны или не хотят предвидеть последствия своих безнравственных поступков и безрассудных действий, обращая свой затуманенный взор в материальном мире и только на себя. И тем самым противопоставляя себя окружающему миру, они активно восстают против живой природы, против ближнего своего и, в конце концов, против самого себя. И, кажется, порочный круг человеческого бытия замыкается, и сам человек по своей иль чужой воле попадает в такую неотвратимую круговерть, что с трудом верится, сможет ли он из неё вырваться и освободиться от неё.

    Отец Евгений, не задумываясь, ответил:

    – Выход из такого безрадостного жизненного круга всё-таки есть. Для этого необходимо сделать решительный шаг – стать на путь истины, приобщив себя к спасительным истокам духовного мира. Только духовные силы приближают человека к живой природе, порождают любовь к ближнему и делает его свободным в выборе добра, освобождая тем самым от всякого зла.

    На этот раз продолжительная, но содержательная беседа закончилась. На следующий день протоиерею Евгению предстояла утренняя праздничная литургия в храме, а профессору Сергею Ковалёву – лекция в институте.

    Библиографические ссылки

    Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой

    России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.

    Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.    

    Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.

    Карпенков С.Х. Экология: учебник  в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.

    Степан Харланович Карпенков

    для Русской Стратегии

    http://rys-strategia.ru/

     

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 1021 | Добавил: Elena17 | Теги: степан карпенков
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru