Прошли десятилетия после того, как Сергей Ковалёв закончил университет. Будучи профессором одного из московских вузов, он обратил внимание на то, что некоторые студенты интересуются не только материальным миром, но и миром, который, по мнению великих мыслителей, существует, но ни к одному из известных видов материи не относится. Однако в университете в его студенческие годы о таком загадочном мире не принято было говорить. В то время изучали сначала диалектический, а затем и исторический материализм. Эти «науки», изобретённые последователями «классиков» марксизма, точно также как и история партии, считались исключительно важными, и несдача экзаменов по этим «главным и архиважным» предметам могла закончиться трагедией – прощанием с университетом навсегда. Но Сергею Ковалёву такая печальная участь не грозила. Он был прилежным студентом – эти экзамены, как и другие, сдавал успешно. Однако это отнюдь не означало, что он полностью признавал материалистическое мировоззрение и ограничивался только им. Сергей, как и все студенты, будущие физики, понимали, что профессиональные дисциплины, важнее даже самых превосходных философских толкований и знаний о том, была ли изначальна материя первична или может ли существовать сознание вне материи.
Непростые философские вопросы духовного и материального бытия интересовали Сергея Ковалёва всегда: и когда он был студентом, и в годы аспирантуры, и гораздо позднее, когда, будучи профессором, читал лекции в вузах.
В конце восьмидесятых годов прошлого века общественное мировоззрение постепенно менялось, и многим здравомыслящим людям становилось очевидным, что «правильная» теория классиков утопии коммунизма, считавшаяся партийными приспешниками единственно «верной» и служившая для них руководящей догмой для удержания власти в своих руках, приводит народ к неизбежной трагедии. Всё чаще стали обсуждаться вопросы духовного содержания, правда, не в вездесущих прикупленных средствах массовой информации, а в узком кругу семьи и близких знакомых. И время было такое, что о каких-либо открытых и явных преследованиях за подобные откровенные, душевные беседы не могло быть и речи в отличие от прошедших десятилетий, когда вольные рассуждения, противоречащие партийной демагогии, могли обернуться лишением жизни, тюремным заключением или ссылкой туда, куда и Макар телят не гонял.
Сергей Ковалёв, смелый и решительный человек, стремившийся всё основательно обдумывать, не боялся открыто высказывать свои мысли вслух ни раньше, когда учился в университете, ни теперь, когда появилась некоторая возможность свободомыслия, но его совсем не увлекало вольтеровское вольнодумие, граничащее с безрассудством.
Однажды, когда он был уже профессором, ему посчастливилось познакомиться на научной конференции с протоиереем Евгением, которого пригласили сделать небольшой доклад о духовно-нравственной природе человека. Все присутствующие слушали священника с большим вниманием. После доклада Сергей Ковалёв предложил отцу Евгению встретиться с ним, дабы в непринуждённой обстановке обсудить вопрос о духовном и материальном мире в православном толковании. И он охотно согласился.
Назначенная встреча состоялась на территории храма Живоначальной Троицы, где отец Евгений служил настоятелем. Он пригласил Сергея Ковалёва в свою рабочую комнату. Она находилась в небольшом, одноэтажном, приземистом здании во дворе церкви и по внешним признакам была похожа на келью. В этой небольшой, тесной комнатке едва вмещался письменный стол, два стула и книжный шкаф, заполненный разными книгами, среди которых были старинные, слегка потрёпанные фолианты. На стенах висели иконы в серебряных окладах и без них, доставшиеся, по словам священника, в наследство от его родителей, служителей церкви.
Зайдя в келью, отец Евгений предложил гостю сесть за стол, а сам сел с другого конца стола, заполненного православными книгами и папками со служебными бумагами.
– О чём будем говорить, Сергей Корнеевич? – спокойно, еле слышно спросил отец Евгений.
Сергей Ковалёв, несколько стесняясь, начал свой разговор с того, что ему было известно из университетского курса диалектического материализма:
– Приверженцы материализма утверждают, что на свете нет ничего, кроме материи, – ни души, ни тем более духа.
Собеседник, не дожидаясь вопроса, сказал:
– Священное Писание не отрицает существование материального мира.
– Если это так, то в чём же тогда заключается ограниченность материализма?
– В том, что, всё материальное прямо или косвенно погружено в мир духовный. Материальное и духовное образуют единое целое, и разделить его невозможно.
– Материалисты могут возразить: мир духовный нельзя увидеть, нельзя пощупать подобно всем материальным предметам, – сказал Сергей Ковалёв и в продолжение задал свой вопрос в несколько другой форме:
– Насколько же реален этот видимый мир?
Отец Евгений, не задумываясь, ответил:
– Здесь я вижу два вопроса. На первый ответ простой: ведь и разум никто и никогда не видел и не наблюдал, даже хирург при трепанации черепа! По поводу ответа на второй вопрос можно сказать следующее. Чем моложе, неразумнее и несовершеннее человек, тем реальнее ему представляется окружающий нас мир. Чем старше, чем опытнее и благоразумнее он становится, тем менее постоянным и реальным с точки зрения познания кажется ему мир. Чем больше переживаний и разочарований он испытал, тем более он счастлив, ибо именно это приводит его к пониманию непостоянства и изменчивости мира. Зрелый и опытный человек смотрит на него, по слову апостола Павла, как бы сквозь тусклое стекло, гадательно.
Сергей Ковалёв с нетерпением продолжил:
– Окружающий нас, вне всякого сомнения, всегда изменялся, как и любой человек, проходя разные стадии развития и жизни в целом. Не менее очевидно и другое – чем шире круг познанного, тем больше область непознанного и таинственного за его весьма ограниченными пределами. Для земного человека, даже самого мудрого, гениального и достигшего небывалых высот в познании мира, его ограниченный круг знаний всегда сопряжён с неограниченной непознанной областью. И про такого познающего человека можно с уверенностью сказать словами древнего мудреца: наконец-то он знает, что ничего не знает.
– С вами, Сергей Корнеевич, вполне согласен. Окружающий мир, с трудном постигаемый, хранит много таинств. Материалисты, подобно незрелому и неопытному исследователю, воспринимают его весьма ограниченно, только в разных видах и формах материи. Поэтому они не приемлют веру в существование иного мира и иной жизни. И даже когда об этом мире складываются ложные представления. А до конца истинными, или, по-научному, абсолютно точными они никогда не могут быть. Следовательно, они теряют материальный мир неполным и не до конца достоверным представлением о нём. Теряют они и духовный в неверии в него. Только тот человек может считаться блаженным и счастливым, который, кроме жизни телесной, признаёт жизнь духовную, веруя в неё. Блажен всякий человек, поднявшийся до веры мудрого Павла, который через явление Иисуса Христа из иного мира уверовал в существование вечной жизни. Очень важно человеку укрепиться в апостольской вере, чтобы тленному сему облечься в нетленное и смертному сему обратиться в бессмертное.
Собеседники увлеклись интересным разговором. Они смотрели со вниманием друг на друга, погрузившись в свои мысли. И вдруг неожиданно раздался какой-то необычный звук, нарушивший спокойное, периодическое тиканье маятниковых часов, висевших на стене. Из открывшегося небольшого окошка вверху циферблата часов в виде бревенчатого домика с двухскатной крышей мгновенно появилась крошечная кукушка и прокукукала семь раз. Стрелки на разрисованном циферблате, обрамлённом резными дубовыми ветвями, показывали ровно семь часов. Отец Евгений, заметив, что Сергей Ковалёв со вниманием разглядывает удивительно красивые часы, сказал:
– Эти старинные часы, сторожевые времени, служат мне верой и правдой более тридцати лет и каждый час напоминают о том, что время не стоит на месте. И всё земное подвластно времени.
– Не только всё земное, но и вся Вселенная во власти времени. Всё материальное со временем ветшает, стареет и умирает. Даже далёкие мерцающие звёзды не щадит время: они рождаются, живут и умирают, как и всё земное. Можно определённо сказать: всё материальное живёт, а затем рано или поздно умирает.
– Старение и смерть – естественные процессы, – продолжал отец Евгений. – Всякий человек умирает каждый день, каждый час и даже каждое мгновение, а душа его продолжает жить в духовном мире и живёт вечно. Духовный мир – мир таинственный, не подвластный ни времени, ни разуму.
– Влияет ли мир духовный на всё материальное, на жизнь земную? – задал свой вопрос Сергей Ковалёв.
– Наш земной мир находится под покровительством мира духовного, который населяют Господь Творец и души людей живых и умерших. И духовный мир всегда влиял и влияет на события нашего мира и на каждого человека в отдельности.
– Материалисты могут спросить, в чём же заключается покровительство духовного мира?
– В том, что духовный мир направляет каждого человека в его поведении, поступках и действиях на светлый путь добра.
– Здесь от материалистов может последовать возражение: если бы духовный мир ориентировал каждого человека на добрые дела, то почему же тогда человечество утопало и утопает в бездне зла и насилия и каждый человек порабощён мыслимыми и немыслимыми пагубными страстями, опускающими его на дно земного бытия?
– Человек от природы и от Бога наделён свободой воли и свободой выбора и, к большому несчастью своему, отвращается от доброго влияния, ввергаясь в губительную трясину собственных пороков.
– Отец Евгений! Можно ли привести примеры о влиянии духовного мира на земную жизнь?
– Примеров множество. Они содержатся в Священном Писании. Вот некоторые из них. Моисей, руководимый силами духовного мира, вывел народ Израиля из рабства на свободу. Благодаря влиянию светлых духовных сил пророки пророчествовали, праведники утверждались на пути правды, а грешники обращались к Богу и истине. Под влияния благодатной духовной силы гонитель христиан Савл обратился в Павла, первоверховного апостола. Подобных примеров известно много, и о них можно рассказывать бесконечно долго.
После непродолжительной паузы Сергей спросил:
– А можно ли назвать подобные примеры из современной повседневной жизни?
– Такие примеры вы, Сергей Корнеевич, можете назвать сами, если обратите взор на свою прошлую жизнь и особенно на те случаи, когда вам везло и когда ваша жизнь менялась к лучшему. Но я приведу один наглядный пример. Известный учёный-историк Алексей Хомяков, защитник православия в России, был счастлив в супружеском браке. Но вдруг жизнь его горячо любимой жены трагически оборвалась. И хотя он был крепок в православной вере, эта трагическая разлука повергла его в глубокое отчаяние. Спустя некоторое время покойная супруга явилась ему во сне и, утешая, сказала: «Не отчаивайся!». Это явление вернуло его к спокойной жизни, и он ещё долго находил духовное утешение на пути к спасению русского православия.
Сергей Ковалёв, напрягая память, пытался вспомнить что-то необычное из своей жизни… И он начал рассказывать, как по своей иль воле Божией поступил на физический факультет МГУ:
– Не является ли чудом моё поступление в МГУ?! У меня не было полной уверенности в том, что я смогу покорить Воробьёвы горы, которые тогда назывались Ленинскими. В начале шестидесятых годов явным преимуществом при поступлении в МГУ пользовались абитуриенты со стажем работы на производстве и отслужившие в армии либо на флоте. А для нас, вчерашних выпускников средних школ, конкурс был огромен – более двадцати человек на место. В школе я учился старательно и прилежно, получил золотую медаль. Но в те годы почти все поступали в университет с золотыми либо серебряными медалями. Однако многие школьники в старших классах, в отличие от меня, дополнительно занимались с преподавателями сверх школьной программы и были хорошо подготовлены к вступительным экзаменам. А мои скромные знания по математике и физике не выходили за рамки традиционных школьных учебников. Но в школе я учился максимально сосредоточиваться и собираться с мыслями, чтобы решить ту или иную задачу по математике либо написать очередное сочинение, и это мне помогало. Очевидно, что только этого было недостаточно, что и почувствовал я сразу же после прочтения условий задач по математике на вступительных экзаменах. Задачи, составленные, по-видимому, известным математиком Моденовым, автором сборника задач повышенной трудности (позднее, будучи студентом, я узнал, что он преподавал на физфаке), оказались настолько сложными, настолько недоступными для понимания, что не мог сразу определить, с какого бока к ним подступиться. Но, спустя некоторое время, после напряжённого обдумывания, постепенно стали приходить одна за другой мысли, и к концу отведённого для экзамена времени я успел записать решения задач, казавшихся для меня поначалу совсем неподъёмными. Сдал я экзамены и по другим предметом, хотя и не без трудностей… Меня переполнило неописуемое, великое чувство радости, когда я увидел свою фамилию в списке поступивших на физический факультет главного университета страны, который открыл великий Михаил Ломоносов. И моя судьба оказалась чем-то похожей на судьбу этого великого российского учёного и в чём-то переплелась с ней. Ломоносов, крестьянский сын, по воле Божией стал разумен и велик, а я, приехавший тоже из деревни, стал студентом открытого им университета.
Отец Евгений слушал со вниманием рассказ Сергея Ковалёва, который не показался вовсе длинным и утомительным, и после небольшой паузы спросил:
– А знаете ли вы, что Ломоносов был глубоко верующим человеком?
– В университете нам, студентам, об этом не говорили. Но, мне кажется, что Ломоносов обладал великой духовной силой.
– И вы, Сергей Корнеевич, не ошибаетесь. Известно одно характерное высказывание Ломоносова, свидетельствующее о его православной вере. Я попытаюсь его найти.
Священник взял одну из папок, лежавших на столе, раскрыл её и довольно быстро нашёл лист бумаги из школьной тетради и, протянув его собеседнику, спокойно сказал:
– На этом листе прямо сверху – слова Ломоносова. Я их выписал давно, когда учился в Московской духовной академии.
Сергей Ковалёв взял пожелтевший от времени лист бумаги и стал вслух читать:
– Михаил Васильевич Ломоносов утверждал: «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Своё величие, в другой – Свою волю. Первая – видимый этот мир, Им созданный, чтобы человек, видя огромность, красоту и стройность Его созданий, признал Божественное всемогущество… Вторая книга – Священное Писание. В ней показано Создателево благословение к нашему спасению».
– Ломоносов, как естествоиспытатель, исследовал явления и свойства материальных объектов, что вовсе не мешало ему признавать существование духовного мира. И не великая ли духовная сила помогла ему глубже других проникнуть в тайны земного материального мира? – спросил отец Евгений.
Сергей Ковалёв, немного задумавшись, продолжил:
– Трудно и почти невозможно логически объяснить и до конца понять, как смог столь много сделать один человек во многих отраслях науки за свою относительно короткую жизнь. Столько открытий! И в химии, и в физике, и в минералогии, и в других науках! И всё это свидетельствует о почти неограниченных человеческих возможностях, подкреплённых духовной силой. В поисках естественно-научной истины он опирался на эксперименты и опыты. Он считал, что один проведённый опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением. Божественную истину Ломоносов искал и находил в Священном Писании.
– Ведь есть же учёные, которые не признают духовного мира, – пытался якобы возразить отец Евгений.
– Несомненно, такие учёные есть и были. И всех их можно условно разделить на две группы. Одни из них явные атеисты, и об этом они открыто заявляют, а другие безразлично относятся к религии, веря в силу разума и в то, что благодаря науке можно не только постичь тайны материального мира, но и улучшить жизнь каждого человека. И те, и другие считают, что для познания окружающего мира им не нужно верить в существование духовного мира. И в обоснование своей правоты они могут привести слова Лапласа, известного французского математика и физика, который, объясняя Наполеону законы мироздания, сказал, что для их познания не нужно присутствие Бога. И с таким ответом можно соглашаться и не соглашаться – всё зависит от конкретной постановки вопроса, а не от его формулировки в общем виде. Совершенно другое дело, когда возникают вопросы добра и зла, нравственности и совести при тех же исследованиях явлений и свойств материального мира. Или вопросы зарождения жизни, или происхождения и эволюции Вселенной. То здесь трудно и почти невозможно обойтись без духовно-нравственного начала познания окружающего мира.
Отец Евгений, выслушав со вниманием своего собеседника, сказал:
– А ведь наши противники в некоторой степени могут возразить, так как к настоящему времени известны естественно-научные версии происхождения жизни и возникновения Вселенной.
Сергей Ковалёв сразу же ответил:
– Я имею представление о таких версиях. Одна из них – об эволюции Вселенной и называется концепцией большого взрыва. Согласно этой концепции, сначала материя находилась в очень плотном состоянии в виде огромной, необычно плотной ядерной капли. Затем такая капля по каким-то неведомым причинам взорвалась, и после чего стали формироваться кирпичики мироздания – атомы и молекулы. Но такая версия – лишь предположение. И она экспериментально не доказана и представляет одну из гипотез происхождения Вселенной. А гипотеза – недоказуемое утверждение: она основывается на предположениях и, по большому счёту, на вере, а не на экспериментальных доказательствах.
– Именно вера, – продолжил с нетерпением отец Евгений, – лежит в основе совершенно другой версии – божественного сотворения мира. И поэтому она не требует каких-либо логических или опытных доказательств. Каждый человек наделён свободой выбора той или иной версии, которая, конечно, больше его устраивает. Попытка насильно навязать только какое-либо одно понимание всегда заканчивалось неудачей и даже трагедией для общества и человека в том числе. И особенные это очень опасно, когда убеждённые в своей «правоте» идеологи и политики пытаются внедрить не проверенные на себе утопические идеи в сознание людей, чтобы под благовидным предлогом свободы, равенства и братства якобы построить рай сначала в отдельно взятой стране, а потом и во всём мире. Такое варварское внедрение производилось открыто и сознательно с применением жестоких мер насилия вовсе не для того, чтобы осчастливить человека, а для того, чтобы разделять и властвовать. Всё эти мудрствования лукавые и насилия без заслуженных наказаний рано или поздно заканчиваются страшной, рукотворной трагедией всего народа. Не об этом ли свидетельствует наша недавняя история тяжёлых испытаний старших поколений русского и братских народов?
– Представляет ли подобную опасность искренняя вера человека в ту или иную естественно-научную гипотезу? – спросил Сергей Ковалёв. – И по радостному выражению лица собеседника было видно, что он знает ответ на поставленный вопрос. Однако прямой ответ на него не последовал. Отец Евгений неожиданно задал встречный вопрос:
– Можно ли назвать хоть одну какую-либо теорию, естественно-научную или математическую, лишённую элементов веры?
Поначалу Сергей Ковалёв пытался возразить:
– Во всех науках о природе и, прежде всего, в математике любые теории строятся на строгих логических доказательствах, на раскрытии причинно-следственной связи. И другого пути нет.
– Вы правы. Но посмотрите, как же строятся любые доказательства.
После непродолжительной паузы последовал ответ:
– Действительно, например, таблицу умножения мы не доказываем, а верим в то, что в ней отражены безошибочные правила умножения. Верим также в то, что две параллельные прямые в бесконечности не пересекаются. Оказаться в бесконечности и убедиться в том, что они не пересекаются – задача заманчивая, но не реальная. Да и в физике далеко не всё доказывается экспериментом и опытом, а принимаются за аксиоматические утверждения. Например, постулаты Бора о строении атома на то и постулаты, что не доказываются, а принимаются за истинные положения, объясняющие структуру атома.
– Вот, вы, Сергей Корнеевич, сами убедились, что элементы веры или, по-научному, аксиоматические утверждения, необходимы для познания материального мира. Разве естественно-научная версия происхождения живой материи из неживой доказана опытом или экспериментом?
– Вне всякого сомнения, – сразу же ответил Сергей Ковалёв, – все известные версии зарождения живой материи содержат множество недоказанных с точки зрения естественно-научного познания утверждений, и все они – всего лишь гипотезы.
– А что же необходимо сделать, чтобы хотя бы одна из них превратилась в естественно-научную истину?
– Уверен, чтобы сделать это, нужно выполнить большую научно-исследовательскую работу, для которой потребуется немало времени. На первый непросвещённый взгляд может показаться, что необходимо решить совсем простую задачу – синтезировать в лаборатории живой организм.
– Но ведь в науке о живой природе достигнуто многое, – продолжал свой рассказ отец Евгений. Как известно, раскрыт, например, сложнейший механизм воспроизведения живых организмов.
– Раскрыт не только наследственный генетический механизм воспроизведения, но и строение самой молекулы – носителя наследственной информации. И казалось бы, что открытие тайны зарождения материи уже не за горами. Однако проходили годы, десятилетия, и до сих пор никому не удалось синтезировать в лаборатории самый простой одноклеточный организм. Даже живая клетка оказалась крепким орешком при воспроизведении жизни в искусственных условиях.
– В наше время, как и раньше, есть немало людей, в том числе и учёных-естествоиспытателей, которые верят в то, что всё в окружающем мире совершается по определённым законам природы. И одни из них уже открыты, а другие предстоит открыть. И нет ничего в этом мире тайного, чтобы не могло стать явным.
– Могу дополнить, – оживился Сергей Ковалёв, – такие люди убеждены, что они могут обходиться без познания духовного мира. Однако смогут ли они истолковать понятие добра, ограничиваясь только материальным миром?
– Учёные могут проводить свои исследования, не прибегая к понятию добра, на которое нацеливает духовный мир. Но какие при этом могут быть последствия?
– Последствия могут быть разные, – ответил Сергей Ковалёв. – Например, опираясь на знания тепловых процессов, человек сначала создал паровую машину, а затем и двигатель внутреннего сгорания. Конечно, такая техника облегчает физический труд человека, и, вне всякого сомнения, она полезна. Но, с другой стороны, эксплуатация этой же техники, как и любой другой, приводит к загрязнению окружающей среды, отторгая тем самым живую природу. Помня о добре и о ближнем своём, человек стремился бы конструировать, создавать и эксплуатировать такие машины, которые, принося пользу, наносили бы минимальный ущерб природе и человеку в том числе.
Завершая мысль, отец Евгений сказал:
– Человек познаёт материальный мир, в основном, для того, чтобы через внедрение знаний на практике создать те или иные материальные ценности. Чаще всего это делается для улучшения условий жизни и для удовлетворения своих вещественных потребностей. Но при этом забывается о том, что, создавая любые ценности, человек вольно или невольно вторгается в природу, тем самым прямо или косвенно вытесняя из неё всё живое.
– Мне кажется, нетрудно убедиться в том, что любое действие, даже основанное на знаниях, не говоря уж о безрассудных поступках, оказывает то или иное пагубное воздействие на природу. Казалось бы, какое плохое влияние может оказать на природу познание строения микромира – мира атомов и атомных ядер? Этот вопрос до недавнего времени оставался открытым. И лишь в средине прошлого века было обнаружено, что атомные ядра обладают гигантской силой. И доказательства тому – взрывы атомных бомб, сопровождающиеся чудовищными разрушениями.
– Но такую силу пытаются направить в мирное русло, – продолжил отец Евгений.
– Это действительно так. Во многих странах построены атомные электростанции. Однако техногенные ядерные катастрофы на таких станциях показывают, что мирный атом вовсе не безопасен – он приводят к облучению и гибели людей и оставляют незаживающие радиоактивные раны на живой природе. Кроме того, любая, даже самая совершенная по конструкции атомная электростанция производит не только электрическую и тепловую энергию, но и множество радиационно опасных отходов, загрязняющих окружающую среду и оставляющих вредоносное радиоактивное наследство будущим поколениям человечества. Но на эту обратную сторону медали «мирного» атома чаще всего закрывают глаза «просвещённые» правители и, в первую очередь, те, кто вольно или невольно вовлечён в гигантскую атомную индустрию, особенно, в нашей стране, где, в отличие от других цивилизованных стран, в эту отрасль по-прежнему вкладываются огромные ресурсы. В некоторых странах, например, в Германии, где накоплен огромный опыт в атомной энергетике, принято важное государственное решение о постепенном выводе атомных электростанций из эксплуатации, дабы предотвратить радиоактивное загрязнение окружающей среды ради спасения жизни не земле.
Оба собеседника призадумались. После непродолжительной паузы отец Евгений сказал:
– К сожалению, в нашей грешной жизни часто балом правит не просвещённость, не истинная вера, не любовь к ближнему своему, а дремучее невежество и полное отсутствие духовно-нравственного начала познания окружающего мира.
– Многие люди, не знают, что творят. Они не способны или не хотят предвидеть последствия своих безнравственных поступков и безрассудных действий, обращая свой затуманенный взор в материальном мире и только на себя. И тем самым противопоставляя себя окружающему миру, они активно восстают против живой природы, против ближнего своего и, в конце концов, против самого себя. И, кажется, порочный круг человеческого бытия замыкается, и сам человек по своей иль чужой воле попадает в такую неотвратимую круговерть, что с трудом верится, сможет ли он из неё вырваться и освободиться от неё.
Отец Евгений, не задумываясь, ответил:
– Выход из такого безрадостного жизненного круга всё-таки есть. Для этого необходимо сделать решительный шаг – стать на путь истины, приобщив себя к спасительным истокам духовного мира. Только духовные силы приближают человека к живой природе, порождают любовь к ближнему и делает его свободным в выборе добра, освобождая тем самым от всякого зла.
На этот раз продолжительная, но содержательная беседа закончилась. На следующий день протоиерею Евгению предстояла утренняя праздничная литургия в храме, а профессору Сергею Ковалёву – лекция в институте.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.
Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.
Степан Харланович Карпенков
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
|