«С телом моим вы можете делать что угодно, а душу мою я вам не продам», - такой ответ услышали чекисты от арестованного ими русского адмирала Михаила Коронатовича Бахирева.
Он родился в 1868 г. в Новочеркасске в семье сотника Войска Донского Короната Григорьевича Бахирева. Окончив семь классов Донской Новочеркасской гимназии, поступил в Морское училище, и с той поры вся жизнь его была отдана морю и Отечеству.
Первый случай отличиться выпал Бахиреву в 1900 г. Во время штурма китайских фортов Таку при подавлении Боксерского восстания, Михаил Коронатович, командовавший десантной партией, действовал столь успешно, что был награждён орденом Св. Георгия 4-й ст.
Русско-японскую войну лейтенант Бахирев встретил командиром эсминца «Сильный», затем командовал эскадренным миноносцем «Смелый» в Порт-Артуре. 20 декабря 1904 г., накануне сдачи крепости, из гавани вырвались шесть миноносцев с приказом уйти в нейтральные порты Китая. Вел их лейтенант Бахирев. На одном из миноносцев удалось вывезти знамена гарнизона и секретную документацию. За это дело и другие отличия Михаил Коронатович получил золотое оружие, а в декабре того же года — звание капитана 2-го ранга.
С 1907 г. Бахирев служил на Балтике. Среди кораблей, которыми привелось ему командовать, был и броненосный крейсер «Рюрик» - флагман командующего Балтфлота Николая Эссена. Как пишет, о Михаиле Коронатовиче контр-адмирал В. К. Пилкин, «это был умный, простой и добрый человек. Ему верили, к мнению его прислушивались, он был представителем старых, прежних морских традиций и был очень популярен во флоте». Бахирев был строг, но прост в общении и начисто лишён какого-либо искательства. Глубокое знание своего дела сочеталось в нём некоторой видимой грубоватостью, чуждостью аристократических манер. Матросы любили своего командира, равно как и офицеры. Было в нём что-то от севастопольских адмиралов, от незабвенного П.С. Нахимова… «Адмирал Коронат» - так называли во флоте Бахирева.
Вся служба Михаила Коронатовича в период Великой войны прошла на Балтике. Уже 24 декабря 1914 г. «за отличие против неприятеля» он был произведён в контр-адмиралы и назначен командующим 1-й бригады крейсеров Балтийского моря.
2 июля 1915 г. «адмирал Коронат» командовал русскими силами в морском сражении у Эстергарна. В этой битве русский крейсерский отряд Балтийского флота до конца войны вывел из строя дальний немецкий минный заградитель «Альбатрос» и серьезно повредил броненосный немецкий крейсер «Роон».
В декабре того же года Бахирев принял под начало 1-ю бригаду линейных кораблей, которую составили только что вступившие в строй русские дредноуты «Петропавловск», «Гангут», «Севастополь» и «Полтава».
Самой значимой операцией, проведённой Бахиревым во время Великой войны стало знаменитое Моонзундское сражение.
К этому времени Царская власть уже была свергнута. Балтийский флот стал свидетелем небывалой трагедии и позора: озверевшие, распропагандированные матросы убивали своих офицеров. После революции командиров уже не назначали, а выбирали экипажи, а их решения утверждали «судовые комитеты» и контролировали комиссары Центробалта – те же революционные матросы…
Во время Февральской революции, когда от рук последних пали адмиралы Непенин, Вирен, Бутаков и др. Однако, бывалого служаку, всего себя отдавшего службе и даже не обзаведшегося, подобно Нахимову, семьёй, трудно было напугать. Храня верность Государю, «адмирал Коронат» открыто не принимал революции. «Управляют Россией Советы рабочих и солдатских депутатов, — говорил он, — а следовало это дело поручить Совету флагманов и капитанов».
Однажды, когда команда бесчинствовала на палубе, на неё поднялся Бахирев.
- Вы мне доверяете? – резко спросил он матросов.
- Доверяем! — отозвались те.
Михаил Коронатович помолчал несколько секунд и отрезал:
- А я вам нет! Вы до чего себя довели, от вас царь отрекся! – и с этими словами ушёл…
Как и многим офицерам, подать в отставку Бахиреву мешала война. Война, которую нужно было продолжать, и внешний враг, от которого нужно было защищать Отечество. 21 августа 1917 года он был назначен командующим Морскими силами обороны Рижского залива.
Рижской залив, прикрытый с моря архипелагом Моонзундских островов, с самого начала был точкой притяжения для немцев. Они пытались ворваться туда ещё в 1915 г., но помешали минные заграждения и умелые действия русского флота. Осенью 1917 г. кайзеровские стратеги решил повторить попытку и начали операцию «Альбион». Значительно превосходящие силы противника прикрывали десант на острова. Отразить нападение призваны были легкие силы Балтфлота — эсминцы, крейсера, устаревшие эскадренные броненосцы. Линейные корабли не прошли бы по узкому Моонзундскому каналу, к тому же их команды были ненадёжны.
В ночь на 13 октября Бахирев приказал минному заградителю «Припять» выставить минное заграждение в проливе Соэлозунд, куда пытались проникнуть немцы. Но судовой комитет отказался исполнять приказ, аргументировав это опасностью для корабля: ставить мины пришлось бы в зоне досягаемости артиллерии германских кораблей… Из-за этой узаконенной революционными советами и комитетами подлости Кассарский плес оказался беззащитен, и русских кораблям пришлось вступить в тяжёлый бой с проникшими туда эсминцами противника.
Силы обороны Рижского залива, следуя приказу адмирала, до последнего сражался в узких проливах между островами Моонзунда. Эскадренный броненосец «Слава» пришлось притопить на один борт, чтобы увеличить угол возвышения устаревших пушек, чьи залпы не достигали германских кораблей. При отходе «Слава» уже не мог войти в Моонзундский канал, поэтому был затоплен у входа в него.
Разложение флота сделало своё чёрное дело: несмотря на героические усилия офицеров и оставшихся верными Отечеству матросов, несмотря на высочайший авторитет и профессионализм «адмирала Коронта», сражение за Моонзунд было проиграно. 20 октября 1917 года немцы заняли остров Даго. А через несколько дней власть в столице захватили большевики.
Михаилу Коронатовичу было предложено служить в красном флоте. Но адмиралу хватило нескольких месяцев службы во флоте «демократическом».
- Каждый человек ищет себе оправдание. Ничего этого не нужно, - таков был ответ Бахирева большевикам. Вскоре он был уволен с военной службы «без права на пенсию», а затем арестован. В тюрьме он провёл 7 месяцев, после чего был отпущен. На свободе адмирал работал в Морской исторической комиссии), изучавшую опыт Первой мировой войны на море. Эту работу Михаил Коронатович использовал для написания «Отчета о действиях Морских сил Рижского залива 29 сентября — 7 октября 1917 г.», подробно описывающий ход сражения за Моонзунд.
Параллельно Бахирев участвовал в деятельности антибольшевистского подполья. Само собой, эта деятельность, а также дружеские связи адмирала с Колчаком и офицерами армии Юденича, были для него смертным приговором. Михаила Коронатовича предупреждали о готовящемся аресте и предлагали тайно бежать в Финляндию, но «адмирал Коронат» бежать не пожелал.
Он был арестован в октябре 1919 г., всего несколько месяцев пробыв на свободе.
- С телом моим вы можете делать что угодно, а душу мою я вам не продам, - ничего иного большевистские палачи не могли услышать от русского адмирала.
Уже 9 января 1920 г. коллегия ВЧК постановила: «расстрелять, приговор привести в исполнение по особому постановлению Президиума ВЧК, оставив Бахирева в качестве заложника на случай террористических актов со стороны агентов белогвардейцев». Особое постановление вышло неделю спустя.
Участник двух войн, кавалер многочисленных российских и иностранных орденов, вице-адмирал Михаил Коронатович Бахирев был расстрелян большевиками 16 января 1920 г. Место захоронения русского героя неизвестно.
Е. Фёдоров
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |