Кубанский поход продолжался 80 дней, от 9-го февраля и до 30-го апреля 1918 года. Пройдено, по основному маршруту, 1050 верст. Из 80 дней — 44 дня Армия вела бои. Вышла в составе четырех тысяч, вернулась в составе пяти тысячи, пополненная кубанскими казаками. Схоронила в Кубанской земле вождя и четыреста добровольцев. Вывезла более полуторы тысячи раненых, из них некоторых по несколько раз. В память похода установлен знак, показанный на обложке этой книги – «меч в терновом венце на георгиевской ленте».
Но не окончена борьба за Россию. Добровольческая Армия, отдыхая, стала пополняться и готовиться к новым походам. Что же дал для дальнейшей борьбы наш Ледяной поход?
Приведем несколько отзывов о том:
***
Двух с половиной месячный поход по кубанским степям не дал Добровольческой Армии ни территории, ни «организационного центра» в виде Екатеринодара, ни поднял поголовного восстания Кубанского казачества. Ольгинские мечты не сбылись. Поход стоил России Корнилова и взбудоражил и способствовал организации, из-за страха за свое существование, большевицкого муравейника на Северном Кавказе. Беспристрастный итог актива и пассива Первого похода не склоняется в пользу актива.
Но все эти недочеты, верные математически, неприменимы в военном искусстве. Весь пассив Первого похода меркнет перед теми нематериальными ценностями, которые Добровольческая Армии пронесла и вынесла из своего Кубанского похода. Она первая, без надежды на помощь, открыто пошла на вооруженную борьбу с большевизмом до конца. Окунувшись в советское море, она его бороздила в течение 80 дней, расчищая себе путь среди красных банд. Ничтожная по численности, она сбивала на своем пути все преграждавшее ей дорогу, не считаясь с числом врагов.
Вернувшись на Дон, она принесла с собою веру в и возможность успешной борьбы, и эту веру вливала и в сердца всех тех, кто ее потерял.
Горсть добровольцев, вернувшихся с Кубани, завоевала себе право стать выразительницей чаяний не хотевшей сдаваться большевикам России. Кубанский поход Алексеевских и Корниловских добровольцев зимой 1918 г. превратил их в кадры будущей Русской армии. Духовная сила, которую принесла с собой Добровольческая армия из кубанских степей, создала ей ореол надежды России...
Полк. А.А. Зайцов
***
Нужно было необычайную смелость и уверенность в духе своих бойцов, чтобы совершить этот, ни с чем несравнимый, поход среди большевистского океана, и будущий военный историк, когда начнут изучать этот русский Анабазис, не раз преклонится перед решимостью, талантом, находчивостью вождей и непреодолимым духом маленькой армии, бывшим сильнее всех разочарований, которые неумолимая судьба готовила нам на каждом шагу...
В. Суворин
***
Добровольцы действительно проявили невероятные мужества и выносливость; а вожди их оказались на полной высоте военного искусства. Однако, против одного стояло сто; такое несоразмерное численное превосходство и громадное преобладание в средствах борьбы, конечно, должны были дать немедленную победу большевикам.
Отчего же произошло обратное?
Ответ может быть один.
У большевиков тогда не было опытных руководителей, и организация их еще только нарождалась.
Вот почему и можно с полной уверенностью сказать, что, если бы в начале в армию пришла хотя бы половина того, что впоследствии пристало к добровольцам, и, если бы в ее кассу поступила бы хотя четвертая часть того, что было взыскано с местной буржуазии в вице большевистских контрибуций, — при таких условиях всероссийская большевистская организация была бы уничтожена в самом зародыше.
Порукой в этом был Ледяной поход.
Л.В. Половцов
***
ЗАПОВЕДЬ
Сорок лет. Срок немалый. Отстучали боевые шаги белых солдат, ушли под целину и в вечную память наши соратники, по-солдатски и по-христиански донеся свои лавры и тернии.
А мы, живые, ещё идем и за себя и за них, и греет нас еще общее солнце, и лежит на нас еще общий долг Родине.
Первый Кубанский Генерала Корнилова поход знают и даже помнят многие, но немногие все же уясняют его значение.
Белое дело вынесено и утверждено именно Первым Походом. Светоч над русской землей был зажжен в Первом Походе, светоч, которому суждено разгораться и озарить нашу Родину и потемневший лик человечества... Первый Поход обозначил новую эру — массовую добровольную борьбу кровью и любовью за Добро и Правду. Своим светлым жертвенным путем он засвидетельствовал, что человеку без идеалов невозможно и не должно жить!
Первый Поход, наконец, показал, что не только нужно понять и обличать насилие и зло, не только противиться им, но и лично бороться за их уничтожение! Как это было правильно тогда и как справедливо теперь! И это теперь понимают многие, а последующие поколения на этом будут расти, если, конечно, будут понимать и любить свободу.
Молодость большинства из нас началась войной, созрели мы в гражданской войне, умудрились жизнью, поняли ее назначение и ценность в долгие годы изгнания. И надо сказать, что стержнем и маяком этих лет всегда был и есть Первый Поход. Не было бы его, не было бы смысла и сил для жизни. Мы бы растворились в материалистическом водовороте, нас бы унес общий мутный поток. Не было бы лица, ведущей линии. И вот, выходит, что мы и сорок лет тому назад знали эту линию. Знали тогда по наитию Святого Духа, теперь — по опыту, рассудку и жизненному опыту. Тогда нас захватило и вело: «коль жить нельзя достойно, то надо честно умереть».
Теперь нам представляется, что на земле нашей ничего не было столь праведного и достойного, как этот Первый Поход.
И. Эйхенбаум
***
ЛЕДОВЫЙ ПОХОД
Кубанских дорог черноземный разбег,
И степей предвесенних просторы…
Мы штыками себе добывали ночлег,
На пути в Адыгейские горы…
Под кубанской станицей в крутых берегах,
Бились горной реки перекаты…
Марков вниз соскользнул,
Стоя в мерзлых волнах,
Обернулся и крикнул: «Вода — мокровата!»
А за ним, добровольцы, за взводами взвод,
Шли на приступ с упорством суровым…
Их одежды ломались, звеня, как лед.
И Поход был весь назван «Ледовым».
М.Н. Залесский
|