Русская Стратегия


"Если нашему поколению выпало на долю жить в наиболее трудную и опасную эпоху русской истории, то это не может и не должно колебать наше разумение, нашу волю и наше служение России. Борьба Русского народа за свободу и достойную жизнь на земле - продолжается. И ныне нам более чем когда-либо подобает верить в Россию, видеть ее духовную силу и своеобразие и выговаривать за нее, от ее лица и для ее будущих поколений ее творческую идею." (И.А. Ильин)

Категории раздела

- Новости [3016]
- Аналитика [2237]
- Разное [455]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

КОНТРПРОПАГАНДА

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Календарь

«  Август 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 15
Гостей: 15
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2018 » Август » 1 » И.Ю.Васильев. Структура пространства населённого пункта: традиции и современность
    02:45
    И.Ю.Васильев. Структура пространства населённого пункта: традиции и современность

    Проблема специфики организации пространства населённого пункта, прежде всего-  проблема специфики организации общества. Ещё такие корифеи антропологии и социологии, как Б. Малиновский, А. Радклифф – Браун, Э. Дюркгейм установили, что различные человеческие сообщества и социальные институты призваны выполнять определённый набор функций, среди которых одни из наиболее важных - обеспечение единства между людьми, обеспечение безопасности, создание условий для производственной деятельности. Для достижения этих целей сообщества должны иметь внутреннюю структуру, алгоритм взаимодействия их отдельных элементов. В течении XX столетия было доказано, что жизнь человеческих сообществ гораздо сложнее и не сводится к функциям и структурам. Однако они – наиболее рациональная и пригодная для объективного анализа их составляющая (1). Населённый пункт – это максимально наглядная модель структуры общества и выполняемых им функций, привязанная к конкретной местности.

    Пространство в народной картине мира, в противоположность научному – «объективному» – его пониманию, неотъемлемо от восприятия его субъектом и не абстрагировано от своего содержания, основными и, при этом, взаимообуславливающими его характеристиками можно считать дискретность (взгляд на пространство как на набор локусов), неоднородность (представления о качественных различиях отдельных его частей) и конечность (2).Согласно традиционному восприятию концепта, место - это там, где человек занимается определённым видом деятельности. Специфика места определяется спецификой этой деятельности. Знать дело – значит знать место и наоборот. Месту свойственна привязка деятельности к определённому времени (суток, года и пр.). Месту присущ определённый набор вещей (3).

    Поэтому любой населённый пункт имеет границу и внутреннее членение. Например, жилые дома по своему местоположению и функции отличны от производственных помещений, общественных знаний. Принципы поведения в этих разных локусах зачастую отличны. В рамках населенных пунктов всегда есть места общего пользования, состояние которых и поведение в них людей регулируется совместными усилиями местных жителей (4). Потеря внутренней структуры и внешних границ населённого пункта, как и любого другого объекта, ведёт а) прекращение выполнения своих функций б) прекращение существования как такового (5).

    В статье А. Вахштайна «Пересборка повседневности: беспилотники, лифты и проект ПкМ-1.» можно ознакомиться с раскрытием  идей о городе, состоящем из различных сегментов, стремящихся к максимальной автономии друг от друга. Развитие техники ведёт ко всё большему повышению дискретности, несвязанности друг с другом географически близких групп людей. Людей всё больше связывают отношения, строящиеся вокруг техники вне зависимости от их физического местоположения (6).

    Единство, структура, выполнение основных функций социума кубанской станицы, как и других традиционных сообществ, поддерживалось постоянным упорядоченным общением между его членами.  «- А когда вы были молодым, старших уважали?- Ну а как же! Вседа ж кланялись. Старик идёт, старику кланяются. А теперь и «здравствуй!» не говОрят! Нас учили в школе вседа здороваться со всеми.  А я до дяди Гришки поехал. И на базар пошли. Идут на встречу, а я «Здравствуй! Здравствуй!». А дядька: «Ты что! Сразу скажут, чё ты деревня! Я здороваюсь, кого знаю! А ты со всеми здоровкаешься! – А у нас в деревне все всех знают и здоровкаються!» (7). Как писал Н.И. Бондарь: « В целом время Святок – это и время «узаконенных» бесчинств молодёжи. Часто вслед за колядовщиками, девушками и женщинами, шли парни, которые по окончанию колядования «занимались бесчинствами» Чаще всего они снимали калитки, ворота и заносили их на другой край станицы. Однако так поступали далеко не с каждым. Здесь были «свои счёты»: или в этой семье жила  «гулящая девка», или наоборот, «очень строгая», не желавшая подчинятся тем правилам. Которые оценивались как норма в молодёжной среде…» (8). Здесь наблюдается привязка «бесчинств» к конкретному времени (Святки), местам, соотнесенным с поведением человека, стремление укрепить определённые поведенческие нормы.

    Очень большое значение имела   взаимопомощь. Последняя было как средством поддержания существования сообщества, так и одной из его важнейших целей. Другой, не менее важной было ограничение насилие в рамках сообщества. «А тада уже, в войну, четыре столба поставили, затурлучили абы чем. Помазали их, хоть в своей хате. - А на строительство дома соседей приглашали? Мазать? - Помогали ходили. Кто строит, замесят замес. Помажут, а потом борщи сварят. Покормют и пойдут домой. Помогали хорошо! Где работаешь в брыгаде – приходит группа. Двадцать человек прыдут, помажут»(9). «А поножовщины не было?- Не, не, этого не было (10)»! «Дежурили по станице, чтоб не было нарушений никаких. Это дружинники. На танцплощадке, кругом»(11).

    К концу XX в. традиционная система ограничений и разграничений во многом перестали функционировать. «Выпьют немножко, оставят, опять разговор. А щас! Ладно мужики! А женщины распущенные стали» (12)! «А щас рэжут, […]! Када у нас зарэзали? Да года четыре или пять (назад – И.В)! Славка, девка – алкашка и он алкаш. Пришло время такое, что смотри в оба» (13).

    Населённый пункт во многом превратился во внутренне несвязанное, бесструктурное пространство. В таких условиях места общего пользования, производственные помещения теряют ценностную значимость и подверглись разграблению. «В Азовском развалили. […] Растащили и СТФ, и МТФ. Я как-то ездил туда, рыбу достать, рыбаки там. А так на фермах даже окна повытаскивали, стоят строения одни, шифер посымали. Кому надо – лезет –сымает. И никто ни за что не отвечает. Там же глава Ермоленко. Хоть что-то надо было делать! Никому ничего не надо!» (14).

    В период бытования традиционной культуры природная среда плотно окружало населённые пункты и порой вторгалось в них. Однако люди чётко разделяли своё и чужое пространство, старались подчеркнуть эти границы на практике. Как хозяйственной деятельностью (вырубка диких растений на улицах, недопущение в населённый пункт диких животных), так формами поведения (например, запрет в освоенном, «человеческом» пространстве ряда сугубо мужских речевых оборотов, агрессивных типов поведения). Так же многие виды деятельности человека (большинство ремёсел, места постоянного проживания) располагались почти исключительно в «человеческой» зоне или на её границе (15).

    В рамках традиционной культуры взаимодействие жителей населённого пункта с природной средой было подвержено чёткому регулированию обществом. Так, в Области Войска Донского «в каждой станице, владевшей лесами с растущими в них плодовыми деревьями, тёрном, орехами и т.д., сбор плодов был запрещён до определённого срока. Дата сбора дикорастущих плодов устанавливалась заранее, а сбор в течении запретного срока наказывался штрафом» (16).

    Подобные правила и традиции существовали и в Кубанском Казачьем войске. Примечательно, что единых и повсеместных принципов взаимодействия природы с человеком в традиционной культуре не наблюдалось. Они вырабатывались постепенно, в соответствии со спецификой населённого пункта и окружающей его местности. Масштабные «преобразования природы», такие как прорытие кубанскими казаками Казачьего Ерика на Тамани в первой половине XIX в., имели место и в период господства традиционного уклада. Но прошлый и нынешний уровень изменений несопоставимы (17).

    Взаимоотношения человека и природы подразумевает как приспособление человека к природной среде, так и преобразование, «очеловечивание» природы (18). Но для современной культуры характерно размывание самых разных границ, например, оппозиции своего и чужого. И, как частный пример, освоенного и природного. И то и другое воспринимается как часть единого целого, аморфного и неструктурированного. 

    Люди активно во много раз более активно присутствуют вне населённых пунктов, возводят там массу строений и пр..Например, некоторые «глухие», живописные уголки активно используются для туризма и порой людей там едва ли не больше, чем во многих городских районах. Таким образом, происходит стирание границ между антропогенной и природной средой (19).

    Одновременно многие территории в формальных границах населённых пунктов перестают соответствовать критериям заселенной и освоенной территории, перестали использоваться многие жилые и производственные площади, созданные в XX столетии. Они либо забрасываются, либо вторично окультуриваются под зоны отдыха с низкой плотностью населения и пр. Пространство поселения размывается и фрагментируется, перестаёт быть сплошным и плотным. Исчезли единые принципы природопользования и поддержания искусственной среды внутри населённых пунктов, отношения к сельскохозяйственным угодьям и пр. (20).

    Очень часто и в пределах населённых пунктов скапливается масса отходов человеческой деятельности. В том числе – съедобных. Так же в большом количестве появляются бросовые земли: территории бывших производств и жилых кварталов, свалок. Животные начинают питаться от мусорных свалок. Последние, наряду с культурными растениями, становятся важными источниками питания. Животные переселяются в населённые пункты, вступают в прежде не характерные отношения соседства с людьми. Например, в кубанском хуторе Красном здание местной школы облюбовали змеи – кавказские полозы, занесённые в Красную книгу. Их привлекло наличие пустот под полом и обилие мышей, в свою очередь, питающихся отходами школьной столовой (21).

    Разведение в городах таких домашних животных, как собак, во многом утратило первоначальный смысл, заключавшийся в охране и структурировании территории, отделении частного пространства от территорий общего пользования. Очень многие собаки оказались выброшенными в общественное пространство, ставшее по сути ничейным. Отсюда возникли стаи бродячих собак, которые уже представляют опасность для людей.  Так, в Махачкале жители города выходили  на массовый отстрел бродячих собак после того, как бездомные псы растерзали девятилетнюю девочку. Имели место смертельные случаи нападения бездомных собак на людей, что даже приводило к массовым выступлениям. Т.е., во многом потерявшем внутреннюю структуру городском сообществе речь идёт о «жизни или смерти» домашних  животных, а не их уместной локализации (22).

    В настоящее время  ряд функций государственных структур по поддержанию местной инфраструктуры передаётся муниципалитетам и частным копаниям, что в условиях слабой самоорганизации населения, резкого ослабления психологической эмпатии между жителями на местах ведёт к кризису коммунальной сферы населённых пунктов. В 2016 в станице Каневской ликвидировали стационарные контейнеры для мусора, и жителям приходилось или ждать приезда мусоровоза, либо выбрасывать его прямо на улицу (23). Проблема роста стихийных свалок наблюдается в целом в разных регионах, что сами люди нередко объясняют «разрухой в головах» (24).

    Основой ментального членения пространства, основанные на нём правила поведения, на котором держится функционирование современного населённого пункта, являются представления традиционного общества. Которые стали стремительно уходить из жизни с окончанием т.н. Долгого Средневековья, которое закончилось в период  конца XVIIIXX столетий. После чего последовал краткий взлёт  инфраструктуры и комфорта в самых разных населённых пунктах, основанный на развитии техники, который наложился на некоторые сохранявшиеся основы прежней ментальности. Потом они исчезли, лишившись подпитки в традиционном укладе жизни. И, как следствие, существование современного населённого пункта оказалось под большим вопросом. Т.е., может продолжится активное уменьшение числа малых населённых пунктов, а крупные могут перестать существовать как единое структурированное целое, и превратиться в конгломерат автономных анклавов. Взамен прежних малых населённых пунктов будут появляться мало связанные друг с другом жилые, производственные и рекреационные комплексы.

    Почему это происходит? Как установил известный специалист по возрождению малых населённых пунктов Г.В. Тюрин, населённому пункту трудно функционировать, когда нет тесного коллективного взаимодействия и совместной работы представителей местного бизнеса, интеллигенции, представителей служб, отвечающих за функционирование инфраструктуры и просто неравнодушных граждан. Взаимодействие подразумевает выработку совместных проектов и их реализацию (25).

    Именно поэтому структуры, подобные дореволюционным земствам, функционировали всегда и везде, где существовали населенные пункты с более или менее развитой структурой местного сообщества (26).

    Когда они реально не функционируют, происходит деградация не только местной инфраструктуры, но и ценностно значимых совместных практик местных жителей. Причастность к памяти о Великой Отечественной войне, особенно на уровне семьи, продолжает быть весьма значимой для ощущения себя в качестве полноценного члена общества. Но для молодёжи подобные представления в большей степени имеют абстрактный характер, и в большей степени относится к разряду «парадных ценностей». Те же респонденты, которые говорили о значимости посещения памятников в четь Великой Отечественной вместе с родственниками, в предыдущем блоке вопросов указывали, что бывают рядом с памятниками, только случайно проходя мимо, либо в ходе официальных мероприятий (27).

    Таким образом, в период активного бытования традиционной культуры имело место чёткое разграничение населённого пункта и природной среды. Населённый пункт представлял из себя единую структурированную социальную общность, направленную на выполнение значимых функций (взаимопомощь, обеспечение безопасности, производственная деятельность и пр.). Принципы взаимодействия населения с природной средой была подчинена этим функциям. В настоящее время имеет место постепенный процесс «очеловечевания» и / или разрушения природной среды наряду «одичанием» освоенной в процессе исчезновения связей между людьми, живущими рядом. Населённый пункт теряет единство и взаимосвязанность, постоянное присутствие и деятельность человека сжимается в отдельных точках. Тенденции к постепенной децентрализации населённых пунктов отражены и в разработке проектов развития городских агломераций (28). Быстрее этот процесс идёт в малых населённых пунктах, на окраинах крупных городов.

         Примечания

    1. Клейн Л.С. История антропологических учений. СПб., 2014. С. 230- 239, 300 – 333, 526 -534.
    2. Степанов А.В. Сайфиев А.Ф. Леший – чёрт, отдай мою животину  (Исследование демонологии Сямженского района Вологодской области) // http://folk.ru (дата обращения – 19. 04. 2017).
    3. Степанов А. О месте. Этнофеноменологический очерк // Антропологический форум. 2016. №28. С. 200 – 201, 204 – 205, 209- 210.
    4. Планировочная структура и функциональная организация территории города // http://tehlib.com (дата обращения – 24. 04. 2017).
    5. Митрошников А.О. Философия: учебник Структура, виды, формы и уровни деятельности // http://society.polbu.ru (дата обращения – 24. 04. 2017).
    6. Вахштайн В. Пересборка повседневности: беспилотники, лифты и проект ПкМ-1 // Логос. 2017. №2. С. 20 - 28.
    7. Тен4027 - ПМ КФЭЭ-2008. А/к № 4027., ст. Тенгинская. Инф.: Беднов В. А., 1936 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.
    8. Бондарь Н.И. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Краснодар, 2011. С. 64 - 65.
    9. Тен4032- ПМ КФЭЭ-2008. А/к № 4031, ст. Тенгинская.  Инф.: Радченко Г. Г., 1923 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.
    10. Тен4028-  ПМ КФЭЭ – 2008. А/к 4028, ст. Тенгинская. Инф.: Беднов В.А., 1936 г.р. г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.
    11. Тен4031- ПМ КФЭЭ-2008. А/к № 4030. Ст. Тенгинская. Инф.: Фетисов В.Д., 1935 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.
    12. Нек 4093- ПМ КФЭЭ – 2008. А/к 4093, ст. Некрасовская.  Инф.: Калугин В.А., 1914 г.р. Иссл.: Васильев И.Ю.
    13. Тен4028-  ПМ КФЭЭ – 2008. А/к 4028, ст. Тенгинская. Инф.: Беднов В.А., 1936 г.р. г.р.
    14. Зап3135- ПМ КФЭЭ – 2004.а/к 3135. Ст. Запорожская. Инф.: Харченко А.А., 1928 г.р. Иссл.: Матвеев О.В.
    15. Михайлин В.Ю. Тропа звериных слов М., 2005. С. 332 - 360; Васильев И. Природное и антропогенное: слияние // http://www.apn.ru (дата обращения – 19. 04. 2017).
    16. Шишкина Д.Ю. Экологический опыт традиционного природопользования донского казачества // Дикаревские чтения. Краснодар, 2009. Вып. 14. С. 39.
    17. Семенцов М.В. Историко-экологические аспекты освоения Кубани казачеством в XIX – начале XX вв..// Дикаревские чтения. Краснодар, 2007. Вып. 13. С. 104 – 105, 139 - 142.
    18. Семенцов М.В. Историко-экологические аспекты освоения Кубани казачеством в XIX – начале XX вв..// Дикаревские чтения. Краснодар, 2007. Вып. 13. С.148.
    19. Васильев И. Природное и антропогенное: слияние // http://www.apn.ru (дата обращения – 19. 04. 2017).
    20. Там же.
    21. Васильев И. Природное и антропогенное: слияние // http://www.apn.ru (дата обращения – 19. 04. 2017); Секретарёв А. В школе Усть- Лабинского района завелись змеи // http://kuban24.tv  (дата обращения – 19. 04. 2017).
    22. Дроботов А. Махачкалинцы в отместку за смерть 9-летней девочки начали массовый отстрел бродячих собак // http://www.stav.kp.ru (дата обращения – 24. 04. 2017).
    23. Станица Каневская Краснодарского края превращается в большую свалку // http://www.5-tv.ru ( дата обращения – 25. 04. 2017).
    24. В Крыму вывалили мусор у домов игнорирующих свалки чиновников // https://www.gazeta.ru ( дата обращения – 28. 04. 2017).; Пономарёв Ф. Мусор не по правилам. Почему на Кубани растет число нелегальных свалок // http://www.kuban.aif.ru ( дата обращения – 25. 04. 2017).
    25. Ле Гофф Ж. В поддержку Долгого Средневековья // http://ec-dejavu.ru (дата обращения – 19. 04. 2017); Тюрин Г. Опыт возрождения русских деревень // https://profilib.com (дата обращения – 19. 04. 2017).
    26. Альперович М.С., Слёзкин Л.Ю. История Латинской Америки (с древнейших времён до начала XX в.). М., 1991. С. 24.
    27. Результаты анкетирования «Знание о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, на Северном Кавказе», 2015 год, анкеты №1 – 44, исследователи Баранов А.В..; Результаты анкетирования «Знание о памятниках, посвященных Великой Отечественной войне, на Северном Кавказе», 2015 год, анкеты №1 – 46, исследователи Майгур Н.В, Купавская А.А., Лободырёва Н.Ф..
    28. Гриценко Е.В. Городские агломерации: в поисках оптимальной модели территориальной организации (сравнительно-правовой анализ) // http://отрасли-права.рф ( дата обращения – 08.05. 2017).

     

     

     

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 107 | Добавил: Elena17 | Теги: самоорганизация, игорь васильев
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Русская Стратегия - радио Белого Движения

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1075

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru