Весенним днём 1915 г. 10-я рота Третьего гренадерского Перновского полка тщетно пыталась отбить у германцев село Лопушино. Меткие пулемётные очереди противника редили ряды наступающих. Сразило пулей и второй номер русской пулемётной команды… Тщетно молил пулемётчик поднести патроны, его напарник лежал мёртвым у ящика с ними.
Но, вот, под смертоносным огнём показался молоденький солдат. Он полз, вжимаясь в землю, рядом с ним разрывались снаряды, и, казалось, что никак не добраться ему живым до ящиков с патронами. И всё же ему это удалось. И новая атака гренадеров была поддержана пулемётными очередями, хотя и захлебнулась вновь…
А отчаянные солдатик ещё и ещё раз ползал за патронами, тащил на себе тяжеленные ящики, чтобы к концу дня остатки роты всё-таки вошли в село…
– За проявленное мужество при взятии села Лопушно и бесперебойную подноску патронов, – с этой формулировкой командир полка наградил спустя две недели добровольца Николая Богачёва. В те дни никто и предположить не мог, что настоящее имя находчивого, смелого и всегда готового прийти на выручку паренька – Клавдия…
Она родилась в селе Новорепное Самарской губернии в многодетной крестьянской семье. Жили впроголодь и, окончив церковно-приходскую школу, девушка устремилась в Москву к тётке. Клавдия мечтала получит образование, но на первых порах ей пришлось стать обычной домработницей в тёткином доме.
Всё изменила война. С её началом Богачёва заявила тётке, что окончит медицинские курсы и отправится на фронт. Однако, на курсы очередь в первые дни войны была слишком велика, и девушка решилась отправиться на фронт в ином качестве.
Под именем Николая Богачёва она явилась на призывной пункты и была зачислена в отправляющуюся на передний край команду. Потянулись военные будни, к которым девушка быстро привыкла.
В ноябре 1915 г. группа разведчиков-добровольцев была послана за линию фронта, дабы срочно захватить «языка» ввиду намечавшегося немецкого наступления. В разведку отправилась и Клавдия. Едва перейдя линию фронта группа обнаружила замаскированный окоп боевого охранения противника. Богачёва первой прыгнула в окоп, ударом рукоятки ножа оглушила австрийского фельдфебеля и выволокла его наружу. Тотчас ринулся в схватку напарник пленённого австрийца, но девушке удалось нейтрализовать и его.
За это славное дело «Николай Богачёв» был награждён Георгиевским крестом и званием ефрейтора. Смелого и способного солдата решено было отправить в учебную команду. Однако зачислению в команду предшествовал медицинский осмотр…
– Какой солдат пропадает, ах, какой солдат! – воскликнул полковой командир, когда тайна гренадера-девицы была раскрыта. - Была бы эта Богачева мужчиной, я бы из нее хорошего офицера сделал. Жаль, но придется отправить в тыл…
В тылу Клавдия задержалась ненадолго. Она окончила ускоренный курс фельдшерско-акушерской школу и два месяца спустя вновь отправилась на фронт. Богачёва служила в Третьем подвижном хирургическом госпитале Всероссийского земского союза, в 153-м эвакуационном пункте в городе Бобруйске, в 1170-м полевом подвижном госпитале 4-й стрелковой дивизии. «Возложенные на нее обязанности сестры по уходу за тяжелоранеными и больными воинами несла с полным знанием своего дела, а благодаря редкой самоотверженности и сердечности благотворно действовала на больных и раненых, пользовалась их расположением…», - указывалось в характеристике Клавдии.
В дальнейшем жизнь девушки-гренадера сложилась счастливо. Она вышла замуж и прожила со своим избранником долгие годы. Клавдия Алексеевна Богачёва (в замужестве Гриневич) скончалась в 1961 г. в возрасте 71 года в Москве и похоронена на Ваганьковском кладбище.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |