«Наш батальон готовился к атаке на ваше соединение. Как вдруг вы послали патрульных казаков под командой молодого офицера на разведку. Когда они нас обнаружили, офицер дал приказ отступить, что его люди тотчас же выполнили. Он оставался последним, чтобы прикрыть отступление. Одна из наших пуль его сразила. Он упал с лошади, но сразу же вскочил снова. Наш полковник крикнул: "Сдавайтесь, бросайте оружие!" Но он громко ответил: "Русский офицер никогда не сдается!" - выстрелил и смертельно ранил нашего полковника. Мы пошли на него в штыки. Господа, Ваши офицеры умеют умирать...», - так описывал немецкий пленный гибель русского офицера Дмитрия Евгеньевича Боткина, сына новомученика лейб-медика Евгения Боткина, взошедшего на Голгофу вместе с Царской Семьёй.
Дмитрий Евгеньевич родился в 1894 г., окончил Пажеский корпус и за месяц до начала Первой мировой войны был произведен в офицеры с определением в лейб-гвардии Казачий полк. «В лейб-гвардии Казачьем полку служил хорунжим сын уже известного нам лейб-медика Е.С.Боткина, прекрасный, толковый, честный и скромный юноша, - вспоминал Протопресвитер военного и морского духовенства отец Георгий Шавельский. - Незадолго до ухода полка из Ставки у меня с ним как-то завязалась беседа, и мы проговорили очень долго и задушевно. Через несколько дней по уходе полка на фронт я получаю от хорунжего Боткина огромное, на двух листах, датированное вторым декабря, письмо, в котором он раскрывает передо мной всю свою душу, описывает сокровенную жизнь, каясь во всех тех грехах, которых он доселе никогда никому не открывал. Через несколько дней в Ставке было получено известие, что хорунжий Боткин убит в бою 3 декабря. Значит, письмо было написано накануне смерти. Ясно, что оно было продиктовано страшным предчувствием».
Молодой офицер писал родным, что был бы счастлив умереть за Отечество. Его желание исполнилось.
3 декабря 1914 г. разъезд Лейб-гвардии Казачьего полка во главе с хорунжим Дмитрием Боткиным неожиданно попал во вражескую засаду. Казаки отважно вступили в неравный бой, но силы их стремительно таяли. Дмитрий Евгеньевич понял, что свободно прорваться к своим под смертоносным градом пуль сообща никак не удастся. Тогда хорунжий приказал казакам рассыпаться и пробиваться к позициям поодиночке, а сам, будучи ранен, остался прикрывать их отход. Уже вплотную окруженный врагами, Боткин продолжался отбиваться до последнего патрона.
Донской офицер Е.И. Балабин вспоминал: «3 декабря был бой у деревни Антонев, где был убит в разведке хорунжий Боткин, сын лейб-медика Его Величества. Боткин только перед войной был произведен в хорунжие из Пажеского Его Величества корпуса и был, конечно, совсем неопытным. (...) Боткина послали в разъезд со взводом казаков и радовались, что в его очередь досталась, казалось нам, легкая задача. Урядник говорит ему: "Надо выслать дозоры". – "Дозоры замедлят движение, вышлем позже". Через несколько минут урядник говорит: "Ваше благородие, невозможно ехать без дозоров". – "Подожди, вышлем позже". Попали к немцам в засаду и сразу были окружены. Боткин крикнул: "Врознь марш!" Все рассыпались. Сам же Боткин почему-то задержался, под ним была убита лошадь, и цепь немцев сразу сгустилась со всех сторон. Немецкий офицер крикнул: "Сдавайтесь, вы окружены со всех сторон!" На этот крик Боткин пошел прямо к офицеру и, подойдя к нему на десять шагов, вынул револьвер и застрелил немца. Конечно, Боткина сейчас же расстреляли».
Тело героя так и не нашли. Государь посмертно наградил его орденом св. Георгия. «Сколько погибло этих милых юношей-героев, которых мы еще недавно видели детьми! – писал, отдавая дань восхищения подвигу Дмитрия Евгеньевича, известный публицист М.О. Меньшиков. - И кто мог предполагать, что в наше "растленное время", когда национальная школа действительно поколеблена, поколеблена даже семья, все-таки действует какая-то сверхчувственная, мало замечаемая государственная дисциплина, которая восстановляет дух народный и внушает, как и встарь, высокое благородство?»».
Следует добавить, что средний сын Е.С. Боткина Георгий также доблестно сражался на фронтах Великой войны. Он дослужился до звания капитана и был награждён орденом Св. Георгия.
Е.Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |