Лётчик-казак, за 8 месяцев войны он получил полный Георгиевский бант, сражаясь в кавалерии, а затем прибавил к своим многочисленным наградам уже офицерский орден Св. Георгия за славные дела в коннице крылатой…
Александр Михайлович Пишванов родился 22 октября 1893 г. на хуторе, расположенном неподалеку от Новочеркасска в большой казачье семье, где кроме него росло ещё 11 детей. Его отец занимался разведением лошадей для русской армии. Сам же Александр с детства увлекался всевозможной техникой. Родители определили его в техническое училище, по окончанию которого юноша поступил в Одесскую авиашколу.
Диплом лётчика Пишванов получил в 1912 г., а с началом войны он добровольцем вступил в кавалерию, в рядах которой доблестно сражался вплоть до лета 1915 г. Затем Александр Михайлович подал рапорт о переводе в авиацию. Рапорт был удовлетворён, но прежде чем возвратиться на фронт в новом качестве будущему асу пришлось пройти курс военного лётчика в родной Одесской авиашколе и курс истребителя в авиашколе московской. Лишь летом 1916 г. Пишванов вновь оказался на фронте в составе 10-го авиаотряда. Первый же боевой вылет лётчика состоялся и вовсе 2 октября 1916 г. Своей первой победы ему пришлось ждать ещё без малого полгода. 21 марта 1917 г. он был атакован австрийским самолётом-разведчиком, который поначалу принял за русский.
Реакция Пишванова была достойна потомственного лихого кавалериста. Молниеносно выведя свою машину из-под обстрела, он выполнил мёртвую петлю и, оказавшись в хвосте неприятеля, открыл огонь. Первой же очередью он сразил вражеского наблюдателя. Противник обратился в бегство, но Александр Михайлович не собирался упускать долгожданной добычи. При поддержке подоспевших лётчиков своего отряда он преследовал неприятеля до тех пор, пока тот не рухнул.
28 марта последовала ещё одна победа. «После первой атаки германская машина задымилась, - сообщал Пишванов в рапорте. - Мы атаковали повторно, но в самый критический момент противнику удалось прикрыться облаками. Правда, далеко он не улетел, стал резко снижаться и упал в районе Белдонешти».
26 июня русского лётчика атаковали 4 вражеских аэроплана. При первой же атаке заклинило пулемёт, Александр Михайлович продолжал бой. Искусно маневрируя, он сумел перезарядить пулемёт и ринулся в контратаку. В это время на выручку ему пришли два французских истребителя. В итоге противник ретировался, потеряв одну машину сбитой.
За этот бой Пишванов получил орден Св. Станислава, и это награждение послужило поводом к весьма забавному происшествию. Желая отметить награду, бравый казак решил угостить товарищей заправленным водкой арбузом. Однако, погода стояла жаркая, а приготовленный деликатес требовалось охладить. Александр Михайлович, недолго думая, привязал арбуз к стойке крыла и отправился на патрулирование. Яство уже охладилось, когда неприятель вероломно открыл артиллерийский огонь с земли. Уклоняясь от него и маневрируя, Пишванов потерял арбуз, и тот свалился прямо в неприятельский окоп. В тот же день командование авиаотряда получило из штаба 10-й армии следующее сообщение: «Командование благодарит вашего пилота за его храбрую атаку. И хотя эта огромная бомба не разорвалась, но зато посеяла панику в рядах неприятеля».
4 июля Александр Михайлович провёл 5 воздушных боёв и в ходе последнего из них сбил неприятельский самолёт-разведчик.
Спустя три дня совместно с подпоручиком Десино Пишванов вылетел на перехват группы вражеских разведчиков. Заставив ретироваться один из них, он немедленно атаковал второй. В этой схватке казак-лётчик был ранен пулей в ногу, но продолжил поединок и всё-таки сбил противника.
За этот бой он был удостоен ордена Св. Георгия 4-й ст. В следующем бою 11 июля Пишванов вновь был ранен. Из-за заклинившего пулемёта он оказался под огнём противника. Пулями ему оторвало два пальца левой руки. Несмотря на увечье Александр Михайлович вынудил неприятеля убраться на свою территорию и лишь затем возвратился на свой аэродром.
Это ранение вывело его из строя до осени 1917 г. К тому времени власть захватили большевики, и Пишванов, не желая иметь с ними ничего общего, поспешил в родной Новочеркасск, где вступил в Добровольческую армию.
С Белой армией Александр Михайлович разделил весь её крестный путь. Он особенно отличился в дни летнего наступления на Москву. В приказе командующего 1-м Добровольческим корпусом генерал-лейтенанта А.П. Кутепова говорилось: «Лётчики 6-го авиаотряда во главе с временно командующим поручиком Туренко во время операции по взятию города Орла совершили ряд полётов, всё время освещая боевую обстановку. Последние 2 дня, предшествующие падению Орла, лётчики, не взирая на дурную погоду и дальность расстояния, неутомимо летали над Орлом и его окрестностями, пробыв в воздухе 29 часов 40 минут. Бронепоезда противника, его эшелоны и войска были забрасываемы бомбами, сброшено 100000 наших воззваний над рядами дрогнувших красных».
При отступлении белых 6-й авиаотряд, в котором служил Пишванов, был окружён в Грозном большевиками и чеченскими повстанцами. Однако, Александру Михайловичу и его сослуживцам удалось избежать плена, перелетев в Грузию. Прослужив там год - вплоть до установления большевистской власти, Пишванов перебрался в Англию и некоторое время служил в британских ВВС в качестве пилота-инструктора.
В 1926 г. Александр Михайлович эмигрировал в США, где устроился инженером в фирму И.И. Сикорского. Пять лет спустя он перешёл в авиационную корпорацию другого авиаконструктора, русского аса и Георгиевского кавалера А.Н. Прокофьева-Северского. Скончался казак-лётчик Александр Пишванов в 1966 г.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |