Русская Стратегия


"Воин жизни, сражайтесь твёрдо и не уставайте верить в победу. Победу одерживает тот, чей глаз неустанно смотрит на неё. Кто думает о поражении, тот победу теряет из виду и больше не находит её." (Свт. Николай Сербский)

Категории раздела

- Новости [3079]
- Аналитика [2305]
- Разное [513]

ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ ЕЛЕНЫ СЕМЁНОВОЙ. СКАЧАТЬ!

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

ПРОГРАММА "ТОЧКА ЗРЕНИЯ"

ПРОГРАММА "РУССКИЕ БЕСЕДЫ" НА "РУССКОЙ СТРАТЕГИИ"

КОНТРПРОПАГАНДА

ИСТОРИЯ СТРАНЫ МОЕЙ

НОВОРОССИЙСКИЕ СТРОФЫ

Календарь

«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Друзья сайта

ПЕРВЫЙ ПОЛК РУССКОЙ АРМИИ
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2018 » Сентябрь » 12 » Неопубликованный разговор с М.М. Дунаевым об Астафьеве и Солженицыне
    03:22
    Неопубликованный разговор с М.М. Дунаевым об Астафьеве и Солженицыне

    Летом 2002 года мы готовили тематический номер альманаха «Русское Возрождение», посвящённый судьбе русских могил. В числе прочего нам захотелось посмотреть, как эта тема отражена в русской литературе ХХ века, и мы обратились за советом к Михаилу Михайловичу Дунаеву.

    Беседа наша проходила после воскресной службы и была короткой. Дунаев посоветовал обратиться, в первую очередь, к творчеству Солженицына и Астафьева.

    Мы не планировали публиковать в альманахе это интервью - скорее, просто спрашивали совета у специалиста. Файл с записью беседы давно затерялся, да и сам альманах по не зависящим от нас причинам так и не вышел. И вот в сороковой день со дня кончины Михаила Михайловича этот давно, как мы считали, утраченный файл, удивительным образом нашёлся. Его содержание - перед вами:

    - Отразилась ли в нашей литературе двадцатого века тема отношения к русским могилам - могилам убитых на войне, репрессированных?

    - Есть великолепное рассуждение на эту тему у Виктора Астафьева, в романе «Прокляты и убиты». Там один из героев - мерзавец политрук Мусенок, начальник политотдела дивизии.  И свой же, капитан Щусь, подстроил его смерть. Астафьев описывает, как его пышно хоронили, перезахоранивали, с пионерами, как героя войны. А подлинных героев войны в то же самое время хоронили кое-как. Очень хорошо показывает психологию людей эпизод:

    «Набрав команду из войска лейтенанта Боровикова, Шестаков повел ее к желобу, на окраину деревни - попытаться унести трупы товарищей...Трупы никто не убрал, они глубже влипли в грязь, начали врастать в землю. Выковыряли убитых из земли, продели обмотки под мышки и, впрягшись, волокли их вниз по речке. Лёшка волок Васконяна, тот в пути все за что-то цеплялся, обувь с его ног снялась, шинель осталась в грязи. К братской могиле Васконян и его товарищи прибыли почти нагишом. Да не все ли им равно? Свалили убитых в яму, прикрыли головы полоской из брезента, постояли, отдыхиваясь. «Ну-к, чё? Давайте закапывать», - предложил кто-то из бойцов. «Как? Так вот сразу?» - встрепенулся лейтенант Боровиков. «Дак чё, речь говорить? Говори, если хочешь». Боровиков смутился, отошел. Закапывали не торопясь, но справились с делом скоро - песок, смешанный с синей глиной, - податливая работа. «Был бы Коля Рындин, хоть молитву бы почитал, - вздохнул Шестаков, - а так чё? Жил Васконян - и нету Васконяна. Это сколько ж он учился, сколько знал, и все его знания, ум его весь, доброта, честность поместились в ямке, которая скоро потеряется, хотя и воткнули в нее ребята черенок обломанной лопаты...»

    Люди чувствуют, что что-то надо сделать, а что - они просто не знают. Советских никаких нет обрядов, с религией покончено. Зарыли - и от них ничего не осталось. Мы можем сказать, что Астафьев первый показал, что борьба с религией, Церковью в конце концов даже в каких-то совершенно неожиданных внешних вещах находит такое проявление. Даже не знали, как похоронить человека.

    - Но эта тема поднимается Астафьевым уже  в  позднем творчестве, в девяностые годы. А нет ли более ранних проявлений этой темы в литературе?

    - Наверное, есть. У Василя Быкова есть повесть «Его батальон». Ее сейчас и не вспоминают. А мне кажется, что это у него едва ли не лучшее произведение. Могу сказать так: я много читал военной прозы, но понял, что такое война, только прочитав эту повесть. Она  - советского времени. Астафьев  уже имел возможность не оглядываться ни на кого. Такой возможности у Быкова тогда не было. В «Его батальоне», в двадцатой главе, есть тоже эпизод, как хоронят. Правда, там нет этой темы, что, мол, не знаем, как похоронить, а просто - погибли люди, печаль комбата капитана Волошина по этому поводу. Люди могли бы жить - в общем, достаточно обычные рассуждения. И, тем не менее, эта повесть осталась малозаметной, к ней, возможно, не хотели привлекать внимание. Потому что повесть все-таки жестковата по сравнению с той военной прозой, которую тогда печатали. А больше в военной прозе эту тему, по-моему, не поднимали.

    Что касается отношения к мертвым в лагерях - тут, естественно, нужно обратиться к творчеству Александра Солженицына. Он был, пожалуй, первым, кто вообще, не в связи с войной, поднял тему отношения живых к мертвым - как тему трагическую. У него есть стихотворения в прозе, которые он называет «Крохотки». Это тургеневская традиция. Там одно есть написанное прозой стихотворение, оно так и называется «Мы-то не умрем»:  живые не думают об этом, боятся этой темы: мол, мы не умрем никогда. И сами похороны: раньше медленно шли, несли покойного, а теперь в какую-то машину загрузили, быстренько уехали и забыли, забыли обо всем...  Солженицын прямо не пишет о причине такого отношения к усопшим, но причина, по сути, та же. Сравнение «раньше - теперь» все равно чувствуется. Раньше с попом хоронили. А  теперь - по-советски:  быстрее-быстрее. Церковная жизнь была  разрушена, а вместо нее оказалась пустота.

    В целом же тема отношения русских людей к могилам своих соотечественников еще ждет своего исследователя.

    Беседовал Григорий Прутцков, лето 2002 г.

     

    Источник

     

    Напоминаем читателям!

    Преодоление клеветы и новое осмысление. Вечер памяти А.И. Солженицына пройдёт в Москве

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 83 | Добавил: Elena17 | Теги: 100 лет Солженицыну, россия без большевизма, Александр Солженицын
    Всего комментариев: 1
    avatar
    1
    С юношества своего был отягощён "темой отношения живых к мертвым - как тема трагическая". И только пребывая в Православии - убедился, что не всяк человек теряет своё земное величие под могильным холмом - если холм истинно Православный; вот и в сей день - приготавливаясь мысленно в последний путь - встретил "Неопубликованный разговор с М.М. Дунаевым...".
    Спасибо Редакции за публикацию - весьма глубокую и важную! С уважением! ПП - Мюнхен
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Русская Стратегия - радио Белого Движения

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1126

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru