Официальная версия Минобороны РФ по поводу гибели Ил-20 в небе у средиземноморского побережья Сирии на сегодня такова: ракета комплекса С-200 сирийских ПВО во время налета израильской авиации по ошибке поразила самолет наших Воздушно-космических сил, на борту которого находились 14 (по другим данным — 15) российских военных. По данным ведомства, израильские F-16, осуществлявшие заход на цели на малой высоте со стороны Средиземного моря, нанесли удар по сирийским объектам в районе Латакии вечером 17 сентября. При этом действовали они под прикрытием французского фрегата Auvergne, запустившего, по данным российских радиолокационных средств контроля воздушного пространства, в момент гибели Ил-20 четыре ракеты.
При этом Израиль, вопреки давно достигнутым договоренностям, предупредил наше командование в Сирии о планируемой операции менее, чем за одну минуту до удара.
Между тем, Тель-Авив отрицает свою ответственность за крушение российского Ил-20, говорится в заявлении израильской армии. По мнению той стороны, в случившемся виноваты Дамаск, Иран и ливанское движение «Хезболла».
При этом в израильской армии признали, что ВВС их страны действительно бомбили сирийские объекты. «Минувшей ночью истребители армии обороны Израиля атаковали предприятие сирийских вооруженных сил, системы для производства точного летального оружия которого в скором времени должны были быть перевезены „Хезболла“ в Ливан по заказу Ирана», — отмечается в сообщении.
Подчеркивается, что это оружие предназначалось «для атаки на Израиль» и представляло угрозу стране.
Также отмечается, что Израиль скорбит в связи с крушением самолета и готов предоставить России всю необходимую информацию для расследования инцидента.
Между тем, эксперты «СП» сомневаются, что Ил-20 сбит именно сирийскими ПВО. В любом случае встаёт вопрос: будут ли Москвой предприняты обещанные «жёсткие меры» в отношении Израиля и Франции, которые, судя по официальным сообщениям МО РФ, в той или иной степени причастны к уничтожению российского самолёта?
— До конца непонятно, что же в действительности там произошло, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Российские военные заявили, что сирийская ракета сбила наш Ил-20 из-за подстроенной Израилем провокации. Однако в зенитно-ракетных комплексах С-200 должна стоять система опознавания «свой-чужой». Почему она не воспретила пуск ракеты по российскому самолету? Об этом наши военные ничего не сказали. Но они обязаны разъяснить эту ситуацию. Потому что есть вероятность, что сбили наш Ил-20 как раз израильские самолёты.
«СП»: — Зачем?
— Это самолёт радиоэлектронной разведки. Он фиксировал все авиационные и ракетные удары по сирийской территории. Указывал средствам ПВО маршруты атакующих израильских самолетов. И, таким образом, на порядок повышал эффективность работы зенитчиков. Поэтому Израилю наша «Лысуха» крайне мешала.
А сейчас, чтобы уйти от серьёзного скандала с Израилем, возможно, в Москве решили всё свалить на сирийские ПВО. Такой вариант вполне вероятен.
Поэтому без подробных разъяснений Минобороны России, что произошло с системой определения «свой-чужой» ан С-200, трудно поверить в официальный вариант. А если эта система на сирийских ракетах не стоит, то непонятно, как мы ведём уже три года войну в Сирии? Что, всё это время наши лётчики там рискуют быть сбитыми сирийскими ПВО?
«СП»: — Если всё же признать официальную версию о провокации Израиля, какой будет реакция России?
— Даже если это — правильная версия, то получается, что Израиль совершил подлый, вероломный акт. За это должно последовать серьёзное наказание. Мы помним, что когда в Турции был сбит наш Су-24 и погиб один лётчик, последовали жёсткие санкции. Теперь погибли 14 российских военных. Поэтому в любом случае санкции в отношении Израиля должны быть не менее жёсткие.
«СП»: — Израиль многие годы не стесняется наносить по территории Сирии ракетно-бомбовые удары. Может быть, теперь Сирии стоит нанести удар по территории Израиля?
— Да, Россия до сих пор запрещала Сирии отвечать на удары Израиля. А после случившегося с Ил-20 надо бы поставить Дамаску ракеты типа «Искандер» или «Точка», способные наносить удары в глубине израильской территории. Нужна акция возмездия. Удар по израильскому военному аэродрому, например. Но боюсь, что Кремль не будет этого делать.
«СП»: — Почему?
— Израиль позиционируется Кремлём, как большой друг России. Биньямин Нетаньяху недавно приезжал с визитом в Россию, в День Победы возлагал цветы к Вечному огню на Красной площади. Но это не даёт права Израилю убивать наших военных.
Однако не исключаю, что в России, как и в США, существует могучее произраильское лобби. Поэтому Израиль давно и регулярно у нас преподносят как надежного друга РФ на Ближнем Востоке. Хотя этот «друг» не раз и до этой трагедии всячески мешал и вредил нам.
Я совершенно не уверен, что нынешняя российская власть готова занять принципиальную позицию по возмездию за сбитый Ил-20. К сожалению, нельзя исключать, что всё будет спущено на тормозах.
— У нас мало акцентируют внимание, что в ночь на вторник Израиль наносил ракетно-бомбовые удары в непосредственной близости с нашей авиабазой Хмеймим, — говорит эксперт Центра военно-политической журналистики Владимир Орлов. — Одна из целей находилась всего в километре от российского аэродрома.
В момент нанесения удара наш Ил-20 находился в воздухе, заходил на посадку, как сообщает российское Минобороны. И Израиль, и Франция, фрегат Auvergne которой прикрывал атаку израильских ВВС, были прекрасно осведомлены, что наш самолёт находится в воздухе.
В 23−00 17 сентября началась израильская бомбардировка объектов в Сирии. Примерно в это же время Минобороны России сообщило, что связь с Ил-20 потеряна. Одновременно, говорится в официальном сообщении военного ведомства, было зафиксировано четыре пуска ракет с французского фрегата Auvergne. Этот корабль имеет на вооружении порядка 30 ракет для стрельбы по воздушным целям и восемь противокорабельных ракет. Противокорабельными ракетами фрегату стрелять было не в кого. Морских целей в округе для этого корабля не было. Остается вариант со стрельбой по воздушной мишени. Что это была за мишень?
«СП»: — То есть, выходит: в действительности Ил-20 мог быть сбит французами или израильтянами?
— Можно, конечно, допустить, что во время отражения атаки сирийские ПВО допустили грубую ошибку. Однако вам не кажется странным, что Франция до сих пор не даёт официального ответа: по кому её фрегат во время атаки ВВС Израиля запустил четыре ракеты?
«СП»: — Почему без особых расследований Минобороны тут же изложило версию, что это сирийцы ошиблись в результате провокации Израиля?
— Военные всю ночь молчали. Всю ночь вырабатывалась официальная позиция по отношению к трагедии. И вот, похоже, решили огласить некий промежуточный вариант. На сегодня для российского руководства это, видимо, наиболее удобная версия.
Ясно, что ситуация тревожная и «подвешенная». Очень хотелось бы знать, о чём в данное время договариваются военные заинтересованных стран? И продолжит ли Израиль поражать цели, находящиеся буквально рядом с российскими военными объектами?
Есть ощущение, что наше политическое руководство на сегодня не может дать вразумительных ответов. И определиться, как впредь вести себя при подобных атаках Израиля.
— Комплекс С-200 был поставлен в Сирию в 80-х годах прошлого века, поэтому системы наведения «свой-чужой» там могло и не быть, — считает военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин. — Я думаю, что российским ответом на провокацию с Ил-20 будет полное закрытие неба Сирии для израильских боевых самолётов. Если они всё же решатся впредь перелетать через границу, то их будут сбивать.
Я думаю, что сегодня министр обороны России Сергей Шойгу сказал об этом своему израильскому коллеге Авигдору Либерману. Это как минимум.
«СП»: — А может ли Сирия, скажем, нанести ракетный удар по территории Израиля в ответ на все удары, что наносились по ней в последние годы?
— Вряд ли Сирия на это решится. Поскольку это будет означать войну еще и с Израилем. А для ослабленной длительной гражданской войной Сирийской Арабской республике это крайне невыгодно и опасно.
|