В Москве в библиотеке Лермонтова прошёл вечер, посвящённый грядущему 100-летию русского национального писателя и мыслителя А.И. Солженицына. Данным мероприятием открылся первый сезон работы русской литературной гостиной "Четверговая соль", действующей под эгидой Русского просветительского общества им. Императора Александра III. Хозяйкой гостиной и ведущей нынешнего и грядущих вечеров стала знаменитая русская писательница Е.П. Чудинова. В вечере приняли участие Исполнительный секретарь Александровского общества, редактор журнала "Голос Эпохи" и портала "Русская Стратегия" Елена Семёнова, философ и общественный деятель Виктор Аксючиц, социолог Филипп Грилль, публицист Дометий Завольский, поэт и журналист Евгений Данилов, автор-исполнитель, сотрудник Дома Русского Зарубежья им. А.И. Солженицына Виктор Леонидов. В рамках программы были показаны фрагменты фильма поэта и журналиста Дмитрия Кузнецова о пребывании А.И. в Калуге в 1998 г. Также было зачитано слово профессора В.Г. Хандорина, который не смог быть на вечере лично. Фоторепортаж и видеозапись мероприятия будут опубликованы "Русской Стратегией" позже. А пока представляем вниманию читателей слово В.Г. Хандорина.
Столетие А.И. Солженицына – безусловно событие для каждого российского патриота, я бы сказал – для каждого думающего русского человека. Прежде всего следует отметить его уникальность как личности и как явления в российской истории и литературе. Казалось бы, о преступлениях советской власти много писали и до него – и в кругах белой эмиграции, и среди более поздних её представителей, и в среде западных журналистов и политиков. Между ними были и очень талантливые и яркие люди – достаточно вспомнить хотя бы такие обличительные памфлеты о большевиках, как «Юбилей предателей и убийц» В.Л. Бурцева, «Россия в концлагере» И.Л. Солоневича.
Однако прославился на весь мир именно Солженицын, ставший символом идейного сопротивления Молоху коммунизма. Причём в качестве такого символа его признали не только единомышленники – патриоты, но и «либеральные» диссиденты прозападного толка, исповедовавшие совсем другие идеи и ценности, нежели он. Можно лишь размышлять о причинах этого феномена. Наверное, это не только его публицистический и писательский талант, но и мощная энергия, бойцовская натура, несгибаемая принципиальность, с которой он не поддался ни на соблазны стать певцом Запада, ни на задабривающие подачки от ельцинской власти. По своему влиянию на умы современников набатный колокол его произведений можно сравнить в истории России разве что с «Колоколом» Герцена, с той разницей, что радикальные идеи Герцена, при всей проповеди свободы, несли в себе зёрна разрушения исторической России, плоды которого мы пожинаем до сих пор – идеи же Солженицына были направлены на её возрождение и подлинное обновление. Можно не соглашаться с отдельными его идеями (лично я, например, будучи «империалистом», несогласен с его отношением к имперской идее), но невозможно не признать, что это была глыба, значение которой ощущается до сих пор. И не случайно по накалу злобы и клеветы, которые обрушивают на него до сих пор коммунисты и их всевозможные мутанты, которых трясёт от одного его имени, как чертей от ладана, Солженицына можно сравнить разве что с А.В. Колчаком (фигура которого, кстати, была чрезвычайно близка писателю, который держал портрет адмирала в своём рабочем кабинете, а на своей памятной встрече с Путиным прямо назвал Колчака и Столыпина самыми великими людьми России за весь ХХ век.
Почтим же его память и приложим усилия для того, чтобы она была увековечена по достоинству. |