Снежным зимним днём 1918 г. в Новочеркасск прибыл молодой офицер, сразу записавшийся в ряды ещё совсем малочисленной Добровольческой Армии. С ней ему суждено будет разделить весь крестный путь - до самой эвакуации 1920 г…
Офицера звали Василием Янченко. Он не принадлежал ни к аристократии, ни к иным «реакционным» сословиям, да и чин его был невелик - всего лишь прапорщик. Такой человек вполне мог бы занять не последнее место при новой власти. Но есть вещи куда более значимые, нежели происхождение и чин. Такие, как Честь. Такие, как верность Отечеству. И тем, и другим Янченко обладал с избытком.
Он родился 1 января 1894 г. в Никольско-Уссурийском уезде в мещанской семье. В 1913 г. закончил Саратовскую техническую школу по специальности инженер-механик. Осенью 1914 г. добровольцем вступил в Русскую Императорскую Авиацию. Окончив Севастопольскую военно-воздушную школу, Василий Иванович был зачислен в 12-й авиаотряд в звании старшего унтер-офицера.
Уже в сентябре 1915 г. Янченко получил первую награду - знак отличия ордена Св. Георгия 4 ст. Но не за боевые заслуги, а за «за проявленное мужество при чрезвычайных обстоятельствах, позволившее сохранить военную технику и экипаж». При первом же вылете самолёт лётчика загорелся, однако, он сумел дотянуть его до своей территории и посадить, получив при этом ожоги лица и руки.
Вскоре последовала и боевая награда - Георгиевский крест 3-й ст.
В начале 1916 г. Янченко перевёлся в 3-й авиационный отряд прапорщика Ивана Орлова. В паре с ним Василий Иванович сбил свой первый австрийский самолёт-разведчик. Второй самолёт был уничтожен им также вместе с Орловым. «Прапорщик Орлов и прапорщик Янченко вылетели на перехват противника в 09:20 на двух «Ньюпорах», - сообщалось в официальном рапорте. - Настигнув вражеский самолёт в районе Брезжанска, прапорщик Янченко атаковал его, открыв огонь из пулемёта. Мы видели, как аэроплан стал падать, оставляя за собой шлейф чёрного дыма. Прапорщик Орлов попытался преследовать подбитую машину, но в это время на наших лётчиков напали ещё 2 вражеских аэроплана. В ходе завязавшейся схватки наши лётчики вынудили противника ретироваться».
Годом позже в 3-й авиаотряд поступил наблюдателем младший брат Янченко - Михаил. Последний также достойно проявил себя в разведывательных полётах и был награждён Георгиевскими крестами 4-й и 3-й ст.
18 октября Янченко, произведённый в прапорщики, находясь в боевом патрулировании, обнаружил 3 машины противника и атаковал их. Первой очередью он повредил и заставил ретироваться один из неприятельских самолётов, а сам напал на второй, сбив его.
Не менее рискованным дело для отважного лётчика стало испытание новых моделей самолётов, поступавших в его соединения. Эти модели периодически выходили из строя. По счастью, травмы, получаемые при этом Янченко, не были тяжёлыми, однако «гостить» в лазарете заставляли.
7 марта Янченко вылетел на очередную воздушную охоту вместе со своим другом Донатом Макиенком. Лётчики атаковали и уничтожили двухместный самолёт-разведчик. 13 апреля совместно с тем же Макиенком и Юрием Гильшером им были уничтожены ещё два вражеских аэроплана.
20 апреля Янченко получил ранение в ногу, но продолжил службу, совершив в мае-июне 1917 г. 84 боевых вылета.
В июле русский ас добавил на свой счёт ещё четыре сбитых вражеских машины.
В августе из славной троицы русских асов в строю остался лишь Янченко. В конце июля под Тарнополем погиб Юрий Гильшер, а 19 августа во время парного полёта, в результате которого был сбит неприятельский самолёт, получил тяжёлое ранение Донат Макиенок.
Фронт разваливался, друзья один за другим уходили в вечный полёт на небеса. Как и у всякого русского офицера в те дни, на душе у Василия Ивановича было тяжело и сумрачно. Тем ожесточённее бил он врага. 6 сентября во время патрулирования прапорщиком Янченко «в районе Сатанува был встречен самолёт противника типа «Бранденбург», вооружённый 2-мя пулемётами, который сам перешёл в атаку, проявив большое искусство. Постоянно уходя на крутой вираж, не позволял взять себя на мушку». После 20-минутного боя Янченко всё же удалось заставить противника снизиться за линию своих окопов.
20 сентября, сопровождая самолёт-разведчик «Фарман», Василий Иванович вступил в бой с австрийским «Альбатросом» и после 10-минутной схватки уничтожил его.
В октябре русский ас одержал две победы. О последней из них, 16-й по счёту, он писал в рапорте: «...Я увидел группу аэропланов, набирающих высоту, и стал их преследовать. В районе деревни Зубровка я внезапно атаковал одноместный «Альбатрос». Он стал выполнять крутой разворот влево, пытаясь контратаковать, но в это время я открыл огонь и поразил его. «Альбатрос» завалился на крыло и вошёл в вертикальное пике. Он упал на краю леса у Дубровки. Я приземлился и обнаружил, что самолёт полностью разрушен, а пилот мертв. Я забрал его документы и отправил в штаб 7-й Сибирской дивизии».
После захвата власти большевиками Янченко отправился на Дон, командовал 2-м авиаотрядом Добровольческой армии. В эмиграции Василий Иванович вернулся к своей мирной специальности инженера - работал сперва у Игоря Сикорского, а затем, вплоть до 1952 г. - конструктором в Сиракузах. Точная дата смерти второго по результативности русского аса неизвестна.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |