Елену Морозову обвиняют в запрете пускать верующих в Свято-Владимирский собор Херсонеса Таврического.
Буквально под занавес прошлого года у знаменитого заповедника сменилось начальство. Как известно, сам президент Владимир Путин назвал севастопольский Херсонес «русской Меккой», где находятся наши национальные скрепы. А потому новая хозяйка музейного комплекса вызвала всероссийский интерес.
Прежняя руководительница Светлана Мельникова, не доработав контракт, резко отправлена во Владимиро-Суздальский заповедник. По специальному распоряжению Херсонес возглавила Елена Морозова - бывший сотрудник «Музея Водоканала» из Санкт-Петербурга. Позже она трудилась замдиректора «Музейно-выставочного центра» северной столицы.
Херсонес — место, действительно, уникальное. Здесь место крещения Святого благоверного князя Владимира. Отсюда православие пришло на Русь. А потому настоящим шоком для города русской славы стал нынешний рождественский скандал. 6 января верующих не пустили на вечернее богослужение в Свято-Владимирский собор, который находится на территории Херсонеса. Такого не случалось здесь никогда. Хотя собор действительно расположен в центре исторического заповедника, куда туристы проходят по билетам — на православные праздники проход к легендарному собору всегда был свободен.
Уполномоченный по правам человека в Севастополе Павел Буцай потребовал от прокуратуры города проверить законность действий администрации и охраны музея-заповедника «Херсонес Таврический». Также депутатский запрос о сложившемся конфликте отправил министру культуры РФ Владимиру Мединскому депутат Госдумы от Севастополя Дмитрий Белик. Поводом стали многочисленные обращения взволнованных горожан. Как отметил севастопольский омбудсмен, Конституция РФ прямо запрещает какое-либо ограничения прав и свобод по признаку религиозной принадлежности. Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» воспрепятствование совершению богослужений запрещено и преследуется по закону.
— Ситуация крайне недопустимая, потому что в такой светлый праздник, как Рождество, лишать людей возможности причаститься — это большая проблема, — заявил авторитетный общественник, председатель исторического клуба «Севастополь Таврический» Вадим Прокопенков. Есть информация, что всего на рождественскую службу не попали больше сотни прихожан Свято-Владимирского собора. Отказ пропустить верующих руководство Херсонеса мотивировало тем, что «график посещения храма был известен заранее, а на службу не попали опоздавшие».
Ответом стали возмущенные комментарии городских соцсетей:
— На службу нельзя опоздать, человек имеет право приходить в храм тогда, когда хочет и никто не имеет право ограничивать его в этом желании и устанавливать для него расписание, когда можно молиться или ставить свечи, а когда нельзя.
— Служба в храме — это не лекция в универе, чтобы на неё опоздавших не пускать. Руководство Херсонеса вообще знает, что такое ЦЕРКОВНАЯ СЛУЖБА и чем она отличается от службы охранника на воротах?
— Требуем беспрепятственно пропускать в собор православных, причем ежедневно! Нахождение собора на территории федерального музея — не проблема храма и верующих, а проблема музея и музей обязан организовать беспрепятственный круглосуточный доступ в храм любыми возможными способами, невзирая на свои расписания и режимы работы.
— С каких пор у нас церковь посещают по расписанию? Меня поражает в данном случае другое — смиренная позиция верующих. Да они обязаны были вызвать наряд полиции и составить протокол по факту препятствования проходу в храм. Дирекция Херсонеса не просто издевалась над севастопольцами, она совершила уголовное преступление.
Свои права на значительную часть заповедной территории традиционно заявляет Украинская православная церковь Московского патриархата. Повод весомый — до революции 1917 года на Херсонесе располагался монастырь. Между музеем и УПЦ МП перманентно ведется жесткая полемика в отношении этих участков. Музейная дирекция всегда выступала против церковной реституции.
Вступив в должность, новый руководитель заповедника Елена Морозова на пресс-конференции в Севастополе сообщила, что «поставила перед собой сверхзадачу» — сделать так, чтобы половина жителей России знали о Херсонесе. По ее словам, музей теперь «станет развивать историко-патриотическое направление». Строгий запрет купания на херсонесских пляжах будет продолжен. Морозовой не нравится, когда «посетители ходят и спотыкаются о камешки», потому в экспозициях проложат дорожки. Ее явно не интересует факт, что этим «камешкам» из фундаментов и мостовых античного полиса минимум два с половиной тысячелетия. Приоритетными направлениями в конкретной оргработе были названы обеспечение безопасности, просветительские мероприятия и установка дополнительных туалетов.
С дорожками и туалетами пока не заладилось, зато за безопасность взялись круто. Результат, что называется, налицо — половина России действительно узнала о небывалом скандале накануне Рождества-2019. Чтобы хоть как-то погасить конфликт, 11 января состоялась многочасовая встреча и.о. директора музея Елены Морозовой и благочинного Севастопольского округа протоиерея Сергия Халюты. Сама Морозова оценивает результаты переговоров оптимистично: «Мы пришли к договоренности вместе работать на благо севастопольцев и гостей города. Принято обоюдное решение: прихожанам всегда рады! А дальнейшие нюансы будут обсуждаться заранее и особо тщательно».
Куда сдержанней прокомментировали нынешнюю ситуацию в Свято-Владимирский соборе Херсонеса: «Будем искренне рады, если решение, устраивающее обе стороны, найдется. Но на сегодняшний день окончательного алгоритма решения проблемы еще нет. Надеемся, руководство государственного музея-заповедника услышат доводы верующих, касающихся посещения храма не только в праздничные для христиан дни, но и на постоянной основе», — сообщила пресс-служба Севастопольского благочиния.
Сергей Ильченко |