С незапамятных времен дети принимали активное участие в войнах и сражениях, помогая взрослым мужчинам. Примеров тому в истории очень много. В русской армии «сыны» или «воспитанники» полка также не были исключением. В одном из боев Отечественной войны 1812 генерал Раевский шел в атаку на французов впереди своего полка с двумя несовершеннолетними сыновьями - мальчиками одиннадцати и шестнадцати лет. Защита Отечества во все времена считалась священной обязанностью мужчин независимо от возраста. А если добавить сюда жажду приключений и любовь к романтике, то понятно, почему Первая Мировая война всколыхнула души подростков России, ведь она была войной с иноземными захватчиками и разбудила патриотические силы всего народа. Детский патриотизм охватил все слои общества, все учебные заведения государства. Воспитанники училищ, семинарий, гимназий, кадетских корпусов просили у своих руководителей отпустить их на борьбу с врагом. Они готовы были досрочно сдать все положенные экзамены и зачеты. Но кто на это согласится? И начали ученики и студенты писать письма царю. Учащиеся Омской учительской семинарии так написали в своем письме: «У нас нет ничего такого, чем мы могли бы помочь Родине, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею».
Николай II выпустил указ, который позволял студентам вузов идти добровольцами в армию. Почти сразу же на имя руководителей учебных округов лавиной обрушился поток просьб от учеников выпускных классов с просьбой провести и им ускоренные экзамены. Ребята хотели как можно быстрее попасть на фронт, пока война не закончилась. Царский Указ был встречен среди молодежи всеобщим ликованием. Гимназисты старших классов тоже сумели воспользоваться им: досрочно сдавали выпускные экзамены и уезжали воевать. Воевали вчерашние студенты и гимназисты смело и отважно. Под смертельным ураганом немецкой артиллерии они быстро становились взрослыми, учились переносить лишения, холод, голод, смерть своих товарищей. К концу 1915 года среднее количество кадровых офицеров на полк составляло около пяти человек. Те из гимназистов, кто уцелел в мясорубке боев, вместе с кандидатами на замещение офицерских постов были направлены в тыл для ускоренной переподготовки. Через шесть месяцев эти безусые мальчики в офицерских погонах уже вели в бой целые роты и батальоны. Многие юноши, не имевшие никакого опыта командования, тем не менее, выполнили свой долг, заставив солдат, отступавших под напором хорошо оснащенных немецко-австрийских войск, собраться и сражаться. Стремясь помочь своим отцам и братьям в защите отечества, на фронт рвались и ребята помладше, в возрасте от 7 до 13 лет. Но мало кто из родителей разрешал своему сыну или дочери собраться и отправиться на явную погибель, даже во имя страны. В армию, на фронт дети бежали из Москвы, Санкт-Петербурга, Одессы, Киева, Екатеринбурга, Новгорода и многих других городов, хуторов, деревень, сел, станиц. Бежали русские, украинцы, белорусы, поляки и эстонцы. Бежали как поодиночке, так и группами. Обретя массовый характер, для родителей и станционных жандармов уход детей стал настоящей напастью. Только в сентябре 1914 года в одном Пскове жандармы сняли с поездов более 100 детей, едущих на фронт. В газетах каждый день публиковались объявления о розыске пропавших без вести, удравших на войну ребятишках. На боевых позициях многие офицеры не хотели брать на себя ответственность за юных защитников отечества. Нередко дети оставались в части втайне от командования, только с разрешения командира подразделения. Но если дети все же попадали в воинскую часть, то свои обязанности, как правило, выполняли безукоризненно. Они подносили стрелкам патроны, передавали команды в качестве посыльных, под огнем противника на поле битвы собирали патроны и выносили раненых, участвовали в разведывательных и диверсионных операциях.Об участии в войне подростков и детей, юношей и девушек написано во многих документах. Еженедельный журнал тех лет под названием «Искры» регулярно издавал материалы, посвященные юным защитникам Родины. Военная хроника сохранила большое количество сообщений и отчетов о юных добровольцах и их подвигах. В интернете сейчас тоже много рассказов о подвигах детей и подростков в годы Первой мировой войны, я прочитал их и расскажу о самых интересных.
Двенадцатилетний Василий Наумов - наш земляк – сибиряк. С огромным трудом, за 4000 верст через всевозможные испытания и препоны добрался до фронта из сибирского села Каретниково. На фронте стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен до унтер-офицера. Дважды ранен.
Владимир Владимиров ушел на фронт, когда ему было 11 лет. Маленький казачонок уговорил своего отца, хорунжего казачьего полка, взять его с собой на войну. Отец погиб в одном из первых боев. Мальчика после долгих его просьб взяли в команду разведчиков. Из каждой разведки он приносил ценные сведения, но однажды попал в плен. Маленький, юркий, он выбрался из сарая, в котором его держали, и принес своим очень ценные сведения о расположении врага, за что стал Георгиевским кавалером.
В сентябре 1914-го под Сувалками был ранен конный разведчик — доброволец, уроженец Петрограда, 14-летний Александр Марков.
24 ноября 1914 года на фронте погиб смоленский гимназист Харитон Жук, который посмертно был награжден Георгиевской медалью «За храбрость».
Казаков Иван Васильевич (15 лет) Георгиевский крест 4-й степени получил за то, что во время боя отнял у германцев пулемет. Георгиевский крест 3-й степени получил за спасение офицера. Георгиевский крест 2-й степени — за разведку, благодаря которой нашим войскам удалось взять неприятельскую батарею.
Пшеводский Антон Матвеевич (14 лет), получил Георгиевский крест 4-й степени за успешную разведку, благодаря которой удалось захватить неприятельские велосипеды и мотоциклетки.
В сентябре 1914 года из Ростова бежал на фронт 14-летний Константин Заполли. А уже 29 ноября он был на передовой у реки Пилица в Польше. Позиции противников разделяли всего 200 шагов. Участок, где находилась рота Заполли, постоянно простреливался удачно замаскированным на бруствере немецким пулеметом. Ротный командир поставил задачу уничтожить эту огневую точку. «Охотником» вызвался юный воин. Ночью Константин подполз к неприятельским окопам и обнаружил замаскированный ветками пулемет. Самому пулемет унести было невозможно, и тогда он обвязал его принесенной с собой веревкой. Доброволец вернулся к своим, насколько возможно, протащив за собой веревку. Команда разведчиков в «нейтральной зоне» потащила веревку: пулемет был сбит с бруствера и через мгновение «запрыгал» по полю в сторону русских траншей. Проснувшиеся немцы бросились его догонять, но русским огнем были загнаны в окопы. За удачный «поиск» Заполли был награжден Георгием 4-й степени, позднее он стал кавалером еще одного Георгиевского креста.
В начале войны в действующую армию попал 12-летний уроженец Харькова Андрей Мироненко. Отправившись как-то в разведку, он заблудился. Ночью, блуждая, Мироненко оказался в немецком расположении. Увидев неприятельские орудия, разведчик прокрался мимо спящего часового и отвинтил замки у двух пушек. К утру он вышел к своим. Юный герой был удостоен Георгия 4-й степени.
С открытием военных действий на Юго-Западный фронт отправился еще один доброволец — гимназист 4-го класса 2-й житомирской гимназии Николай Орлов. Он успел принять участие в 11 боях, случай же отличиться произошел с ним в Галиции у Злочева. Подразделение, где служил Орлов, оказалось отрезанным австрийцами. И тогда юный воин вызвался добровольцем пробраться под неприятельским огнем к своим за подкреплением. За этот подвиг Николай был представлен к награждению Георгиевским крестом IV степени. 20 сентября 1914 года он прибыл «на побывку» в Житомир, где был восторженно встречен в стенах родной гимназии..
Когда разразилась война, в пулеметную команду 208-го Лорийского пехотного полка поступил 13-летний доброволец Иван Степанович Соболев из станицы Антоновской Томской губернии. Отличился он в мае 1915 года, в период оборонительных боев на реке Сан, когда полк отступал, осыпаемый немецкими тяжелыми снарядами. Во время одного из обстрелов полковые пулеметные двуколки были разбиты. Уцелела лишь одна, но погиб ездовой. Не растерявшись, Иван, невзирая на рвущиеся вокруг снаряды, на этой двуколке помчался к сборному пункту. Во время езды получил тяжелую контузию в голову. Но, доехав до сборного пункта, он отказался идти в лазарет и обратился за медицинской помощью только тогда, когда полк вышел из боя. За спасение пулемета и личное мужество Соболев был награжден Георгиевской медалью «За храбрость» IV степени. Мы должны гордиться своим земляком, а у нас в городе не знают даже его имени. Иван Соболев из Томска награжден Георгиевской медалью.
Юный ротный разведчик 87-го пехотного Нейшлотского полка, воспитанник московского Строгановского училища Владимир Соколов был награжден Георгиевским крестом за удачный «поиск», во время которого он гранатой уничтожил вражескую заставу.
Летом 1915 года прибыл с Юго-Западного фронта на лечение в Николаев уроженец этого города 13-летний Павел Смоляной, удостоенный Георгиевского креста IV степени. Он был разведчиком Модлинского пехотного полка, бежал из плена, неоднократно выполнял опасные поручения командования.
Доброволец Николай Смирнов, 13 лет, Георгиевский кавалер (имел «Георгия» IV степени и 2 медали), в 1915 году совершил побег из германского плена, а в последующих боях сам пленил немецкого офицера.
Георгий Павлов, 15 лет, был удостоен двух Георгиевских крестов.
Из последнего класса московской гимназии в 1915 году ушел добровольцем на фронт Леонид Керцелли и уже через три месяца за мужество, проявленное в боях, был награжден тремя Георгиевскими крестами. Так началась его военная карьера.
10-летний доброволец пулеметной команды 131-го пехотного Тираспольского полка Степан Кравченко получил два ранения, а за спасение пулемета был награжден Георгием 4-й степени
.12-летний разведчик Василий Наумов удостоился двух «Георгиев» и медали, стал унтер-офицером, в боях был дважды ранен.
Гимназист из Коломны Александр Пробатов, поддерживая под обстрелом сообщение между соседними частями, был контужен и удостоен Георгиевского креста.
13-летний доброволец Константин Липатов получил Георгиевскую медаль, за то, что под огнем неприятеля соединил провода телефона и обеспечил связь.
Петр Мельник, 12 лет, был удостоен Георгия 4-й степени и произведен в унтер-офицеры за то, что во время атаки под вражеским огнем первым перерезал проволочные заграждения перед окопами противника.
Талантливый семиклассник Виленской гимназии Мазур усовершенствовал работу искрового телеграфа в штабе первой русской армии. Молодой изобретатель погиб при разминировании водокачки в городе Инстенбурге.
Летом 1917 года стали формироваться ударные добровольческие части, чтобы они своим примером могли «устыдить» покидающих фронт дезертиров. В формирующийся из безруких, безногих, полуослепших инвалидов «увечный батальон» записался 16-летний Ф. Т. Зорин. На фронте Зорин находился с начала войны, с 13-ти лет. За это время был четыре раза ранен, заслужил два Георгиевских креста и две медали.
Шли мальчишки не за славой,
В бой просились за отцами,
Умирали в черных травах,
Стон последний сжав губам
На фронте воевали не только юноши, но и девушки. Ученица шестого класса Мариинского училища Кира Башкирова за боевые подвиги была удостоена Георгиевского креста. Под видом добровольца Николая Попова она вступила в один из полков и уже через неделю отличилась в ночной разведке. После того как тайну раскрыли, Киру отправили домой, но вскоре девушка вновь пробралась на передовую. Две гимназистки-казачки Елена Козловская и Фелицата Кульдяева участвовали в целом ряде кавалерийских битв.
И это маленькая часть детей, сражавшихся на фронтах Первой Мировой. О детях –воинах, участвовавших в Великой войне, должна быть написана энциклопедия, в которой названы все поименно.
Но дети и подростки старались оказать посильную помощь и в тылу. Вот яркий пример. Летом 1916 года на приемном пункте для раненых Одесского вокзала постоянно дежурили братья-близнецы Евгений и Николай Богатыревы. «Братики милосердия», как их прозвали солдаты, перешли во 2-й класс гимназии и добровольно решили на каникулах ухаживать за ранеными и помогать своей матери — сестре милосердия Е. В. Богатыревой. Братья целыми днями писали письма, разносили обеды, бегали по поручениям, за что заслужили любовь и благодарность увечных воинов и обслуживающего персонала всего приемного пункта. В газетных статьях того времени есть сотни подобных примеров.
Детское бегство на войну стало настоящей эпидемией. В России о ней с тревогой писала пресса, на нее указывали школа и церковь. Газета «Русское слово» опубликовала интервью с одним офицером-фронтовиком, которое сразу же перепечатали популярные российские журналы: «Детям не место на войне. Им надо учиться... Неужели не странно, что Россия, которая может выставить 16 миллионов солдат, имеет в рядах армии детей! Попадет такой малец в плен к немцам, и там воспользуются им, чтобы показать войскам: «Смотрите, как истощилась Россия! Детей посылает на войну!» Преграды но дороге на фронт для маленьких бегунов стали еще серьезнее. Но дети все равно бежали на фронт. Участие юных воинов в Первой Мировой войне – забытая ныне страница войны, как забыта и сама война. Но это героическая страница, и очень хорошо, что юных героев стали вспоминать поименно. Герои Отечества не должны быть безымянными.
Князев Денис, 2000 г.р.
г. Томск
ОГБОУ «Школа – интернат для обучающихся, нуждающихся в ППМС помощи»
Класс 9
Литературно-общественный журнал "Голос Эпохи", выпуск 4, 2018 г.
|