24 января 2019 года исполняется 100 лет со дня принятия секретной директивы Оргбюро ЦК ВКП (б) «ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах», положившей начало трагедии расказачивания. Предписывалось:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставлять ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.
4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.
7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.
Ведение «беспощадной борьбы со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления» признавалось «единственно правильным». Исключались всякие компромиссы и «половинчатость» в проведении изложенных в директиве репрессивно-карательных мер.
Реализация этой программы на практике вызвала массовые убийства донских казаков. По хуторам разъезжали специальные карательные отряды, ежедневно казнившие по 40–60 человек. Пощады не было ни женщинам, ни детям, ни старикам. Было запрещено само слово «казак», и все, что имело отношение к казачеству, например, ношение фуражек, погон и лампасов. Населенные пункты обкладывались денежной контрибуцией, за неуплату которой полагался расстрел. Станицы переименовывались в волости, хутора – в села. Казаков выгоняли с родных мест, и на их земли селили крестьян, привезенных из Воронежской губернии.
В сохранившихся расстрельных списках казаков в графе «за что расстрелян» указывались в числе других следующие причины: «за критику Советской власти»; «за несочувствие большевикам»; «как отец офицера»; «офицер», «отставной генерал», «хуторской атаман», «сельский священник», «учитель», «адвокат», «ювелир»; «брат служил в Донской армии»; «за сочувствие к кадетам». Дома расстрелянных казаков подвергались разграблению и сжигались.
Когда казаки не выдержали и восстали, террор на Дону перешел в новую страшную фазу.
Директива РВС 8-й армии от 16 марта 1919 г. за подписью Андрея Колегаева предписывала массовые расстрелы «всех без исключения лиц, принимавших прямое или косвенное участие в восстании». В качестве мер усмирения также предлагались «расстрелы через 5 или 10 человек взрослого мужского населения восставших хуторов»; «массовое взятие заложников из соседних к восставшим хуторам»; «широкое оповещение населения хуторов, станиц и т.п. о том, что все станицы и хутора, замеченные в оказании помощи восставшим, будут подвергаться беспощадному истреблению всего взрослого населения и предаваться сожжению при первом случае обнаружения помощи».
На следующий день, 17 марта 1919 г., РВС 8-й армии выпустил новую директиву за подписью Ионы Якира, в которой приказывалось войскам «пройти огнем и мечом местность, объятую мятежом».
«Все казаки, – гласила директива, – поднявшие оружие в тылу красных войск, должны быть поголовно уничтожены, уничтожены должны быть и все те, кто имеет какое-либо отношение к восстанию и к противосоветской агитации, не останавливаясь перед процентным уничтожением населения станиц, сжечь хутора и станицы, поднявшие оружие против нас в тылу. Нет жалости к предателям».
Политика массового террора против казачества в годы Гражданской войны большевиками проводилась не только на Дону, но и в других районах. В научный оборот сегодня введены материалы о репрессиях на Кубани, Северном Кавказе и Сибири. И здесь исполнители не уступали в жестокости: уничтожали целые семьи, не щадили ни женщин, ни стариков, ни детей, грабили и сжигали станицы…
После завершения Гражданской войны насилие продолжалось. Много казаков погибло во время голода в начале 1920-х гг., в ходе реализации политики раскулачивания и вызванного ей голода 1932-1933 гг. В результате казачеству был нанесен непоправимый урон.
В память об этой трагедии в двух новых субъектах РФ – Севастополе и Республике Крым 24 января 2019 г. состоялись мемориальные мероприятия. Они проводились на самом высоком уровне. Поддержку религиозным, казачьим и общественным организациям оказали республиканские органы государственной власти.
По благословению Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря в храме святого благоверного князя Александра Невского Симферополя была совершена соборная панихида по всем невинноубиенным жертвам преступной советской политики. По окончании богослужения казаки и участники акции памяти прошли крестным ходом к памятнику Императрицы Екатерины II, где состоялся траурный митинг.
На митинге было зачитано обращение Главы Республики Крым Сергея Аксенова в связи со 100-летием расказачивания:
«Сегодня одна из самых трагических дат отечественной истории. Сто лет назад 24 января 1919 года вышла директива ВЦИК, положившая начало массовым репрессиям, направленным против казачества. Революционная власть поставила своей целью уничтожение православной России, а казачество было одной из ее главных опор. Поэтому казаки одними из первых попали под удар репрессий.
Однако тяжелейшие потери и испытания не сломили казачий дух. В годы Великой Отечественной войны представители казачества проявили свои лучшие качества, отважно сражались с фашистскими захватчиками на фронтах, в партизанских отрядах, самоотверженно трудились в тылу, приближая Великую Победу. Многие были удостоены самых высоких государственных наград.
Сегодня казачество является одной из ведущих патриотических сил страны. Казаки внесли существенный вклад в победу Крымской весны и воссоединение Крыма с Россией. Возрождение казачества – задача государственной важности. Принята «Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года». Под этим документом стоит подпись нашего Президента. Утвержден и выполняется План реализации положений Стратегии в нашей республике. Он предполагает различные формы государственной и организационной поддержки казачества.
Важным событием стало создание в конце прошлого года Всероссийского казачьего войска. В конце прошлого года в Крыму прошел учредительный круг войскового казачьего общества «Черноморское казачье войско». В учебных заведениях открываются кадетские казачьи классы. Казаки активно участвуют в укреплении правопорядка, в патриотическом воспитании молодежи. Сегодня в Крыму пройдут панихиды по жертвам террора, состоятся памятные мероприятия. Мы склоняем головы перед памятью невинно убиенных.
Мы всегда будем помнить об этой трагедии и сделаем все возможное для сохранения мира и согласия в нашем крымском доме».
После завершения митинга, в Центральном музее Тавриды состоялось театрализованное представление, подготовленное учениками кадетских казачьих классов.
В Севастополе в Князь-Владимирском соборе-усыпальнице адмиралов, расположенном на центральном городском холме состоялась панихида по казакам, погибшим в годы российского лихолетья.
Богослужение возглавил благочинный Севастопольского округа протоиерей Сергий Халюта в сослужениии настоятеля собора протоиерея Алексия Тупикова и духовенства благочиния.
Почтить память павших воинов пришли председатель Законодательного Собрания города Екатерина Алтабаева, представители севастопольского казачества и неравнодушные граждане.
По окончании заупокойной молитвы о. Сергий обратился ко всем собравшимся с пастырским словом:
«Трагедия нашего государства-расказачивание нашего народа, уничтожение целой народности, жизнь которой строилась на верности своей вере, царю и Отечеству. Именно казаки защищали рубежи нашего Отечества, сохраняли веру Христову в своем сердце всю свою жизнь. Этот народ был самобытен, и безусловно мешал новой власти, потому что не мог согласиться с той идеологией, которая навязывалась в нашем государстве. И именно поэтому этот народ, по мнению большевиков, подлежал полному уничтожению. Уничтожение казаков происходило более 30 лет, мы помним трагические события, когда из Югославии множество казаков были переселены в лагеря, где они нашли свое последнее прибежище и где позднее были погреблены.
Сегодня происходит процесс восстановления казачества и это свидетельствует о правде Божией, которая всегда торжествует, которую нельзя уничтожить. Если бы Богу было не угодно воскрешение вашей народности, то этого бы не было. Христианин – это суть жизни, так же как и казачество – это суть жизни. Казачество – это не обрядовость и не работа, это постоянная ежечасная, ежесекундная жизнь не только одного человека, но и целой семьи, целого сообщества, целого войска. Но если не будет в основании этого войска веры, то не будет и казачества, потому что оно не будет наполнено тем смыслом, которое изначально было в него заложено. Сегодня вам все дано: свобода веры Христовой, множество храмов, возможность приобщаться к таинствам церкви. Мы живем в прекрасном Отечестве, сегодня есть все, чтобы стать подлинным Христовым воинством, к чему вы и должны стремиться. И тогда казачество действительно становится народом святым, народом Божиим, необходимым нашему государству».
Спикер севастопольского парламента также обратилась к присутствующим казакам со словами поддержки:
«Я скорблю вместе с вами и вашими родственниками. Прошло 100 лет со времени репрессий в отношении казаков в Российском государстве. Ваши семьи уже в третьем, четвертом поколении хранят память о тех тяжелых днях, когда страна была разделена, когда брат шел на брата, когда уничтожалась даже память о казачестве России.
Казаки всегда были опорой Отечества, это хребет российской государственности. И вы, в своей службе, продолжаете славные традиции российского казачества. Сегодня у могил наших великих прославленных адмиралов мы вспоминаем тех, кто ушел, и молимся о тех, кто сегодня живет. Так же, как и наши адмиралы, вы служите Отечеству и городу, защищая идеалы чести, нравственности и долга.
Все севастопольцы видят, что без казаков, без той охраны, которую они осуществляют, не проходит ни одно городское мероприятие. А самое важное – это работа казаков с молодежью, с ребятами, которые хотят быть казаками. Тем самым наше молодое поколение воспитывается в системе нравственных патриотических ценностей города-героя».
Слова сочувствия и скорби по случаю 100-летнего юбилея трагедии выразил Уполномоченный по правам человека в городе Севастополе Павел Буцай. Соответствующее обращение опубликовано на его официальном сайте:
«24 января 2019 года исполняется 100 лет со дня принятия секретной директивы Оргбюро ЦК ВКП (б), положившей начало политике расказачивания. Жертвами массовых репрессий стали многие тысячи наших соотечественников. В ходе террора периода Гражданской войны и последующих лет был разрушен традиционный казачий уклад жизни, непоправимый ущерб нанесен культурным традициям, попраны общепринятые права человека. Практически не осталось казачьих семей, избежавших этой трагедии.
Осуждая многолетний террор и репрессии тоталитарного государства, как несовместимые с идеями права и справедливости, Уполномоченный по правам человека в городе Севастополе выражает глубокую скорбь по погибшим в это страшное время и соболезнования их потомкам. Мы не должны забывать о трагических событиях прошлого. Слишком велики жертвы, понесенные нашей страной и ее народами в ХХ столетии. Помнить об этом необходимо, чтобы не допустить повторения.
Сегодня казачество возрождается. В период пребывания Крыма в составе Украины казачьи организации были защитниками Русского мира, и сыграли важную роль в исторических событиях 2014 года, итогом которых стало восстановление исторической справедливости – воссоединение с Россией. Мы должны хранить мир в наших сердцах и стремиться к согласию. Только на этой основе мы можем решить те задачи, которые сегодня стоят перед обществом и страной».
Мероприятия, посвященные 100-летию расказачивания, прошедшие на территории Крыма, имеют важное значение для возрождения традиционных ценностей и возвращения исторической памяти. Выступая с однозначным осуждением политики массового террора, который проводился в первые годы и десятилетия после Октябрьского переворота (и характеризуя репрессии против казачества как акт геноцида), местные органы государственной власти, религиозные, казачьи и общественные организации тем самым делают значимый шаг к правильному пониманию прошлого и преодолению духовных последствий трагедии.
Д.В. Соколов
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
Фото с сайтов
hersones.org; rusorel.info; sevzakon.ru |