«С одним немцем подрался отлично и все-таки сбил. Дело свое я люблю, в бой вступаю со светлой душой, но далеко не загадываю. Кто знает, если жив буду, вероятно, останусь на военной службе - очень уж меня втянуло. А нелетучим я не могу быть, как ворона без хвоста. У нас уже совершенная весна, сухо и зеленеет. Да и у вас в России дела новые, «весенние». Дай Бог! Завтра улетаю на ближнюю нашу стоянку в горы, там весна в полном разгаре. И такой чудный воздух. Будь спокойна, моя милая мамочка!» - так писал домой 19-летний русский ас, полный Георгиевский кавалер Григорий Эдуардович Сук.
Судьба не сулила ему военной стези. Григорий родился 12 декабря 1896 г. в имении Рассудово под Москвой в интеллигентной семье. Его отец, обрусевший чех Эдуард Иванович Сук, был учёным-лесоводом, мать, Любовь Осиповна Сорокина - домашней учительницей, дед по материнской линии - известным московским врачом. У мальчика рано проявился талант к рисованию, он занимался на курсах живописи и собирался стать архитектором. Но война нарушила его планы. Движимый чувством патриотизма, Григорий добровольцем вступил в армию и по собственному желанию был направлен в Гатчинскую авиашколу.
Единственной льготой для него был выбор рода войск для прохождения службы и, в соответствии с его желанием, он был направлен в Гатчину. Закончив обучение в ноябре 1915 г., новоиспечённый пилот счастливо писал матери:
«Можешь меня поздравить, вчера в 1.35 минут дня полетел и выдержал экзамен. Получил «летчик», и на радостях проели 6 рублей 90 копеек в собрании, угостил обедом всю нашу «братву» из «первого класса». Лететь было трудно до черта, скверно работал мотор, страшный ветер сверху за облаками, земли совсем не было видно, и под конец совсем мотор сдал, и садился (планировал с высоты 1300 метров) неизвестно куда. Ничего сквозь облака не было видно, но все же попал на аэродром. Даже «спиральку» крутанул. Покачали меня, с аппарата стащили, «дьяволы». Морда вся заиндевела. Похож был на «лешмана», еще сегодня глаза болят, ну да зато теперь в полном смысле летчик, а не г… какое-нибудь. Аэро-Сук»«.
15 марта Сук прибыл в 26-й авиаотряд, действовавший на Юго-Западном фронте. Уже 8 мая он был награждён Георгиевским крестом 4 ст. «за ценные разведки и бой с неприятельским Альбатросом».
Второй крест Григорий получил в июле - «за то, что 9 мая сего года, несмотря на полученные пробоины в аппарате от шрапнельного огня, продолжал воздушную разведку на участке Чернелица-Поточиска, пока не выполнил до конца задачу, 19 мая сего года в том же районе, снявши фотографические снимки с неприятельских позиций, встретившись с неприятельским самолетом, вступил с ним с бой, и, пулеметным огнём повредив его аппарат, заставил спуститься за неприятельскими окопами».
Спустя всего лишь 12 дней грудь славного лётчика украсил третий Георгий - «за то, что, состоя в отряде летчиком, и получив задачу вести наблюдение за ходом боя 22 мая 1916 г. и радиокорректировать стрельбу, ввиду особой важности задания, вылетел на не вполне исправном аппарате, вследствие чего весь полет пришлось производить на слишком опасной (1400 метров) высоте под беспрерывным жестоким огнем неприятельских батарей. Через 10-15 минут после начала радиокорректирования наблюдатель был серьезно контужен в грудь осколком снаряда, о чем было передано по беспроволочному телеграфу. При этом аэроплан был также сильно поврежден. Несмотря на это, продолжал полет, памятуя лишь о том, чтобы выполнить данную ему важную задачу, что блестяще ему и удалось, благодаря собранным сведениям, переданным по радиотелеграфу, с точным указанием места нахождения неприятельских резервов и батарей, и благодаря корректированию стрельбы нашей артиллерии, было уничтожено три батальона противника и удачно обстреляны три батареи».
Будучи одним из лучших пилотов, Сук был направлен в Московскую Военно-Авиационную школу «для переучивания на быстроходных аппаратах», после чего зачислен в 9-й Авиационный отряд истребителей.
На новом месте Григория догнала награда за прежние подвиги - четвёртый Георгиевский крест, «за то, что 20 июня 1916 г., несмотря на сильный обстрел артиллерии противника и попытки неприятельских аэропланов мешать полету, смелой и решительной разведкой, жертвуя собой, собрал ценные сведения об усилении сил противника, подвозом новых войск по железным дорогам, в районе: Обертынь-Тлумач-Тысьменица-Станиславов-Оттыня-Езераны».
13 марта 1917 г. в ходе «воздушной охоты» Сук обнаружил немецкий истребитель «Бранденбург», атаковал его и сбил - вражеские лётчики были взяты в плен.
5 апреля Григорий в паре с прапорщиком Стрижевским атаковал два немецких аэроплана и сбил один из них.
27 июля прапорщик Сук сбил ещё один неприятельский аэроплан. 20 августа им был сбит самолёт-разведчик «Бранденбург». 4-мя днями позже Григорием бала одержана очередная победа. 27 августа был уничтожен австрийский самолёт-разведчик.
21 сентября 1917 г. румынский Генштаб сообщал: «20 сентября между 13 и 14 часами военный лётчик 9-го Истребительного авиаотряда прапорщик Сук атаковал неприятельский аэроплан, управлявший огнём артиллерии. С высоты 3200 метров он спикировал на противника, находившегося на 500 метров ниже, и сзади, с дистанции 50 метров, открыл непрерывный огонь, повредив жизненно важные части аппарата. Сначала аэроплан противника круто снижался, а затем перевернулся и, разрушаясь в воздухе, упал у деревни Слобозия. Неприятельские лётчики погибли, аппарат полностью разбит».
Очередной самолёт противника был уничтожен молодым воздушным охотником 1 октября. 26 октября он одержал новую победу, а двумя днями позже в одиночку выдержал групповой бой. В тот день Григорий встретил в небе вражеский разведывательный самолёт, шедший в сопровождении двух истребителей. Обстреляв один из них, русский ас заставил его покинуть со снижением поле боя, а сам бросился преследовать уходящий разведчик. Сражение выдалось долгим и упорным. Лишь после 6-й атаки на австрийском самолёте отказал двигатель, и его раненый пилот вынужден был посадить машину.
Последняя победа была одержана Суком 15 ноября. А 18-го Григорий был награждён офицерским орденом Св. Георгия «за то, что 1-го апреля 1917 г, крейсируя во время сторожевого полета в районе г, Серет-Гадикфальва-Плодорешты, прапорщик Сук заметил неприятельский самолет. Дав ему перейти в наше расположение он с помощью мертвой петли и пикирования очутился над корпусом неприятельского аппарата и короткой очередью из пулемета убил летчика аппарат которого упал в наше расположение».
Увы, этот приказ пришёл в часть, когда славного аса уже не было в живых. 15 ноября, как следует из официального рапорта, «возвращаясь из боевого полёта, прапорщик Сук делал над аэродромом поворот перед посадкой, скользнул на крыло, а затем, перейдя в штопор, упал с высоты 80 метров и разбился насмерть».
Полный Георгиевский кавалер, один из самых результативных русских асов, сбивший 12 машин неприятеля, Григорий Эдуардович Сук погиб, не дожив нескольких дней до своего 21-летия, и стал последним русским лётчиком погибшим в годы Великой войны.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
Забытые герои Великой войны |