В Великую войну 1914-1918 гг. появились многие виды техники и вооружений, которые в дальнейшем стали основными для войн ХХ века: танки, самолёты, подводные лодки… В подводной войне Россия не занимала лидирующих позиций, однако, и русские подводники отличились в ней не единожды.
Имя старшего лейтенанта Ивана Мессера известно сегодня, пожалуй, лишь очень узкому кругу знатоков военной истории. Между тем, именно его подводной лодке «Волк» принадлежит рекорд: три потопленных германских судна за один день.
Иван Владимирович был четвёртым, младшим сыном вице-адмирала Владимира Павловича Мессера. Он окончил Морской корпус в 1903 г., а в 1910-м, пройдя переподготовку в Учебном отряде подводного плавания в Либаве, начал службу на подводном флоте. В годы войны он командовал подлодками «Белуга» и «Кайман». В октябре 1915 г. на «Каймане» Мессер захватил в проливе Оландсгаф германский пароход «Шталек» и привел его в порт Мариехамн, бывший базой русских подлодок.
В 1916 г. Иван Владимирович получил под своё начало новую подводную лодку. «Волк» был заложен на стапелях Балтийского завода за год до войны и стал четвертой и последней лодкой в первой серии субмарин типа «Барс» - самого удачного российского проекта того времени. Лодка была вооружена новейшими, самыми мощными торпедами, двумя артиллерийскими орудиями и пулемётом. Команда лодки была практически полностью сформировали из моряков, не имевших боевого опыта.
Уже в первый год плавания «Волк» четыре раза находился на волосок от гибели. 17 мая 1916 г., заметив огни приближающегося парохода, подлодка пошла на сближение с ним. Буквально в последний миг сигнальщик увидел огни миноносца, несущегося с кормы. «Волк» стремительно ушёл на глубину, успев разминуться с выпущенной с миноносца торпедой, которая прошла столь близко, что русские торпедисты услышали шум ее винтов.
10 июня 1916 г. наблюдатель заметил в небе странную чайку, не махавшую крыльями… Молодой моряк не сразу сообразил, что это вовсе не птица, а аэроплан противника… Всё же «Волк» успел уйти на глубину, и семь сброшенных на нее бомб разорвались над нею так близко, что осколки застряли в обшивке лодки.
19 июня «Волк» чудом увернулся от внезапно пошедшего на таран парохода и вернулся на базу со смятыми перископами, но без других серьезных повреждений.
8 июля по пути на свою базу субмарина налетела на германскую гальваническую мину, но она оказалась неисправной и не сработала…
Уже упомянутый день 17 мая стал самыми значимым в послужном списке «Волка» и его командира. На выходе из шведских территориальных вод лодка устроила засаду неприятелю. В ту пору главной задачей русских субмарин были атаки торговых судов, на которых из Швеции в Германию поставлялись железная руда и металл. Атаки эти проводились строго по призовому закону: русские всплывали, останавливали транспорты, определяли по документам принадлежность судна и характер груза, и, если получали право потопить неприятельский корабль, предоставляли экипажу возможность сесть в шлюпки.
Немцы, разумеется, тщательно маскировали свои суда. Тем не менее пароход «Гера» всё же угодил в русскую ловушку. Один из моряков, лейтенант Подерни, позже вспоминал: «- Немец! - слышится сверху. - Всплывай! Сразу на душе становится возбужденно-весело. У всех в глазах пробегает огонек. Вот уже открыт люк, в него на шесте просунут сигнал по международному своду, приказывающий купцу немедленно остановиться. «Бум, бум», - слышатся орудийные выстрелы, сотрясающие корпус лодки, - это мы подтверждаем свой сигнал угрозой. Внизу все кончено, и я вылезаю наверх. Невдалеке от нас, с застопоренной машиной, стоит громадный купец, и на корме у него развевается только что поднятый германский флаг. - Попался, голубчик! - радостно и взволнованно восклицает командир».
После дозволенной эвакуации экипажа «Волк» потопил пароход торпедой.
Следующим в засаду попал пароход «Кольга». Не проявив должного благоразумия, немецкое судно пыталось уйти, но было потоплено русской торпедой.
Третий пароход, «Бианка», не испытывал судьбу и был, как и «Гера», затоплен после эвакуации экипажа.
Таков был первый боевой выход «Волка» и его дотоле необстрелянного экипажа.
Уже 20 июля субмарина достигла нового успеха, потопив груженый железной рудой транспорт «Дорита».
«Волк» стал самой результативной подлодкой на Балтике за всю Великую войну. В те поры о ней ходили настоящие легенды.
После революции пути «Волка» и его командира разошлись. Подлодка оставалась в строю при новой власти вплоть до 1935 г. А Иван Владимирович Мессер вынужден был покинуть Россию. В 1918 г. он уехал с семьей в Архангельск и там вступил в Белую армию. Служил начальником Службы связи флотилии Северного Ледовитого океана, затем - начальником отряда ледокольных судов Северной флотилии и дослужился до звания капитана 1-го ранга.
В 1920 г. капитан Мессер оставил Архангельск, на который надвигались красные полчища, и эмигрировал сперва в Сербию, а затем в США.
Легендарный русский подводник Первой Мировой войны Иван Владимирович Мессер скончался в г. Кливленде (штат Огайо) 16 декабря 1952 г.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/
Забытые герои Великой войны |