Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7893]
- Аналитика [7336]
- Разное [3024]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Февраль 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728

Статистика


Онлайн всего: 8
Гостей: 7
Пользователей: 1
Elena17

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2019 » Февраль » 17 » С.Х. Карпенков. К свету знаний
    03:22
    С.Х. Карпенков. К свету знаний

    К началу царствования Александра III (1845 – 1894), как и раньше, первой ступенью общего образования в России были начальные школы, среди которых подавляющее большинство составляли приходские училища с курсом обучения один – три года. Во всех общеобразовательных школах и училищах с целью повышения роли нравственного воспитания усилилась православная направленность преподавания с привлечением духовенства, которому были подчинены и общинные школы грамоты, и воскресные школы для взрослых. Церковно-приходские школы открывались повсеместно в России, включая самые глухие и отдалённые селения, где они были единственным и незаменимым источником народного просвещения.

    Важную роль в становлении и распространении церковно-школьного обучения сыграл выдающийся русский педагог-просветитель С.А. Рачинский. Его просветительские труды высоко ценили К.П. Победоносцев, Л.Н. Толстой и И.С. Аксаков. В школе Рачинского учился будущий известный русский художник Н.П. Богданов-Бельский. В знак благодарности своему учителю, разглядевшему его талант и помогшему получить художественное образование, он написал картину «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского». Эта уникальная картина стала подлинным шедевром русской живописи. На ней изображены любознательные ученики и их любимый учитель. Все ученики предельно сосредоточены. Они надеются и верят, что смогут решить задачу, написанную на доске в виде арифметического примера. Их детские задумчивые лица светятся от радости. Ведь среди них вполне мог оказаться не только будущий известный художник, чьи картины висят в Третьяковской галерее, но и будущий великий Ломоносов, происходивший, как и они, из крестьян. Ученики народной школы весьма скромно, но опрятно одеты – одни хуже, а другие лучше.

    Изношенные рубашки и истоптанные лапти, очевидно, не совсем подходящая одежда для школьников, детей совсем не богатых родителей. Такая незавидная реальная картина сельской жизни была характерна для крестьянских детей того времени, которые заметно отличались и одеждой, и домашним воспитанием, и обучением от городских и тем более барских детей.

    Крестьянским детям очень рано были знакомы земные труды. И их не любить по-настоящему нельзя было, и об этом в поэтической форме выразил Николай Некрасов, талантливый русский поэт, хорошо знавший жизнь крестьян и их детей:

    О, милые плуты! Кто часто их видел,
    Тот, верю я, любит крестьянских детей;
    Но если бы даже ты их ненавидел,
    Читатель, как «низкого рода людей»,—
    Я все-таки должен сознаться открыто,
    Что часто завидую им:
    В их жизни так много поэзии слито,
    Как дай Бог балованным деткам твоим.

    Счастливый народ!

    Школьники, крестьянские дети, изображённые Н.П. Богдановым-Бельским с большим художественным мастерством на картине, разные, но их роднит великая тяга к знаниям, к которым с большой любовью стремился приобщить их школьный учитель. Реальный, а не вымышленный прототип учителя – Сергей Александрович Рачинский, русский учёный, ботаник и математик, профессор Московского университета. Ученики, полностью поглощённые своими мыслями, думают о том, как быстрее решить устную задачу, по-видимому, нелёгкую, и сказать об этом учителю.

    Для любого педагога совсем нелёгкая другая задача – научить учеников думать. Талантом истинного педагога учить думать, вне всякого сомнения, владел учитель Рачинский, по-настоящему любивший своё дело и оставивший в наследие потомкам широко востребованный задачник «1001 задача для умственного счёта», который многократно переиздавался. Он не только был любимым своими учениками учителем, не только в совершенстве владел точными естественными науками, но и обладал духовным богатством, считая, что важнейшая из практических потребностей русского народа – это общение с Богом. Конечно же, его православная вера и все его благородные дела сыграли определяющую и ключевую роль в становлении высоконравственного просвещения в церковно-приходских школах.

    Император Александр III, утверждая в 1884 году «Правила о церковно-приходских школах», написал: «Надеюсь, что приходское духовенство окажется достойным своего высокого призвания в этом важном деле». Обучение в школах вели разные преподаватели: священники, дьяконы, дьячки и учителя, окончившие церковно-учительские школы и епархиальные училища. В учебную программу, как правило, входили закон Божий, церковное пение, церковно-славянское чтение, русский язык, арифметика, чистописание.

    При восшествии на престол Александра III в России было свыше 4 тысяч церковно-приходских школ, в которых обучалось 106 тысяч учащихся, а в 1894 году их насчитывалось более 31 тысячи (около миллиона учеников). Повсеместному открытию школ способствовало заметное увеличение финансирования из казны.

    Ведущую роль в развитии народного образования, кроме церковно-приходских, играли и земские школы, число которых неуклонно возрастало. В министерских училищах и земских школах 1896 году обучалось около четырёх миллионов детей, а в разных школах духовного ведомства свыше одного миллиона.

    В последние два десятилетия девятнадцатого века государством всячески поощрялась просветительская деятельность, направленная на всеобщее повышение грамотности населения страны. Одним из выдающихся просветителей, теоретиков и практиков народного образования и просвещения был писатель Л.Н. Толстой. Он объединил традиционное воспитание и педагогическую теорию. Такой богатый опыт воспитания и практику обучения он внедрил в открытой им Яснополянской школе.

    Лев Толстой написал «Азбуку», серию учебников для начальной школы с полезными советами и рекомендациями для учителей. В организованном им издательстве «Посредник» регулярно печатались его увлекательные рассказы для детей, опубликованы пособия: «Круг чтения» и «Мысли мудрых людей на каждый день», книга для родителей и воспитателей «Детский круг чтения».

    В конце девятнадцатого века постепенно решалась проблема ликвидации неграмотности населения: открывались новые церковно-приходские и другие школы, и всё большее число детей разных сословий могли получить начальное образование.

    Следующей ступенью после начального образования в то время была средняя школа, широко представленная классическими и реальными гимназиями. Затраты правительства на содержание учреждений среднего образования в 1887 году составляли весьма приличную сумму – около 10 миллионов рублей.

    Несмотря на большие затраты на образование, успеваемость в гимназиях была относительно низкой. Сравнительно низкий уровень успеваемости можно объяснить двумя причинами. Одна из них: гимназисты – это в подавляющем большинстве дети высших сословий, и им, в отличие от крестьянских детей, было неведомо, каким трудом добываются хлеб насущный, и у них не было желания и стимула прилежно учиться. Другая причина – у гимназистов, не стремившихся утруждать себя учёбой, появлялось свободное время, которое они готовы были проводить в тайных сборищах и пытались освоить западную науку разрушения, не задумываясь о её трагических последствиях.

    Для наведения порядка в гимназиях в1884 году был издан циркуляр, повышающий роль классных наставников. В этом документе особо подчёркивалось: «классные наставники наравне с директорами и инспекторами будут подлежать ответственности, если во вверенном им классе обнаружится на учениках пагубное влияние превратных идей, внушённых злонамеренными людьми, или даже сами молодые люди примут участие в каких-либо преступных деяниях, и таковые поступки их не будут своевременно обнаружены заведением». Общественный порядок в гимназической среде всё же был наведен – приутихли злонамеренные люди, готовые совершать преступные деяния, да и ослабло их пагубное влияние на гимназистов, стремивших прилежно учиться, а не собираться в тайных сборищах, чтобы организовывать покушения и совершать преступные и греховные деяния ради свержения законной власти.

    В 1887 году чиновники от образования распространили циркуляр об изменении социального состава гимназистов. Этот позорный документ, широко известный под названием циркуляра «о кухаркиных детях», предписывал не принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т. п.». Как и следовало ожидать, циркуляр вызвал бурную реакцию и волну возмущений во всех слоях просвещённого общества. Резко отреагировала на него и либеральная печать, в особенности газета «Русские ведомости» и журнал «Вестник Европы». Постепенно этот циркуляр утратил силу, и при поступлении в гимназии учитывались знания, а не социальное происхождение будущих гимназистов.

    Не оставил в покое «кухаркиных детей» Владимир Ульянов (Ленин), окончивший гимназию и поступивший в Казанский университет, но исключённый из него за участие в студенческих беспорядках без права восстановления в учёбе. Его старший брат Александр оказался в бандитской шайке организаторов покушения на жизнь Императора Александра III. Позднее Ленин, вообразивший себя «вождём мирового пролетариата», неким героем того времени, пошёл гораздо дальше своих предшественников, толкователей «кухаркиных детей», утверждая, что государством должны управлять кухарки. И такая безумная задача после октябрьского переворота семнадцатого года была решена – к власти путём насилия и кровопролития прорвались не только невежественные мужья кухарок, но и бездарные кухаркины дети, лишённые стыда и совести и способные лишь разорять и грабить подневольный народ.

    Реальные училища с шести- и семилетним сроком обучения, открытые ещё в 1872 году вместо реальных гимназий, давали право поступать только в технические, промышленные и торговые высшие учебные заведения. Спустя 16 лет реальные училища были преобразованы в общеобразовательные учебные заведения с правом поступления и в университеты на физико-математические и медицинские факультеты.

    В связи с бурным развитием отечественной промышленности и строительством железных дорог в России выросла потребность в расширении сети технических, ремесленных и промышленных училищ. Для решения такой важной задачи профессионального образования были утверждены законодательные акты: о промышленных училищах (1888), об устройстве ремесленных училищ (1891), об учебных планах и программе ремесленных училищ (1890), о планах химико-технических училищ (1891), о школах ремесленных училищ со столярными и слесарными отделениями (1891) и другие.

    В период царствования Александра III постоянно увеличивалось число средних учебных заведений, включая женские гимназии. На их содержание выделялись государством немалые средства из казны.

    Следующая ступень после гимназического обучения – высшее образование. Вся система высшего образования при Александре III реформировалась, и причина тому – активизация неутихающего революционного брожения студентов.

    Император Александр III в 1884 году утвердил новый устав для шести российский университетов, включая Московский университет. Что же было нового в утверждённом уставе? Прежде всего, он в значительной степени лишал университеты автономии и подчинил их Министерству народного просвещения. Университетам придавался статус государственных учреждений, а преподаватели и сотрудники, как и чиновники, различались по категориям-классам. Ранее выборные должности ректора, декана и профессора по новому уставу замещались по назначению сверху. Ректор назначался министром народного просвещения сроком на четыре года, декан – попечителем учебного округа на тот же срок. Замещение профессорских вакансий производилось только с разрешения министра, имевшего право и не утверждать предложенную университетом кандидатуру. При этом особое внимание обращалось не только на учёные звания и заслуги преподавателей, но и на их «религиозно-нравственное и патриотическое направление». Неблагонадёжные профессора и преподаватели увольнялись из университетов. Другие же, например, выдающиеся учёные, профессора Д.И. Менделеев и И.И. Мечников, ушли сами. Гораздо раньше, в 1881 году ушёл из Московского университета совсем молодой преподаватель Владимир Соловьёв, сын ректора и будущий известный философ, один из основоположников нравственной философии. Это случилось после прочтения им лекции, в которой он призывал помиловать убийцу Александра II, отца Александра III, показывая тем самым пример христианского всепрощения, в необходимости которого он был искренне и честно убеждён.

    Новый устав расширил права приват-доцентов – им наравне с профессорами разрешалось читать свои лекции. Это способствовало с одной стороны подготовке профессорских кадров, а с другой – побуждало к улучшению и совершенствованию читаемых профессорами курсов. Не запрещалась работа по совместительству, чем и воспользовалось большинство преподавателей.

    В то же время существенно ограничивалась компетенция университетского совета и факультетских собраний. Был упразднён университетский суд, и расширены полномочия инспектора, непосредственно подчинявшегося попечителю и выполнявшего административные и судебные функции. Возросли требования к студентам. Согласно «Правилам о приёме в студенты университета» абитуриенты должны были представить справки о политической благонадёжности, которые выдавались местной полицией. Через год после принятия устава в мае вновь была введена отменённая в 1861 году форма для студентов с целью надзора за ними в внеучебное время. Новые правила запрещали приём студентов без положительной школьной характеристики их «образа мыслей и направления». В 1887 году был опубликован циркуляр Министерства народного просвещения, установивший процентные нормы приёма евреев в высшие учебные заведения.

    Повысилась плата за обучение, а при начислении стипендии учитывался отзыв инспектора о поведении студента. «Правила для студентов во время прохождения курса» ставили их в полную зависимость от инспекции, контролировавшей посещение лекций, распределение стипендий и пособий. Материальное положение студента зависело от степени его благонадёжности. Студенты должны были ежегодно возобновлять вид на жительство. Участие в беспорядках надолго лишало студента возможности научной деятельности в будущем. О таких неблагонадёжных студентах не принимались во внимание положительные отзывы преподавателей. За нарушения правил студент мог получить различные наказания: выговор, исключение, арест, карцер. Для поездки по делам или на каникулы студент должен был иметь отпускное свидетельство от инспектора, или проректора университета.

    В соответствии с Уставом 1884 года вводились факультетские и университетские, или государственные экзамены. Существовавшие ранее семестровые экзамены были заменены зачётами. Срок обучения на всех факультетах университета составлял 4 года кроме медицинского факультета с пятилетним сроком. Выдержавшие выпускные экзамены получали в соответствии с уровнем знаний дипломы I и II степени и звание действительного советника. Защитившим диссертантам присваивались учёные степени кандидата наук. Вскоре после принятия устава Государственный совет утвердил расширенные права лиц с высшим образованием и их привилегии в соответствии с гражданским чинопроизводством.

    Новый устав с незначительными изменениями утверждался и в других российский университетах. Так, устав Дерптского университета, переименованного в 1893 году в Юрьевский, был фактически приравнен к общему уставу. Этим же уставом руководствовался и Варшавский университет.

    Киевский университет Святого Владимира в 1884 году торжественно отметил свой 50-летний юбилей. В связи с этим Александр III удостоил его своим рескриптом, в котором указал на великое значение этого учебного заведения для русской науки и, особенно, для русской нации. Император пожаловал на устройство новых клиник при университете приличную сумму – более двухсот тысяч рублей.

    Очень важным и весьма значительным событием в отечественном образовании было открытие в 1888 году Сибирского университета в Томске. Не менее важную роль в развитии образования и науки играли все высшие учебные заведения в России, число которых продолжало расти. Были открыты: Технологический институт в Харькове (1885) и Сельскохозяйственный институт в Москве (1894). Статус высших учебных заведений получили мужские курсы по виноделию в Никитском ботаническом саду в Ялте (1894) и ветеринарная школа в Варшаве (1889). При них были созданы учебные кабинеты и лаборатории, а позднее и исследовательские институты. В последнем десятилетии девятнадцатого века в России действовали 57 государственных и 11 частных высших учебных заведений. В это число, кроме 9 университетов, входили технические, сельскохозяйственные, медицинские, художественные, музыкальные и коммерческие училища, духовные академии и Высшие женские курсы.

    Всероссийский Император Александр III повернулся лицом к государству. Под его высочайшим покровительством укреплялась государственность по всем направлениям, включая наведение порядка во всей системе отечественного образования – от церковно-приходских школ для крестьянских детей до университетов, готовивших высокопрофессиональные кадры. По велению Императора открывались многочисленные школы, гимназии и высшие учебные заведения. При Александре III было сделано многое, чтобы все школьники и все студенты, прилежно учась, испытывали радость познания и чтобы русский народ озарился ярким светом знаний, с обретением которых во все времена начинались добрые дела, малые и большие во имя спасения отечества от великих потрясений.

    Библиографические ссылки

    Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой

    России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.

    • С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.

    Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.

    Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.

    Толмачёв Е.П. Александр III и его время. М. Терра, 2007.

    Степан Харланович Карпенков

    для Русской Стратегии

    http://rys-strategia.ru/

    Категория: - Разное | Просмотров: 801 | Добавил: Elena17 | Теги: александр третий, степан карпенков, РПО им. Александра III
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru