Во время царствования Александра III (1845 – 1894) открывались многочисленные церковно-приходские школы, гимназии и высшие учебные заведения. И всё большое число детей и подростков разных сословий получали знания, необходимые для дальнейшей их трудовой деятельности. Такие важнейшие дела в просвещении и образовании совершались тихо и спокойно под высочайшим покровительством Царя-Миротворца Александра III. При этом совершались без насилия, без привлечения целой армии чекистов, как это случилось после октябрьского переворота семнадцатого года, когда власть захватили полуобразованные большевики-самозванцы, духовно уродливые люди, утратившие совесть, честь и достоинство. Не понадобились и карательные тройки, которые без суда и следствия арестовывали миллионы невинных людей. А затем одних глубоко несчастных людей, лишённых свободы, большевицкие каратели расстреливали, других сажали в тюрьмы, а третьих выгоняли из родного дома и, разлучая со своими семьями, ссылали на далёкий север, где птицы замерзают на лету. Не понадобились и тюрьмы, которыми была переполненная вся русская земля и которые строили каменщики и плотники, вчерашние крестьяне, священнослужители и многие добросовестные и благочестивые люди, оторванные от своего любимого дела и оказавшиеся за тюремной решёткой по злой воле самозванцев-большевиков.
При Александре III на государственном уровне было сделано всё возможное, чтобы подавить на корню революционную смуту и чтобы великая Россия не оказалась во власти большевицкой чумы с многомиллионными жертвами. Усиливалась роль государства, и каждый занимался своим делом. Полицейские следили за общественным порядком, и чиновники на всех уровнях выполняли свои обязанности и не пытались решить те или вопросы в свою пользу, а не во благо отечества.
Без всякого насилия и кровопролитный репрессий наводился порядок во всей системе отечественного образования – от начальных школ до высших учебных заведений. По царскому благословлению Александра III была утверждена духовная опека православной церкви над приходскими школами, чтобы повысить роль духовно-нравственного воспитания учеников. Все просвещённые люди и прежде всего родители понимали, что их дети, изучая Закон Божий и воспринимая Слово, которое было в начале, будут меньше безобразничать в школе и дома и будут больше радовать их своей прилежной учёбой.
Во всех гимназиях важную задачу духовно-нравственного воспитания решали классные наставники, и гимназисты начинали осознавать, что знания изучаемых предметов важны и нужны, и их меньше всего влекло на сторону для чтения тайком от родителей запретной литературы, которую переправляли на родину отечественные вольнодумцы, изучавшие западную науку разрушения и призывавшие Русь к топору.
Наводился порядок и в высших учебных заведениях. За его соблюдением внимательно следили инспекторы. Любому студенту, нарушившему порядок, объявлялся выговор. Он мог получить и более суровое, но справедливое наказание: исключение из учебного заведения либо арест или карцер. Каждый студент твёрдо знал, что за его злонамеренные действия он получит заслуженное наказание, и уйти от него не помогут ни сочувствующие преподаватели, ни влиятельные и сердобольные родители. Каждый студент знал и то, что за покушение на царя мог поплатиться жизнью. За участие в общественных беспорядках любой студент-безобразник не допускался к научной работе. Неблагонадёжные преподаватели, которые пытались приобщить студентов к западной науке разрушения, увольнялись. При этом никто таких «наставников», опасных для общества, не арестовывал, и их не сажали в тюрьмы, не загоняли на лесоповал, не ссылали в холодные необжитые края, как это случилось в эпоху развёрнутого социализма на крови.
Наведение порядка во всей системе отечественного образования принесло свои благотворные плоды – все обучаемые: школьники, гимназисты и студенты – хорошо усвоили, что отечеству нужны просвещённые и образованные люди, а не бунтари-безобразники, готовые рушить всё до основания, чтобы приблизить заманчивое, но лукавое «светлое будущее». Приутихли и народники, знавшие, что им не уйти от неотвратимого наказания за их преступные и греховные злодеяния, и у них отпала всякая охота совершать убийства, чтобы разрушить законную государственную власть.
В такой спокойной обстановке правления Александра III создавались благоприятные условия для развития не только всеобщего просвещения и образования, но и отечественной науки, первый уверенный шаг в которую сделал его дальний предшественник на троне Император Пётр Великий. Российский Император Пётр был не только Великим, но и Первым во многих его благородных начинаниях, включая организацию отечественной науки – по его замыслу была открыта в 1725 году Петербургская академия наук, обязанная «науки производить и совершать». Тогда она называлась весьма необычно – Академией наук и курьёзных художеств. Пётр I говорил: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы». Со временем его благородные предчувствия осуществлялись. И в России стали рождаться свои Ньютоны, не уступающие по своим фундаментальным открытиям зарубежным учёным.
Первым русским Ньютоном, вне всякого сомнения, был Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765), великий русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, заложивший основы многих наук и сделавших практически значимые научные открытия в разных отраслях науки. В 1755 году по его инициативе был основан Московский университет, который сейчас носит его славное имя и называется Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. «Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии – украшение, везде верный и безотлучный спутник» – эти слова М.В. Ломоносова актуальны и сегодня: они определяют цель и практическую значимость науки. Учёный был убеждён: «Разум с помощью науки проникает в тайны вещества, указывает, где истина. Наука и опыт – только средства, только способы собирания материалов для разума». Проводя многочисленные экспериментальные исследования, он придавал большое и первостепенное значение опыту, составляющему основу постижения истины: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением». Эти вечные мысли Ломоносова вполне согласуются с определением Леонардо да Винчи, выдающегося итальянского художника и учёного, утверждавшего: «Истинные науки – те, которые опыт заставил пройти сквозь ощущения и наложил молчание на языки спорщиков. Истинная наука не питает сновидениями своих исследователей, но всегда от первых истинных и доступных познанию начал постепенно продвигается к цели при помощи истинных заключений, как это явствует из первых математических наук, называемых арифметикой и геометрией, то есть числа и меры».
Спустя чуть более столетия после открытия Петербургской академии наук на русской земле, как и предчувствовал Пётр Великий, родился ещё один русский Ньютон – Дмитрий Иванович Менделеев (1834 – 1907), удививший «самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы».
Менделеев Д.И. – выдающийся русский учёный, химик и педагог, открыл в 1869 году Периодический закон химических элементов – фундаментальный закон природы. Проводил экспериментальные исследования в разных отраслях науки: химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплавании, метеорологии и в других областях, тесно связанных с просвещением, образованием, сельским хозяйством и разным производством. Предложил промышленный способ разделения нефти. Как универсальный учёный, он знал истинную цену важнейшему природному ресурсу – нефти, утверждая: «Сжигать нефть, всё равно, что топить ассигнациями». В наше безумное время в России с целью наживы в гигантских масштабах добывают нефть и беспощадно сжигают нефтепродукты, что приводит к ускорению исчерпания этого бесценного природного сырья и к стремительному загрязнению окружающей среды.
Будучи профессором Петербургского университета в течение четверти века, Д.И. Менделеев в знак протеста ушёл в отставку. В 1980 году он выдвигался в академики Петербургской академии наук, но был забаллотирован, что вызвало вполне обоснованный, резкий общественный протест.
Д.И. Менделеев, как и его предшественник, великий М.В. Ломоносов, был разносторонне одарённым и талантливым учёным. «Гениальный химик, первоклассный физик, плодотворный исследователь в области гидродинамики, метеорологии, геологии, в различных сферах химической технологии (взрывчатые вещества, нефть, учение о топливе) и других сопредельных с химией и физикой дисциплинах, глубокий знаток химической промышленности и промышленности вообще, особенно русской, оригинальный мыслитель в области учения о народном хозяйстве, государственный ум, <...> который видел и понимал задачи и будущность России лучше представителей нашей официальной власти – такую высокую характеристику дал Д.И. Менделееву его современник, профессор Л.А. Чугаев (1873 – 1922), известный русский химик и биохимик.
В своём научном творчестве Д.И. Менделеев значительное внимание уделял не только естественно-научным, но и социально-экономическим и демографическим проблемам. Однако гораздо позднее, в эпоху партийного самовластия по отмашке сверху в научной и популярной литературе перечислялись его достижения в естественных науках, но преднамеренно скрывались результаты демографических исследований, изложенных в его последних работах «Заветные мысли» и «К познанию России», которые появились в открытой печати только после падения коммунистического режима. Эти весьма важные работы по своему содержанию перекликаются с трактатом М.В. Ломоносова «О размножении и сохранении российского народа», где определена главная задача для России – приумножение русского народа. Д.И. Менделеев, рассматривая вопросы народонаселения, назвал условия решения такой весьма важной задачи – путём повышения благосостояния русского народа. Он утверждал, что в России «вопросы народного прироста должны занимать первое место вслед за вопросом о способах прекращения общей средней народной бедноты». Учёный считал: прирождённая цель жизни людей – «продолжаться в умножающемся потомстве».
Основываясь на математических методах и учитывая статистические данные, Д.И. Менделеев рассчитал, что при существующем в то время общественном строе, когда государственная власть укреплялась и улучшалась жизнь людей, Россия по росту численности населения в ближайшие годы займёт лидирующее место в мире. В действительности же, спустя всего лишь десятилетие большевики-мракобесы захватили власть, и русский народ погрузился в пучину большевицкой чумы, когда брат убивал брата, а сын шёл с оружием в руках против отца. Вследствие безумного социального эксперимента русский народ не приумножался, как предсказывал Д.И. Менделеев, а начал вымирать, и всё чётче стал проявляться русский демографический крест вымирания, который остаётся и поныне. Именно по этой причине полуобразованные большевики, академий не кончавшие, затеявшие кровавый эксперимент и разрушавшие всё до основания, и их послушные демографы-демагоги пытались всячески скрыть прогнозы учёного о росте народонаселения России и утаить многомиллионные жертвы русского народа.
Во второй половине девятнадцатого века, включая время правления Александра III, всемерно способствовавшего развитию отечественной науки, были достигнуты значительные успехи и в области физики. Экспериментальные исследования А.Г. Столетова (1839 – 1896), П.Н. Лебедева (1866 – 1912) и других учёных вывели отечественную науку на мировой уровень.
А.Г. Столетов – выдающийся русский учёный-физик, автор классических исследований магнитных свойств материалов. В дальнейшем магнитные материалы стали широко использоваться во многих высокочувствительных приборах и устройствах, включая современную быстродействующую компьютерную технику с колоссальным объёмом памяти. А.Г. Столетов экспериментально установил закономерности фотоэффекта, на котором основаны светочувствительные приборы, применяемые для различных целей. Он организовал первую физическую лабораторию в России, в которой продолжил научную работу П.Н. Лебедев.
Лебедев П.Н. – выдающийся русский физик, один из основоположников экспериментальной физики в России, создатель первой русской научной школы физиков. Поставив очень тонкий эксперимент, он открыл и измерил давление света на твёрдые тела и газы, подтвердив электромагнитную природу света. Будучи профессором Московского университета с 1900 по 1911 год П.Н. Лебедев в знак протеста покинул университет.
Несмотря на большой вклад в отечественную науку, профессора А.Г. Столетов и П.Н. Лебедев, как и профессор Д.И. Менделеев, не были академиками. Однако со временем всё стало на свои места: благодарные потомки при строительстве нового университетского комплекса на Воробьёвых горах возвели монументальные памятники не «академикам», имена которых никто не помнит, а Столетову, Лебедеву и Менделееву, по достоинству оценив их научные заслуги…
По определению, в академию наук должны избираться достойные люди, а не «учёные», о сомнительных достижениях которых знает лишь ограниченный круг товарищей, мало что смыслящих в науке. В этом научном учреждении в разное время возникали проблемы, связанные с избранием его членов. При зарождении академии преобладали зарубежные учёные, не знавшие ни русской жизни, ни великого русского языка и не всегда приносившие пользу нашему отечеству. С засильем таких «учёных» боролся, как мог, М.В. Ломоносов, чтобы поставить на ноги отечественную науку. Академические проблемы усугубились при советском самовластии, когда при партийной протекции пролезали в академию некоторые «ученые», занимавшие руководящие посты, но никогда не проводившие самостоятельно исследования, и диссертации которым писали подневольные сотрудники. При избрании в академию учитывались и по-прежнему учитываются преимущественно теоретические работы без экспериментального подтверждения, хотя всем просвещённым людям понятно, что критерий научной истины – опыты и эксперименты, как утверждал М.В. Ломоносов. Совершенно очевидно: движущая сила науки – опыты и эксперименты, а не теории ради теорий, которыми переполнены отечественные научные журналы. Гораздо хуже обстояли дела в общественных науках: экономике, истории и философии. В этих отраслях «академики» вырастали на марксизме-ленинизме и на прославлении «гениальных вождей». У таких «академиков» не хватило мудрости, здравых рассуждений и глубоких знаний, чтобы объективно оценить разрушительную силу марксизма-ленинизма и предвидеть трагические его последствия с многомиллионными жертвами русского народа. А после падения коммунистического режима «учёные», экономисты с высоким академическим званием не смогли предложить разумный выход страны из экономического кризиса.
В нашем отечестве всё же были и выдающиеся экономисты, предлагавшие реальные пути оздоровления российской экономики вскоре после большевицкого переворота, когда была ещё возможность избежать глобальной национальной катастрофы. Один из таких талантливых учёных – Н.Д. Кондратьев (1892 – 1938), основоположник теории экономических циклов, которая и сегодня актуальна и используется во всём мире. Обезумевшие от неограниченной власти большевики руководствовались совсем другой «теорией» – разрушать и уничтожать, чтобы безраздельно властвовать во веки веков. Учёный-экономист Н.Д. Кондратьев только мешал таким безумцам проводить кровавый социальный эксперимент – большевистские палачи расстреляли его в 1938 году. Такая же трагическая судьба постигла и другого известного русского учёного А.В. Чаянова (1888 – 1937), экономиста-аграрника, профессионально владевшего сельской экономикой и хорошо знавшего жизнь крестьян, но ни в каких партиях не состоявшего. Изучив досконально зарубежный и отечественный опыт сельского хозяйства, он предложил стройную теорию развития крестьянства в России. Однако партийные мракобесы объявили эту спасительную теорию антимарксистской, а её автора в роковом 1937 году расстреляли.
Гораздо раньше, в 1918 году, спасаясь от большевизма, покинул навсегда Россию выдающийся русский учёный Игорь Иванович Сикорский (1889 – 1972), талантливый авиаконструктор, спроектировавший многие типы самолётов и вертолётов. Покинул родину и другой крупный русский учёный – Владимир Козьмич Зворыкин (1888 – 1982), изобретатель современного телевидения.
Совсем немногих русских учёных, на кого рука чекистов не поднималась по отмашке партийных вожаков-самозванцев, высылали за границу. Так в 1922 году были отправлены на пароходе крупные специалисты и известные русские учёные, выдающиеся философы Иван Ильин, Николай Бердяев, Николай Лосский, Сергей Трубецкой и многие другие. В их честь пароход, на котором эти изгнанники покинули свою родину, был назван «философским пароходом».
Изгнанные философы, имена которых известны во всём мире, обстоятельно и аргументировано доказывали утопичность социализма и коммунизма, открыто выступали против большевизма, приводившего к разрухе, голоду и уничтожению русского и братских народов. Например, Иван Александрович Ильин (1883 – 1954), выдающийся русский философ не только на высоком научном уровне философского обобщения доказал пагубность большевизма, но и начертал пути спасения России через духовно-нравственное возрождение русского народа.
В 80-х годах девятнадцатого века увидели свет фундаментальные труды наших соотечественников, русских историков В.О. Ключевского, В.И. Семевского и Д.И. Иловайского. В работах В.О. Ключевского: «Происхождение крепостного права в России» (1885), «Подушная подать и отмена холопства в России» (1886), в разработанном им курсе лекций, прочитанных в Московском университете, и в других трудах изложена подлинная русская история, основанная на нравственных принципах. В 1893 – 1895 годах, по поручению Императора Александра III, В.О. Ключевский читал курс новейшей истории Западной Европы и её связи с историей России великому князю Георгию Александровичу.
Русский историк В.И. Семевский – один из инициаторов создания народнического направления в русской историографии. Свою научную работу «Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половине XIX века» он опубликовал и в 1889 году защитил в качестве докторской диссертации. Научные труды В.И. Семевского легли в основу школы историков крестьянства. Другой историк – Д.И. Иловайский в своём пятитомном труде «История России» представил общий исторический обзор с древнейших времён до царствования Алексея Михайловича. Он широко известен как автор многократно переиздававшихся учебников по отечественной и всеобщей истории. В 1883 году Д.И. Иловайский, не состоявший на государевой службе, по случаю 25-летия учёной деятельности высочайшим указом Императора Александра III был произведён из коллежских асессоров (8-й класс) в действительные статские советники (4-й класс), а через два года специальным постановлением Сената возведён в потомственное дворянство.
Во второй половине девятнадцатого века, включая время царствования Александра III, были созданы условия для творческой работы учёный. Их не арестовывали, не расстреливали и не сажали в тюрьмы, для них не строили шарашки с колючей проволокой, как это было в эпоху строительства социализма в отдельно взятой стране, а открывались лаборатории для научных исследований.
С проведением экспериментальных исследований в России активизировалась изобретательская работа. Появились первые русские выдающиеся учёные-изобретатели: А.С. Попов (1859 – 1905/1906), А.Ф. Можайский (1825 – 1890), А.Н. Лодыгин (1847 – 1923), Ф.А. Блинов (1832 – 1902) и другие.
А.С. Попов – русский физик и электротехник, изобретатель радиосвязи, или беспроводной электрической связи, основанной на применении электромагнитных волн. В 1895 году он продемонстрировал изобретённый им первый в мире радиоприёмник, а через два года достиг дальности радиосвязи пять километров. Создал прибор для регистрации грозовых разрядов. В 1900 году получил Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
А.Ф. Можайский – русский учёный и изобретатель «воздухоплавательного снаряда», или самолёта, построенного в натуральную величину. А.Н. Лодыгин – русский электротехник, изобретатель угольной лампы накаливания и один из основателей электротермии. Механик Ф.А. Блинов в 1888 году построил и испытал первый в мире гусеничный трактор с двумя паровыми двигателями.
Для решения на научной основе конкретных, практических задач и для организации прикладных исследований во второй половине девятнадцатого века создавались учёные комитеты при различных министерствах и ведомствах.
В 1882 году был утвёрждён Геологический комитет общегосударственного значения для проведения разведочных работ и подготовки геологической карты всей территории России. Через три года статус самостоятельного научного учреждения получило Главное гидрографическое управление Морского министерства. Расширились функции Учёного комитета Министерства земледелия по разным научным направлениям: прикладной ботаники, энтомологии, зоологии и зоотехники, бактериологии и почвоведения. В 1893 году по инициативе и при участии Д.И. Менделеева, титана научной мысли, при Министерстве финансов была учреждена Главная палата мер и весов с целью сохранения единообразия, точности и взаимного соответствия мер и весов.
Большая научная работа была организована и в отраслевых институтах. В частности, в механической лаборатории Московского технического училища, где, как и в Московском университете, важнейшие экспериментальные исследования и испытания в области авиации проводились под руководством профессора Н.Е. Жуковского (1847 – 1921), основоположника современной аэродинамики.
На государственных и частных промышленных предприятиях создавались исследовательские лаборатории. Так, на Обуховском сталелитейном заводе были открыты химическая и механическая лаборатории, в которых проводил эксперименты Д.К. Чернов, основоположник металловедения и теории термической обработки стали в России. При Петербургском судостроительном заводе был сооружён специальный «Опытный бассейн» для испытания судов.
В 90-х годах девятнадцатого века учреждались первые российские научно-исследовательские институты. В 1890 году под Петербургом был открыт Институт экспериментальной медицины, физиологическим отделом которого заведовал выдающийся русский учёный И.П. Павлов. Вскоре был основан и Институт экспериментальной ветеринарии.
В разных отраслях науки зарождались научные школы. В Московском университете сложилась школа математики и механики, которую создали Н.Д. Брашман и А.Ю. Давидов, а позднее возглавил Н.Е. Жуковский, отец русской авиации. Уникальные астрономические исследования велись в университетской обсерватории под руководством Ф.А. Бредихина (1831 – 1904), возглавлявшего первую русской школу астрофизиков и ставшего президентом Общества испытателей природы. В научной школе органической химии развивалась теория химического строения, предложенная А.М. Бутлеровым. Научную физиологию растений разработал К.А. Тимирязев, а В.В. Докучаев развил учение о почве и географических зонах.
Крупнейшая математическая школа образовалась и в Петербургском университете во главе с П.Л. Чебышевым, в которую вошли известные математики: A.Н. Коркин, А.А. Марков, А.М. Ляпунов, B.А. Стеклов и другие учёные. Отечественная наука обогатилась оригинальными трудами талантливого математика С.В. Ковалевской, первой в мире женщины, ставшей профессором, и членом-корреспондентом Петербургской академии наук (1889).
Видную роль в становлении отечественной науки играл медицинский факультет Московского университета. Большие заслуги в развитии терапии принадлежат воспитаннику университета и будущему профессору Г.А. Захарьину (1829 – 1897), предложившему новые методы диагностики и лечения заболеваний, вошедшие в современную терапию. Он лечил Императора Александра III. Его пациентом был и русский писатель Л.Н. Толстой.
В 1888 году приват-доцентом Московского университета стал И.М. Сеченов (1829 – 1905), будущий выдающийся русский учёный-физиолог. Его фундаментальный труд «Рефлексы головного мозга», оказали огромное влияние на развитие отечественной физиологии. В лаборатории профессора И.М. Сеченова, открытой в Медико-хирургической академии, проводились уникальные исследования в различных областях научной медицины: физиологии, клинической медицины и фармакологии.
В общественных науках «на юридическом небосклоне в полную силу засияла звезда» А.Ф. Кони (1844 – 1927), доктора права (1890), почётного члена Московского университета. Он был не только выдающимся судебным деятелем, не только первоклассным оратором, но и талантливым учёным-правоведом.
Плодотворно трудились и многие филологи, в том числе и русский учёный Ф.И. Буслаев (1818 – 1897), один из классиков отечественной науки о языке, заложивший основы русского языкознания. Другой крупнейший русский учёный, представитель культурно-исторической школы в русском литературоведении – профессор Московского университета Н.С. Тихонравов (1832 – 1893), внёсший весомый вклад в изучение жизни и творчества М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова, В.К. Тредиаковского, Д.И. Фонвизина, А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
В развитии отечественной науки и научной деятельности в 80 – 90-х годах девятнадцатого века большую роль играли общественные организации – научные общества. В середине столетия в стране было около 20 обществ, а к концу 90-х годов их насчитывалось более 300. Наиболее широкую известность из них получили Русское физико-химическое общество, Московское математическое общество, Русское антропологическое общество, Русское астрономическое общество и многие другие. Некоторые общества основывали фонды для поддержки перспективных исследований и создания лабораторий, наблюдательных и опытных станций. Они способствовали и открытию разных музеев – от крупных, подобных Политехническому в Москве, до местных, краеведческих.
В мирное время царствования Императора Всероссийского Александра III, как и во второй половине девятнадцатого века, постепенно повышалось грамотность населения России, открывались высшие учебные заведения и государством создавались благоприятные условия для развития отечественной науки. Научные открытия и изобретения русских учёных выводили русскую науку на мировой уровень. В созданных лабораториях и исследовательских институтах проводились уникальные эксперименты, результаты которых использовались не только для расширения знаний о природе, но и для промышленного производства, сельского хозяйства и во врачебной практике. Утверждались учёные комитеты во многих отраслевых ведомствах с тем, чтобы наука решала практические задачи с пользой для дела. Под началом выдающихся русских учёных организовывались многие научные школы. А многочисленные научные общества свидетельствует о том, что наука в России была на подъёме, а учёные были в почёте.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.
Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.
Степан Харланович Карпенков
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |