В 1915 г. во время масштабного отступления Русской Армии немцы окружили крепость Новогеоргиевскую. Её внутренние форты были захвачены, а ещё сопротивлявшаяся часть цитадели разрушалась осадными орудиями и авиацией. Самолётам, дислоцированным в ней, было приказано срочно её покинуть. Один из пилотов предложил вывезти на его аэроплане знамя и ордена и поклялся, что, если ему не удастся долететь до русских позиций, сделает всё, чтобы боевые реликвии не достались неприятелю. Храбрый лётчик вылетел из крепости на рассвете, под покровом тумана, надёжно скрывавшего самолёт от немцев. Этот полёт продолжался несколько часов – в отсутствии видимости из-за тумана, в отсутствии приборов. Самолёт летел над самой землёй, в досягаемости для ружейного огня неприятеля. Всё же пилоту удалось добраться до своих и посадить самолёт. Знамя и ордена гарнизона Новогеоргиевской были спасены, а сам герой получил орден Св. Георгия 4-й ст.
Константин Константинович Вакуловский родился 28 октября 1894 г. в Владикавказе в дворянской семье. Окончил Владикавказский кадетский корпус и Николаевское военно-инженерное училище. Из последнего молодой офицер был выпущен в чине подпоручика 2 августа 1914 г., на следующий день после объявления Германией войны России. Вакуловский был назначен адъютантом в минную роту гарнизона Новогеоргиевской крепости. Там же, при имевшемся в крепости авиационном отряде, прошёл лётные курсы и освоил профессию лётчика, и в этом качестве защищал Отечество с апреля 1915 г.
Новогеоргиевский отряд продолжил своё существование под названием 33-го корпусного авиаотряда. В его рядах Константин Константинович продолжал службу и в апреле 1916 г. за разведку важных районов расположения вражеских позиций под неприятельским огнём винтовок и артиллерийских орудий был награждён золотым Георгиевским оружием «За храбрость». В мае лётчик чудом пережил авиакатастрофу. Русские зенитчики приняли его машину за неприятельскую и сбили её. Самолёт упал на болото, но пилот отделался лёгкими травмами.
16 июля того же года Вакуловский был произведён в поручики и направлен в Витебск, где принял под командование 1-й истребительный авиаотряд. Свою боевую деятельность он начал на северном фронте в августе.
16 октября Константину Константиновичу пришлось четыре раза вступать в бой с неприятелем. В последней схватке ему удалось сбить «Альбатрос», но в это время другой вражеский самолёт пулемётной очередью в пяти местах пробил его аэроплан и расщепил винт. При вынужденной посадке машина разбилась, но Вакуловский вновь остался цел.
9 марта 1917 г. им был установлен настоящий рекорд – 16 воздушных боёв! В ходе них лётчик сбил два самолёта.
1 июля в ходе разведки разорвавшийся вблизи снаряд пробил бензопровод машины Вакуловского. Пилот спешно развернулся и стал планировать, стараясь дотянуть до русских позиций. На высоте 500 метров самолёт загорелся, но Константину Константиновичу удалось посадить полыхающий аэроплан. Посадка произошла рядом с германскими окопами, из которых немедленно был открыт яростный огонь. Русский ас был контужен, получил ожоги, но вновь уцелел.
Всего он одержал 8 побед и окончил войну в чине капитана. Октябрьский переворот застал его в Петрограде. Новую власть Константин Константинович не принял, был снят с должности командира отряда и арестован, но фортуна сохранила его, уберегла от расстрела. Эта своенравная дама изменила своему любимцу лишь годом позже. В 1918 г. капитан Вакуловский погиб в очередной авиакатастрофе.
Е. Фёдорова
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |