Бытует мнение, а вернее пасквиль, что это якобы из-за пьянства и природной лень. Мол, русские люди – известные пьяницы и лодыри, у которых в языке только два слова: «авось» и «небось». Работать не умеют, хозяйствовать не умеют, а все деньги пропивают. Однако это неправда. Клевета на россиян.
Пьянство вообще исторически не свойственно русским. До Ивана Грозного, решившего заработать на винной монополии, на Руси пили только слабоалкогольные напитки, которыми при всём желании не напьёшься. И даже когда государство решило навариться на алкоголизации населения, простой народ противился пьянству. Кабаки громили, бочки со спиртным разбивали, зелье выливали. В 1850-х гг по стране прокатились так называемые «трезвые бунты», которые были подавлены только армией. В начале XX века во всевозможных обществах трезвости состояло до пятисот тысяч человек – больше, чем в любой политической партии того времени. До октябрьского переворота Российская империя по количеству выпиваемого алкоголя (в пересчёт на спирт) была на предпоследнем месте в Европе – трезвее была только Норвегия. Пьянство стало «национальной чертой» только к брежневским временам: к началу 1980-х гг Советский союз вышел на первое место в мире по уровню потребления алкоголя (17,8 л спирта, т.е. 37 бутылок водки, на человека в год). Так что пьянство никогда не было свойством русского человека. Скорее – свойством советского человека.
Что касается лени, то это выглядит совсем нелепо. Достаточно посмотреть на карту нашей страны. Присоединить (чаще всего мирным путём, кстати) такие территории, освоить, обжить, обработать их – дело не для лодырей. Такое можно сделать только будучи очень пассионарным, очень трудолюбивым, очень терпеливым и выносливым народом.
А вот что касается, например, производительности труда. После отмены крепостного права, которое тормозило развитие страны, производительность труда в Российской Империи росла в год до 3,2%. Например, в Германии аналогичный показатель был почти в полтора раза меньше, в США более чем в 2 раза меньше.
Так что довольно уже твердить унылые байки про лень и пьянство. Это не более чем попытки скрыть реальные, гораздо более трагичные причины.
Как я уже писал выше, после отмены крепостного права, а затем аграрной реформы начала XX века в Российской империи начало активно развиваться частное хозяйствование. Этот процесс был очень активным как в городах, так и на селе. Можно сказать, что период между 1861 и 1917 гг стал «золотым веком» частного собственника, или как теперь говорят, самозанятого, индивидуального предпринимателя. В этот период уродилось два поколения людей, которые выросли при частной собственности, имели возможность самостоятельно хозяйствовать. Чем и занимались.
Например, к 1916 году на селе из 13,5 млн. домохозяйств 6 млн. вышли из сельских общин и закрепили землю в частную собственность. Представляете? 44,4% населения стали самозанятыми! Можно ли сейчас представить такую картину? Сколько там у нас самозанятых-то? Говорят, 15 тыс. Из 90 млн. трудоспособного населения… Даже до 0,2% не дотягивает. Даже если будет в 3, в 5 раз больше! – и то до 0,2% не дотянет. До двух сотых!!! А тут 44,4%, почти в полтыщи раз больше! Отошли на второй план помещичьи хозяйства: крестьяне самостоятельно и в свою пользу обрабатывали более 95% пахотной земли.
Среди некрестьянского населения в 1897 г в Российской империи было почти 300 тыс. купцов и 13,4 млн. мещан, из которых большая часть были людьми, которых сейчас называют самозанятыми. Около 300 тыс. домохозяйств (примерно 1 млн. чел) жили на доход с капитала (сейчас таких людей называют рантье). Доля купцов среди населения с 1870 по 1897 год выросло на 19%. Вообще частной торговлей жили около 5 млн. чел (из 125 млн. чел. Населения империи). А сколько человек занимались частным промыслом, ремеслом, рукоделием, охотой и рыболовством, интеллектуальной деятельностью? Статистики я не нашёл. Думаю, что очень немало. Так какая доля населения, с учётом крестьянства, была самозанятой? 30% 40%?
В 1912 г мелкий и средний бизнес приносил доход 1,383 млрд. руб., тогда как крупный – 1,336 млрд руб. Можно ли себе такое представить, чтобы доля крупного бизнеса в экономике равнялась доле мелкого и среднего? Сейчас, например, доля малого и среднего бизнеса в 4 раза меньше доли крупного.
Бурное развитие нарушил октябрьский переворот. Свободный частный хозяйственник был не только не нужен новой власти – он был для неё вреден. Нужен был полностью управляемый, полностью зависимый от власти, от государства, от воли и настроения Большого Брата человечек.
Как рассуждает человек, который умеет сам, своими руками и мозгами добывать себе кусок хлеба с маслом? Он, разумеется, уважает государство и закон. Но не позволит собой манипулировать, давить, притеснять. И прижать его весьма сложно. Деятельная, разумная, трудолюбивая натура всегда найдёт способ обеспечить себя необходимым.
Новой власти был нужен другой человек – идейный холоп, целиком и полностью зависящий от волеизъявления Большого Папы, а своей воли и своих знаний и умений не имеющий.
То есть у «нового человека» требовались следующие основные качества:
1. Полная неспособность самостоятельно добывать и сохранять ресурсы;
2. Полная психологическая, финансовая, ресурсная зависимость от государства.
По сути дела, это идеальный раб. Который без хозяина, его воли, его решений, его указаний, а также его защиты, его подачек попросту погибнет.
Для чего нужна неспособность самостоятельно добывать ресурсы? Человек должен панически боятся того, что государство вдруг перестанет выдавать ему пайку хлеба, ведь сам он добыть её не умеет. Это должен быть некий своеобразный эмбрион, висящий на пуповине. Пуповину пережали – эмбрион начал задыхаться, ведь дышать самостоятельно он не умеет. По сути, это базис для финансовой зависимости человека от государства.
Для чего нужна психологическая зависимость от государства? Для того, чтобы раб был не просто рабом, а идейным рабом. Чтобы он боготворил своего хозяина, считал его решения и указания единственно верным. А всё остальное, включая свои собственные суждения – ошибочными, неправильными. Именно так – идейный раб должен быть уверен в правильности мыслей хозяина больше, чем в правильности своих собственных мыслей.
Ресурсная зависимость это не только деньги. Например, идеальный раб не имеет права распоряжаться своим временем (решалось с помощью криминализации т.н. «тунеядства», запрета на смену работы и т.п.), не имеет права решать, какое имущество ему купить (решалось с помощью дефицита, распределения крупных товаров через «открытки», криминализацию купли-продажи монет, марок и т.п.) и продать («спекуляция»), не имеет права на выбор рода деятельности (решалось невыдачей паспорта селянам, чтобы не поступали в ВУЗы, запретом на смену места работы), не имеет права на свободное передвижение (решалось всё той же невыдачей паспортов, отсутствием мест в гостиницах), не может сформировать капитал, дабы жить на пассивный доход (отсутствие частной собственности на имущество крупнее автомобиля).
То есть на каждый шаг, на каждое действие раб обязан спрашивать разрешение у хозяина. И чаще всего получать отказ. Дабы любое согласие воспринималось как волшебный подарок самого щедрого и доброго хозяина в мире.
Причём жить идеальный раб должен чуть лучше, чем чтобы не сдохнуть. Немного выше уровня прожиточного, так сказать, минимума. Будет жить хуже – подохнет. Будет жить лучше – возгордится, заленится, решит, что сам умеет зарабатывать. А надо чтобы помнил, что всё, что он имеет, он имеет по воле хозяина. И если пережать пуповину, то…
Почему большевики считали крестьянство «второсортным» классом по отношению к рабочим? Не из-за неграмотности и не из-за религиозности. А из-за того, что крестьянин мог своими руками добыть себе (и этому рабочему) кусок хлеба. И вырастить из него идейного раба по вышеописанной инструкции гораздо сложнее. Он и ресурсы добывать умеет, и психологически больше надеется на себя, свои мозги, свои руки да жизненный опыт.
А почему те же большевики считали уголовников не опасностью, а почти что братьями, идеологически близким классом? Потому что они не умели самостоятельно хозяйствовать, создавать капитал и что-то производить. Только «экспроприировать» чужое.
Что большевики сделали для того, дабы уничтожить любую хозяйственную жилку в россиянине и сделать его тем самым эмбрионом на пуповине?
- Уничтожили всех, кто умеет мыслить своей головой и самостоятельно добывать ресурсы. То есть самых разумных, самых трудолюбивых, самых хозяйственных людей. Сделано это было не только для того, чтобы их не было, но и для того, чтобы другим не у кого было учиться, не у кого перенимать опыт. И чтобы не было «дурного» примера: чтобы не думали, будто можно получить кусок хлеба, минуя дающую руку господина.
Вначале убили, прогнали, пересажали (тоже убили) всех, кто хозяйствовал до переворота. Помещиков, купцов, промышленников, интеллигенцию, сельских крепких хозяев и т.д. Оставшиеся ожидаемо испугались и затаились. Тогда большевики сделали вид, что террор отменяется, и частное хозяйствование снова разрешено. Выходите из подполья, люди добрые, работайте вбелую. Новая экономическая политика, никто вас не тронет, нынче не те времена уже, когда головы рубили да на штыки сажали. Этим очень нехитрым ходом были выявлены остатки тех, кто умел добывать ресурсы самостоятельно. Разумеется, как только эти люди вышли из «подполья», все они были уничтожены. А поскольку выходили они из подполья вместе с припрятанными дореволюционными ценностями, надяесь использовать их как стартовый капитал, то параллельно с уничтожением «опасного элемента» казна пополнилась кучей экспроприированного (то есть награбленного) добра.
2. Такая же операция была осуществлена на селе. Раскулачивание. Мифы гласят, что раскулачивали только тех, кто эксплуатировал. Этот миф давно разобран на винтики, и каждый винтик опровергнут.
Например, никто никого не эксплуатировал: в наёмные работники (которым платили деньги или долю от урожая, представляете!!!) шли те, кто не хотел работать на себя. Такие и сейчас есть в сёлах. Например, на родине моего папы есть мужчина, который, имея свой огород, не обрабатывает его, а работает на чужих. Чаще всего – на огородах городских дачников. Разгадка проста: сам он вырастит своего лишь огурцы и картошку, а дачники платят деньгами. Да и ответственность на подёнщике куда меньше, чем на хозяине участка. Не надо думать, когда пахать да сеять, когда убирать и где хранить. Отработал, получил – и домой.
Но дело даже не в этом. Раскулачивали и отправляли на убой (а погибло в лагерях и на пути к ним до 2 млн. крестьян) всех, кто не был нищим. Обладатель даже одной лошади считался кулаком. Напомню, что лошадь в те времена была чем-то вроде мотоблока сейчас. Без неё было невозможно вспахать даже маленького участка земли. Ведь наделы, с которого круглый питалась целая семья человек из 10 плюс вся скотина от кур до коров и свиней, был не равен нынешнему огородику в 6 соток. Зачем уничтожать этих весьма небогатых людей? Да потому что они умеют добывать хлеб. А нужны щукари, которые без нагульновых и давыдовых нежизнеспособны.
Ну и наконец, зачем уничтожать не только хозяйствующего человека, но и всю его семью, включая маленьких детей? Да потому что они уже увидели, что кормиться можно самостоятельно. Они уже заражены духом уверенности в своих силах. А Большой Папа хочет, чтобы люди умели кормиться только через пуповину. А самостоятельно – не умели и даже не знали, что это вообще возможно.
3. Ещё, уже в менее значительных масштабах, были устроены «чистки» конца 1930-х гг. Тоже чтобы помнили, кто вашей жизнью владеет. Параллельно убили (Вавилов) или искалечили, физически и психологически (Королёв), слишком самостоятельных интеллектуалов.
4. Стигматизировали и криминализировали любые варианты частного хозяйствования. Ремесленники были названы «цеховиками», торговцы «фарцовщиками» и «спекулянтами», люди, которые хотели вложить куда-то деньги – «скупщиками ценностей», «куркулями». Люди, не видевшие нужду работать на заводе с 8 до 6 обзывались «тунеядцами». Всё это было уголовно наказуемо, вплоть до расстрела.
Стигматизация пошла ещё дальше. Тот, кто умел самостоятельно добывать ресурсы, виделся глазами «правильного советского человека» как вор, мошенник, обманщик, тунеядец. Эта бредовая идея настолько живучая, что даже спустя 31 год после официального разрешения хозяйствовать (1988) те, кто зарабатывает деньги сам, не работая на дядю, в глазах «простого народа» выглядят как «тунеядцы», «прохиндеи». Сменилось уже целое поколение, а народ всё ещё пребывает в совковом коматозе и бредит «тунеядцами» и «спекулянтами».
Не так давно, примерно в 2014 году, в одном городе ходила съёмочная группа и спрашивала у обитателей многоэтажек их отношение к магазинам в округе. Так вот в одном дворе целая куча бабок яростно потребовала закрыть маленький магазинчик, расположенный в том же доме. При этом закрытия находящихся рядом Пятёрочек, Магнитов, Перекрёстков они не требовали. В чём же оказалось дело? А очень просто. Бабки с шипением признались, что «хозяев пятёрочек и магнитов бы не знаем и не видим. А этот хапуга вон на иномарке разъезжает, жирует за наш счёт!». То есть банальная зависть к тому, что человек смог организовать своё дело, а они не смогли. Ну и многолетняя пропаганда сделала своё дело. Раз есть деньги, значит вор. Ведь Большой Папа больше семидесяти пяти рублей никогда не выдавал.
Ещё приведу комментарий, оставленный читателем с ником MindControll под статьёй «Кузнецы моего счастья»:
«Про деревню подпишусь лично под каждым словом! … приоритеты не те нынче, меньше серьезных работящих мужчин. Больше алкашей бездельников, браконьерят, самогон гонят, шабашками перебиваются. Или едут на работу грузчиками по 2 часа в одну сторону. Зато по-людски. Умных слишком или рукастых недолюбливают обычно, по этой же причине образование не в чести. Не любят непьющих, считают больными. Но реально вредить или гадить не станут, негатив останется на уровне разговоров. Говорить будут очень много и всего разного) Кто первый парень на деревне? Ясное дело кто – альфач) «Я ядреный как кабан, у меня есть свой баян...первый парень на весь край, на меня все бабки в лай» - пел Сектор Газа, Юра дураком не был) Почёт и уважуха гарантированы, а расшибется по дури-найдут оправдание, пожалеют, сочувствие и понимание. А вот если ты забор поставишь или стройматериалы купишь – ну вы поняли меня».
Причём это антихозяйственное зомбирование действует не только вовне, но и внутрь человека. Многие просто стесняются, боятся самостоятельно хозяйствовать. «А как я буду выглядеть, когда люди узнают, что я не хожу на работу с 8 до 6?». «А что скажут, если у меня трудовая будет лежать не в конторе, а дома?». «А что я отвечу, когда спросят, на что я живу?». «А как это будет выглядеть, если я, инженер-строитель по образованию, буду разводить пчёл?».
Всё это последствия жестокой стигматизации любой разновидности самостоятельного хозяйствования.
5. Все решения в твоей жизни принимает государство. Оно тебя учит, оно тебя ставит к станку, оно говорит, как, чем и каким образом ты будешь трудиться, оно тебе даёт пайку хлеба того размера и в тот день, когда само решит, оно решает, куда девать немного лишних денег, как тебе жить семьёй, как воспитывать детей, где жить, что есть, во что одеваться, как и где отдыхать, какие фильмы смотреть, какие книги читать, о чём говорить. И многое, многое другое. Все аспекты твоей жизни продуманы Большим Папой – в его, разумеется, пользу. И так из поколения в поколение. Ты просто отвыкаешь думать, рассуждать, делать выбор и принимать решение самостоятельно, под свою ответственность. Ты как игрушечный трамвай на рельсах. Кнопку нажали – ты поехал туда, другую нажали – ты поехал сюда, третью нажали – ты остановился. Это называется выученная беспомощность.
6. И, наконец, разобщение отцов и детей. Семью большевики разбивали не просто так. Чтобы воспитать рабов, были необходимы не дети своих отцов, а иваны, не помнящие родства. Люди без имени и флага. Преемственность поколений разбивалась детскими садами, запретом на домашнее обучение, а также старательной идеологической промывкой мозгов с помощью октябрятии, пионерии и комсомолии. Ребёнок должен был перенимать мировоззрение, мораль, нравственность не от отца, а от Марксоэнгельса и дедушки Ленина, а периодически и Сталина. То есть от Большого Брата. Отец не авторитет и вообще никто. А вот Большой Брат (марксизм) – это путеводная звезда. Ради идей которого можно и отца заложить, и донос написать, дабы выслужиться перед хозяином, показать, насколько ты идейный раб ещё с пелёнок.
Семейная иерархия разрушалась для того, чтобы вместо отца у детей был другой авторитет – Большой Брат, коммунистическое государство. Супердоминант. Власть отца и его идеологическое влияние на детей (и жену) планомерно уничтожались.
Какой результат этих террористических действий?
- Люди полностью зависимы от государства психологически и находятся в состоянии выученной беспомощности. Они не умеют самостоятельно принимать решения и предпринимать какие-то действия. Им нужно, чтобы всё: от образования и работы до жилья и супруга(и) им выдало государство, продумало всю их судьбу и вело за ручку от рождения до смерти.
2. Люди полностью зависимы от государства финансово. Они не умеют зарабатывать деньги и не имеют понятия, что с ними можно делать кроме как потратить в течение ближайших двух недель после аванса.
3. Люди не имеют никакой культуры капитала. Они просто не догадываются, что есть такое. И что оно может избавить тебя от необходимости ходить каждый день работать на дядю. Деньги они воспринимают только как средство платежа, причём потратить их нужно в очень короткий срок времени и полностью.
4. Люди боятся денег, боятся самостоятельного хозяйствования. И ненавидят тех, у кого это получается.
5. Людям не у кого планомерно и систематически перенимать опыт частного хозяйствования. Никакой преемственности поколений в большом масштабе. В Российской Империи пять миллионов торговцев учили своих детей торговать. Шесть миллионов крестьян-единоличников учили детей фермерствовать (говоря современным языком). Сейчас этого нет. Если кто-то чисто случайно, по наитию, поймёт, как это делается, то хорошо. Но это единично и через изобретение велосипеда. Учиться на чужом опыте невозможно – его попросту нет.
Когда союз развалился, кирдыкнулся тот Большой Папа, который через миллионы пуповин кормил миллионы «эмбрионов». Люди оказались совершенно не готовы к такой резкой смене социально-психологического иждивенчества на собственную инициативу, собственную волевую регуляцию и собственные мозги. И научить, как теперь жить, было некому. Это как крушение корабля, на котором никто не умел плавать.
Именно это и является причиной низкой финансовой грамотности россиян.
Что теперь? Только нарабатывать новый опыт, путём собственных проб и ошибок. По сравнению с теми странами, где всего этого вредительства не было, мы имеем стратегический изъян. Ну и «сорок лет хождения по пустыне» никто не отменял – пока слова «тунеядец» и «спекулянт», а также соответствующая им идеология, не умрут с последними их носителями, и общество не станет обществом свободных людей.
Александр Бирюков
Источник |