4 мая 2019 г. в Симферополе в Доме книги «Родное слово» состоялась очередная лекция члена попечительского совета межрегиональной общественной организации «Русское просветительское общество имени Императора Александра III» и его координатора на территории Севастополя и Республики Крым, севастопольского исследователя и краеведа Дмитрия Соколова.
Перед началом выступления присутствующие почтили минутой молчания жертв Одесской трагедии 2 мая 2014 г.
Затем докладчик приступил к изложению темы. На этот раз речь шла о культурном наследии дореволюционной России в Крыму и его судьбе после революции 1917 г.
По мнению Д.Соколова, «памятники выдающимся военным, общественным и государственным деятелям, произведения зодчества и другие объекты материальной культуры являются важной и неотъемлемой составляющей цивилизационного кода. В Российской империи, как и в других европейских странах, мемориалы и архитектура способствовали формированию национального самосознания, воспитанию уважения к собственной истории, восприятию духовных и нравственных ценностей. На протяжении XIX столетия в России множились памятники, воздвигнутые в честь военных побед. Столь же многочисленными были монументы гражданским деятелям: поэтам, писателям, философам и ученым. За каждым из памятников – своя история возникновения и существования.
Выраженный национальный характер имела и топонимика. Старые названия населенных пунктов, улиц, проспектов и площадей несли особенную смысловую нагрузку. Даже за самыми неброскими, порой вульгарными и смешными топонимами скрывался обширный событийно-смысловой ряд, объясняющий возникновение данного географического названия.
В этом было их коренное отличие от послереволюционной традиции, провозгласившей полный разрыв с наследием прошлого. История разных государств, переживших жесткие социальные потрясения, неумолимо свидетельствует: в ходе смуты во множестве страдают и умирают не только живые люди. Стихия разрушения не щадит и объекты материальной культуры».
Автор привел пример нынешней Украины, где после госпереворота уничтожаются памятники не только советским, но и российским военным и государственным деятелям. Однако украинские национал-радикалы вторичны по отношению к своим предшественникам – красным майдановцам, которые также незаконным путем пришли к власти в России более 100 лет назад. Докладчик выразил мнение, что массовый снос памятников Ленину на Украине и реакция на него федеральных СМИ, создали вокруг «вождя мирового пролетариата» некий мученический ореол. Но это в корне ошибочно. Именно Ленин был идеологом и активным сторонником вандализма по отношению к культурному наследию. Он не только возвел эту деятельность в ранг официальной политики, но лично подавал пример массам, участвуя в сносе памятников.
«В XХ в., - отметил Д.Соколов, - не было страны, которая подобно Советской России, в течение короткого времени сумела уничтожить или продать за рубеж едва ли не половину культурных ценностей, созданных многими поколениями предков на протяжении тысячелетий».
Далее докладчик рассказал о трагедии, которую пережили произведения материальной культуры в Крыму после окончательного установления советской власти. Особенно много внимания было уделено Севастополю. Обилие в городе монументов, воздвигнутых в память о героях первой обороны 1854-1855 гг., раздражало местные власти. В 1920-1930-е гг. ряд памятников был уничтожен. Особенно знаковым эпизодом стал демонтаж памятника адмиралу П.С. Нахимову.
Отдельные радикалы даже предлагали «советизировать» главный символ города – памятник Затопленным кораблям, убрав с него имперские символы, и установив на вершине звезду с электрическим освещением.
Серьезно пострадали старые кладбища. В том числе, воинский некрополь на Северной стороне. В поисках металла для нужд индустриализации вандалы разоряли могилы и склепы. Эта печальная участь постигла прах генерала Э.И.Тотлебена. В период оккупации города войсками нацистской Германии и ее союзников гробница генерала в пропагандистских целях будет восстановлена, а вышеприведенные случаи вандализма будут использоваться противником как доказательство варварской сущности большевизма.
После освобождения города в мае 1944 г. склеп, где покоились останки Тотлебена, вновь осквернили. Гробокопатели искали ордена, наградное оружие и другие ценные вещи, но здесь их ждало разочарование. И тогда один из вандалов взял себе на память череп генерала, который затем десятки лет хранил в своем доме.
Подводя итог выступлению, докладчик отметил, что «в ходе ведущейся в 1920 — 1930-е гг. ожесточенной борьбы с монументальным наследием прошлого был нанесен ужасный удар по русскому национальному самосознанию. Огромный пласт истории предавался поруганию и забвению. Миллионы людей погружали в наскоро сконструированную искусственную среду, в которой не было места именам государей, религиозных, военных и общественных деятелей имперской поры. С подачи Ленина и его последователей нашим соотечественникам предлагалось жить в окружении чуждых символов, дат и имен.
Итогом этой политики стала дальнейшая духовная деградация масс, утрата исторической памяти».
Выступление было тепло воспринято аудиторией. Отвечая на вопросы, Д.Соколов изложил свое видение проблемы мемориалов советского прошлого. По его мнению, пространство городов не должно быть зоной увековечивания памяти преступников, виновных в гибели миллионов людей. Однако проблема должна решаться цивилизованным путем, после широкой общественной дискуссии и выработки необходимых правовых механизмов. Мемориалы, имеющие художественную ценность, необходимо сохранять, перенеся в специально созданные музеи. В то же время, отметил докладчик, многие монументы, воздвигнутые в честь деятелей большевизма, особенно, изваяния Ленина – являются однотипными, созданными по единому проекту, и в большинстве своем не имеют художественной ценности.
Служба информации Русского просветительского общества
им. Императора Александра III
http://rys-strategia.ru/index/0-2 |