Советская историография представляла Петра Столыпина воплощенным орудием зла в руках "кровавого самодержавия". "Душитель свобод", создатель "столыпинских вагонов" и "столыпинских галстуков", сатрап и царедворец. Про аграрную реформу Столыпина - глухо и скороговоркой, про индустриальный рост - вообще ничего. Что ж, теперь никто не мешает нам рассмотреть эту политическую фигуру беспристрастным взглядом.
В 1905-1906гг. Россию сотрясали бунты и беспорядки, в стране назревала революция. П.А.Столыпин в это время занимал должность саратовского губернатора. Благодаря энергичным действиям Столыпина жизнь в Саратовской губернии постепенно успокаивалась. Действия молодого губернатора были замечены Николаем II, который дважды выразил ему личную благодарность за проявленное усердие. 26 апреля 1906 года Петр Аркадьевич Столыпин становится министром внутренних де. В докладах царю Столыпин утверждал, что главной причиной аграрных беспорядков является стремление крестьян получить землю в собственность. Если крестьяне станут собственниками, они перестанут бунтовать. Кроме того, он ставил вопрос о желательности передачи крестьянам государственных земель. Когда разгорелся конфликт между правительством и первой Думой, Столыпин сумел выгодно отличиться на фоне других министров, которые не любили ходить в Думу. Они привыкли к чинным заседаниям в Государственном совете и Сенате, где сияли золотом мундиры и ордена. В Думе же было иначе: там хаотически смешивались сюртуки и пиджаки, рабочие косоворотки и крестьянские рубахи, полукафтаны и священнические рясы, в зале было шумно, с мест раздавались выкрики, а когда на трибуне появлялись члены правительства, начинался невообразимый шум: это называлось новомодным словом "обструкция". С точки зрения министров, Дума представляла собой безобразное зрелище. Из всех министров достаточно уверенно в Думе вел себя только Столыпин, за два года пребывания в Саратовской губернии познавший, что такое стихия вышедшего из повиновения многотысячного крестьянского схода. Выступая в Думе, Столыпин говорил твердо и корректно, хладнокровно отвечал на выпады. Высказывания Столыпина: «Сначала успокоение, потом реформы», «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия» - стали крылатыми. Столыпин сразу дал понять, что «надлежит справедливо и твёрдо охранять порядок в России».
12 августа к министерской даче на Аптекарском острове подкатило ландо с двумя жандармскими офицерами и одни человеком в штатском. Опытный швейцар заметил у офицеров несоответствие в форме. Вызвали подозрение и портфели, которые бережно держали все трое. Однако швейцару не удалось их остановить. Вбежав в переднюю, они натолкнулись на генерала, ведавшего охраной. Тогда они швырнули портфели и взрывом мгновенно разметало дачу. Сами революционеры, генерал Замятин и швейцар были разорваны в клочья. Двое детей Столыпина – пятнадцатилетняя дочь Наталья и трёхлетний сын Аркадий – оказались тяжело раненными. Единственной совершенно не пострадавшей комнатой во всём доме был кабинет Столыпина.
Именно в 1906 г., когда покушения на высших должностных лиц Империи шли одно за другим, когда революционный террор принял повсеместные формы, когда запуганное население Империи боялось вечерами выходить на улицы, Столыпин, выступая перед Второй (наиболее революционной) думой, произнёс одну из лучших своих публичных речей. Она заканчивалась словами: «Эти нападки рассчитаны на то, чтобы вызвать у правительства, у власти паралич и воли, и мысли; все они сводятся к двум словам, обращенным к власти: «Руки вверх!». На эти два слова, господа, правительство с полным спокойствием, с сознанием своей правоты может ответить только двумя словами: «Не запугаете!». После теракта Николай II распорядился, чтобы Столыпина с семьей поселили в тщательно охраняемом Зимнем дворце. Петр Аркадьевич, привыкший во время отдыха совершать пешие прогулки, не отказался от своей привычки и здесь: теперь он прогуливался по крыше Зимнего дворца. Но охота на Столыпина продолжалась.
19 августа 1906 г. в чрезвычайном порядке, по 87-й статье Основных законов, был принят указ о военно-полевых судах. Рассмотрению этих судов, в состав которых назначались строевые офицеры, подлежали такие дела, когда совершение «преступного деяния» представлялось «настолько очевидным», что не усматривалось надобности в его расследовании. Судопроизводство должно было завершиться в пределах 48 часов, а приговор по распоряжению командующего округом исполнялся в 24 часа. По подсчетам исследователей, за восемь месяцев (с августа 1906 г. по апрель 1907 г) они вынесли смертные приговоры 1102 человекам. Подавление революции сопровождалось казнями отдельных её участников по обвинению в бунте, терроризме и поджогах помещичьих усадеб. За восемь месяцев своего существования (закон о военно-полевых судах не был внесён правительством на утверждение в III Думу и автоматически потерял силу 20 апреля 1907 года; в дальнейшем рассмотрение дел о тягчайших преступлениях передавалось в военно-окружные суды, в которых соблюдались процессуальные нормы производства).
Всего за 1906—1910 годы военно-полевыми и военно-окружными судами по так называемым «политическим преступлениям» было вынесено 5735 смертных приговоров, из которых 3741 приведён в исполнение. К каторжным работам приговорено 66 тысяч. В основном казни приводились в исполнение через повешение. Такой масштаб репрессий стал беспрецедентным для российской истории — ведь за предыдущие 80 лет — с 1825 по 1905 год — государство по политическим преступлениям вынесло 625 смертных приговоров, из которых всего 191 был приведён в исполнение.
Главными, как сейчас говорят - "майданутыми" - в государстве были социал-демократы (будущие большевики) и эсеры. В ночь со 2 на 3 июня 1907 г. были арестованы члены социал-демократической фракции, которым не удалось заблаговременно скрыться. Столыпин методично добивал революционное движение. Впоследствии Столыпина резко осуждали за столь жёсткие меры. Смертная казнь у многих вызывала неприятие, и её применение напрямую стали связывать с политикой, проводимой Столыпиным. В обиход вошли термины «скорострельная юстиция» и «столыпинская реакция». В частности, один из видных кадетов Ф. И. Родичев во время выступления в запальчивости допустил оскорбительное выражение «столыпинский галстук», как аналогию с выражением Пуришкевича «муравьёвский воротник» (подавивший польское восстание 1863 года М. Н. Муравьёв-Виленский получил у оппозиционно настроенной части русского общества прозвище «Муравьёв-вешатель»). Премьер-министр, находившийся в тот момент на заседании, потребовал от Родичева «удовлетворения», то есть вызвал его на дуэль. Подавленный критикой депутатов Родичев публично принёс свои извинения, которые были приняты. Несмотря на это, выражение «столыпинский галстук» стало крылатым, под этими словами подразумевалась петля виселицы.
Здесь уместно напомнить, что в сталинском СССР только в течение 1 года (1937-1938). было расстреляно более 600 тыс. чел., причем при отсутствии всяких бунтов и волнений.
Основной целью аграрной реформы Столыпина стало создание мощной прослойки крепких частных хозяйств. В отличие от реформы 1861 года, упор делался на единоличного собственника, а не на общину. Прежняя, общинная форма сковывала инициативность работящих крестьян, а теперь, освободившись от общины, получив достаточно земли и не оглядываясь на деревенских люмпенов, они могли резко увеличить эффективность своего хозяйствования. Важной частью аграрной реформы стала деятельность специального аграрного банка, который кредитовал крестьян. Через банк крестьяне приобрели в 1905-1914 гг. около 9 с половиной миллионов гектар земли. Меры в отношении неплательщиков были жесткими: земля у них отбиралась и снова поступала в продажу. Таким образом, реформы не только давали возможность приобрести землю, но и побуждали активно на ней работать.
Другой важной частью реформы Столыпина стало переселение крестьян на свободные земли. Законом предусматривалась передача государственных земель в Сибири в частные руки без выкупа. Переселение в Сибирь и на Дальний Восток быстро набирало темпы. Переезд был бесплатным, а специально оборудованные «столыпинские» вагоны позволяли крестьянским семьям перевозить по железной дороге имущество, с/х инвентарь и скот. Государство помогало переселенцам всемерно: на местах переселения строились школы, медицинские пункты и т.п. Не все крестьяне смогли укрепиться на новом месте, однако из 3,5 млн. переселенцев 3 млн. укоренились. Итогом аграрной реформы П. А. Столыпина стало в короткий срок увеличение площадей посевных земель, рост производства и экспорта зерна. Помещичьи хозяйства как массовое явление утеряли хозяйственную значимость, непосредственный производитель -крестьяне - в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель и владели 94 % сельскохозяйственных животных. С 1905 по 1913 гг. объем ежегодных закупок сельхозтехники вырос в 2-3 раза. Масла на экспорт вывозилось на сумму вдвое большую, чем стоимость всей ежегодной добычи золота в Сибири. Производство зерна в России в 1913г. превышало на треть объем производства зерновых в США, Канаде, Аргентине вместе взятых - подобного успеха Россия, к сожалению, уже никогда не повторила. Российский экспорт зерна достиг в 1912г. 15 млн. тонн за год. Для сравнения: в 1930г. экспорт зерна из СССР составил 4,8 млн.т.; 1960 году 6,8 млн. т.; в 1980 году — 1,7 млн. т.
А следующим цифрам особое внимание - сейчас коммунистические мифы о "злобном кулаке", который якобы подмял под себя деревню, порвутся на британский флаг. В 1916г. в Томской губернии без коров и лошадей было всего 9,2% хозяйств. 59,7% хозяйств имели 3 и более лошадей; 43,1% хозяйств имели 3 и более коров. Алтай: безлошадных хозяйств 6,5%, безкоровных 6,8%; зато 34,1% хозяйств имели 4 и больше лошади; 33,4% имели 3 и больше коровы. Выходит, в Сибири «кулаками» были более 90% крестьян!
Ленин в работе «Развитие капитализма в России» на основе анализа земской статистики по Европейской части России приводит следующие данные: безлошадные крестьянские хозяйства: 27,3%, с 1-й лошадью: 28,6%, с 2-мя лошадьми: 22,1%, с 3-мя и более лошадьми: 22%". А вот данные по наличию коров в хозяйствах нескольких центральных губерний: без коров – 20,5%, с 1 коровой - 31,7%, с 2 коровами – 28,4%, с 3 и более коровами – 19,4%.
Таким образом, большевики, натравив бедноту на остальное крестьянство, сделали ставку именно на меньшинство населения деревни.
При Столыпине в России происходил не только бурный рост сельскохозяйственного производства, но и мощный индустриальный подъем. Рубль был мировой валютой, его охотно принимали в Европе. В 1913 доходы бюджета России превышали расходы почти на 400 миллионов руб. Страна уверенно превращалась из преимущественно аграрной в аграрно-индустриальную, в 1913 г. в структуре дохода на долю сельского хозяйства приходилось чуть более 50%, а все остальное падало на долю промышленности, транспорта, торговли. Удивительный факт: в начале ХХ века Россия была одним из основных мировых экспортеров не сырой нефти, а продуктов переработки нефти: технических масел и керосина. Ведущий французский экономист начала ХХ столетия Эдмонт Тери писал: «Если дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900 и 1912 благодаря деятельности Столыпина, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе, как в политическом, так в экономическом и финансовом отношениях».
Источник |