Если храм разрушен, плачет Ангел,
Сидя у порога и скорбя...
Люди погибают - им не нужен Тот,
Кто принял смерть за них, любя.
На Руси - поруганные церкви,
Звоны не слышны из этих мест...
Лишь слышны серебряные стоны -
Так рыдают Ангелы окрест.
Слава Богу, после ярых гонений на Русскую Православную Церковь с массовыми расстрелами, уничтожением или закрытием храмов, наступило радостное время возрождения Православия. Наша эпоха напоминает пасхальный период - все оживает, воскресает. Восстал из полного небытия чудом Божиим главный храм России - Храм Христа Спасителя. Воскресают большие и малые храмы в русских городах и селах. А главное - воскресает вера во Христа в душах русских людей.
Конечно, не обходится без искушений. Тёмные силы, как всегда, как и в советский период, против храмов и монастырей. Как и тогда, так и теперь антирусские группировки хотят, чтобы святые храмы были музеями, чтобы не возрождалась порушенные церкви. Это настоящее богоборчество. И враги Православия используют для своей борьбы все средства - ложь, антицерковную пропаганду, раздоры, вражду. Сегодня в России почти все области подвержены таким нападениям атеистов, то есть безбожников, воюющих с храмами. Это мы видим и в Москве, и в Мурманске, и в Екатеринбурге, и в Петербурге.
Можно ли переносить на другое место восстановление некогда разрушенного храма? Думаю, в некоторых случаях, можно. Или, вернее, надо действовать по обстоятельствам. Плетью обуха не перешибешь. Нельзя идти на противостояние с властями, которые даны нам Самим Богом. И вот православные смиряются, соглашаются именно на такое место, которое выделяют им власти. Однако в Екатеринбурге, похоже, наступило почти полное безвластие. Власть даёт своё согласие на тот или иной участок земли и по нескольку раз отменяет своё решение. Значит, в городе на самом деле реальной власти нет, торжествует анархия или же группировки без религии, без морали, без культуры и традиций, которые давят на городские власти и творят, что хотят. Патриарх Кирилл в своём интервью для представителей СМИ в Страсбурге так сказал о нападках на храмы:
"За последние девять лет было построено 9 тысяч храмов, в среднем получается по три храма в сутки. Строительство храмов не является осуществлением замысла кого-нибудь из властей — по приказу храм построить невозможно.
Храмы строятся людьми и для людей в ответ на выраженное ими желание. Практически во всех случаях, за исключением некоторых политико-экзотических ситуаций, народ горячо поддерживает такое строительство. И пока у людей будет потребность иметь храмы, в том числе в шаговой доступности, они будут возводиться.
Еще раз хочу сказать: храм никому не мешает. Если мы встречаемся с иррациональной агрессивной реакцией на строительство храмов, то здесь дело темное. Если рациональные факторы отсутствуют, но есть иррациональное проявление злобы, то кто же может иметь злобу против того, чтобы был воздвигнут жертвенник, посвященный Господу и Спасителю? Только противник Спасителя. К сожалению, есть люди, которые сознательно или несознательно ассистируют этому противнику Господа, в том числе и в борьбе с храмами. Полагаю, что это явление экзотическое, очень редкое, и дай Бог, чтобы ничего подобного не распространялось по нашей православной Родине" (сайт Патриархия ру).
После Литургии в Николаевском Верхотурском монастыре на Урале митрополит Екатеринбургский Кирилл обличил людей, которые стремятся помешать православным в их мирном и святом деле - возрождении порушенных в советское время храмов: "Сегодня перед Церковью - вызов. Этот вызов прогремел из Екатеринбурга. Как 100 лет назад прогремели выстрелы и пролилась кровь святых Царственных страстотерпцев, - сказал архипастырь, отметив, что убийство Царской семьи положило начало геноциду русского народа.
Глава митрополии высказал уверенность в том, что русский народ, прошедший через страдания ХХ века - Гражданскую войну, коллективизацию, голод, разруху, уничтожение святынь, Великую Отечественную войну - и совершивший великий подвиг, не поддастся на эти вызовы сегодняшнего времени, и останется единым народом, базисом которого является святая православная вера и Русская Православная Церковь.
Исторические ошибки прошлого не должны повторяться - этот ответственный урок очень важно усвоить нынешнему поколению.
Что может верующий человек противопоставить той силе, которая сегодня пытается расшатать и разрушить единство всего российского народа?
- Для нас так важно сегодня быть вместе, стоять за святое православие, - сказал архипастырь, напомнив о безграничной помощи святых угодников Божиих.
По слову архипастыря, сегодня особенно важно молиться праведному Симеону Верхотурскому, святым Царственным страстотерпцам, чтобы они «поддержали, не дали "рассыпаться" нашей стране, чтобы наш народ остался верным святой вере, традициям предков, всему тому, что было сохранено поколениям верующих людей, совершившим свой великий подвиг собирания могучей, великой страны, основой которой всегда была святая православная вера».
Владыка подчеркнул, что те люди, что сегодня в некоторых городах страны выступают против строительства храмов, глумятся над православными ценностями – это наши братья, наши дети, потерявшиеся по причине безверия.
Дай Бог, чтобы со временем, пройдя через какое-то личное внутреннее возрастание они поняли, что без православия не мыслима сама жизнь нашего Отечества - поскольку именно православие является «кровью» русского народа. Если же кровь остынет, не будет в жилах течь, что, кроме ухода из жизни ожидает такой организм? Соответственно, если не будет святого православия в нашей стране, которую мы получили от своих предков, в чем будет черпать духовную силу, как будет жить наше государство, какую нравственную основу брать для своего бытия?
- Будем сохранять свою веру и заповеди Божии в своей жизни, верить и надеяться, что помощь и милость Божия всегда будет вместе с нами, как она покрывала всех тех, кто был верен Господу нашему, кто остался православным христианином несмотря ни на какие гонения, ни на какие уничижения, ни на какие внешние обстоятельства в этой жизни, - сказал архипастырь (официальный сайт Екатеринбургской епархии).
...Уверена, что самым благоразумным было бы возродить в Екатеринбурге храм святой Екатерины там, где он был раньше. В 1930 году коммунисты снесли его, на месте храма разбили сквер. Но святое место не должно пустовать. Там уже была построена часовня в память о порушенной церкви. Значит, рано или поздно, но начнётся все же строительство большого собора. Можно сравнить эту ситуацию с ситуацией у нас в Мурманске. Так как наш город был основан в 1916 году по указу святого мученика Государя Николая Второго, то его история и началась с закладки храма святителя Николая, небесного покровителя последнего русского царя. Молебен на закладку храма у поклонного креста 4 октября 1916 года совершил архиепископ Архангельский Нафанаил (Троицкий), была заложена медная доска с выбитым на ней текстом об основании города и закладке храма. Так что Никольский храм должен был стать первым храмом Романова- на - Мурмане, как храм святой Екатерины в далёком 18 веке стал первым храмом крепости Екатеринбург. Из-за революции 1917 года храм в Мурманске так и не был построен, на месте, освященном под церковь, был возведен Дворец культуры имени Кирова. Сегодня это центр Мурманска. Город в 1917 из Романова- на - Мурмане превратился в Мурманск. А в Екатеринбурге самый первый храм вообще взорвали, город назвали в честь Свердлова, одного из организаторов убийства царской семьи.
До 1924 года в Мурманске был небольшой деревянный временный храм примерно на расстоянии километра от места закладки храма. В 1924 здание этого храма передали под общежитие грузчиков. С 1924 по 1947 годы в Мурманске не было ни одного храма. В 1947 году молодой священник Владимир Жохов, ветеран Великой Отечественной войны, принявший сан после чудесного избавления от смерти, построил вместе с прихожанами на окраине Мурманска в районе сопок на улице Зеленой на основе деревянного барака небольшой храм святителя Николая. В 1986 - 1988 году был выстроен там же на улице Зелёной протоиереем Георгием Козаком каменный Никольский собор. До 1996 года этот собор на окраине был единственным храмом Мурманска. В 1996 появился маленький деревянный храм святого Пантелеимона, второй храм города. В конце 1990- х годов решили построить большой каменный храм в центре Мурманска, где и была закладка церкви. Но власти выделили совсем другой участок, через четыре остановки к северу. В 2002 году построили там небольшой храм Спас- на- Водах. Было разрешено строить на участке возле этого храма большой кафедральный Преображенский собор. Состоялась закладка собора, собирали деньги. Однако так и не построили. Месяц назад Мурманская митрополия приняла решение строить собор в другом месте. И на этом все заглохло.
А что же с историческим местом храма? Там у ДК Кирова в 2004 году состоялся молебен, установили деревянный памятный крест с табличкой. Начали собирать деньги на создание часовни во имя святителя Николая. Но часовня так и не была построена.
Думаю, что возведение православных храмов - первоочередная задача Мурманска. Дай Бог нам с этой задачей справиться. В районе Северного Нагорного уже нужна помощь Москвы. Там необходимы специально подготовленные священники- миссионеры и хотя бы сборный временный миссионерский православный храм. Это ведь Крайний Север и условия здесь суровые. В этом районе живут обычные русские православные люди, а храмы с 2008 года строятся только неправославные на деньги иностранцев. Здесь уже есть каменный католический храм на 1000 мест, возведенный на деньги Ватикана, и каменный лютеранский храм, строящийся на средства финнов. А вот местным жителям приходится ездить на службы в православный храм в соседнем городке Кола. Есть небольшие деревянные православные храмы в Южном Нагорном и на Кооперативной, но они не вмещают много народа.
Совесть подсказывает, что Преображенский собор должен быть. И именно на том месте, где в 1916 была закладка храма при основании города. Крайне важно и почитание памяти основателя Мурманска, мученика Императора Николая Второго. Нужен храм в его честь, памятная доска с его портретом на центральном проспекте. Городу необходимо вернуть его историческое имя - Романов- на - Мурмане.
История многих наших городов (а значит, и храмов) тесно связана с династией Романовых. Романовы строили города, возводили соборы. Неутомимый работником и строителем был Государь Петр Первый. Но как поступают с его наследием противники Православия? Например, ещё одним очень громким делом на сегодня является вопрос о передаче Церкви и верующим Исаакиевского собора, где коммунисты создали свой музей. Странно, почему Казанский собор, бывший в советский период музеем атеизма, передали Церкви, а Исаакиевский - нет? Вспомним, что Петербург и Исаакиевский собор были созданы Императором Петром Великим, Петр родился в день преподобного Исаакия Далматского, почитал этого святого и хотел молиться в храме его имени. Он тогда и не предполагал, что безбожники отберут храм под музей. Исаакиевский собор считается самой поздней постройкой в стиле классицизма.
Собор освятили во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю. Торжественное освящение 30 мая (11 июня) 1858 года нового кафедрального собора совершил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Григорий. Первый храм был построен для Адмиралтейских верфей, на которых к 1706 году работало более 10 тысяч человек. Пётр I отдал приказание найти подходящее помещение для будущей церкви. Было выбрано здание большого чертёжного амбара, который находился на Адмиралтейском лугу, напротив ворот Адмиралтейства. Службы в церкви велись с 1710 года. Вторая Исаакиевская церковь, в камне, была заложена в 1717 году, так как первая к тому времени уже обветшала. 6 (17) августа 1717 года Пётр I собственноручно заложил первый камень в основание новой церкви во имя Исаакия Далматского.
Церковь ещё несколько раз перестраивалась. Прекрасный нынешний собор построен по проекту архитектора Огюста Монферрана. Работы по строительству начались в 1818 году и в основном были закончены в 1842 году, ещё 16 лет продолжались внутренние отделочные работы (Википедия).
Российский Император Петр Первый создал русский храм и молился там Богу. Потом новые поколения русских людей молились в Исаакиевском соборе. Но теперь какие- то силы хотят запретить русским людям молиться в наших храмах. Что это за силы? Видно такие же, что и в Екатеринбурге, одной природы.
Кстати, и Екатеринбург был основан в правление Петра.
А что сегодня в нашей древней столице, в Москве? Что находится в тех храмах, где венчались на царство наши цари? Никто из русских царей или князей не мог даже в самом страшном сне увидеть, что Успенский, Благовещенский и Архангельский соборы Москвы, где покоятся в гробницах мощи русских святых, а также останки русских правителей, станут музеями, а не храмами. Не могли наши предки и подумать, что у Церкви будут отняты икона Святой Троицы Рублева, Владимирская, Донская иконы. Но это так. Эти иконы в музеях, они не возвращены Церкви.
Прежнее гонение на Церковь советского периода окончилось, хотя разруха ещё есть. Новое гонение пока ещё не началось. Но открытые нападки на Святую Церковь усиливаются.
И все области относятся к таким нападениям на нашу православную русскую культуру, на наши святыни по- разному. В большинстве случаев русские люди, сохранившие свет Православия в своих сердцах, защищая от притеснений Свою Мать- Церковь, страдают, мучаются, терпят поношения и оскорбления, но продолжают молиться и пытаются отстоять свои святыни, возродить свои храмы.
Это происходит сегодня и в Москве, и в Екатеринбурге и в других городах.
Исключение составляет Мурманская область. С 2008 по 2019 годы в городе Мурманске не построили ни одного православного храма. До 2008 года в городе было построено 4 небольших каменных и три деревянных православных храма. Зато только в одном районе Северном Нагорном, построили в 2008 католический храм, а в этом году - каменный лютеранский храм.
Возможно, это связано с полным пренебрежением к нашей православной культуре Севера и к нашим северным святым. Дело в том, что веками на Мурмане почитали преподобного Трифона Печенгского. Сын священника из города Торжка, он с юности отличался благочестием и удалялся на молитву в леса. Там он услышал глас Божий, призвавший его оставить родительский дом и идти с проповедью к лопарям- язчникам на Север. Молодой подвижник исполнил волю Божию. Он отправился на Кольский полуостров, проповедовал лопарям Христа и основал Троицкую обитель на Печенге в 1533 году. Так же, как Москва почитает святого князя Даниила, а Воронеж - святителя Митрофана, так и на Мурмане небесным покровителем края всегда считали преподобного Трифона. Но теперь ситуация резко изменилась. Вот уже лет 15 Петербургское издательство "Ладан" терроризирует Мурман, выпуская одну за другой сомнительные книги, искажающие житие святого Трифона Печенгского и других северных святых. Первая такая книга о святом Трифоне иеромонаха Митрофана Баданина была выпущена ещё в 2003 году. В ней отрицается православная версия жития преподобного Трифона и предлагается версия Яна Фрийса, норвежского историка 19 века. Фрийс утверждает, что якобы Преподобный Трифон в юности был не подвижником, а разбойником и пролил много крови. "Ладан" постоянно распространяет именно норвежскую версию - книги на эту тему выходили и в 2009, и в 2017 годах. Какое же может быть православное возрождение на Мурмане при таком полном искажении русской истории, презрении к русским святым?! Возрождения и нет. Кроме того, Североморская епархия ещё в 2015 году опубликовала на своём официальном сайте заметку о внезапном обретении частицы мощей преподобного Трифона. Якобы эта частица была вделана в икону святого Трифона, а икону подарил епархии некий Андрей. Однако мощи преподобного Трифона Печенгского всегда почивали под спудом. Обретения мощей Преподобного никогда не было! Так что частица мощей - фальсификация. Это все равно, как если бы Североморская епархия вдруг непонятным образом обрела икону с частицей мощей блаженной Ксении Петербургской. Это невозможно! Мощи святой Ксении почивают под спудом, никогда не было обретения ее мощей. Давайте уходить от сомнительных новаций в области агиографии и обращаться к проверенным, подлинным источникам.
Церковную версию о преподобном Трифоне излагал в своей книге "Архангельский патерик" новомученик Никодим Белгородский. Вот что он пишет о святом Трифоне: "Отец преподобного Трифона был священником. Жизнь в доме этого пастыря текла мирно, тихо, согласно с заветами родной старины, что благотворно влияло на юного избранника Божия. Древний жизнеописатель преподобного Трифона говорит об этом так: " блаженный с детства, взирая на праведную жизнь родителей, подражал благочестию их, был редкий постник, кроток и милостив". Но особенно любил избранник Божий святой храм..." Далее новомученик Никодим рассказывает и о том, что юный подвижник удалялся в леса, в глухие места для молитвы: "Однажды, когда святой ходил по пустыни в глубоком раздумье, вдруг раздался глас: "Иди в землю необетованную, в которой нет путей, в землю жаждущую, ибо не ходил по ней муж и не обитал человек" ("Архангельский патерик", СПб, 1901). Так совершилось чудо. Сам Господь призвал Трифона идти на Кольский Север и проповедовать Христа языческому племени лопарей. Вот так об этом с благоговением по древнему житию рассказывает новомученик Никодим Белгородский, собиравший материалы о святых и монастырях Русского Севера.
Наши российские новомученики с трепетом и благоговением относились к русской истории. В своих книгах, проповедях, делах они несли людям свет Христов. Потому и сподобил их Господь пролить кровь за веру. В тридцатые, шестидесятые годы верующих расстреливали, православные храмы взрывали или превращали в музеи. Сегодня православная вера и храмы пробиваются в Москве, Петербурге, Екатеринбурге и по всей России как зелёные живые ростки сквозь асфальт. Молитвами новомучеников российских да утвердит Бог нашу святую православную веру.
Галина Сиротинская
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |