Первая Литургия
Златые теплятся леса:
Горят прощаньем и прощеньем
А молодые голоса восходят к Небу.
С возвращеньем…
На пепелищах мы стоим
Церквей, Отечества и Веры,
И тени прошлого как дым…
Но не сумели изуверы
Живые души наши сжечь-
И тот же крест, и та же речь,
И Тот же Царь всё также людям
С Креста прощенье подаёт…
А хор ликует и поёт,
Как будто возрождает словом,
То, что порушено мечом,
И мерзости печать на чем.
Где мы стоим – там пусто всё,
И раньше не бывало храма.
Поёт и ветер про своё,
Поём и мы, собравшись рано,
И, обратившись ко Христу,
Усердно молим и взываем,
Чтобы помог, благословил
Нас Тот, Кого мы прославляем
И в честь кого воздвигнем храм-
О чем и молимся сегодня –
Да будет возведен собор
Преображения Господня!
(Галина Сиротинская. 16 сентября 2000г, Мурманск)
Мурманчане помнят, как почти 20 лет назад епископ Мурманский и Мончегорский Симон, священники и миряне молились на Литургии осенью на месте постройки Спаса на Водах (который должен был стать частью Преображенского собора) прямо под суровым северным небом, затянутым тучами. Церковный хор пел, стараясь пробиться через шум штормового ветра. Вблизи плескались воды Семеновского озёра, а чуть далее - Кольского залива. Не было ни стен, ни крыши. Была только сопка, поросшая кустарником и иван- чаем. Привезя с собой антиминс (плат с частицами мощей святых), Владыка Симон совершил Литургию, вначале Литургии один из священников исповедовал тех, кто пожелал причаститься. В тот раз я не причащалась, но помню, что несколько человек подошли к Чаше. Дело с постройкой этого храма продвигалось с трудом, епархия даже хотела принять предложение о создании деревянного храма. Огромный крест на месте будущего храма два раза по ночам спиливали неизвестные. Теперь таких называют храмоборцами, а мы тогда предполагали, что спиливали сектанты.
Однако тогда была живая, хорошая община Преображенского собора - моряки, пенсионеры, студенты. Проводили собрания в церковной школе при Никольском соборе. Дружно ездили за город в лесную часовню святой Ксении, читали акафисты, жертвовали. Никаких фондов не было, но церковь построили. Бог послал мощную поддержку, помощником в деле строительства стал градоначальник, ныне покойный Олег Петрович Найденов. Этот человек принял Крещение уже в 50 лет, но вложил все силы в создание храма. Он привлекал крупные предприятия и организации города к созданию храма. Много трудов вложил в это дело митрополит Мурманский и Мончегорский Симон, который теперь на покое.
Праздник Преображения, когда Господь преобразился на Фаворе, имеет глубокий смысл. Как рассказывает в главе 17 Евангелист Матфей, Христос, взяв с собой трех апостолов на гору Фавор, преобразился - «лицо его просияло как солнце и одежды Его сделались белыми, как свет». Этот праздник несёт миру идею Преображения людей нетварным фаворскими светом – энергиями Божества. Учение о нетварном свете было разработано византийским богословом святителем Григорием Паламой в 14 веке. Потому и вторая неделя Великого поста называется неделей Паламы, или неделей светов. В монашестве такая духовная традиция получила название – исихазма, то есть священнобезмолвия. Ярко раскрывается сущность учения о нетварном свете в беседах преподобного Серафима Саровского с Мотовиловым. Вот и стремились северяне построить собор в честь Преображения Господня. Но на первых пора удалось возвести небольшое здание.
По молитвам православных действительно, слава Богу, вырос красавец- храм, белокаменный и златоглавый. Но не Преображенский собор, а церковь небольших размеров, которую освятили в честь образа Спаса Нерукотворного в 2002 году. Эта церковь стала первым каменным храмом Мурманска, построенным довольно близко к центру города (на расстоянии примерно трёх остановок от центра к Северу).
Никольский собор города, который носит пока что статус кафедрального, находится почти что в лесу, в сопках. Строили его ещё в 1988 году и тогда не разрешили возведение храма в центральном районе города.
Почему же так остро стоит вопрос о постройке Преображенского собора в Мурманске?
Это связано с его историей. Мурманск был основан по указу святого Государя Николая Второго в 1916 году. Молебен на закладку храма святителя Николая и основание нового русского града был совершен архиепископом Архангельским и Холмогорским Нафанаилом (Троицким) 4 октября 1916 года. Но из- за революции храм так и не был построен. До войны в Мурманске вообще не было храмов (временный деревянный храм был закрыт и передан под общежитие грузчиков в 1924 году). Первый храм построил участник Великой Отечественной войны священник Владимир Жохов в 1947 году. Это был храм в честь святителя Николая, маленький, деревянный, созданный на основе барака на улице Котовского (ныне Зелёной) в довольно глухом углу среди сопок и леса, в 1988 году на его месте построили каменный храм. И до середины 1990 -х года он был единственным в Мурманске, хотя в 1980 - е годы люди со всей России приезжали сюда, на Мурман, чтобы ходить в море, в городе было тогда около 500 тысяч населения. Многие десятилетия мурманчане в этом храме крестили своих детей, мои родители были крещены там в 1949 году.
После перестройки начали строиться православные храмы и в Мурманске. Сегодня в городе проживает примерно 200 тысяч человек, конечно, русские, православные. В Мурманске на сегодня 4 каменных и 3 деревянных православных храма. В 2008 году последним построили наш деревянный храм на Кооперативной, и в том же году было завершено строительство каменного католического храма на 1000 мест на деньги Ватикана в районе Северное Нагорное на улице Достоевского в Мурманске. Западная экспансия продолжилась и в 2018 году, когда почти закончили в Северном Нагорном в районе улицы Бондарной строительство каменного лютеранского храма на средства финской общины. И это при том, что православного храма в Северном Нагорном нет ни одного! Грустно, что ни одного православного храма в Мурманске за последние десять лет так и не было построено. Обидно, что нет в Мурманске ни храма, ни часовни, ни даже памятной доске в честь основателя города мученика царя Николая.
Да и создание кафедрального собора стало проблемой для Мурманска. Многие уверены, что его историческое место - в самом центре города, где в 1916 году совершили закладку храма по Высочайшему повелению Государя Николая Второго. Вместо храма коммунисты в 1920- е годы возвели там Дворец культуры, который потом назвали именем Кирова.
В 2003 году мурманское духовенство в день основания города возле ДК Кирова служило молебен, был поставлен памятный крест и освящено место для часовни, которую также не удалось построить. Перед ДК Кирова есть большая площадь, там вполне возможно возвести кафедральный собор.
Есть и другой вариант. Начиная с 2000 года собор намеривались построить на сопке в районе Семеновского озера. Но сразу создавать большой собор не решились.Там создали небольшой храм Спас на Водах, а кафедральный собор решили строить возле него. С 2011 года начал свою работу благотворительный фонд Преображенского собора по сбору средств на создание храма. В 2013 году архиепископ Симон в присутствии губернатора и прихожан освятил возле этой церкви место под строительство храма. Об этом писали мурманское газеты, а также сайт Патриархии: «20 августа 2013 года в Мурманске состоялась церемония закладки Спасо-Преображенского морского кафедрального собора, которую возглавил архиепископ Мурманский и Мончегорский Симон. В этот день в храме Спаса на Водах, освященном в 2002 году как часть будущего соборного комплекса, при большом стечении народа, в присутствии губернатора Мурманской области, руководства города и Северного флота, архиепископ Симон совершил молебен на начало строительства собора.
Затем состоялся крестный ход к месту, где будет возводиться собор. Здесь была совершена закладка капсулы, в которую была вложена земля с Ганиной ямы — места под Екатеринбургом, где были уничтожены тела Царственных страстотерпцев. Эта земля была доставлена в Мурманск специальной экспедицией, состоявшейся в Царские дни с 14 по 19 июля, сообщает молодежный портал Мурманской епархии «Спас» .
В 2016 год, год столетия Романова-на-Мурмане, Патриарх посетил наш город. Он совершил молебен на закладку Преображенского собора возле храма Спас на Водах вместе с митрополитом Симоном, губернатором Мариной Ковтун и прихожанами. Вот как об это рссказывал официальный сайт Патрирхии: «Перед вложением закладной капсулы в основание храма был оглашен текст закладной грамоты: «Во славу Святыя, Единосущныя и Нераздельныя Троицы, Ея благоволением и благостию, Нами, Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, заложен храм в честь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 2016 от Рождества по плоти Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа в 19-й день августа месяца во граде Мурманске» (http://www.patriarchia.ru/db/text/4587849.html).
Однако начало строительства храма откладывалось и откладывалось. Хотя в 2018 году от властей было получено официальное разрешение (согласование по строительным работам) на постройку храма именно возле Спаса на Водах. Все это время чрезвыйчайно сомнительной была деятельность Фонда Преображенского собора и его руководителя Андрея Григорьева, который получает зарплату в размере 25% от всех пожертвований, сделанных в Фонд на строительство храма. И проект храма почему-то подменили. Вместо первоначального проекта белого собора с золотыми куполами начиная с 2015 года навязывают проект с серыми куполами, его изображение есть на сайте Фонда.
Меня поразил тот факт, что в июне этого года епархиальное начальство заявило, что строительство храма будет отложено на неопределенное время. Вот что опубликовал об этом сайт газеты «Мурманский вестник» 14 июня 2019 года:
«Владыка (митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан (Баданин) рассказал журналистам о конкретных случаях участия церкви в мероприятиях социального плана. Рассказал и о том, что будет сделано. А планы грандиозные. Например, симбиоз церкви и спорта.
- Я вам впервые сообщаю об этом решении, которое будет вынесено на утверждение Святейшего Патриарха, - сообщил он о планах создания центрального духовно-спортивного центра. Центр этот появится в Мурманске, рядом с церковью Спаса-на-Водах. Что же касается морского кафедрального собора, строительство которого планировалось на этом месте, то, как выяснилось, кафедральному собору там будет слишком тесно. А так как место уже освящено, то храм будет, но не кафедральный, а со спортивным уклоном».
Разброд и шатания в Мурманской епархии усугубляется тем, что уже много лет митрополит Митрофан (Баданин) издает искаженную версию жития преподобного Трифона и продает ее в храмах (эти книги не имеют грифа одобрения Издательского отдела Патриархии). Согласно церковному житию, святой Трифон Печенгский был сыном священника из Торжка. От юности Трифон отличался чистотой и благочестием. Он Самим Богом чудесным образом был призван к проповеди лопарям на Кольском Севере.
Однако митрополит Митрофан (Баданин) упорно в своих книгах пропагандирует как единственно верную версию норвежского профессора Яна Фрийса, основанную на записях голландского купца 16 века Саллингена (этот купец занимался некоторое время шпионажем в пользу Швеции). Иностранная версия говорит о том, что русский подвижник якобы был разбойником и проливал много крови. Святой Трифон – небесный покровитель Мурмана. Он прославлен в числе общероссийских святых (память – 28 декабря). Конечно, навязчивая пропаганда сомнительных книг о северных святых возмущает мурманчан. Особо почитается этот угодник также и в Новгородской епархии, на сайте которой можно прочитать церковную версию жития без искажений, так же как и на официальном сайте Московской Патриархии. Новомученик Никодим, епископ Белгородский, расстрелянный в 1919 году в Белгороде коммунистами, был родом с Севера и при жизни собирал материалы о северных подвижниках. Он составил и издал в Петербурге «Архангельский патерик», в нем есть и церковная версия жития святого Трифона Печенгского, о благочестивой юности которого святой Никодим говорит, ни мало не сомневаясь. С иностранной версией биографии преподобного Трифона священномученик Никодим был хорошо знаком и решительно отвергал ее. В примечании к главе о преподобном Трифоне Печенгском на тему о том, верна ли версия, что в юности Трифон был разбойником, священномученик Никодим говорит просто и кратко: «Это чистый вымысел».
Так что теперь мы видим печальную ситуацию на Русском Севере. Неужели в Мурманске жития русских святых можно безнаказанно искажать, православные храмы в русском городе можно не строить?!
Между тем в той же статье от 14 июня 2019 года приводятся все же слова благочинного храмов Мурманска протоиерея Андрея Амелина и других священников о необходимости храмов:
«Кафедральный храм очень нужен городу. И, присутствовавший на этой встрече настоятель Спаса-на-Водах отец Андрей привел неоспоримые аргументы: все морские города нашей страны: Севастополь, Владивосток, Петропавловск Камчатский, Кронштадт, Калининград, Санкт-Петербург имеют прекрасные кафедральные морские соборы. В Мурманске - форпосте Арктики - такого нет.
А он должен быть, говорили священники. Он должен быть лицом города, лицом Арктики - белокаменный, возвышающийся, с золотыми куполами. А вокруг расположится целый комплекс - аллеи, детские площадки, музеи, посвященные истории православия. Это должно быть место посещаемое и любимое в городе».
…Кстати, о том же отец Андрей Амелин говорил еще в 2015 году в интервью газете «Вечерний Мурманск»: «Собор очень востребован, храм Спаса на водах уже не может вместить всех прихожан в праздничные дни. Да и традиция такова, что в каждом порту есть морской собор - в Кронштадте, Санкт-Петербурге, Севастополе и других городах. Мурманск не должен стать исключением. Появление собора очень важно для мурманчан. Как говорится, никогда по-настоящему не молился тот, кто не бывал в море. И для мурманских моряков, офицеров, их жен и детей храм становится надежной духовной поддержкой. Это видно по количеству прихожан храма Спаса на водах и мирян, болеющих душой за появление Спасо-Преображенского кафедрального собора в нашем регионе».
Остается надеется, что Бог по своей милости пошлет нам силы строить в русском городе русские православные храмы.
Галина Сиротинская, Мурманск
Русская Стратегия
http://rys-strategia.ru/ |