Время летит, и вот уже минуло пять лет с того времени, как Россия отметила скорбно-героическую дату – вековой рубеж с начала Второй Отечественной войны 1914-1918 годов.
На 2014-й год пришелся пик в официальном чествовании ее героев: им ставили памятники, с трибун произносились пафосные речи. Потом изменилась внешнеполитическая конъюнктура, и президент великой страны словно забыл о сказанном тогда на Поклонной горе: о величии народного подвига, о национальной измене и вызванной ею капитуляции перед проигравшей державой. Сегодня у властей снова в чести «великая русская революция»…
Но мы, великий народ, верный памяти тысячелетней истории русской воинской славы, не подвержены конъюнктуре. Мы помним. О великих испытаниях, выпавших на долю Отечества, о ратных подвигах наших предков, верных присяге и долгу.
Всем известны имена славных героев Великой войны: от Брусилова, Каледина и графа Келлера до отважного казака Козьмы Крючкова и сестры милосердия Риммы Ивановой.
Но в победы Русской Армии вносили посильную лепту не только они. В том, что враг не то, что не дошел до Москвы и Волги, но был остановлен далкуо-далеко от них, у польских рубежей, заслуга прежде тысяч и тысяч младших чинов русского офицерского корпуса – вчерашних земских начальников и народных учителей, ставших в 1914 году взводными командирами. Наш рассказ об одном из таких «офицеров военного времени» - прапорщике 38-го пехотного Тобольского полка Геннадии Петровиче Рождественском.
31 июля Нижний Новгород наводнили призывники. Началась всеобщая мобилизация. В это время в России призывали в ряды действующей армии всех, без различия сословий и званий. В строй становились и князья императорской крови, и простые землепашцы.
То же происходило и в Нижнем Новгороде. В последние числа июля получили повестки от уездных воинских начальников сотни прапорщиков запаса. Кто-то был кадровым офицером и затем по тем или иным причинам оставил военную службу ради статской. Другие получили младший офицерский чин, имея за плечами среднее или высшее образование и пройдя двухгодичный срок военной службы в качестве вольноопределяющегося.
Когда грянула война, воинские присутствия вызывали повестками офицеров запаса – земских начальников, молодых помещиков, служащих пароходных компаний и помощников присяжных поверенных. Нижегородские газеты сообщали о призыве в войска представителей многих известных семейств. В Ардатове был мобилизован молодой князь Владимир Звенигородский, в Горбатове – дворянин и выпускник кадетского корпуса Николай Купреянов, в Нижнем – сын родовитого васильсурского помещика и председателя губернской управы Павел Демидов.
Мобилизация проходила в атмосфере морального подъема и воодушевления. По главной улице Большой Покровский и на Благовещенской площади шли манифестации с национальными флагами и портретами Государя. Городская дума, общественные организации слали адреса монарху с заверением преданности и готовности постоять за Отечество. Прекратились забастовки, красные радикалы притихли. Призванных в армию считали героями. В полицейские управления и участки шел поток добровольцев.
В числе мобилизованных офицеров военного времени оказался и Геннадий Рождественский. Он происходил из семьи видного юриста и либерального деятеля Петра Александровича Рождественского. На фронт Геннадий ушел вместе с братом Виктором. Обоих зачислили младшими офицерами в 38-й пехотный Тобольский полк, квартировавший в Нижнем и в первые дни войны убывший в составе 10-й пехотной дивизии на Юго-Западный (австрийский) фронт.
Семья Рождественских была многодетной и дружной. Забегая вперед, отметим, что шесть братьев и сестер Геннадия состоялись как личности, сделали успешную карьеру. Наталья, Галина и Татьяна посвятили себя искусству, старшая Лидия – педагогике (была деканом в Горьковском инязе). Отец Петр Александрович был в дружеских отношениях с видным писателем Евгением Чириковым. Дружили между собой и дети, и в самый канун войны старший из Рождественских, Геннадий, обвенчался с дочерью писателя Евгения Чирикова, Новеллой. Видный советский композитор Александр Касьянов вспоминал, как жених и его юная избранница с родными и друзьями «спустились с Верхне-Волжской набережной к пристани, где их ждал украшенный гирляндами цветов пароход. После свадьбы молодые поселились в Нижнем Новгороде в доме Кривавуса на Студеной улице, 43 а, вблизи дома П. А. Рождественского».
А потом была война. С Тобольским пехотным полком прапорщик Рождественский шел фронтовыми дорогами Галиции и Привисленского края. На долю взводных и ротных командиров, кадры которых во многом комплектовались из чинов армейского запаса, призванных из гражданской жизни, выпала тяжкая доля. Они жили одной жизнью с солдатами, делили с ними все тяготы, первыми поднимались в атаку и попадали под пули.
Зимой 10-я пехотная дивизия, в состав которой входил 38-й Тобольский полк, гв рядах которого воевал Геннадий Рождественский, вела позиционные бои у Равы Русской, Петрокова, Брезин.
И вскоре «Нижегородский листок» сообщил о гибели прапорщика Рождественского, скончавшегося от ран, полученных в бою 15 февраля 1915 года.
Его хоронили с почестями, и на траурную церемонию явилось множество народа. «Был оркестр кадетов и взвод солдат, множество народа провожало его до кладбища», – писал об этом Евгений Чириков.
Отпевали Геннадия Рождественского в храме Святых апостолов Петра и Павла, а похоронили на военном участке городского Петропавловского кладбища, там, где теперь парк имени Кулибина «на костях».
Тесть офицера знаменитый писатель Евгений Чириков стал военным корреспондентом крупнейшей московской газеты «Русское слово» и вскоре издал книгу «Эхо войны», посвятив ее «светлой памяти павшего в бою за Родину Геннадия Петровича Рождественского».
Невозможно представить горе молодой жены. Храня память о любимом, Новелла Евгеньевна покинула Родину вместе с отцом и в эмиграции прожила долгую жизнь.
В настоящее время в Нижнем Новгороде живут потомки и родственники Геннадия Рождественского и Новеллы Чириковой. Праправнук знаменитого писателя – Михаил Александрович Чириков – создал прекрасный музей писателя-классика, расположившийся в доме, где некогда жил Евгений Чириков. Журналист Елена Бормотова бережно хранит фотографии из семейного альбома Рождественских, одну из которых мы публикуем в настоящей статье.
Станислав Смирнов
для Русской Стратегии
http://rys-strategia.ru/ |