Между Россией и Украиной готовится большой обмен пленными. На Родину могут вернуться удерживаемые в Незалежной российские граждане, в том числе и недавно выпущенный из тюрьмы под залог Евгений Мефедов, которого обвиняют в посягательстве на территориальную целостность Украины из-за того, что он возложил цветы к памятнику освободителям Николаева от фашистов. О том, как проходило освобождение Мефедова и какую роль сыграло российское консульство в Одессе, рассказал «МК» адвокат Валентин Рыбин.
— Итак, один из ваших подзащитных, Евгений Мефедов, вышел из СИЗО. Как это произошло?
— Гражданин РФ Евгений Мефедов, который со 2 мая 2014 года непрерывно находился под стражей, 19 августа получил возможность выйти на свободу. Суд принял решение об определении суммы залога, а народный депутат Украины Николай Скорик и представители политической партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» собрали необходимые средства. В понедельник я внес эту сумму на соответствующий счет государственной судебной администрации, и после обеда Евгений Мефедов и Сергей Долженков вышли на свободу.
— Почему предыдущие попытки изменить меру пресечения Мефедову и Долженкову заканчивались неудачей?
— Дело в том, что они обвинялись по статьям Уголовного кодекса, которые на Украине до 25 июня 2019 года были безальтернативными в смысле меры пресечения. Люди, которых обвиняли по этим статьям, должны были находиться в СИЗО. После того как 25 июня Конституционный суд Украины принял решение о неконституционности данного положения, 16 августа Центральный районный суд Николаева определил сумму залога, которая и была достаточно оперативно собрана.
— Где сейчас Евгений и чем он занят?
— Он сейчас находится в Николаеве. Назначено судебное заседание по очередному изменению ему меры пресечения. Это уже процедура юридического оформления для участия в обмене. После этого он будет доставлен в пункт сбора, где, возможно, в ближайшее время произойдет обмен.
— Почему опять надо менять меру пресечения?
— Сейчас он отпущен под залог с запретом покидать формальное место своего проживания в Одессе. Чтобы он легально мог покинуть Украину, нужно решение суда.
— Когда состоится обмен?
— По моей информации — в самое ближайшее время.
— Кого еще могут поменять?
— Я много об этом обмене знаю, но не могу много говорить. Скажу так: граждане РФ, которые удерживаются Украиной, сегодня проходят процедуру юридического оформления и готовятся к участию в обмене. От других комментариев воздержусь.
— То есть Евгений уже не успевает получить свой паспорт в консульстве РФ в Одессе?
— Может быть, он успеет туда заехать. Человек формально свободен, его участие в обмене — это подарок Украине. Он принял это решение, чтобы не путать карты договаривающимся сторонам.
— Представитель МИД РФ Мария Захарова обвинила некоторые СМИ в распространении фейков из-за того, что те написали, что Мефедову в российском консульстве в Одессе предложили заплатить 80 евро за оформление паспорта. С него там требовали деньги?
— Не то чтобы прямо требовали. Но смысл от этого не меняется. Сотрудники генконсульства РФ в Одессе за пять лет не оказали должного внимания не только Мефедову, но и другим гражданам РФ, находящимся в украинских тюрьмах. Когда суд определил Мефедову сумму залога, я позвонил в консульство и попросил помочь. Мне было отказано. Когда Мефедов вышел из тюрьмы, я опять звонил в консульство и просил его приютить, потому что у него не было денег даже на проживание. И мне также было отказано. На следующий день он сам пришел в консульство и попросил оформить ему документы, чтобы он мог снять квартиру или поселиться в гостинице. И ему сказали, что документы будут оформляться до октября и стоит это 30 евро, если долго, и 80 евро, если быстро. Они зашевелились, только когда скандал набрал обороты. И тут же сообщили, что уже все готово и можно приходить за паспортом. А могли же сделать это сразу. Они могли и залог внести, и передачи ему передавать, то есть делать все то, что делают украинские консулы в РФ в отношении своих граждан. Украинские консулы и передачи оплачивают, и посещают своих граждан с консульскими визитами, интересуются их судьбой, ведут переписку.
— А тут получается, что залог за российского гражданина вносит украинский политик…
— Вот именно.
— Свидетельствует ли освобождение Мефедова и Долженкова, что на Украине как-то меняется политический климат?
— Атмосфера меняется, и судьи начинают ощущать, что их незаконные решения рано или поздно станут предметом разбирательства уже совершенно других органов. Понимая, что уже нет этой циничной злости власти, люди начинают поступать по закону. Если все будет так продолжаться, то я надеюсь, что на Украине наметится восстановление какой-то нормальной жизни.
— Вы ранее говорили, что надо не просто добиться освобождения незаконно удерживаемых, но и наказания тех, кто виновен в политических репрессиях...
— Зачастую должны отвечать за это именно сотрудники СБУ и прокуратуры, судьи в данном случае люди подневольные. Для меня главное — защита людей. Если будет выражено желание клиента «догнать и наказать», я буду исполнять волю своих подзащитных.
Источник |