«…Зло — это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога» (русский религиозный философ В.Н. Лосский (5:252)
§1. О трансформации отношения к греху и злу святитель Василий Великий говорит: «кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием».
Таким образом, злу не только можно, но и нужно сопротивляться различными способами (мыслью, словом, действием), в том числе и силой [1]. Иначе зло будет разрастаться и распространяться. Ведь «для торжества зла необходимо только одно условие — чтобы хорошие люди сидели сложа руки» (Эдмунд Бёрк). Аналогичная мысль высказана и другими авторами, в частности:
● древнегреческим философом Платоном (учеником Сократа и учителем Аристотеля) (427/428 – 347/348 до н.э.): «Наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев»;
● святым Максимом Исповедником (580-662): «Молчать об истине все то же, что отвергать ее»;
● в романе Л.Н. Толстого (1828-1910) «Война и мир»: «возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — деятельная добродетель ... Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто» (слова Пьера Безухова. См. Эпилог. Часть первая).
● ирландским литературным и общественным деятелем Джорджем Бернардом Шоу (1856-1950): «Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»;
● русским писателем А. П. Чеховым (1860-1904) в повести «Скучная история»: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»;
● Физиком-теоретиком, лауреатом Нобелевской премии Альбертом Эйнштейном (1879─1955): «Мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что некоторые видят это и ничего не делают»;
● в эпиграфе к роману «Заговор равнодушных» польского и советского писателя, поэта и драматурга Бруно Ясенского (1901-1938): «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство (Роберт Эберхардт. “Царь Питекантроп Последний”)»;
● в эпиграфе к роману «Инферно» американского писателя и журналиста Дэна
Брауна (1964): «Самое жаркое место в аду предназначено тем, кто в пору морального кризиса сохраняет нейтралитет»;
● священником Александром Ельчаниновым: «Равнодушие верующих — вещь гораздо более ужасная, чем тот факт, что существуют неверующие» (1).
О равнодушной безответственности и её последствиях хорошо написано на сайте «БИБЛИЯ – ЦЕНТР» при толковании описания причины смертного приговора Иисусу Христу. «Когда дело касается убийства (открытого или «законного»), часто приходится иметь дело не только с убийцами активными, но и с убийцами, так сказать, пассивными. С теми, кто не очень-то и хотел убивать, но … получилось так, что убил. Поучаствовал. Как бы невзначай, постольку-поскольку. И самому такому участнику порой может казаться, что он не при чём. Иногда вплоть до дня Суда, когда обманывать себя уже не получится. А происходит это всегда, в общем-то одинаково: в форме ухода от ответственности. Как уходят от неё Пилат и Ирод. Ни один из них не хочет утвердить смертный приговор … Но если решение принимать не хочется, если ответственность в тягость — пусть решает народ.
Правда, народа на той площади не было. Там была толпа [2] — форма и способ существования народа, который тоже ни за что отвечать не хочет. Где каждый “как все”, а “все” “как один». Тот самый ни за что не отвечающий “один”, которым легко манипулировать потому, что в глубине (а иногда и на поверхности) души он бы хотел, чтобы им манипулировали. Ведь тогда всё можно будет свалить на манипуляторов — а самому опять же уйти от ответственности. Так и готовился крест для Мессии — не в инфернальных глубинах, а в мешанине безответственности, мелких страхов и “великих” интересов. В неглубоком, но мутном омуте, где, как известно, чертям раздолье» (2).
Об уходе от ответственности Владимир Познер говорит: «Многие из нас, получая и выполняя указания, таким образом уходят от ответственности. Мы полагаем, что коль скоро не будем задумываться о последствиях своей деятельности, они минуют нас. Это заблуждение. Они непременно найдут нас, не отстанут и будут мучить как отдельных людей, так и целый народ».
§2. Действительно, если люди равнодушны и безответственны, не противятся несправедливости (злу), чужому горю, не участвуют в их устранении, молчаливо отворачиваются от этих вопросов, — поскольку у них всё в относительном порядке, или по причине боязливости, или из-за жестокосердия, — то скоро может наступить противоположная ситуация, в которой аналогичная несправедливость и горе постигнут уже самих этих людей и их родственников! А другие — также не будут обращать на это внимание!
В романе «Заговор равнодушных», где описывается подобная ситуация, один из его героев — Роберт Эберхардт-младший, после поджога рейхстага и «ночей длинных ножей», говорит о «преступном нейтралитете», о котором он хочет рассказать в планируемой им книге: «Это будет страшная документальная книга. Она откроет глаза всему миру! Она разрушит вконец заговор равнодушных! Я знаю, это мы — вот я и все те, кто, как я, чуждался политики, кто пытается еще сейчас соблюсти преступный нейтралитет, — повинны в катастрофе, которая постигла Германию! Я так и озаглавлю мою книгу: “Заговор равнодушных”. Я докажу им, что только с их молчаливого согласия возможно это беспримерное торжество низости, тупоумия и злодейства! Они увидят и ужаснутся! Весь мир, все мыслящие люди пойдут на питекантропов облавой и загонят их в клетку! Или … вся человеческая культура вернется к четвертичному периоду…» (3:397).
В этом же романе другой герой — Эрнст Гейль, говорит нейтралитете, как о поддержке палачам: «Фашистская язва исчезнет с лица земли в тот день, когда тысячи людей перестанут оказывать поддержку палачам одним фактом своего нейтралитета» (3:493).
В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» об этом сказано так: «за дверью каждого счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно».
Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Когда что-то недуховно, нечисто, то в сердце не может быть истинной радости и мира. Радость, которую испытывает духовный человек, — это не та радость, за которой многие сегодня гонятся. Не надо путать разные вещи. Имели ли святые радость в том ее виде, что ищем мы? Матерь Божия имела такую радость? Христос — смеялся ли Он? Кто из святых прожил эту жизнь без боли? У какого святого была такая радость, к которой стремятся многие христиане нашего времени, не хотящие и слышать ничего неприятного, чтобы не расстроиться, не потерять своей безмятежности? Если я избегаю волнений, ради того, чтобы быть радостным, ради того, чтобы не нарушать своего покоя, ради того, чтобы быть мягким, то я равнодушен! Духовная кротость — это одно, а мягкость от равнодушия — это другое.
Некоторые говорят: “Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным”. Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская. Тот, в ком присутствуют эти мирские начала, — не духовный человек. Духовный человек — весь сплошная боль, то есть ему больно за то, что происходит, ему больно за людей. Но за эту боль ему воздается божественным утешением. Он чувствует боль, но чувствует в себе и божественное утешение, потому что Бог из рая бросает в его душу благословения, и человек радуется от божественной любви. Вот что такое радость, духовная радость — невыразимая и заливающая сердце … Мы, православные христиане, должны отдавать себе отчет в том, что Господь спросит с нас за наше молчание и равнодушие, за то, что не стояли в истине, и не защищали ее … Сейчас, в наши непростые времена, когда против нашего народа и нашей веры, ведется необъявленная, духовная война, делать вид, что ничего не происходит, значит, предавать Христа. Сейчас не достаточно просто быть хорошим прихожанином, всеми силами, старающимся сохранить в душе мир и безмятежность любой ценой. Сами, без наших ближних, мы не спасемся; Господь спросит с нас за них, — почему молчали, не обличали зло, почему самолюбиво замыкались на себе, когда вокруг духовно гибли люди?...» (4).
§3. Если люди по своему морально-нравственному и духовному равнодушию не противятся злу и равнодушно допускают его, то они становятся не только его жертвами, но и его соучастниками! [3].
Иными словами, если мы будет надеяться, что мир изменится к лучшему без нашего участия в этом, то такие надежды — призрачны. А призрачность — не только обманчива, но и вредна, поскольку отвлекает и отвращает от насущного и главного! При этом чужое горе может довольно быстро трансформироваться — и в наше собственное.
Таким образом, равнодушие к проявлениям зла, или нейтралитет в отношении зла, открывает ему дорогу в различных областях деятельности человека (духовной, морально-нравственной, социальной, экономической, политической), и является фактическим потаканием злу. Поэтому, равнодушие — это морально-нравственное и духовное преступление, поощряющее распространение зла. И любое равнодушие ко злу — является преступным и несоответствующим библейскому и святоотеческому учениям!
И вообще, в результате бездействия по защите праведности, справедливости и прав человека — вполне справедливо и закономерно рождаются грех и зло, в том числе, бесправие, беззаконие, несправедливость и неравенство [4]! И, как известно, только люди с рабской психологией и менталитетом могут считать свои кандалы обещанием, залогом и гарантом стабильности и процветания. «Ведь сон разума рождает чудовищ» [5]!
Следует также отметить, что наше отношение к различным видам зла тоже должно быть различным.
ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Свщ. Александр Ельчанинов: Афоризмы / Журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://foma.ru/svyashhennik-aleksandr-elchaninov-aforizmyi.html, свободный. — Загл. с экрана.
2. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Лк. 23:1-25. Опубликовано 02.09.2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bible-center.ru/note/20190902/main, свободный. — Загл. С экрана.
3. Заговор равнодушных. Роман. // Ясенский Б. Избранное. / Сост., предисл.
и прим. В.Д. Оскоцкого. Ил. — М.: Правда, 1988.
4. Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Раздел 2, Гл. 2. Ч. 1. Ответственность Любви. 2. Само присутствие христианина есть уже исповедание веры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnoe-probuzhdenie-slova-tom2/2_1, свободный. — Загл. с экрана.
5. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви// Догматическое богословие. — М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. — 1991. — Религиозно-филисофская серия.
6. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. — М., ДАРЪ, 2005.
__________________________________
[1] См., например, (6).
[2] Толпу можно определить, как часть народа, заражённую и объединённую вирусом, или духом, безответственности и мракобесия — П.Д.
[3] Ср. с: «Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников, не являются их жертвами. Они соучастники» (британский писатель и публицист Джордж Оруэлл (1903-1950).
[4] Равенство означает сходство в стартовых позициях и в возможностях далее развиваться из этих позиций в соответствии со способностями личности, а не в соответствии с номенклатурной должностью, финансовыми возможностями, социальным положением, личными знакомствами, степенью угодничества и лицеприятия, включая лесть! Неравенство означает отсутствие данного сходства.
При этом противоречие и несоответствие между равенством и свободой возникает, если в свободе выбора отсутствует равенство в возможностях и последствиях этого выбора.
[5] Испанская поговорка, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла Капричос. Данную фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.
Пётр Добросельский
Источник |