Web Analytics


Русская Стратегия

"Только смелость и твердая воля творят большие дела. Только непреклонное решение дает успех и победу. Будем же и впредь, в грядущей борьбе, смело ставить себе высокие цели, стремиться к достижению их с железным упорством, предпочитая славную гибель позорному отказу от борьбы." М.Г. Дроздовский

Категории раздела

- Новости [4111]
- Аналитика [3099]
- Разное [1082]

ПОДДЕРЖАТЬ НАШУ РАБОТУ

Карта Сбербанка: 5336 6902 5471 5487

Яндекс-деньги: 41001639043436

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0

Друзья сайта

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2019 » Октябрь » 15 » Зло и равнодушие
    01:20
    Зло и равнодушие

    «…Зло — это состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога» (русский религиозный философ В.Н. Лосский (5:252)

    §1. О трансформации отношения к греху и злу святитель Василий Великий говорит: «кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием».  

    Таким образом, злу не только можно, но и нужно сопротивляться различными способами (мыслью, словом, действием), в том числе и силой [1]. Иначе зло будет разрастаться и распространяться. Ведь «для торжества зла необходимо только одно условие — чтобы хорошие люди сидели сложа руки» (Эдмунд Бёрк). Аналогичная мысль высказана и другими авторами, в частности:

    ● древнегреческим философом Платоном (учеником Сократа и учителем Аристотеля) (427/428 – 347/348 до н.э.): «Наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев»;

    святым Максимом Исповедником (580-662): «Молчать об истине все то же, что отвергать ее»;

    в романе Л.Н. Толстого (1828-1910) «Война и мир»: «возьмемтесь рука с рукою те, которые любят добро, и пусть будет одно знамя — деятельная добродетель ... Вся моя мысль в том, что ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто» (слова Пьера Безухова. См. Эпилог. Часть первая).

    ирландским литературным и общественным деятелем Джорджем Бернардом Шоу (1856-1950): «Самый большой грех по отношению к ближнему — не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»;

    ● русским писателем А. П. Чеховым (1860-1904) в повести «Скучная история»: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»;

    ● Физиком-теоретиком, лауреатом Нобелевской премии Альбертом Эйнштейном (1879─1955): «Мир опасен не потому, что некоторые люди творят зло, но потому, что некоторые видят это и ничего не делают»;

    в эпиграфе к роману «Заговор равнодушных» польского и советского писателя, поэта и драматурга Бруно Ясенского (1901-1938): «Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство (Роберт Эберхардт. “Царь Питекантроп Последний”)»;

    ● в эпиграфе к роману «Инферно» американского писателя и журналиста Дэна

    Брауна (1964): «Самое жаркое место в аду предназначено тем, кто в пору морального кризиса сохраняет нейтралитет»; 

    ● священником Александром Ельчаниновым: «Равнодушие верующих — вещь гораздо более ужасная, чем тот факт, что существуют неверующие» (1).

    О равнодушной безответственности и её последствиях хорошо написано на сайте «БИБЛИЯ – ЦЕНТР» при толковании описания причины смертного приговора Иисусу Христу. «Когда дело касается убийства (открытого или «законного»), часто приходится иметь дело не только с убийцами активными, но и с убийцами, так сказать, пассивными. С теми, кто не очень-то и хотел убивать, но … получилось так, что убил. Поучаствовал. Как бы невзначай, постольку-поскольку. И самому такому участнику порой может казаться, что он не при чём. Иногда вплоть до дня Суда, когда обманывать себя уже не получится. А происходит это всегда, в общем-то одинаково: в форме ухода от ответственности. Как уходят от неё Пилат и Ирод. Ни один из них не хочет утвердить смертный приговор … Но если решение принимать не хочется, если ответственность в тягость — пусть решает народ.

    Правда, народа на той площади не было. Там была толпа [2] — форма и способ существования народа, который тоже ни за что отвечать не хочет. Где каждый как все, а все” “как один». Тот самый ни за что не отвечающий один, которым легко манипулировать потому, что в глубине (а иногда и на поверхности) души он бы хотел, чтобы им манипулировали. Ведь тогда всё можно будет свалить на манипуляторов — а самому опять же уйти от ответственности. Так и готовился крест для Мессии — не в инфернальных глубинах, а в мешанине безответственности, мелких страхов и великихинтересов. В неглубоком, но мутном омуте, где, как известно, чертям раздолье» (2).

    Об уходе от ответственности Владимир Познер говорит: «Многие из нас, получая и выполняя указания, таким образом уходят от ответственности. Мы полагаем, что коль скоро не будем задумываться о последствиях своей деятельности, они минуют нас. Это заблуждение. Они непременно найдут нас, не отстанут и будут мучить как отдельных людей, так и целый народ».

    §2. Действительно, если люди равнодушны и безответственны, не противятся несправедливости (злу), чужому горю, не участвуют в их устранении, молчаливо отворачиваются от этих вопросов, поскольку у них всё в относительном порядке, или по причине боязливости, или из-за жестокосердия, то скоро может наступить противоположная ситуация, в которой аналогичная несправедливость и горе постигнут уже самих этих людей и их родственников! А другие также не будут обращать на это внимание!

    В романе «Заговор равнодушных», где описывается подобная ситуация, один из его героев Роберт Эберхардт-младший, после поджога рейхстага и «ночей длинных ножей», говорит о «преступном нейтралитете», о котором он хочет рассказать в планируемой им книге: «Это будет страшная документальная книга. Она откроет глаза всему миру! Она разрушит вконец заговор равнодушных! Я знаю, это мы — вот я и все те, кто, как я, чуждался политики, кто пытается еще сейчас соблюсти преступный нейтралитет, — повинны в катастрофе, которая постигла Германию! Я так и озаглавлю мою книгу: “Заговор равнодушных”. Я докажу им, что только с их молчаливого согласия возможно это беспримерное торжество низости, тупоумия и злодейства! Они увидят и ужаснутся! Весь мир, все мыслящие люди пойдут на питекантропов облавой и загонят их в клетку! Или … вся человеческая культура вернется к четвертичному периоду…» (3:397).

    В этом же романе другой герой — Эрнст Гейль, говорит нейтралитете, как о поддержке палачам: «Фашистская язва исчезнет с лица земли в тот день, когда тысячи людей перестанут оказывать поддержку палачам одним фактом своего нейтралитета» (3:493).

    В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» об этом сказано так: «за дверью каждого счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком и напоминать ему стуком, что есть несчастные, что рано или поздно с ним стрясётся беда, и его никто не увидит и не услышит, как он сейчас не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, — и все обстоит благополучно».

    Преподобный Паисий Святогорец пишет: «Когда что-то недуховно, нечисто, то в сердце не может быть истинной радости и мира. Радость, которую испытывает духовный человек, это не та радость, за которой многие сегодня гонятся. Не надо путать разные вещи. Имели ли святые радость в том ее виде, что ищем мы? Матерь Божия имела такую радость? Христос смеялся ли Он? Кто из святых прожил эту жизнь без боли? У какого святого была такая радость, к которой стремятся многие христиане нашего времени, не хотящие и слышать ничего неприятного, чтобы не расстроиться, не потерять своей безмятежности? Если я избегаю волнений, ради того, чтобы быть радостным, ради того, чтобы не нарушать своего покоя, ради того, чтобы быть мягким, то я равнодушен! Духовная кротость это одно, а мягкость от равнодушия это другое.

    Некоторые говорят: Я христианин и поэтому должен быть радостным и спокойным. Но это не христиане. Вам понятно? Это равнодушие, это радость мирская. Тот, в ком присутствуют эти мирские начала, не духовный человек. Духовный человек весь сплошная боль, то есть ему больно за то, что происходит, ему больно за людей. Но за эту боль ему воздается божественным утешением. Он чувствует боль, но чувствует в себе и божественное утешение, потому что Бог из рая бросает в его душу благословения, и человек радуется от божественной любви. Вот что такое радость, духовная радость невыразимая и заливающая сердце … Мы, православные христиане, должны отдавать себе отчет в том, что Господь спросит с нас за наше молчание и равнодушие, за то, что не стояли в истине, и не защищали ее … Сейчас, в наши непростые времена, когда против нашего народа и нашей веры, ведется необъявленная, духовная война, делать вид, что ничего не происходит, значит, предавать Христа. Сейчас не достаточно просто быть хорошим прихожанином, всеми силами, старающимся сохранить в душе мир и безмятежность любой ценой. Сами, без наших ближних, мы не спасемся; Господь спросит с нас за них, — почему молчали, не обличали зло, почему самолюбиво замыкались на себе, когда вокруг духовно гибли люди?...» (4).

    §3. Если люди по своему морально-нравственному и духовному равнодушию не противятся злу и равнодушно допускают его, то они становятся не только его жертвами, но и его соучастниками! [3].  

    Иными словами, если мы будет надеяться, что мир изменится к лучшему без нашего участия в этом, то такие надежды — призрачны. А призрачность — не только обманчива, но и вредна, поскольку отвлекает и отвращает от насущного и главного! При этом чужое горе может довольно быстро трансформироваться — и в наше собственное.

    Таким образом, равнодушие к проявлениям зла, или нейтралитет в отношении зла, открывает ему дорогу в различных областях деятельности человека (духовной, морально-нравственной, социальной, экономической, политической), и является фактическим потаканием злу. Поэтому, равнодушие — это морально-нравственное и духовное преступление, поощряющее распространение зла. И любое равнодушие ко злу — является преступным и несоответствующим библейскому и святоотеческому учениям!

    И вообще, в результате бездействия по защите праведности, справедливости и прав человека — вполне справедливо и закономерно рождаются грех и зло, в том числе, бесправие, беззаконие, несправедливость и неравенство [4]! И, как известно, только люди с рабской психологией и менталитетом могут считать свои кандалы обещанием, залогом и гарантом стабильности и процветания. «Ведь сон разума рождает чудовищ» [5]!

    Следует также отметить, что наше отношение к различным видам зла тоже должно быть различным.

     

    ЦИТИРУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

     

    1. Свщ. Александр Ельчанинов: Афоризмы / Журнал «Фома». [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://foma.ru/svyashhennik-aleksandr-elchaninov-aforizmyi.html, свободный. — Загл. с экрана.

    2. Сайт «БИБЛИЯ – ЦЕНТР». Мысли вслух на Лк. 23:1-25. Опубликовано 02.09.2019 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.bible-center.ru/note/20190902/main, свободный. — Загл. С экрана.

    3. Заговор равнодушных. Роман. // Ясенский Б. Избранное. / Сост., предисл.

    и прим. В.Д. Оскоцкого. Ил. — М.: Правда, 1988.

    4. Прп. Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. Раздел 2, Гл. 2. Ч. 1. Ответственность Любви. 2. Само присутствие христианина есть уже исповедание веры [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/dukhovnoe-probuzhdenie-slova-tom2/2_1, свободный. — Загл. с экрана.

    5. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви// Догматическое богословие. — М.: СЭИ; Трибуна. Вып. 1. — 1991. — Религиозно-филисофская серия.

    6. Ильин И.А. О сопротивлении злу силой. — М., ДАРЪ, 2005.

     

    __________________________________

     

    [1] См., например, (6).

    [2] Толпу можно определить, как часть народа, заражённую и объединённую вирусом, или духом, безответственности и мракобесия П.Д.

    [3] Ср. с: «Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников, не являются их жертвами. Они соучастники» (британский писатель и публицист Джордж Оруэлл (1903-1950).

    [4] Равенство означает сходство в стартовых позициях и в возможностях далее развиваться из этих позиций в соответствии со способностями личности, а не в соответствии с номенклатурной должностью, финансовыми возможностями, социальным положением, личными знакомствами, степенью угодничества и лицеприятия, включая лесть! Неравенство означает отсутствие данного сходства.

    При этом противоречие и несоответствие между равенством и свободой возникает, если в свободе выбора отсутствует равенство в возможностях и последствиях этого выбора.

    [5] Испанская поговорка, фабула известного одноименного офорта Франсиско Гойи из цикла Капричос. Данную фразу используют, чтобы подчеркнуть негативный результат необдуманных действий.

    Пётр Добросельский

    Источник

    Категория: - Аналитика | Просмотров: 127 | Добавил: Elena17
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 1532

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    АВТОРЫ

    Архив записей

    Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru