Московские зрители нечасто имеют возможность услышать «вживую» замечательный петербургский дуэт или Духовно-творческое объединение «АССИСТ», солисты которого Антоний Галицкий и Анна Игорич посвятили своё творческое служение восстановлению памяти об исторической России, отстаиванию Православной веры и идеалов Святой Руси. В мае этого года Антоний и Анна стали гостями литературной гостиной «Четверговая соль», организованной Русским просветительским обществом им. Императора Александра III. А сегодня Духовно-творческое объединение «АССИСТ» отвечает на вопросы редактора журнала «Голос Эпохи» и портала «Русская Стратегия» Елены Семёновой.
Е.С.: Расскажите, пожалуйста, о Вашем дуэте. Какова его история? Задачи?
Анна Игорич: К моменту нашего творческого знакомства с Антоном Степановичем Галицким в 2013-м году А.С. уже несколько десятилетий писал и исполнял авторские песни, с начала двухтысячных – исключительно православно-патриотического формата; я же с шестилетнего возраста писала стихи, почти одновременно начав и подбирать музыку к ним (к чужим, впрочем, ещё охотнее); став старше, я попробовала силы и в прозе. Придя в Церковь девятнадцати лет от роду, писать я – по благословению духовника - не перестала, но творчество изменило свое устремление. Кроме того, я получила образование катехизатора и много трудилась в своём приходе, к указанному моменту – Спасо-Парголовском на Шуваловском кладбище в Санкт-Петербурге. Для меня, выросшей в исключительно культурной среде (бабушка – театровед, мать – историк, крёстная – поэтесса), было очень важно сохранить, воцерковить этот тонкий и безценный багаж, особенно музыку, поэзию и авторскую песню (в сущности, являющую собой высший образец соединения стихов и музыки, а не текста и нот, как многие не- авторские песни). Сейчас я с уверенностью могу сказать: авторская песня есть высший пилотаж, это самое обнажающее из возможных донесение того, что есть за душой….. и того, чего в ней нет. Именно поэтому с внутриутробного состояния я слышала не эстрадные песни, а Высоцкого, Дольского и Окуджаву наряду с Бахом, Моцартом и Глюком. Поэтому, обнаружив в 2010-м году существование в СПб православного бардовского клуба – Александро–Невскую песенную дружину в Александро-Невской лавре – я стала ходить на их встречи, разумеется, как зритель. О том, чтобы выступать самой, я только иногда мечтала. Слушала, сравнивала со звучащими в музыкальной памяти эталонными образцами, и отогревалась в своеобразной, творческой и братской, и очень доброжелательной обстановке. Личное общение здесь завязывалось легко, как в общине прихода. Антона Степановича я сразу отметила: для меня – крайне непривычная, заставляющая усиленно присмотреться и прислушаться, мелодика, братское отношение ко всем слушателям и умение их дисциплинировать, яркая, уверенная и мужественная, поистине офицерская, подача, строжайший подход к тексту… Мы стали общаться, благодаря чему возобновилось концертно-просветительское взаимодействие Антона Степановича с нашим приходом, и к 2015-му году наше творческое сотрудничество стало регулярным: с января 2015 г. мы запускаем совместные проекты. Главными в тот год стали концертная программа на Державную и презентация на уровне епархиального молодёжного отдела оформленного проекта «Миссия в песне», где были чётко определены теоретически наши миссионерские задачи и предложен наш вариант их решения. В тот же год я стала брать у Антона Степановича уроки гитарного аккомпанемента, попутно выяснилось, что мои песни, лежащие мёртвым грузом, могут быть применены в дело. Не имею слов для выражения человеческой, ученической, христианской признательности Антону Степановичу за его уроки и режиссёрский вклад, неоценимый опыт и безконечное терпение. Без его помощи Анна Игорич не появилась бы, так как очень сложно самому увидеть не только все недостатки, но и все достоинства того, что тебе Бог даёт вершить. И с осени 2015-го года по настоящее время мы совместно руководим просветительским проектом «Миссия в песне» и реализуем его через духовно – творческое объединение «Ассист» в нескольких постоянных профильных направлениях: военном, молодежном, педагогическом, социальном, в местах лишения свободы и по случаю праздников. Деятельность ведётся регулярно, счёт концертам идёт на сотни. Главной задачей мы мыслим пробуждение в наших слушателях духовного сознания и исторической памяти, чтобы в их душах не оставалось места клевете на пути Промысла Божиего,,чтобы посильно эти разрозненные частицы многострадальной Святой Руси приходили к покаянию, кое и есть – перемена сознания, и главное место здесь занимает любовь ко Святой Царской Семье: очищение Её памяти от клеветы, приятие Её заслуг, участие в Её подвиге. По морской поговорке: «Первый после Бога – капитан».
Антоний Галицкий: Главной задачей деятельности, как нашей, так и наших друзей и единомышленников - а это очень большой поток – я считаю духовно–патриотическое воспитание молодёжи на основе Православия. Мне думается, что воспитательный потенциал у наших песен очень большой. И мы стремимся с их помощью духовно воспитывать русских людей, верных и готовых послужить Богу, Царю грядущему и нашему Отечеству.
Е.С. Ключевое место в Вашем творчестве занимает тема Царская, белая. С чего началось Ваше к ней обращение? И что значит она для вас?
А.Г.: Лично для меня Царь не остался в прошлом. Напротив, это вектор направленности всей моей деятельности – научной, как члена Союза православных учёных, творческой, как автора–исполнителя православно–патриотических песен, церковной, как миссионера и певчего, и этот вектор устремлён вперёд и ввысь. Святой Царь–Мученик пребывает в Небесном Царстве возле Бога Троицы, и без молитвы к Нему, без почитания Его, без осознания Его государственнического наследия и духовного Христоподражательного подвига нет и не может быть полноты Православного исповедания, о чём ясно говорят анафематизмы Недели Торжества Православия, без этого не получится ни полноценное восстановление нашей Родины, ни возрождение сознания русского народа. Перемена ума, перемена сознания – и есть покаяние. Не будет покаяния – не будет возрождения. Будет покаяние у нас у всех, у каждого в отдельности и всего народа в целом, как в семнадцатом веке, когда преодолели Смуту – возродимся. И я твёрдо верю, что для этого возрождения Господь пошлёт Царя. Как? Это Ему одному ведомо, какими путями привести нас в состояние восстановленного сыновства. Вот этому восстановлению мы и служим, в меру своих талантов и возможностей, кому что Бог дал. И, безусловно, в этой связи для меня особую ценность представляют люди, не всегда русские по крови, но безукоризненно русские по духу, как образцы служения Богу, Царю и Отечеству, чьи примеры не могут устареть: Александр Сергеевич Пушкин, граф Келлер, Владимир Оскарович Каппель, Игорь Тальков и многие другие Воины Христовы на Святой Руси.
А.И.: Моё обращение к Царской теме началось… с темы декабристов. Парадоксально, но в итоге я открыла для себя Россию иную, Россию глубинную, Россию Царскую. Чем дальше, тем глубже убеждаясь в правоте прп. Анатолия Оптинского: «Россия без Царя – труп смердящий». А знакомство с духовным наследием Царицы–Мученицы привело меня к деятельной вере в Церкви, Её святость и правда подвига всей Семьи Государя–Мученика открыли мне истинность жизни со Христом и правоту Российской Империи, в неразрывности великой триады гр. Уварова «Православие, Самодержавие, Народность». Попутно я осваивалась с Белой темой, пройдя многие пути её оценки, кроме отречения от неё. Она занимала огромное место в моём сознании, и в стихах, и в прозе я обращалась к ней неоднократно, всецело разделяя взгляд Ильина, что «Белое движение спасло честь России»: Она не сдалась без боя, прочее – суды Божии. В этом году часть этих стихов, плоды этих размышлений, узнавания, любви к Святой Царской Семье, Святой Руси и Их Белым воинам вылилась в музыкально – поэтическую программу «Белые монархисты», каковую мы имели честь представить в этом мае и в Москве.
Е.С. Обычно в творческом становлении творческих людей играет роль влияние, скажем так, предшественников: поэтов, писателей, музыкантов…Есть ли такие фигуры, чье творчество, пример повлияли на вас?
А.Г.: Безусловно, как для человека, родившегося и выросшего в советское время, находившегося в непростом поиске ответа на вопрос: «где правда?», и имевшего творческие устремления с юности, для меня очень большое значение имеет пример наших великих бардов: Высоцкого, Визбора, Окуджавы… К сожалению, ни с кем из них я лично не был знаком, но их творчество определило для меня выбор своего исполнительского пути, несмотря на серьёзное, помимо этого, увлечение рок–музыкой. Сейчас, по прошествии сорока лет, я по–прежнему пою многие их песни, благодаря воцерковлению я их совсем по–другому услышал, увидел ясно в них потаённое православное зерно и сейчас стараюсь донести это до своих слушателей. У меня сложилось уже 4 миссионерских концертных программы: «Неизвестный Пушкин», «Вертикаль Высоцкого», «Вертикаль Визбора» и «Вертикаль Окуджавы», в которых я раскрываю именно путь следования за Богом в творчестве своих заочных учителей.
А.И.: Говоря о пережитых влияниях, если позволите, я задержусь на слове «любовь». Идея программы «Белые монархисты» принадлежала моей матери, определившему моё душевное, нравственное и умственное становление человеку, чья передача истории была и есть любовь, не просто историческая добрая память, а любовь, определяющая направление сознания, мышления и души. Конечно, такая любовь не может не быть зрячей: в семье усердно читались белогвардейские мемуары, проза и поэзия. Вырастившие меня люди собственным мастерством научили меня осознавать - всем существом, и улавливать, по выражению В. Эрна, далекие книжные вести, отличать любые нюансы и оттенки вообще любого рассматриваемого предмета, а тем более- столь важного. Главными людьми, сформировавшими меня творчески, были моя бабушка, театровед Галина Владимировна Николаева, её дочь – моя мать Инесса Владимировна Плещенкова, и моя крёстная мать, правнучка белого офицера, поэтесса Марина Борисовна Васильева. Взгляды, вкусы, оценки и, самое главное – умение отличать и выбирать заложили во мне эти три, по-своему героические, женщины, благодаря которым я избежала общего безпамятства и смогла встретить Россию. Сравнивать по значению с их воздействием могу только влияние Царицы-Мученицы и всей Ея Семьи, о котором сказала раньше. Безусловно, я очень много читала, в основном – классику, и, наверное, от каждого поэта, как от учителя, почерпнула нечто. Самыми любимыми для меня стали Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Гумилёв, Ахматова и Юрий Кузнецов – на самом деле, любимых поэтов у меня много больше, и не только русских, но эти многое определили творчески для меня. Если же говорить о любимых моих поэтах современности, то, исходя из того же принципа, это будут Дмитрий Кузнецов, Кирилл Ривель, кстати и познакомивший меня с творчеством Дмитрия Валерьевича, из чего впоследствии родилось наше общее дружеское и творческое с ним знакомство, Нина Карташёва, Людмила Кононова, и пишущие отцы – иеромонах Роман (Матюшин), прот. Анатолий Трохин, прот. Андрей Логвинов, монах Салафиил (Филипьев)… И здесь мы снова возвращаемся к моим любимым бардам, т.к. настоящий бард поёт стихотворное слово, обживая действие, и вкупе с музыкой являет действо. Юрия Визбора я узнала совсем недавно, но Высоцкий, Дольский, Окуджава, Тальков, иером. Роман, Людмила Кононова, Юрий Санников были теми, кто сформировал во мне синтез музыки и слова, показав пример, как не упрощать, напротив, возвышать себя и слушателя. Ведь слово каждого из них – прекрасное стихотворение, и музыка каждого из них – законченная и прекрасная мелодия. Но это были влияния со стороны. Как синтезировавшийся автор-исполнитель, я получила все от Антона Степановича Галицкого: избирательный подход к слову, к мелодии, к подаче, к осознанию и проживанию своих песен; он сформировал меня, как наставник. В наставничестве Антона Степановича более всего поразительна для меня его тактичность: меня лишь шлифовали и направляли, не пробуя менять ни мои вкусы, ни моё внутреннее слышан, даже в случае несогласия. И это творческое воздействие стало окончательно формирующим, завершающим все этапы творческих воздействий на моё становление.
Е.С. Как складывается ваш репертуар? Вы исполняете только свои песни или же и других авторов? К стихам каких поэтов вы чаще всего обращаетесь?
А.И.: Репертуар наш складывается, кстати, совершенно неожиданно. Иногда – на свои, иногда – на чужие, преимущественно – неожиданно, приходят песни… И багаж уже очень велик, закрывая любую тему. Но, поскольку мы относим себя к православным бардам, то и песни наших коллег время от времени звучат в нашем исполнении, например, покойных уже Сергея Феденкова, Виталия Верушкина…. Что до стихов, то у Антона Степановича есть целая программа «Мудрость», состоящая из песен исключительно на стихи русских классиков. Есть песни на наши собственные стихи. Многие стихи Дмитрия Кузнецова я положила на музыку, и они поются и Антонием Галицким, и Анной Игорич. То же и со стихами поэтов – протоиереев Анатолия Трохина и Андрея Логвинова. Показательный пример: недавно состоялось наше знакомство с петрозаводской поэтессой Анной Сосновой; у нас уже есть, и по звучанию её стихов мы слышим, что еще будут, песни на её стихи. В целом, всё зависит исключительно от совпадения наших духовного, гражданского и эстетического ключей с ключами стихотворцев, тогда Бог даёт песню.
А.Г.: Я считаю, что пишу не стихи, а тексты. Пишу я их не очень часто, чаще беру стихи, на которые душа отзывается, и я вижу и чувствую, что именно так хочется сказать и спеть, к ним подбирается музыка. Но вообще это процесс абсолютно нелинейный. Можешь год хотеть написать песню на какое-то стихотворение, и ничего не получится, а бывает наоборот, как с песней «Прости нас всех, наш кроткий Государь»: стихи я знал и раньше, а в день Державной иконы, после Литургии, пришла музыка, и в тот же день на Царском концерте, с которого, вообще–то, отсчитывает своё существование наш с Анной совместный проект, уже эту песню исполнял. Анна, наоборот, выбирает стихи, которые я бы сам не стал делать песнями. Тут каждый имеет право на своё видение, главное, чтобы этим не проповедовалась ересь.
Е.С. Сегодня некоторые антикоммунистически настроенные люди, которые позиционируют себя белыми и даже монархистами, подчас оказываются в обществе либералов, смыкаются с ними. Доводилось ли вам сталкиваться с таким идейным, литературно выражаясь, оксюмороном? И откуда он, на Ваш взгляд, возникает, каковы причины его?
А.Г.: Думаю, что причины в современной размытости духовного понятия Царской власти, хотя в Писании сказано чётко: «Бога бойтесь, Царя чтите». Самое опасное, что чётко сформулированного духовного взгляда на Царскую власть и, соответственно, на пути нашей Родины, не хватает и в Церкви.
А.И.: Вы знаете, мне приводилось наблюдать такие вещи преимущественно не в личном общении, а со стороны, и свои мысли также со стороны я озвучу: безусловно, первопричина – в глубочайшей духовной амнезии, которой болеет наше общество, - в потере религиозной и исторической памяти, следствие – нравственная и гражданская дезориентация. Дезориентированное и лишённое памяти общество легко становится жертвой идейных махинаций, кукловоды которых те же, что и перед революцией, только у них слегка изменён языковой аппарат. Соответственно, возвращаясь к тому, что я уже говорила: невозможно своим бездействием потакать этой безпамятной оглушённости, на своём месте каждый делай, что должен – и будь, что Бог даст.
Е.С. Как вам кажется, современная Россия всё-таки преодолевает наследие большевизма или же возвращается к нему? И что, в первую очередь, необходимо нам для преодоления этого наследия?
А.Г.: Исторически – преодолевает, номенклатурно – возвращается. Для преодоления этого, как я уже говорил, нужно углублённое, действенное покаяние перед Богом, перед Царственными Мучениками, перед настрадавшейся Родиной.
А.И.: Смотря о чем говорить. Разумеется, СМИ получили команду «Фас!», и среди молодёжи многим уже кажется, что порядок в справедливости и гуманности равен коммунизму, а не монархизму, и антиподичен ему. Т. е. налицо упреждающее нападение на пробуждение исторической, тем паче – духовной, памяти. Стало быть, есть и то, что тревожит оппонента Православия, Самодержавия и Народности. При этом, обратите внимание, восхваляется коммунизм, а в действие приводится глобализм, надо бы разделить эти понятия при их тесной связанности, - ведь нынешний агрессивный глобализм во всём мире – это мимикрировавшая идея тысячелетнего земного царства сатаны (ибо лжеучение о Христе есть поклонение дьяволу), но страшна она тем, что её суть откровенно религиозна. Сатанично религиозна. Коммунизм больше имеет вид политической утопии, глобализм властно обходится без этого. И кричит о себе менее визгливо, но реализуется вполне в духе военного коммунизма. По существу, то и другое есть разные уровни одной лестницы, ведущей вниз. Поэтому так важно сейчас объединяться верным Богу, Царю и Отечеству.
Е.С. Если Бог попустит нашему Отечеству очередное Смутное время, найдутся ли сегодня в нашем народе силы, чтобы противостоять оному?
А.И.: Думаю, да, только это будет сверхнапряжение всех сил, которое немногие перенесут. Но не исключаю, что Промысл Божий именно так выделит русский остаток для восстановления Святой Руси…
А.Г.: Для окончательного выявления и одоления Смуты – и духовно, и государственно – народу пришлось Соборно покаяться в 1607 году, терять и возвращать Москву, проливая кровь в 1613 году. Так и сейчас, покаявшимся Бог даст и силы, и Православного Царя, и возрождение, даже если предстоят нелёгкие времена. Те же, кто не покается и не увидит смысла жизни в служении Богу, Царю и Отечеству - судьба их ведома одному Богу.
Е.С. Каковы Ваши творческие планы?
А.И., А.Г.: Записать альбом «Святая Царская Семья», углублять работу и взаимодействие как по нашим основным направлениям, так и с единомышленниками во славу Бога, Царя и Отечества, по призыву Козьмы Минина: «ВМЕСТЕ – ЗА ОДНО!» |