Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Статистика


Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2019 » Октябрь » 19 » Александр Благословенный в Вологде. Ч.3.
    18:49
    Александр Благословенный в Вологде. Ч.3.

    17/29 октября 1824 года.

    День памяти преподобномученика Андрея Критского, праведного Лазаря Четверодневного и мучеников безсеребренников Космы и Дамиана.

     

    17/29 октября, в 7 часов утра к Императору прибыл предводитель дворянства и благодарил его от лица всего дворянства за посещение бала, на что Император отвечал ему:

    – Я во всё время путешествия ни на одном ещё бале не был так долго и так весел, как у вас в Вологде.

    После этого, Государь в 8 часов утра выехал в одиночестве и изволил посетить Горне-Успенский девичий монастырь, где был встречен священником с крестом и святой водой. Император приложился к кресту, затем выслушал краткий молебен с многолетием в Успенском соборе монастыря, осмотрел обитель и, увидев ветхость деревянных келий, пожертвовал настоятельнице (1822 – 1839) игуменье Серафиме 5 тысяч рублей ассигнациями на постройку новых – именно на эти деньги в 1826 - 1828 годах был построен двухэтажный настоятельский корпус. Деньги на строительство были присланы в монастырь графом Алексеем Андреевичем Аракчеевым 13/25 января 1825 года на имя игумении Серафимы. Также его сиятельство приложил письмо следующего содержания: «Высокопреподобная мати Игуменья Серафима, милостивая государыня моя. Государь Император Всемилостивийше пожаловать изволил в Вологодский Горний Успенский монастырь пять тысяч рублей ассигнациями и повелел мне доставить оныя к вашему Высокопреподобию. Во исполнение сей Высочайшей воли, имею честь у сего препроводить к вам означенныя пять тысяч рублей и прошу о получении оных меня уведомить. С истинным почтением имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорный слуга Граф Аракчеев» (№14. С.-Петербург. 13-го Генваря 1825). После посещения обители, объехав весь бульвар, Государь воротился назад к 10 часам утра. После того никуда более не выезжал и занимался делами, в частности, знакомясь с депешами, доставленными ему фельдъегерями, что послужило поводом к изменению маршрута – после Вологды он поехал не в сторону Тихвина, как сначала планировалось, а в сторону Боровичей, чтобы выехать на московский тракт в городе Крестцы.

     

    Затем в 2 часа дня был обед, к которому были приглашены следующие персоны: преосвященный епископ Онисифор, генерал-губернатор Миницкий, гражданский губернатор Брусилов, губернский предводитель дворянства Брянчанинов, бригадный начальник Внутренней Стражи полковник Жолвинский, а также сопровождающие Государя начальник Главного штаба генерал-адъютант барон Иван Иванович Дибич (будущий граф Дибич-Забалканский) и лейб-медик баронет Яков Васильевич Виллие, а также обер-вагенмейстер Главного штаба флигель-адъютант полковник Афанасий Данилович Соломка (он, Дибич и Виллие присутствовали в Таганроге при «кончине» Императора) и статский советник Иван Зиновьевич Ваценко (в воспоминаниях неизвестного лица – «5-го класса Ващенко»), чиновник для особых поручений при начальнике Главного штаба Его Императорского Величества. По правую руку императора сидел архиерей, по левую – генерал-губернатор и гражданский губернатор – возле него. Во время обеда Государь много говорил, делился впечатлениями об увиденном, хвалил иллюминацию, набережную, городские бульвары и так далее. Много говорил с губернатором, расспрашивал о губернии. Зашёл разговор о городе Кадникове. Губернский предводитель сказал, что Кадников не много хуже Грязовца, на что Государь ответил:

    – А что же? Грязовец довольно изрядный город.

    После этого Император сказал, что ещё намерен посетить Вологду и проехать к Архангельску через Тотьму и Устюг (это его намерение, однако, так и не осуществилось). Государь также говорил о новых постройках в Москве:

    – Вы теперь не узнаете Москвы. Помните, какое было неопрятное место вдоль стены? Всё это обделано. Кузнецкого моста уже нет. Тут прекрасные дома и театры и прочее.

    Также Император хвалил городской бульвар, сравнивая его с Рождественской частью в Петербурге. По окончании обеда Государь сказал преосвященному Онисифору:

    – Так как завтра великий и памятный день для жителей Вологды, то Богу угодно, чтобы я молился здесь.

    Имелся в виду вологодский городской праздник в память об избавлении от моровой язвы в 1654 году. Государь попросил епископа начать завтра литургию в 7 часов утра. Это было воспринято как знак милости Государевой, поскольку по плану он должен быть уехать в этот самый день. После обеда Его Величество вышел на балкон и собравшийся во множестве народ приветствовал его криками «Ура!» Император сказал губернатору о том, какая прекрасная в городе набережная.

     

    Вечером Государь занялся раздачей пожалований, милостей и наград: генерал-губернатору Миницкому – орден святого Владимира II степени и 25 тысяч рублей ассигнациями; гражданскому губернатору Брусилову – орден святой Анны I степени, а предводителю дворянства штабс-капитану Брянчанинову – бриллиантовые знаки ордена святой Анны; вологодскому полицмейстеру Домашневу – состоять при армии подполковником. Губернскому секретарю Угрюмовскому, за хорошие распоряжения при иллюминации, Его Величество изволил пожаловать 300 рублей ассигнациями. Супруге управляющего Удельной Конторой Готовцевой (коллежский асессор Валериан Готовцев, управляющий вологодской губернской Удельной Конторой. Предположительно, отставной штабс-капитан Готовцев Валериан Тимофеевич, участник Отечественной войны 1812 и Заграничных походов в рядах 1-го егерского полка), за особенные приготовления её в том домике, где Государь изволил переодеваться, Его Величество подарил бриллиантовый фермуар; дочери надворного советника Шипиловой (дочь директора мужской гимназии) и княжне Засекиной (у Суворова – Засецкой), подносившим ему свои работы, и крестнице своей подпоручице Зубовой также изволил пожаловать бриллиантовые фермуары; матери Витушешникова пожаловал бриллиантовый перстень, жене его – бриллиантовые серьги, сестре – бриллиантовый фермуар; людям же, служившим в комнатах. Его Величество изволил раздать более 1000 рублей (мужчинам – по 50 рублей, женщинам – 10 рублей); приказчику Витушешниковых – золотые часы; а на имеющийся у Витушешниковых в губернии сахарный завод, чтобы никто из служащих у них людей не остался без его милости, пожаловал его работникам 500 рублей – сообщают нам краевед Николай Суворов и неизвестный автор заметок о посещении Государем Вологды.

     

    18/30 октября 1824 года.

    День памяти апостола и евангелиста Луки, мученика Марина и преподобного Иулиана.

     

    18/30 октября, в 7 утра, Государь посетил литургию в Спасообыденной церкви в знак уважения к вологжанам. Перед этим он принимал у себя генерал-губернатора и губернатора, сказав второму:

    – Ваше Превосходительство! Поздравляю Вас и повторяю Вам, что совершенно доволен устройством города, дорог, словом, всё превзошло моё ожидание. Есть ещё некоторые улицы и дома, которые не приведены в порядок, но по краткому времени нельзя было сего и сделать. Но я надеюсь, что Вы исподоволь всё исправите.

    Растроганный губернатор, со слезами умиления на глазах. Пытался поцеловать Императору руку, но тот остановил его, взял за руку и дважды поцеловал. Потом попросил кланяться супруге и отправился в церковь.

     

    Служил литургию сам преосвященный Онисифор, сослужили ему ректор Вологодской духовной семинарии и настоятель Спасо-Прилуцкого монастыря архимандрит Евтихиан, инспектор семинарии и настоятель Свято-Духова монастыря архимандрит Мелхиседек, кафедральный протоиерей отец Виктор Венский и настоятель Спасообыденной церкви иерей отец Василий Нордов (1797 – 1883).  Сей пастырь был назначен на эту должность 24 июня 1824 года на эту должность и служил в данном качестве до 1833 года. В 1841 году, в сане протоиерея отец Василий был назначен настоятелем кафедрального собора и находился в сей должности 42 года, до самой своей кончины. Прославился он как яркий проповедник и крупный богослов. Сегодня память о нём возрождается на Вологодчине стараниями Высокопреосвященного Игнатия, Митрополита Вологодского и Кирилловского. Был похоронен у северной стены Софийского Успенского собора, могила восстановлена в августе 2018 года. По окончании литургии и молебного пения Всемилостивому Спасу, в 9 часов утра, Государь по Петербургскому почтовому тракту отбыл из Вологды. По пути далее, он обедал в селении Терпелке (ныне – Сосновское сельское поселение, Вологодский район) с вологодским уездным предводителем дворянства Ярославовым и хвалил вологодское общество, прося собеседника кланяться ему от его имени.

     

    В 6 часов дня Государь оставил пределы Вологодской губернии и прибыл в Новгородскую губернию, в Череповецкий уезд. На матуринском перевозе он переправился через Шексну, за что рабочим дал 100 рублей ассигнациями. Следуя по Петербургскому почтовому тракту, Александр I посетил усадьбу Верещагиных Любец. В память о его пребывании в ней в обширной зале с огромными изразцовыми печами по углам на самом видном месте была прибита мраморная доска с золотой надписью «В сѐм зале изволил кушать Государь Император Александр I, 14 октября 1824 года» (дата опять же таки ошибочна). В 1858 году усадьбу посещал Александр II, память о чём также была отмечена пластиною. К сожалению, любецкий дом сгорел в 1869 году, а вместе с ним пропали и мраморные доски, увековечивавшие память о пребывании в доме двух императоров. От имени жителей Государя приветствовал череповецкий уездный предводитель дворянства капитан Григорий Андреевич Кудрявый, бывший череповецкий уездный капитан-исправник. По прибытии в Череповец (который был восстановлен в качестве города в 1802 году по указу Александра I — ранее, в 1797 году Павел I упразднил город; в 1811 году Император утвердил герб города, его описание и рисунок), на Соборной площади крики «Ура!» смешались с колокольным звоном. Государь отстоял часть службы в местном Воскресенском соборе. При нём были князь Пётр Михайлович Волконский («при лице императора имел счастье быть ровно 29 лет», как сам любил говаривать), барон Дибич, лейб-медик баронет Виллие и его помощник Тарасов [смотри о нём дополнение ниже]. Присутствовали также городничий Пётр Иванович Комаровский, предводитель дворянства Кудрявый, представители местного дворянства и купечества. Служил недавно назначенный настоятель собора отец Алексий Образцов (был рукоположен во иерея на место престарелого благочинного собора отца Луки Петрова за несколько дней до приезда Императора). Ночевал Император в доме бургомистра, купца 3-й гильдии Тимофея Евдокимовича Красильникова, владельца железорезательного завода и небольшого торгового флота на Мариинской системе (дом находился на Воскресенском проспекте, ныне — Советский проспект).

     

    19/31 октября 1824 года.

    День памяти мученика Уара и преподобного Иоанна Рыльского.

     

    На следующий день, 19/31 октября, в половине седьмого утра, Государь одарил жену (Александра Васильевна Красильникова) и невестку купца бриллиантовыми перстнями за проявленное гостеприимство. После этого он был на литургии в тёплой Троице-Сергиевой церкви (при Воскресенском соборе), стоя у правого клироса. По окончании литургии, в 9 часов утра, в сопровождении многочисленного народа, Государь двинулся по тракту далее в путь. Вот что писал об этом отец Алексий Образцов: «Утро 19 октября, в день воскресный, Государь благоволил прибыть в находящийся при Череповецком Воскресенском соборе тёплый Сергиевский собор. У паперти был встречен духовенством животворящим крестом. Взошед в тёплый собор, Государь изволил встать у правого клироса, где и слушал Божественную литургию, и по окончании оной, Его Императорское Величество в сопровождении животворящим крестом из собора изволил сесть в коляску; в девятом часу отправился по тракту в Санкт-Петербург в сопровождении многочисленного народа». Городским властям Государь изъявил благодарность за поднесение «хлеба и прочего». Память о пребывании Александра I в Череповце была увековечена тем, что на медной пластине прямоугольной формы начертали надпись: «1824 года Октября 19 дня в 6 ½ часов утра ощастливил Собор сей своим посещением и изволил слушать Божественную литургию Его Величество Благочестивейший Государь Император Александр I й». Другую сторону украсили императорской короной. В 1938 году памятная пластина поступила в фонды музея из Воскресенского Собора при его закрытии и никогда не выставлялась в экспозиции.

     

    Вечером того же дня Государь ночевал в Устюжне. Как пишет Константин Константинович Случевский в своём описании поездки по Северу уже внучатого племянника Александра I, Великого князя Владимира Александровича, проезжая Устюжну (ошибочно датируя визит 1823-м годом), Император лично сказал местному городничему, что ему всего приятнее было то, «что дети и жены не переодеты в другое какое-либо платье, а были только в древней национальной одежде, которая тем более Его Величеству приятна». Любопытно отметить, что городничим в Устюжне был тогда Иван Александрович Макшеев, назначенный на эту должность как раз в 1824 году. Гвардии капитан, служил в Кексгольмском полку, за храбрость в битве при Бородино награждён шпагой, принимал участие в осаде Данцига в 1813 году, после ранения ушёл в отставку и возглавил Устюжну, где в уезде имел собственное имение, сменив на данном посту Толбузина. Его женой была двоюродная племянница самого Аракчеева. Прославился же Макшеев тем, что стал прототипом городничего Антона Сквозник-Дмухановского в гоголевском «Ревизоре». Эта версия сегодня достаточно популярна, особенно в нашей области. Её сторонником является известный вологодский писатель и краевед Владимир Аринин. В оборот же она была введена устюженским краеведом Поздеевым.

     

    Уже 20 октября/1 ноября, в 10 утра, Император обедал на станции Пестово (ныне - Новгородская область). По воспоминаниям Тарасова, «осенняя дождливая погода местами попортила дороге, отчего путешествие затруднялось», а после выезда из Пестова «застигла нас на пути ужасная погода, – сильный дождь со снегом и ветром. Скорая езда по испортившейся дороге была невозможна; вся свита разъединилась на большое расстояние, по причине большой и топкой грязи, образовавшейся на вновь сделанной насыпной дороге. К довершению таких затруднений путешествия, с 5-ти часов вечера начался мороз, сменивший дождь со снегом, и достиг в короткое время до 7° по Реомюру. Грязь, замерзая, налипала на колеса экипажей, и тяжелейшие из них вынуждены были ночевать на дороге среди поля». Несмотря на это, Государь продолжал свой путь – прибыл ночью в Боровичи, а 23 октября/4 ноября был уже в Новгороде, где его встретил лично граф Аракчеев, а на следующий день, к 11 вечера, был уже в Царском Селе. На сем его путешествие закончилось. О пребывании Государя в Вологде губернатор Николай Брусилов писал в воспоминаниях в 1848 году так: «Эти три незабвенные дня составляют эпоху Вологды и служат украшением её истории. Вологда не может и не должна забывать пребывания в стенах её ангела кротости, которого так прекрасно изобразил знаменитый поэт. «Вождь вождей, царей диктатор». Вот лучшая надпись к изображению Благословенного...».

     

    Сегодня же о пребывании Государя Императора Александра Благословенного в нашем городе ничего не напоминает. Хотя сохранились созданные к его приезду бульвары, крыльцо Воскресенского собора, тюремный замок. Сохранился и дом Витушешникова, в котором он изволил ночевать, пребывая в нашем городе – но на здании нет памятной доски, которая бы об этом сообщала, единственная имеющаяся говорит нам о том, что это памятник архитектуры XIX века и всё. Сегодня мы с трудом отходим от амнезии, в которую нас повергли 100 лет назад. Нас отучали любить свою историю – да и историю нашу приказали вести с 1917-го, а до этого якобы были «грязь, мрак и нищета, рабство, угнетение». Потом милостиво разрешили к почитанию нескольких героев прошлого, пошли на некоторые уступки. Нам внушали, что Александр Благословенный – «властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда», стирая из памяти нашей, что «он взял Париж, он основал Лицей». Я думаю, сегодня мы должны воздать должное этому русскому Императору и вспомнить о том, что он побывал в нашем городе и творил здесь многие милости и о городе нашем отзывался весьма похвально.

     

    Полней, полней! и, сердцем возгоря,

    Опять до дна, до капли выпивайте!

    Но за кого? о други, угадайте...

    Ура, наш царь! так! выпьем за царя.

    Он человек! им властвует мгновенье.

    Он раб молвы, сомнений и страстей;

    Простим ему неправое гоненье:

    Он взял Париж, он основал Лицей.

     

    Александр Пушкин. 19 октября.

    Сергей Зеленин

    Русская Стратегия

    Категория: - Разное | Просмотров: 899 | Добавил: Elena17 | Теги: сергей зеленин, императорский дом
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru