Многотысячные согласованные и несогласованные протестные акции в Москве летом 2019 года произошли вокруг выборов в Мосгордуму, когда ряд оппозиционных кандидатов не были зарегистрированы. Лидеры оппозиции Алексей Навальный, Любовь Соболь, Илья Яшин, Дмитрий Гудков и др. объявили о многочисленных нарушениях со стороны Мосизбиркома и призвали к уличным, в том числе несанкционированным митингам «За честные выборы». Митинги на проспекте Сахарова в июле и августе стали крупнейшими политическими акциями в РФ после протестной волны 2011-2012 годов. Меньший по масштабу митинг прошел в С.-Петербурге.
Лозунги митингующих в Москве касались более общих, чем выборы в Мосгордуму, тем: помимо «Допускай!», звучали лозунги «Россия будет свободной!», «Долой власть чекистов!», требование отставки мэра Собянина, «Позор!» в адрес задействованных на митингах силовиков и др. Однако ряд СМИ, политиков, а также Совет по правам человека при президенте РФ во главе с М. Федотовым утверждали, что тем нее менее признаков массовых беспорядков на митингах не было и что силовики сами применили неоправданное насилие, провоцируя ответное возмущение разгоряченной молодежи.
На неразрешенном митинге 27 июля были задержаны 1373 человека, что стало рекордом. Прошли массовые обыски, было заведено несколько уголовных дел о массовых беспорядках и применении насилия к полицейским (так называемое "Московское дело"). К расследованию была привлечена ФСБ для установления связи оппозиции с иностранными структурами и финансирования протестных акций из-за рубежа по сценарию украинского майдана. Об этой параллели с украинским госпереворотом напоминали и на государственных телеканалах, хотя в целом они постарались приуменьшить протесты.
Задержанные кандидаты в Мосгордуму были арестованы на сроки от 7 до 30 суток. Бросивший урну в полицейских участник митинга был арестован на 2 месяца. Ко 2 августа 88 человек получили административные аресты, 332 были оштрафованы. Было также заведено несколько уголовных дел по "экстремистской деятельности" в интернете. В сентябре-октябре в 40 городах России были проведены обыски в региональных штабах Алексея Навального по делу об отмывании денег через его Фонд борьбы с коррупцией (ФБК). (Подробности собраны в "Википедии".)
В РФ в защиту арестованных были опубликованы коллективные обращения ученых, артистов, священников. Западные СМИ, естественно, тоже раскручивали тему оппозиционных протестов и "недемократичности агрессивного путинского режима".
Несколько оппозиционных кандидатов были все же допущены к выборам, несколько силовиков уволились, Путин сменил руководство своего СПЧ, а его пресс-секретарь Песков заявил, что Кремль не воспринимает акции протеста как «нечто из ряда вон выходящее» и не считает, что происходящее можно назвать «политическим кризисом».
Наиболее известный из арестованных актер Павел Устинов был приговорен к 3,5 годам заключения, но затем Мосгорсуд смягчил приговор до одного года лишения свободы условно.
Громкая кампания была развернута также в защиту одного из фигурантов дела, 21-летнего студента Высшей школы экономики, блогера Егора Жукова. Студенты-сторонники Жукова начали серии одиночных пикетов у здания московского управления МВД на Петровке и около здания ВШЭ на Мясницкой. За Егора Жукова поручилось более 600 человек, в том числе актриса Чулпан Хаматова, главный редактор финансируемого Газпромом "Эха Москвы" Алексей Венедиктов и проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара.
Следственный комитет закрыл дело по статье о «массовых беспорядках», но Жукову было предъявлено другое обвинение ‒ по ч. 2 ст. 280 УК РФ (экстремистская деятельность в интернете, срок ‒ до 5 лет). Причиной стало то, что в блоге Жукова были размещены десятки видео с названиями, например: «3 причины оскорблять эту власть», «От диктатуры к демократии», «Революция. Начало». В них Жуков рассказывает, что хочет сломать «тысячелетнюю традицию» воровства и коррупции.
В ходе судебных заседаний в Кунцевском суде Москвы прокурор потребовал для Жукова четыре года колонии общего режима по обвинению в призывах к свержению строя, которые обнаружила лингвистическая экспертиза в его роликах на YouTube. Жуков отрицал экстремистский умысел.
6 ноября суд приговорил студента к трем годам условного срока за публичные призывы в интернете к экстремистской деятельности по ч. 2 ст. 280 УК РФ, ‒ такое решение огласила судья Светлана Ухналева. Кроме того, суд запретил Жукову вести свой блог на YouTube и на два года запретил администрирование сайтов в сети Интернет.
Из всех осужденных мы выделяем тут Егора Жукова, поскольку он выступил с примечательным последним словом, публикуемым ниже с нашим комментарием. ‒ Ред. РИ.
Егор Жуков:
Судебное разбирательство, которое происходит сейчас, посвящено в первую очередь словам и их значению. Мы обсуждали конкретные фразы, нюансы формулировок, способы толкования. Надеюсь, что мы смогли доказать уважаемому суду, что я не являюсь экстремистом, как с точки зрения лингвистики, так и с точки зрения здравого смысла. Но сейчас я хочу затронуть вещь более фундаментальную, чем смысл слов: я хочу рассказать про мотивы своей деятельности, благо эксперт также про них высказался. Мотивы подлинные и глубинные, те, что заставляют меня заниматься политикой. Мотивы, следуя которым я в том числе и записывал видео для канала «Блог Жукова».
Вот с чего я хочу начать. Российское государство сегодня позиционирует себя как последний защитник традиционных ценностей. Много внимания уделяется институту семьи и патриотизму. А ключевой традиционной ценностью называют христианскую веру. Ваша честь, и мне кажется, может быть, что это даже хорошо, потому что христианская этика действительно включает в себя две ценности, которые мне близки. Во-первых, это ответственность. В основе христианства лежит история про человека, который решился взвалить страдания всего мира на свои плечи, история про человека, который взял на себя ответственность в максимально возможном смысле этого слова. По сути, центральная идея всей христианской религии — идея личной ответственности. Во-вторых, любовь: «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Это главная фраза христианской религии. Любовь есть доверие, сострадание, гуманизм, взаимопомощь и забота. Общество, построенное на такой любви, есть общество сильное, пожалуй наиболее сильное из всех в принципе возможных. Для того чтобы понять мотивы моей деятельности, достаточно всего лишь взглянуть на то, как нынешнее российское государство, гордо выставляющее себя защитником христианских, а значит и этих ценностей, на самом деле их защищает.
Перед разговором об ответственности сперва надо ответить на вопрос, что из себя представляет этика ответственного человека, какие слова он произносит себе в течение жизни. Мне кажется, такие: «Помни, весь твой путь будет наполнен трудностями, подчас невыносимыми, все твои близкие умрут, все твои планы нарушатся, тебя будут обманывать и бросать и ты никуда не убежишь от смерти. Жизнь — это страдания. Смирись с этим. Но смирившись с этим, смирившись с неизбежностью страдания, все равно взвали свой крест на плечи и следуй за своей мечтой. Потому что иначе все станет только хуже. Стань примером. Стань тем, на кого можно положиться. Не подчиняйся деспотам, борись за свободу тела и духа и строй страну, в которой твои дети смогут стать счастливыми».
Разве такому нас учат? Разве такую этику усваивают дети в школах? Разве таких героев мы чествуем? Нет. Существующая в стране обстановка уничтожает любые возможности для человеческого процветания. 10% наиболее обеспеченных россиян сосредоточили в своих руках 90% благосостояния страны. Среди них, конечно, есть весьма достойные граждане, но основная их часть, вернее основная часть благосостояния, получена не честным трудом на благо людей, а банальной коррупцией.
Наше общество разделено на два уровня непроницаемым барьером. Все деньги сконцентрированы сверху, и их оттуда никто не отдаст. Снизу же, без преувеличения, осталась лишь безысходность. Понимая, что рассчитывать им не на что, что, как бы они ни старались, ни себе, ни своей семье они принести счастья не смогут, русские мужчины либо вымещают всю злость на своих женах, либо спиваются, либо вешаются. Россия — первая страна в мире по количеству мужских самоубийств на 100 тыс. человек. В результате треть всех семей в России — это матери-одиночки с детьми. Потому так хочется спросить: традиционный институт семьи защищаем?
Мирон Федоров, не раз приходивший на мои заседания, очень верно в свое время заметил: у нас алкоголь дешевле, чем учебники. Государство создает все условия для того, чтобы между ответственностью и безответственностью россиянин всегда выбирал второе.
А теперь про любовь. Любовь невозможна без доверия. А настоящее доверие зарождается во время совместной деятельности. Во-первых, совместная деятельность — редкое явление в стране, где не развита ответственность. Во-вторых, если совместная деятельность все-таки где-то проявляется, она тут же начинает восприниматься охранителями как угроза. И неважно, чем ты занимаешься — помогаешь ли заключенным, выступаешь ли за права человека, охраняешь ли природу. Рано или поздно тебя настигнет или статус иностранного агента, либо тебя просто так закроют. Государство ясно дает понять: ребята, разбредитесь по своим норкам и друг с другом не взаимодействуйте. Собираться друг с другом больше двух на улице нельзя — посадим за митинг. Работать вместе по социально полезной повестке нельзя — дадим статус иностранного агента. Откуда в такой среде взяться доверию и в итоге любви? Не романтической, а гуманистической любви человека к человеку.
Единственная социальная политика, которую последовательно проводит российское государство, — это разобщение. Так государство расчеловечивает нас в глазах друг друга; в его глазах мы уже давно расчеловечены. Как иначе объяснить такое варварское отношение к людям с его стороны? Отношение, которое каждый раз подчеркивается избиениями дубинками, пытками в колониях, игнорированием эпидемии ВИЧ, закрытием школ и больниц и так далее.
Давайте взглянем на себя в зеркало, кем мы стали, позволив сотворить с собой такое. Мы стали нацией, разучившейся брать на себя ответственность. Мы стали нацией, разучившейся любить.
Более 200 лет назад Александр Радищев, проезжая между Петербургом и Москвой, писал: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека». Где сегодня подобные люди? Люди, чья душа также остро болит за происходящее в родном отечестве. Почему их почти не осталось? А все дело в том, что на поверку оказывается, что единственный традиционный институт, который подлинно чтит и укрепляет нынешнее российское государство, — это самодержавие. Самодержавие, которое норовит сломать жизнь любому, кто искренне хочет добра своей родине, кто не стесняется любить и брать на себя ответственность.
В результате гражданам нашей многострадальной пришлось выучить, что инициатива наказуема; что начальство всегда право просто потому, что оно начальство; что счастье здесь, может быть, и возможно, но только не для них. Выучив это, они начали постепенно исчезать. По статистике Росстата, Россия постепенно исчезает со средней скоростью минус 400 тыс. человек в год. За статистикой не видно людей — так увидьте же их. Это спивающиеся от бессилия, это замерзающие в непрогретых больницах, это убитые кем-то, это убитые самими собой люди — такие же, как мы с вами.
Наверное, к этому моменту мотивы моей деятельности стали ясны. Я действительно желаю видеть в своих гражданах два этих качества — ответственность и любовь. Ответственность за себя, за тех, кто рядом, за всю страну. Любовь к слабому, к ближнему, к человечеству. Это мое желание — еще одна причина, ваша честь, почему я не мог призывать к насилию. Насилие развязывает руки, ведет к безнаказанности, а значит и к безответственности. Ровно так же насилие не ведет к любви.
И все же, несмотря на все преграды, я ни на секунду не сомневаюсь, что мое желание исполнится. Я смотрю вперед, за горизонт годов, и вижу Россию, наполненную ответственными и любящими людьми. Это будет по-настоящему счастливое место. Пусть каждый себе представит такую Россию. И пусть этот образ руководит вами и вашей деятельностью так же, как он руководит мной.
В заключение скажу следующее. Если сегодня суд все же примет решение, что эти слова сейчас произносит действительно опасный преступник, ближайшие годы моей жизни будут наполнены лишениями и невзгодами. Но я смотрю на ребят, с которыми меня свело «московское дело» — на Костю Котова, на Самариддина Раджабова, — и вижу улыбки на их лицах. Леша Миняйло и Даня Конон в минуты нашего недолгого общения в СИЗО никогда не позволяли себе жаловаться на жизнь. Я постараюсь последовать их примеру. Я постараюсь радоваться тому, что мне выпал этот шанс, пройти испытание во имя близких мне ценностей. В конце концов, ваша честь, чем страшнее мое будущее, тем шире улыбка, с которой я смотрю в его сторону. Спасибо.
Источник: РБК
+ + +
Комментарий МВН.
Мне уже не раз приходилось высказывать свою точку зрения на оппозицию нынешней власти в РФ. При этом я отмечаю два аспекта.
1) Оппозиция очень неоднородна, ибо власть восстанавливает против себя и либералов-западников, и защитников природы, защитников семьи, и пенсионеров и православных патриотов. Огульно зачислять всех их в "пятую колонну", как это делают провластные ресурсы типа РНЛ ‒ это искажение сути проблемы и главной причины протестов.
2) Однако между либерально-западнической оппозицией и православно-патриотической есть существенная разница. Напомню ее из своих впечатлений от "болотных" протестов конца 2011 года против явной фальсификации "выборов".
«Читаю на православно-патриархийных сайтах "Русская народная линия" и т.п. статьи и комментарии к нынешним событиям. И всё-таки удивляюсь неискоренимой инерционно-советской тупости таких "патриотических" и даже "православных" критиков, которые упрекают людей, протестующих против "выборной" лжи и наглого обмана – якобы они, "бесноватые, геи и лесбиянки", и даже "щедро финансируемые из-за рубежа русские националисты" вышли на митинги по указке Хилари Клинтон. На искреннее свободное сопротивление лжи и на честные поступки по велению совести русские люди, – без беснования, геев и Госдепа, – по-Вашему, не способны?
Призывая власть к расправе над протестующим народом, "православные путинисты" в данных событиях очень наглядно опозорились и продемонстрировали свою суть:
Во-первых, они демонстрируют личную мазохистскую рабскость своего сознания, непригодного к Божественному дару ответственной свободы, предпочитая "патриотически" оправдывать и защищать антирусский олигархический правящий слой, разрушивший Россию (а Путин принадлежит к нему изначально с собчаковских криминальных времен). Даже их папистско-сергианскому духовенству не приходит в голову, что защищать ложь и преступления компрадорской власти – это грех.
Во-вторых, этим они компрометируют и русский патриотизм – якобы русскому патриоту всё равно, какова власть в стране, и при наличии внешних врагов России (а они были и будут всегда) патриоты обязаны становиться на защиту внутренних оккупантов, – и следовательно в глазах народа получается, что только либералы-западники в данной ситуации честно называют ложь и преступление ложью и преступлением.
В-третьих, "православные путинисты" унижают наш народ, отказывая ему в поведении по совести против явной лжи, т.е. против методов "отца лжи". По сути для них наш народ – такое же тупое покорное "быдло", каким его хочет видеть власть.
В-четвертых, этим они поддакивают традиционной западной антирусской советологии, утверждающей "рабский характер" русского народа. Новодворской гораздо проще будет это доказывать, а Бжезинскому и Ко. давать соответствующие установки, что "русские должны быть посажены у параши".
В-пятых, они вместе со своим духовенством унижают и компрометируют Православие – якобы Церковь должна защищать любой преступный режим как власть "от Бога" и якобы такое их рабское поведение "истинно православно".
В связи с этим считаю необходимым подчеркнуть следующие принципиальные различия между позицией Союза Русского Народа и позицией "революционеров-западников" (типа Немцова, Касьянова) совместно с их союзниками неотроцкистами (Лимонов, Новодворская).
1. Либералы-западники принципиально выступают против сильной "вертикали" власти в государстве, которая лишает их и всевозможных сепаратистов возможности влиять на эту власть и активнее превращать Россию (РФ) в подобие "постхристианского" Запада. Мы же не против сильной вертикали власти. Мы против того, чтобы эта власть эгоистично и преступно служила самой себе (вот исток коррупции), для защиты своих награбленных капиталов и для этого разлагала народ мигрантами и "постхристианскими" законами. По сути духовной разницы между нынешней властью и ее либеральными противниками нет (Немцов – бывший ельцинский вице-премьер и губернатор, Касьянов – бывший премьер, "Миша два процента"), есть лишь политическое соперничество за властную кормушку. Мы же, СРН, – за сильную государственную власть и даже за национальную диктатуру, которая должна ограничить зло во всех его проявлениях и способствовать проявлению всех здоровых ростков жизни нашего народа. (А наш идеал – богосвященная власть православной монархии, удерживающая зло.)
2. Либералы-западники принципиально выступают против державообразующей роли русского народа, а нынешний оборонительный русский национализм называют "фашизмом" и "антисемитизмом". Мы же, СРН, считаем, что укрепление роли державообразующего народа выгодно всем народам России, а его унижение и разложение приведет к ослаблению государства, к усилению общей разрухи и к унизительной колониальной зависимости всех народностей от диктата Нового мiрового порядка.
3. Либералы-западники принципиально выступают против "клерикализации" общественной и государственной жизни. Мы же – за усиление роли Церкви как духовной власти, но против того, чтобы духовенство превращалось в жрецов-политруков по оправданию, благословению и укреплению любого антинародного режима: от коммунистического до посткоммунистического. Мы за истинную каноничную Церковь, воинствующую по отношению ко всем силам зла. (В идеале – в симфонии духовной и государственной власти.)
4. Так же, как и либералы-западники, мы возмущены нравами джунглей и беззаконием, когда власть не соблюдает даже норм собственной "конституции", имитируя "выборы" и прибегая к политическим репрессиям за слово (ст. 282 УК РФ). Однако из предыдущих трех пунктов очевидно, что наши протесты могут быть лишь внешне схожи с либерально-западническими. Учитывая информационное и прочее неравенство наших православно-национальных русских сил в сравнении с ними, мы можем лишь с осторожностью участвовать в общих уличных протестах – прежде всего для разъяснения нашим соотечественникам подлинной расстановки сил в стране и мiре. Чтобы в сопротивлении внутренним оккупантам России не дать возможности оседлать это сопротивление нашим внешним геополитическим врагам. Либералы-западники этой опасности не только не видят, но и услужливо следуют вражеским рецептам при их финансовой и политической поддержке.
5. Мы убеждены в том, что большинство протестующих наших соотечественников выходят на митинги не для замены внутренних врагов России на внешних. Они действуют спонтанно и искренне, по совести. Поэтому мы призываем всех к осмотрительности и осторожности. Различайте "против чего" и "за что", включайтесь в наши дела (http://srn.rusidea.org/?a=4002) по сопротивлению лжи и распространению правды о смысле России и смысле истории – для самоорганизации русского народа, каждый на своем месте в своей профессии – и для создания того ядра русского народа, которое будет готово получить Божию помощь. Ибо без Божией помощи – никому ничего не добиться: ни легальным путем, ни революционным. Это не есть в данной ситуации "третья сила" между внешними и внутренними врагами России. С духовной точки зрения это должна быть ПЕРВАЯ РУССКАЯ СИЛА, соответствующая Божию замыслу о России. И действенность наша не в количестве, а в качестве. Не в силе Бог, а в правде.
Поэтому честных и принципиальных православных людей, знающих расстановку мiровых сил, все они боятся более всего: и нынешняя криминальная власть с ее жрецами, и ее "цветная" прозападная оппозиция, и ее менторы на Западе (точнее мiровая закулиса). Они против нас действуют единым фронтом, поэтому так и трудна наша задача. Но повторю: не в силе Бог, а в правде».
О сути "православных путинистов" и о нашем отличии от госдеповских "либерал-революционеров"
Молодой человек Егор Жуков, возможно, по своему мiровоззрению совсем не обязательно убежденный западник (он говорит, что христианские ценности ему близки), но, не имя правильного русского воспитания и образования (ибо государственная система культивирует смесь советского с западным), он попал в среду либералов-западников и воспринимается ими как "свой", нуждающийся в защите. Он отчасти использует их терминологию: "тысячелетняя традиция воровства и коррупции", как будто коррупцию придумали мы, русские, и ею тысячу лет занимались наши Цари, их министры и генералы (как происходит сейчас). Никто не объяснил Егору и значение слова "самодержавие", во всяком случае того, что самодержавие может быть разным: в защиту добра и нравственности (таково историческое русское самодержавие) ‒ или для собственного произвола и безнаказанности правителей (такова нынешняя государственная система в РФ, против которой выступает Жуков).
Иными словами, в отрицательном смысле (как протестующий против неправды) Егор Жуков может вызывать наше сочувствие. Приговор ему игнорирует причины его протеста, поэтому, прочитав его последнее слово, я подписал обращение в его защиту, полученное в рассылке Change.org. Я и сам в своей студенческой молодости был западником, поскольку ко времени поступления в институт распознал ложь официальной идеологии и реальности, но никто мне тогда не встретился, чтобы дать моему отрицающему антисоветизму положительное содержание.
Позже в эмиграции я увидел, что антисоветизм был и поныне остается разным. Одни антисоветчики объединяли в своем отрицании СССР и царскую Россию, советское и русское, и фактически служили целям геополитических врагов России. Другие призывали разделять эти понятия и стремились освобождать Россию от коммунизма не любой ценой. К сожалению, при поддержке Запада в 1990-е годы победили первые вместе с криминалитетом и западнической частью партноменклатуры, они и сформировали нынешний правящий слой.
Нынешняя либерально-западническая оппозиция безответственно настроена на свержение режима любой ценой. В этом и состоит ее ложь и опасность, а не в том, что она разоблачает пороки криминально-олигархической системы. При этом западническая оппозиция предпочитает не вспоминать того, что именно на основе западнической идеологии нынешним правящим слоем был разрушен, расчленен и разграблен СССР ‒ вместо возвращения России на ее исторический путь.
Именно такие оппозиционеры развернули кампанию в защиту Егора Жукова, а православные молчат, не видя в нем точек соприкосновения, либо зачисляют его в "пятую колонну". В этом кратком комментарии я попытался уточнить суть дела. Но каким целям в итоге ‒ добру или злу ‒ послужит Егор Жуков и его единомышленники, ‒ это зависит от него самого и от дальнейшего пути его духовного взросления.
Мало быть против зла, надо четко сознавать и то, как в этой борьбе не способствовать злу в ином обличье. А для этого нужно честное православное образование, которого, к сожалению, нынешняя лукавая церковная власть тоже не дает, и ищущим приходится искать его самим с личным фонариком в океане лжеистин.
Желаю Егору Жукову найти верный жизненный путь. Мне бы очень хотелось, чтобы до него дошел этот мой комментарий.
М.В. Назаров
7.12.2019
ПС. В конце октября Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) предсказало, что число протестных акций в России может вырасти, а социальные протесты в стране будут политизироваться. По оценке АПЭК, в протестную повестку вовлекается все больше далеких от политики граждан, так как разные группы объединяются в условиях длительного неудовлетворения их требований. В конце ноября Центр социально-трудовых прав (ЦСТП) сообщил, что его специалисты зафиксировали рекордное за несколько лет число протестных акций. По данным ЦСТП, в России ежегодно проходит от 1,2 тыс. до 1,5 тыс. уличных протестов, однако в текущем году уже за первые девять месяцев произошли 1443 такие акции, в том числе 580 в третьем квартале.
Комментируя выводы ЦСТП, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что в Кремле не заметили роста протестных настроений. «Нет, это обычный фон, это всегда присутствовало — определенная общественная реакция на те или иные события. Но она была всегда», — сказал Песков. (Подробнее: http://srn.rusidea.org/?a=50325)
Таким образом, устранить первопричину нарастающих народных протестов правителям не только не приходит в голову, но они на это и не способны по своей сути. Они надеются на "Росгвардию" (начальник которой, как и глава правительства РФ, тоже уклонился от объяснения источников своего имущества, не совместимого с его официальной зарплатой).
Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250950345 |