20 декабря 2019 года президент США Дональд Трамп подписал закон «О государственной обороне». В документе, помимо прочего, содержалось положение о санкциях в отношении компаний сотрудничающих с Россией в проектах по прокладке газопроводов «Северный поток – 2» и «Турецкий поток». На следующий день, 21 декабря санкции были введены.
Прокладка по дну Балтийского моря «Северного потока - 2» была на тот момент уже почти завершена, до ее окончания работ оставалось порядка двух месяцев. Занимавшийся непосредственно прокладкой швейцарский подрядчик Allseas тут же прекратил работы и отозвал корабли со спецоборудованием.
Россия попала в крайне сложное положение. Последние 160 километров газопровода «Газпрому» ей необходимо проложить самостоятельно. Но у управляющей строительством дочерней компании «Газпрома» Nord Stream свое оборудование отсутствовало, единственный российский корабль-трубоукладчик «Академик Черский» на конец 2019 находился в Охотском море. В связи со всеми этими обстоятельствами возможный срок запуска «Северного потока-2» перенесен, как минимум, на конец 2020 - начало 2021 годов. И это в случае, если не возникнут новые проблемы.
Принятием декабрьского комплекса санкций США недвусмысленно дали понять, что любыми мерами не допустят ввода в эксплуатацию «Северного потока – 2». В мировые СМИ уже сброшена информация о том, что давление на Россию и ее европейских партнеров будет продолжено, подготовлен новый пакет санкций, который, предположительно, будет введен в действие до осени 2020 года.
При этом санкционные действия коснутся в большей части европейских инвесторов проекта и потенциальных потребителей российского газа. Предположительно будут блокироваться банковские счета и транзакции, проходящие через американские платежные системы.
Предновогодняя американская атака на «потоки» незащищенность перед «новыми инструментами экономической политики» показала уязвимость не только России, но и Европы. Со стороны последней все ограничилось лишь словесными протестами отдельных лиц, причем не на уровне Евросоюза, а лишь одной Германии. Немецкий чиновник далеко не первого ранга Бернд Вестфаль, «грозно» заявил: «Германия и ЕС не дадут Вашингтону диктовать свою энергетическую политику».
Страны Европы в последние годы, вопреки собственным экономическим интересам покупают все больше американского и ближневосточного сжиженного природного газа (СПГ), несмотря на дороговизну последнего в отношении к российскому.
«Объединенная Европа» пока ничего не смогла противопоставить американским действиям по «нейтрализации» российских трубопроводов. В ситуации с «Северным потоком – 2» Евросоюз в очередной раз показал организационную рыхлость.
Выступавшие и ранее против нового газового маршрута Польша со странами Балтии, по сути, приветствовали введение декабрьских санкционных ограничений. Несколько ранее по требованию Польши были введены ограничения на прокачку газа идущего в Европу через газопровод «Северный поток – 1». Он был введен в эксплуатацию в 2011 году и показал значительную экономическую эффективность. Его успех определил решение о строительстве параллельного «Северного потока – 2».
В 2009 году Советом Европейского Содружества и Европарламентом был принят и вступил в силу «Третий энергетический пакет» - комплекс директив и регламентов призванных либерализовать газовый и энергетический рынки и бороться с монополизмом в данной сфере. На практике «Третий энергопакет» явился лишь средством ограничения присутствия России на европейском энергетическом поле.
Практическое применение данного законодательного комплекса состоялось в сентябре 2019 года, когда из-за решения Европейского суда по иску Польши ограничил поставки из «СП – 1» по европейской газотранспортной системе OPAL почти вдвое. Тогда удар российский «Газпром» пережил, но вскоре последовали прямые американские санкции.
Помимо «Северных потоков» Россия в последние годы пыталась задействовать южное направление транспортировки газа. В конце 2012 года было начато строительство газопровода «Южный поток» по дну Черного моря от России до Болгарии и далее в страны Европы. Вод в действие «Южного потока» был запланирован на 2015 год. Однако практически работы не вышли из подготовительной стадии.
17 апреля 2014 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой рекомендовал отказаться от строительства газопровода. Строительство «Южного потока» в итоге стало невозможным ввиду отказа Болгарии на прокладку газовой трубы по своей территории.
Мы считаем, что позиция Еврокомиссии была неконструктивна. По сути, не тo что Еврокомиссия помогала бы в реализации этого проекта, мы видим, что создаются препятствия к его реализации. Если Европа не хочет его реализовывать, значит, тогда он не будет реализован.
- сказал 1 декабря 2014 года Владимир Путин, ознаменовав своими словами официальное закрытие «Южного потока».
Альтернативой ему стал проект «Турецкий поток» начатый в 2017 году и официально завершенный президентами Путиным и Эрдоганом на церемонии официального открытия 8 января 2020 в Анкаре.
На фоне поражений конца 2019 года, ввод «Турецкого потока» стал единственным «светлым пятном» в российской газовой сфере.
Но остается открытым вопрос о степени надежности «Турецкого потока» как гарантированного средства поставок газа европейскому потребителю.
В данном ключе есть сохраняется проблемность транзитного пространства в плане предсказуемости в действиях как весьма своеобразной в своей политике Турции, так и Греции и Болгарии у которых подконтрольность элит США не намного уступает Польше и Балтии. Тем более, что американские санкции распространяются и на «Турецкий поток».
После декабрьских санкций второй по значимости «газовой катастрофой» для России стала «украинская капитуляция». Одной из причин строительства «Северного потока – 2» для России была возможность увеличить поставки в Европу до максимальных значений в обход Украины. Созданная во времена СССР га территории этой страны газотранспортная система (ГТС) фактически перешла под контроль США после государственного переворота 2014 года, кроме того технически обветшала.
Ситуация «перманентного конфликта» в связи с поставками газа через территорию враждебного государства по ГТС контролируемой конкурентом для России была малоприемлимой, и обходные газопроводы в этом плане были жизненно необходимы.
1 января 2020 года истекал срок десятилетнего контракта по поставкам российского газа в Европу через территорию Украины. Заключить новое соглашение никак не удавалось даже когда до «рубежной даты» оставались считанные недели.
Россия, явно с позиции предстоящего ввода в строй «Северного потока – 2» требовала краткосрочного годичного контракта со снижением уровня поставок по ГТС Украины.
Последняя хотела заключения договора сроком на 10 лет, с максимальным объемом поставок по фиксированным тарифам. При этом Россия в случае недопоставок должна была оплачивать оговоренные максимальные объемы прокачки, в случае превышения последних – платить дополнительно. Так же для заключения договора с украинцами требовалось урегулировать долговые претензии.
Американские санкции 21 декабря парализовавшие строительство второго «потока» стали «неотразимым аргументом» на российско-украинских переговорах.
Россия в итоге приняла практически все - лишь срок действия договора был сокращен до 5 лет, - украинские требования, в том числе единовременную выплату 2,918 миллиарда долларов в счёт погашения долга согласно решению Стокгольмского арбитража от февраля 2018 года.
Сумма долговых исков к «Газпрому» со стороны «Нафтогаза» была порядка 12 миллиардов долларов, после выплаты трех миллиардов Украина после подписания соглашения отказывалась от претензий на остальные восемь.
Фактически в декабре 2019 Россия полностью капитулировала перед американской колонией и теперь вынуждена течении следующих пяти лет кормить транзитными платежами государство-врага. Кроме как масштабной геополитической катастрофой данную ситуацию назвать нельзя.
Это стало особенно очевидным, когда несмотря на юридически зафиксированное условие «обнуления претензий», в новом 2020 году украинское руководство отказалось от этой части договора заявив, что будет и в дальнейшем добиваться выплаты средств по всем, в том числе и частным, долговым претензиям. Если даже оставить за скобками требования «компенсации за аннексию Крыма» видно, что проблема долговых платежей переходит в разряд долгосрочных и становится принципиально неразрешимой.
Для России Украина будет перманентным конфликтным пространством. В том числе и как транзитная территория.
Для США в принципе невыгодна какая-то стабилизация в сфере поставок российских углеводородов в Европу. Даже на максимально невыгодных для России условиях. Неопределенность, правовой и организационный хаос автоматически укрепляют позиции США как потенциального монополиста на европейском рынке энергоносителей.
Санкции 21 декабря по «Северному потоку - 2» показывают, что США присвоили себе право контроля над европейским рынком углеводородов.
Америкой взят курс на придание «Единой Европе» полуколониального статуса. Принципы «свободы рынка» и международного права заменен на «право сильного» даже в отношении ближайших союзников и партнеров.
Россия же, по факту, теряет последние остатки самостоятельности в действиях, по крайней мере в сфере торговли энегоресурсами.
Юрий Сошин
Источник |