Около 40 известных артистов, режиссеров и музыкантов обратились к столичному мэру Сергею Собянину с просьбой не допустить перестройку «Павильона» на Патриарших прудах. Авторы письма, среди которых Александр Ширвиндт, Чулпан Хаматова и Юрий Башмет, опасаются появления в здании дополнительного стеклянного этажа, что «разрушит» вид на «знаменитый ансамбль садово-паркового искусства» — сами пруды. В компании «Киевская площадь», обустраивающей в «Павильоне» ресторан, заявляли об отсутствии планов и документов на надстройку здания. В городской мэрии также говорили об отсутствии разрешений у подрядчика на такие работы. Но авторы письма опасаются, что новый вид здания будет согласован с чиновниками в ходе ремонта сооружения, идущего сейчас — прямо во время общегородского карантина.
Письмо мастеров культуры было направлено столичному градоначальнику 9 апреля. Его авторы просят у Сергея Собянина содействия «в защите от запланированного разрушения… знаменитого ансамбля садово-паркового искусства» — Патриарших прудов. В письме говорится, что доминантой прудов выступает «скромное одноэтажное здание» «Павильона», которое новые владельцы, по сведениям авторов обращения к мэру, собираются надстроить стеклянным этажом, «значительно увеличив высоту и принципиально изменив его архитектурный облик», превратив в «громоздкое и уродливое» сооружение.
Господина Собянина просят «предотвратить варварское уничтожение существующего архитектурно-градостроительного ансамбля». Под обращением стоят 45 подписей, в том числе актеров Александра Ширвиндта, Александра Филлипенко, Ренаты Литвиновой, Чулпан Хаматовой, Павла Деревянко, альтиста Юрия Башмета, архитектора Евгения Асса, музыкантов Сергея Мазаева и Антона Севидова.
Деревянный павильон на Патриарших прудах был построен по проекту архитектора Давида Хазанова в 1938 году и первоначально служил местом отдыха водителей трамваев (у прудов проходила трамвайная линия), а затем раздевалкой и буфетом катка. В начале 1980-х годов здание было снесено и построено заново из камня по проекту архитекторов Бориса Палуя и Михаила Хазанова (сын Давида Хазанова) с использованием фрагментов оригинальных рельефов (с конькобежцами и лодочником). В СССР особняк находился в ведении молодежной секции Союза архитекторов, в 2011–2018 годах здесь располагался ресторан «Павильон». В 2019 году здание было продано ООО «Патриаршие», структуре «Киевской площади» Года Нисанова и Зараха Илиева. Сумма сделки не раскрывалась; по данным М24, «Павильон» выставлялся на продажу за 660,9 млн руб. В августе 2019 года в «Киевской площади» заявили, что обустроят здесь ресторан вместе с ресторатором Александром Раппопортом.
Местные активисты стали протестовать против грядущей стройки еще до этого объявления. Поводом послужила публикация в феврале 2019 года визуализаций якобы нового внешнего вида «Павильона», в котором здание надстраивалось дополнительным этажом со стеклянным куполом.
Один из подписантов обращения к мэру, актер Максим Виторган, называет этот проект «чудовищным».
Мне кажется, что есть законченный ансамбль Патриарших прудов. Лучше бы хоть что-то не трогать, а поддерживать в хорошем состоянии»,— сказал “Ъ” актер.
Местные жители несколько раз выходили на акции протеста против реализации такого проекта — например, в марте 2020 года они замкнули цепь вокруг Патриарших прудов, взявшись за руки. В марте же на объекте начались работы: «Павильон» обнесли забором с информацией на стенде о проводимом капремонте сооружения.
В «Киевской площади» еще в августе 2019 года подчеркивали, что внешний вид «Павильона» в ходе ремонта не поменяется. В марте 2020 года в компании повторили это заявление, добавив, что планов реконструкции с изменением внешнего облика здания у застройщика нет. Фотографии эскизов в «Киевской площади» назвали «недостоверными», уточнив, что для расширения павильона нужен проект реконструкции, а такого документа у компании никогда не было. Информацию об отсутствии таких документов, как и заявок на них, подтверждали в марте текущего года и в Москомархитектуре.
В столичной мэрии также напоминали, что «Павильон» считается «исторически ценным градоформирующим объектом», но не памятником архитектуры.
Впрочем, объектом культурного наследия является территория самих Патриарших прудов.
Один из подписантов обращения к мэру, архитектор Евгений Асс, пояснял «Ъ-FM», что видел чертежи «Павильона» с надстройкой на самом объекте. «Разрешения на проект перестройки нет, но в кулуарных беседах чиновники говорят, что застройщик пытается его согласовать. Де-факто уже идет снос несущих конструкций внутри. Есть вероятность, что за время карантина они все сделают»,— говорит один из авторов письма мэру, продюсер Петр Ануров.
Интересно, что 1 апреля столичное Объединение административно-технических инспекций (ОАТИ) направило письмо местному жителю Александру Грубияну, сообщив о приостановке действия ранее выданного ордера ООО «Патриаршие» на проводимые работы. В ОАТИ пояснили, что подрядчик установил временные ограждения и строительные леса на объекте (сейчас особняк сверху донизу затянут непрозрачной сеткой). Подобные работы, добавили в ведомстве, требуют оценки воздействия на Патриаршие пруды как на объект культурного наследия, а эту оценку должны дать в Мосгорнаследии.
3 апреля муниципальный депутат Елена Ткач сообщила о возобновлении работ в здании. Евгений Асс подчеркивает, что это происходит, несмотря на приостановление ордера на строительство и карантин. «Леса выведены выше карниза, так что очевидно, что надстройку делать будут, вопреки всем обещаниям и заявлениям»,— сообщил архитектор. Глава управы Пресненского района Александр Михайлов заявил 3 апреля в ходе онлайн-конференции с жителями, что «оснований остановить работы никаких нет». «Данное строение отдельно стоящее, контактов с жильцами нет. Внутри находятся и выполняют текущие мероприятия (сотрудники подрядчика – “Ъ”). Все рекомендации по самоизоляции выполняются, рекомендации по проведению строительных работ не нарушаются»,— сказал чиновник.
Примечательно, что в Мосгорнаследии еще в 2019 году предупреждали ООО «Патриаршие» о недопустимости надстройки особняка. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов дал понять в соцсетях, что решить проблему со зданием можно лишь «четко артикулированной общественной позицией».
Александр Воронов
источник |