Наше будущее. Русский народ или русская диаспора?
Кто виноват и что делать?
Если виновниками ситуации, в который мы оказались, как нетрудно догадаться, в максимальной степени виноваты мы сами, то сразу можно переходить ко второму вопросу и решать, что с этим делать?
Реальный выход из ситуации возможен при действенной вовлеченности нашего традиционно-консервативного, православного большинства в общественно-социальные процессы происходящие в обществе вокруг нас и в государстве в целом.
Консолидация необходима, чтобы иметь возможность влиять на окружающую нас действительность. В прикладном виде такого рода консолидацию, возможно осуществить вокруг наших церковных приходов и подворий.
В этой задаче, не смещение внимания с религиозной жизни прихода, для многих, ограниченной лишь участием в литургиях (что уже немало!), а существенное расширение всего спектра взаимодействия внутри его и экстраполяции вовне. Выстраивание внутриприходских отношений по типу общины. Когда жизнь в Церкви не заканчивается на воскресном богослужении, а распространяется дальше, являясь частью нашей повседневной жизни.
Когда вокруг подворья начинает образовываться целый «кластер» научно-просветительской, образовательной, спортивной жизни и т.д. Вот, то, что нам необходимо развивать. И такие примеры на сегодняшний день есть. Не скажу, что их много, иначе не было бы необходимости об этом говорить, но они есть. Представляя собой то, к чему дóлжно стремиться.
В свете последних, бурно развивающихся событий и внедряемых проектов дальнейшего «развития» российского общества, выступающих за ширмой прогресса, у консервативной общественности выработалось понимание необходимости иметь альтернативу наметившемуся пути. Во всех сферах жизни общества.
Например, вместо внедряемой системы образования «калейдоскопического» типа, дальнейшего массового перехода на дистанционное «цифровое» образование с построением «персональных траекторией развития учащихся» с целью выращивания человеческого капитала и квалифицированных потребителей, в качестве прямой альтернативы необходимо создание классов и обучение по программе Русской Классической Школы. В которых дается качественное обучение и воспитание на лучших отечественных традициях и практиках.
Имея свои образовательные учреждения – школьные и гимназические классы, дошкольные, детские группы развития, свои спортивные секции, школы творчества и т.д. функционирующие на церковных подворьях, составляющие одну взаимосвязанную систему, у нас будет возможность воспитать подрастающее поколение на традиционных принципах и ценностях, которые отвечают чаяниям и интересам русского народа, и которые жизненно необходимы для построение здорового российского общества в целом.
Задача таких программ в свете современной повестки – внедрение зарекомендовавших себя качественных систем обучения и воспитания человека как личности, на традиционных морально-нравственных принципах, а не выращивание унифицированного человеческого капитала по Герману Грефу.
Люди объединённые общей идеей, находящиеся в одной системе смыслов и ценностей, в одной системе координат, лучшим образом будут действовать в интересах своей общности, в интересах друг друга.
Практическое применение/воплощение должно получить выражение – «И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (из Послания апостола Павла к Колоссянам 3:23).
Следует понимать, что речь не идет о том, чтобы полностью замкнуться в неких общинах, образуя тем самым русские православные диаспоры внутри своей же страны. Смысл как раз в другом, необходимо иметь свои представительства везде и влиять на происходящие процессы в жизни общества.
То есть, кроме функционирующих образовательных и спортивных учреждений, своих людей на местах, как говориться. Своих юристов, специализирующихся в различных отраслях права, которые, если и не привлечены непосредственно напрямую к юридическому сопровождению общины, что называется «на зарплате», то возможно несущие свою степень служения на благо и в интересах своего прихода, соразмерно своим возможностям. Своих людей в правоохранительных органах, к которым можно обратиться и которые смогут помочь в случае возникшей беды, не отложат дело в долгий ящик. Своих докторов, для которых главным будет не дистрибуция фармацевтических товаров населению, а действенная помощь обратившемуся к нему человеку. Примеров можно привести множество. Такой принцип необходим во всем, по сути речь идет о создании объединений, общин «полного цикла».
Это, к слову, о том негодовании, которое имеет место быть по отношению к иным диаспорам. Следует и у них поучиться. Первая филантропия – к своим, как говорится. Скажем, если есть в твоей общине человек, который занимается, например, фермерским хозяйством, поставляет или реализует продукцию на местном рынке или ярмарке выходного дня, то, что мешает купить продукты непосредственно у него? Конечно, все сообразно ценовой категории и т.д. Но при всех прочих равных? И ты, не словом, а рублем поддержишь своего брата или сестру, и он будет иметь перед тобой определенную степень ответственности, как к человеку из своего окружения, со одного подворья же.
Такой принцип применим, и в других сферах общественной жизни. Например, при поиске человеком работы, или, если речь идет о работодателе, подыскивающем сотрудников себе в штат. Почему бы сначала не обратиться с этим вопросом внутри своего прихода? Возможно, человек необходимой специальности и нужного опыта намного ближе? Рабочая система, вполне организуемая.
Следующее. Помимо добровольных пожертвований мирянином на нужды храма, можно организовать конкретные, «точечные» пожертвования для нужд конкретной семьи или определенных групп членов общины. И речь не о каких-то заоблачных суммах, или обязательных податях. По мере сил и возможностей – с человека или семьи. Например, в этом месяце мы помогаем вот этой молодой семье, они являются частью нашего прихода, у них родился ребенок и есть возможность взять дом или квартиру в ипотеку. Но до первоначального взноса нахватает такой-то суммы. Или сделать ремонт в доме у одинокого пожилого человека, помочь нуждающемуся попавшему в беду, или имеющего проблемы со здоровьем, требующих проведения дорогой операции, для него одного неподъемной по деньгам. Для этого было бы не жалко выделить из своего кошелька какую-то сумму один раз в месяц. И был бы толк. Конечно, при должной организации процесса и строгой отчетности об использованных средствах.
Вот это и называется чувство локтя и взаимовыручка. А если совсем не имеешь возможности помочь деньгами? Помоги делом, хотя бы раз в месяц, человеку со своего прихода. Приди и гвоздь забей, помоги с ремонтом одинокой старушке. Многодетной семье вещами. На свое усмотрение.
При таком подходе, неизбежно будет возникать чувство единения и сплоченности.
Более того, при такой организации общин подворий и приходов в каждом отдельном районе города, (что актуально для больших городов) или в отдельных маленьких городках, селах и поселках, возможно дальнейшее их соединения, в одну большую конгломерацию, представляющую реальную силу, способную действенно влиять не только на жизнь вокруг отдельных объединений, а на процессы глобальном масштабе на уровне государства. А при наличии своих людей выдвигаемых из таких организованных объединений во власть, на региональном и федеральном уровне, все это начинает приобретать вполне конкретный, прикладной характер.
Кому-то, возможно, покажется, что это слишком идеализированная картина. Напрасно. Ничего «сверх» в этом нет. Все осуществимо и зависит лишь от решительной воли наших настоятелей и самих мирян. От каждого из нас.
Все в наших силах, с Божией помощью.
Александр Дудчак
Русская Стратегия |