Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7888]
- Аналитика [7334]
- Разное [3022]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Март 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Статистика


Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2021 » Март » 9 » Священномученик Константин Богословский. Ч.1.
    02:45
    Священномученик Константин Богословский. Ч.1.

    Данная статья написана на основе материалов из рукописи моей книги «Священномученик Константин Богословский (попытка биографии)».

     

    17 февраля/1 марта 1871 года, 150 лет назад, появился один из многочисленного сонма русских новомучеников и исповедников, будущий пастырь Константин Александрович Богословский. Он происходил из семьи потомственных священнослужителей – его дед Григорий, урождённый Непеин, принял фамилию Богословский по имени прихода, из которого был родом. По линии же Непеиных отец Константин приходился родственником отцу Сергию Непеину, вологодскому священнику и краеведу. Отмечу, что вопреки распространённой легенде, эта фамилия не имеет отношения к первому русскому послу в Англии Осипу Непее, а является прозвищем человека непьющего. Отец Сергий и отец Константин были знакомы друг с другом и общались во время проживания второго в Вологде. Причём отец Сергий был даже крёстным отцом первенца семьи Богословских.

     

    Родиной пастыря стал Грязовецкий уезд, куда был направлен служить его дед Григорий Богословский. Он стал настоятелем Богородицкой Студенецкой церкви, среди прихожан которой были мои предки (из тех мест родом была моя бабушка, мать моего отца). В этом приходе появился на свет его сын Евгений, который стал преемником отца в должности настоятеля сего храма и крестил моего прадеда, а также Александр, который станет отцом героя моего повествования. Отец Александр Богословский стал настоятелем находящегося совсем недалеко Борисоглебского Ельниковского храма, с которым также связана история нашего рода – из его прихода была родом мать моей бабушки по отцу. Именно здесь и появился на свет будущий священномученик. Изначально, впрочем, священником его не видели – он родился с физическим недостатком (хромотой) и было решено, что он станет преподавателем. Священником стал его старший брат Николай, который десятилетия служил в селе Кубенском, пока храм не был закрыт, а он сам – расстрелян (повторив судьбу своего брата).  Священником стал и их младший брат Александр, но хотя и был репрессирован, расстрела избежал.

     

    Константин Александрович окончил Вологодское духовное училище и Вологодскую духовную семинарию с отличием и отправился для продолжения образования в Казанскую духовную академию. Эта академия была одной из лучших в России. Среди её преподавателей был историк русской Церкви профессор и академик Пётр Знаменский, который впоследствии стал товарищем председателя Совета Казанского отдела русского Собрания (первая правомонархическая и русская национальная организация в Казанской губернии). В 1892 году, к 50-летию академии, он выпустил обширную и обстоятельную работу по её истории. Ещё один преподаватель академии – профессор Николай Иванович Ивановский, доктор богословия, историк русского раскола, автор «Руководства по истории и обличению старообрядческого раскола» (1886 – 1887). Стоит отметить хотя бы то, что в годы учёбы нашего героя, в академии начинал свою научную и преподавательскую деятельность молодой доцент, вскоре ставший крупным философом и богословом, Виктор Иванович Несмелов. В 1895 году Константин закончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом на получение степени магистра без нового устного испытания. После окончания он работает преподавателем в Вологде и Усть-Сысольске (в 1898 году он там наблюдает прибытие Великого князя Сергея Александровича, посещавшего нашу губернию). Вот что пишут об этом «Вологодские епархиальные ведомости»: «По окончании академии в 1895 году определён преподавателем по закону Божию в Волог. епарх. женское училище 18 сентября 1895 и состоял по 16 авг. 1896 г.; в том же училище преподавал русский язык с 29 августа по 9 октября 1896 года. Назначен на должность учителя русского языка с церковнославянским в старших классах Усть-сыс. дух. училища 9 октября 1896 и состоял по 15 октября 1899 года, когда переведён в Волог. духовную семинарию на кафедру раскола». Женился на священнической дочери Анимаисе Ивановне, в браке родились дети (крёстным отцом их первенца Любови стал отец Сергий Непеин). На службе Богословский получает чин надворного советника (VII  класс по табели о рангах, соответствовавший чину подполковника), был награждён орденом Святого Станислава III степени. В 1904 году он возводится в чин уже коллежского советника (VI класс по Табели о рангах, соответствует чину полковника). Также он получает и орден Святой Анны III степени. Преподаёт русский язык в Вологодском епархиальном женском училище и Закон Божий в гимназии. С 30 августа/12 сентября 1903 года преподаёт русский язык в параллельном отделении при первом классе ВЕЖУ. 12/25 февраля 1904 года определён преподавателем русского языка в третьем классе. С 14/27 апреля 1900 года входит в Вологодский комитет Православного миссионерского общества и является делопроизводителем Совета Вологодского Православного церковного братства во имя Всевеликого Спаса. Братство это было открыто в 1885 году, занимаясь духовным и нравственным просвещением населения, а также борьбой с сектантами и расколом.

     

    И вот неожиданно его жизнь переменяется так, как он и сам бы не мог помыслить. Господь решил, что быть Константину Александровичу пастырем. Новый вологодский архиерей Никон (Рождественский), убеждённый монархист, назначенный сюда весной 1906 года, решает отправить способного преподавателя на повышение. 5 июня 1907 года указом Святейшего Синода Константин Богословский был назначен смотрителем Устюжского духовного училища. Но занимать эту должность мог только священник, поэтому 30 июля 1907 года епископ Никон рукоположил его во диакона, а 1 августа – во иерея. Так отец Константин вступил на свой путь, который будет нелёгким, но принесёт ему великую награду за мучения, страдания, гонения и иные беды.

     

    В Великом Устюге тогда находился центр одного из двух викариатств епархии (другой – в Вельске; Вельский епископ был первым викарием, Великоустюжский – вторым). Великоустюжское викариатство было создано 30 января 1888 года для окормления храмов в удалённых от центра епархии восточных уездах Вологодской губернии – Устюжском, Усть-Сысольском, Яренском, Сольвычегодском и Никольском. Это викариатство включало в себя более 300 приходов. Ранее существовала с 1682 по 1788 годы как самостоятельная единица Великоустюжская епархия, которая была выделена из Вологодской и в неё же вновь включена.  С 1904 года викарным епископом Великоустюжским (с 1916 года – Великоустюжским и Усть-Вымским) был преосвященный Алексий (Бельковский). Богословские жили в здании духовного училища, на первом этаже, в правой половине (оно сохранилось). Отец Константин преподавал церковную историю и одновременно исполнял службу в церквях города. В 1907 году был награждён набедренником, в 1909 году — скуфьёй. В 1910 году отец Константин был назначен председателем Совета Устюжского епархиального женского училища и занимал эту должность до 1912 года, когда был освобождён от неё по собственному прошению. В том же году награждён серебряной медалью в память 25-летия существования церковноприходских школ. В 1911 году награждён камилавкою. С 1912 года состоял представителем епархиального ведомства в уездном училищном совете, в 1914 – 1917 годах был цензором проповедей по городу Великому Устюгу. В 1914 году был награждён наперсным крестом от Синода. В 1915 году становится товарищем председателя Великоустюжского епархиального комитета по оказанию помощи беженцам. С 1908 года отец Константин состоял членом совета Великоустюжского православного Стефано-Прокопиевского братства (создано в 1896 году для борьбы со старообрядчеством) и в 1912 году стал его председателем (сменив в этой должности иерея Михаила Александровича Соснина). В начале 1909 года выходит указ Синода об учреждении в Великом Устюге при оном братстве церковного древлехранилища для сбора и хранения памятников старины. Оно было торжественно открыто 3 октября 1910 года в Михайло–Архангельском монастыре. Целью создания древлехранилища было «собирание и хранение древних церковно–исторических памятников Великоустюжского викариатства, с целью лучшего сбережения их и доставления любителям таковых памятников удобства знакомиться с ними, а равно и для пользы церковно-исторической науки». При участии отца Константина был выработан устав музея и создан Комитет по заведованию древлехранилищем, председателем которого был избран он сам.

     

    В марте 1917 года, в результате переворота, в России была свергнута монархия. К власти пришло Временное правительство. Страна сделала первый шаг к дальнейшей кровавой трагедии… В Великом Устюге состоялся митинг, после которого прошла демонстрация с красным знаменем и революционными песнями. Известие об отречении Государя было встречено устюжанами неодинаково: одни торжествовали и радовались, другие находились в подавленном, угнетённом состоянии, в тревожном ожидании тяжёлых последствий. Был создан уездный временный правительственный комитет из 15 человек, дополненный, впоследствии, ещё тремя. Просуществовал он до 1 марта 1918 года.

     

    Отец Константин по поручению  Великоустюгского уездного съезда духовенства и мирян принял участие во Всероссийском Соборе духовенства и мирян города Москвы (1 – 10 июня 1917 года). По возвращении принял участие в съезде духовенства и мирян Великоустюгского викариатства (10 – 24 июня 1917 года), на котором был избран почётным председателем. И, наконец, вошёл в состав делегации от Вологодской епархии на Поместный Всероссийский собор Православной Российской Церкви. Члены делегации выбирались на собрании епархиального съезда 27 июня/10 июля 1917 года. Большинством голосов были избраны: от духовенства – протоиерей Павел Кузьмин (92 голоса), от мирян – Владимир Градусов (99 голосов) и Василий Лебедев (78 голосов), от Великоустюжского викариатства – священник Константин Богословский (61 голос) и преподаватель духовного училища Павел Рычков (40 голосов). Несмотря на то, что избрание делегатов от Вологодской епархии происходило не на специальном епархиальном избирательном собрании, а на епархиальном съезде, Собор на заседании 20 сентября 1917 года утвердил их полномочия. Возглавил делегацию епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын), будущий новомученик. Владыка принял де­я­тель­ное уча­стие как в об­щих за­се­да­ни­ях Со­бо­ра, так и в ра­бо­те от­де­лов: о церков­ной дис­ци­плине, о цер­ков­ном су­де, о мо­на­сты­рях и мо­на­ше­стве, о пра­во­вом и имуще­ствен­ном по­ло­же­нии ду­хо­вен­ства, о бла­го­устрой­стве при­хо­да.

     

    11 ноября 1917 года было официально восстановлено Патриаршество, а Патриархом Московским и всея России был избран святитель Тихон (Белавин), председатель Собора и митрополит Московский. Началась новая эпоха в истории Русской Церкви. После избрания высокопреосвященного Тихона Патриархом, Вологодское епархиальное собрание отправляет ему следующую телеграмму: «Вологодское епархиальное собрание с Преосвященным Председателем своим во главе, приступая к великому делу устроения церковного в области Вологодской, переносится мыслью и любящим сыновним сердцем к Святейшему Главе Церкви Православной, испрашивая Святительского благословения на предстоящие труды и принося молитвенное пожелание, да укрепит Пастыреначальник Христос святейшего отца нашего Тихона Патриарха на многотрудном подвиге пастырского служения его во славу Церкви Российской. Председатель Епископ Александр, товарищ председателя священник Богословский Константин».

     

    7 ноября 1917 года в Петрограде захватили власть безбожные большевики. Страна начала погружаться в пучину кровавого ада с ещё большей силой. Настали тяжёлые времена террора и гонений. Во время заседаний Собора в Москве шли самые настоящие бои, большевики брали русскую древнюю столицу штурмом. Следы их своими глазами видел отец Константин, приехавший в январе 1918 года на Поместный Собор. Заседания проходили в Кремле. И каждое утро, после скудного завтрака в столовой, делегаты ходили туда, обходя груди битого кирпича и воронки от снарядов

     

    Тогда же совершается одно важное дело, одним из инициаторов которого был отец Константин. В границах Северодвинской губернии образуется самостоятельная Великоустюжская епархия. Как уже говорилось выше, прежде это было Великоустюжское викариатство Вологодской епархии, созданное 30 января 1888 года. Ранее Великоустюжская епархия существовала как самостоятельная единица с 1682 по 1788 годы (выделена из Вологодской и в неё же вновь включена). Ещё 15 октября 1916 года отец Константин писал в дневнике по итогам встречи с епископом Алексием: «С архиереем говорили о самой епархии. Я для него начерно набросал несколько моделей о необходимости самостоятельности епархии». 20 мая/2 июня 1918 года он пишет: «В прошлое воскресенье 12 мая ст. ст. в благочинном собрании состоялось собрание для выбора делегатов на Епархиальное собрание, назначенное на 4 июня. Я поднял вопрос о самостоятельности епархии, проголосовали, и прошло единогласно. Делегатом от духовенства хотели избрать меня, но я отказался, выбрали других, Гр. Чистякова, Дербенева и др.» 4/17 июня в Вологде в здании епархиального женского училища открылось Чрезвычайное Епархиальное собрание духовенства и мирян. На организационном заседании делегат от Устюжского духовного училища священник отец Константин Богословский был избран товарищем председателя собрания – епископа Александра. На втором заседании, происходившем утром следующего дня, отец Константин поставил перед собранием давно назревший вопрос об отделении Великоустюгского викариатства и преобразовании его в самостоятельную епархию и предложил создать специальную комиссии по данному вопросу. Собрание постановило образовать комиссию по выделению Великоустюгского викариатства в самостоятельную епархию и поручить ей детальную разработку вопроса. Председателем этой комиссии был избран отец Константин Богословский. И вот, 3 сентября 1918 года, епархия была воссоздана. Возглавил Великоустюжский епархиальный совет отец Константин, а епархию возглавил епископ Великоустюжский и Усть-Вымский Алексий (Бельковский). В 1920 году был возведён в сан архиепископа (вновь утверждён в 1923 году). В 1924 году ушёл на покой. В 1919 году рассматривался вопрос о создании Усть-Сысольского викариатства, но решён не был. В 1937 году епархия вошла в состав Вологодской. Воссоздана она была в 2014 году как Великоустюжская и Тотемская епархия вологодской митрополии. В 2017 году у епархии появился и правящий архиерей – епископ Тарасий (до этого временно управляющим делами епархии был митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий). В 2019 году владыку Тарасия, отправившегося в Мурманскую митрополию, сменил епископ Алексий (Заночкин), который, в свою очередь, 11 марта 2020 года был назначен епископом Кафским, викарием Корсунской епархии и временным управляющим Венской епархией. Великоустюжская же кафедра, на настоящий момент, не занята и временно управляется митрополитом Вологодским и Кирилловским.

    Сергей Зеленин

    Русская Стратегия

     

    Категория: - Разное | Просмотров: 1455 | Добавил: Elena17 | Теги: преступления большевизма, Новомученики и исповедники ХХ века, сергей зеленин, россия без большевизма
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2034

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru