О "Концепции серии круглых столов" АНО ИРСИ им. Н.Я. Данилевского: как «обрести, наконец, свою самобытную национальную идеологию и сформировать стратегию национального развития»
Назаров Михаил Викторович. 2012 г.
Сначала представлюсь уважаемой ученой аудитории (вот моя краткая биографическая справка). В отличие от большинства участников проекта, я не называю себя ни прогнозистом, ни историком, ни философом, у меня нет на это дипломов (есть только дипломы техникума и иняза), нет ученых степеней, званий, и даже солидно звучащего места работы. А идеологом в наше время, как можно видеть, сам для себя является каждый человек, обладающий набором идей, неважно какого качества, ‒ в этом отношении меня может характеризовать членство в РПЦЗ с 1970-х годов, это и была моя образовательная школа, завершившая мое самообразование (в области историософии большое влияние на меня оказал архимандрит Константин /Зайцев/). Сейчас я ‒ публицист-одиночка (с небольшой группой практических единомышленников в Союзе Русского Народа), а мое издательство "Русская идея" (основанное четверть века назад после возвращения из эмиграции, где я провел почти 20 лет) имеет в своем как бы постоянном "штате" только администратора сайта и меня ‒ главного редактора публикуемых материалов.
В своем самообразовании мне было важно понять смысл жизни, смысл истории и место России в ней ‒ этому посвящены все мои вышедшие книги (около десяти: "Тайна России" (1999) [1], "Вождю Третьего Рима" (2004) [2] и др.), они основаны на усвоенной мною мудрости других авторов. Поэтому в данном отклике на "Концепцию" мне тоже есть что сказать. Однако я не претендую сообщить что-то ранее никому не известное, тем более в прагматических государственно-строительных проблемах нынешней олигархической действительности (это отдельная тема, о которой у меня тоже немало написано). Сейчас я собираюсь просто напомнить общеизвестные положения из православного учения, к чему давно пришел и утвердился в этом, ничего существенно нового уже не предполагаю открыть, на восьмом десятке лет лишь повторю кое-что из написанного ранее ‒ интересующиеся могут по приведенным ссылкам прочесть подробнее.
1. Сразу выкажу свое убеждение по заданной теме: национальная идеология у России была в течении почти целого тысячелетия – это богоосвященная монархическая симфония государственной и церковной властей для достойного и зрячего проведения народа через трудную земную жизнь и его спасения в Царство Божие [3], – и очень странно, что в предложенной "Концепции" об этом почему-то совсем не упомянуто). Историческая Россия сокрушилась именно вследствие утраты этой идеологии ведущим слоем общества в Петербургский период (при ее сохранении в части церковного народа), так что, с православной точки зрения, национальную идеологию надо не разрабатывать заново, а восстановить с учетом опыта нашей катастрофы ХХ века.
Можно, конечно, спорить о том, насколько она осуществима в наше время, и даже допустить, что такая строгая идеология может быть уже непосильной для современных эгоистичных и атеистичных поколений нашего народа, утративших прежнее национальное мiровоззрение и монархическое служебное правосознание, и поэтому поначалу мыслимы какие-то переходные формы национальной власти как меньшего зла. Однако думаю, что на данном круглом столе нет необходимости доказывать существование Бога, и если есть Бог, то идея богоосвященной власти, служащей Замыслу Божию о России, неотменяема как идеал, к которому нужно стремиться, поэтому национальная идеология может быть только одна единственная и цельная, а не состоять из "консенсуса" разнокалиберных идей, упоминаемых в "Концепции", и она должна быть не "самобытная" ("самобытно" людям свойственно и ошибаться), а богоугодная.
Лишь при отсутствии религиозного мiровоззрения можно считать, что каждый народ вправе "самобытно" вырабатывать свою национальную идеологию по своим потребностям. В своей атестической молодости и я был сторонником такого плюрализма, строил такую свою концепцию мiроустройства, и своим умом додумался лишь до философского Абсолюта, то есть единой силы, которая охватывает собою и удерживает от распада всё мiроздание [4]. И уже в самом начале моей эмигрантской жизни на Западе, на основании трудов эмигрантских философов и богословов мой Абсолют открылся мне как Творец мiра ‒ Бог, единый для всего человечества, созданного Им по единому образцу из Адама. Значит и смысл жизни для всех дальнейших людей был Богом замыслен единый: свободно, то есть сознательно (а не по принуждению) разделить с Богом радость бытия, причем вечного бытия, иначе зачем было бы Вечному Богу создавать себе недолговечные смертные существа?
Без дара свободы люди не были бы людьми, созданными "по образу Божию", однако дар свободы оказался и опасным: человеки злоупотребили свободой вплоть до богопротивления (иначе бы свобода была не настоящей, не полной). Сначала на путь богопротивления стали первые свободные существа, сотворенные Богом ‒ ангелы, превратившиеся в бесов во главе с сатаной, а под их влиянием затем и первые люди. Так в поначалу совершенный земной мiр было впущено богопротивное зло и смерть, гармоничная природа мiра стала поврежденной, больной: «весь мiр лежит во зле» (1 Ин. 5:19). Потому что всё, что отходит от Бога и его Замысла, приобретает богопротивный смысл ‒ в мiре нет ни духовного вакуума, ни духовного нейтралитета. Но Богу были не нужны люди, лишенные свободы и насильно приведенные к верности, им предстояло осознать это самим "от обратного" и вследствие этого вновь обратиться к Богу за Его помощью. Людям предстояло искать положительный смысл своей смертной жизни в мiре несовершенном и опасном и стараться строить в таком мiре свое человеческое общество ‒ цивилизацию как организованную систему коллективного выживания со шкалой ценностей, объясняющей смысл жизни и истории.
Этим определением я отвечаю на поставленный в "Концепции" вопрос: «что такое цивилизация» в нашем мiре. И далее перейду к продолжению этого вопроса ‒ почему в мiре в условиях свободы образовались разные народы и цивилизации: «причины их зарождения, развитие и отличительные черты». Прошу прощения, что излагаю столь простые общеизвестные христианские положения для философски образованных людей, участников круглого стола, но это нам тут методологически необходимо вспомнить для осмысления поставленной цели.
2. Даже в таком больном мiре, «во зле лежащем», Бог не бросил сотворенных Им и своевольно отступивших от Него людей без Своего попечения и без Своего плана должной цивилизации, ведущей к конечному спасению от зла. Поскольку все люди были созданы от Адама одинаково «по образу и подобию Божию» ‒ этот план тоже мог быть только единым для всего человечества, одинаково подверженного силам зла в мiре и с одинаковой целью спасения. Такой план намечен уже в книге Бытия и затем открыт последующими пророками как подготовка людей к будущему пришествию Мессии-Помазанника Божия (по-гречески: Христа) ‒ это знание хранилось и передавалось из поколения в поколение праотцами и затем авторами книг Ветхого завета.
Не стану сейчас вдаваться во все трудности и препятствия на этом пути, которые приходилось Богу устранять Своим вмешательством: сначала Потоп (как средство хирургического спасения из уже неизлечимого человечества его последних достойных людей для продолжения человеческого рода), затем разрушение Вавилонской башни (как символа богопротивной гордыни) и разделение человечества на разные языки (народы, чтобы создать национальные перегородки распространению зла). Затем был создан, из одного избранного для этого человека, Авраама, т.н. богоизбранный (точнее ‒ богосозданный) народ, воспитуемый Богом для пришествия в нем Спасителя всех народов: «и благословятся в семени твоем [Авраама] все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:18).
Другие народы, возникшие после разрушения Вавилонской башни, не имея над собой столь строгого Всевышнего Отца-Воспитателя, были временно предоставлены сами себе и расходились в стороны, подвергаясь воздействию сатаны, стремившемуся создать на земле свое богопротивное царство земное ‒ таковы все языческие религии с поклонением не Богу, а падшим ангелам-бесам и их предводителю-сатане (это еврейское слово, означающее "противник Бога"; греческое его название: диавол, что значит "лжец, клеветник"). Так вследствие раздробления человечества возникли и разные цивилизации, то есть разные понимания смысла мiроздания, которые исходили из одного первоначального знания от праотцев (о сотворении мiра и его конце) и потому имели некоторые общие черты, но постепенно искажали это знание под чуждыми влияниями. Сегодня все они считаются "равноправными" в своих истинах, и каждая настаивает на своей единственной истинности. Но Божия истина о мiре и человечестве может быть только одна, следовательно ‒ кто-то ближе к ней, кто-то дальше, а кто-то и вовсе под воздействием богопротивных сил избрал служение им, а не Богу.
Совершенно неприемлемо с этой точки зрения возражение, мол, каждый народ считает истиной свою концепцию мiроустройства и все они равноценны перед Богом, Который уготовал каждому народу свой особенный богоугодный путь в земной истории. Можно согласиться с тем, что Бог оставляет за каждым блуждающим в своей "самобытности" народом возможность, на осознании своих ошибок, познавать истинную цель жизни и истории и обращаться на должный путь. Но не все на это способны, ибо в мiре действует и противник Бога, стремящийся создать свою цивилизацию.
Таковой стала цивилизация бывшего "богоизбранного народа": лишь малая его часть выполнила свое всечеловеческое призвание, изложенное Богом Аврааму ‒ это все святые Ветхозаветной Церкви, пророки, Богородица, апостолы, первые христиане, преследовавшиеся за это их кровными собратьями. Богоизбранность Христом была передана христианам из всех народов, а иудеи как народ были лишены богоизбранности, потому что не признали Мессию-Христа, проповедавшего Царство Небесное как цель жизни, истолковали свое избранничество националистически, возжелали земного национального царства и ждут пришествие своего "иного" мессии-мошиаха, который даст этому народу господство над всеми другими, о чем их предупредил Христос: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43).
Соответственно талмудические мудрецы, соблазненные сатаной впасть в гордыню нацизма, исказили даже свои священные книги, утверждая, что «мiр создан б-гом для евреев», «только евреи ‒ люди, остальные подобны скоту». В христианскую эпоху эта цивилизация стала основным инструментом сатаны по разложению человечества и христианского мiра (посредством ересей и затем масонства как унии христианства с иудаизмом для построения единого мiрового порядка для мошиаха и его отца ‒ сатаны). Апостол Павел говорил об этом так: «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока на будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих, и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фес. 2, 7-8). Именно этот "беззаконник", "человек греха, сын погибели" отождествлен в святоотеческой традиции с мошиахом-антихристом. (Подробно всё это, на основании церковного учения и еврейской литературы, рассмотрено мною в книге "Русские и евреи в драме истории" [5].)
Таким образом, не все цивилизации для Бога равноценны в своих путях, должная цель у Бога для человечества может быть только одна для всех народов, становящихся преемниками избранничества.
3. Поэтому повторю основу предлагаемой методологии: истинных "историософских концепций России" тоже не может быть несколько ‒ истинна только одна, остальные могут быть лишь ее частностями, отклонениями, искажениями ‒ таково большинство в их перечне присланной мне "Концепции круглых столов". Так что лично мне видится утопической и не нужной обозначенная там цель как «возможность найти пути сближения [очень разных] позиций вплоть до достижения "консенсуса большинства" общества». Истина не выявляется голосами большинства ‒ большинство людей, не имея должных знаний, может и ошибаться. И уж если прибегать к понятию большинства в осознании истинной идеи России, мы должны начинать с того, что уже до нас было сформулировано в ее тысячелетнем бытии поколениями наших предков, ‒ они представляют собой несомненное большинство, и это, разумеется, ‒ православное понимание мiроздания, смысла истории и места России в этой истории.
При этом Православие для нас истинно не только из верности предкам, создавшим великую Россию (хотя уже ее размеры как геополитическое чудо на карте свидетельствуют о ее особой миссии), и не только потому, что Православие сейчас объявляют полезным из утилитарных соображений патриотизма, предотвращения преступности и т.п. Православное мiровоззрение истинно еще и потому, что оно дано людям Самим Богом в Его пришествии на землю и православное богословие убедительно разъясняет неистинность всех других религий и мiровоззрений.
Так вот: национальная идея России или Русская идея ‒ это ответное познание нашим народом Божия замысла о России, осознание ее исключительной миссии Третьего Рима ‒ как преемника вселенского Царства, являющего собой наибольшее земное воплощение Божия замысла о человечестве и этим удерживающего мiр от разгула сил зла (2 Фес. 2) ‒ будь то властной военной силой или сохранением верных критериев добра и зла в своей (и тем самым в человеческой) культуре и религии, неискаженно преемственной от основанной Христом-Мессией Его Церкви как врат спасения. Вот в чем сущность российской цивилизации и ее отличие от других.
Наибольшее и совершенно непримиримое наше цивилизационное отличие очевидно в полной противоположности нам мощной антихристианской цивилизации, изменившей своему ветхозаветному общечеловеческому призванию воплощения Мессии-Христа. Эта антихристианская цивилизация, благодаря своей давней финансовой специализации (абсолютизации земных ценностей как средства "служения б-гу"), реформировала западное христианство, сокрушила европейские монархии в т.н. "буржуазных революциях", в результате чего приобрела мiровое влияние и в начале ХХ века посредством Мiровой войны сокрушила своего главного противника ‒ удерживающий Третий Рим. Второй Мiровой войной она сокрушила и последнюю попытку сопротивления европейского консерватизма (фашизма-корпоративизма, который был основан на католическом социальном учении и был разным, поэтому его не следует отождествлять с гитлеризмом, как это совершенно ненаучно делается сегодня [6]), оккупировала Святую Землю ‒ духовный центр мiра, готовя там седалище антихриста в восстановленном Храме, и посредством своего мiрового жандарма США контролирует мiр экономически, информационно и идеологически (об этом есть примечательная хвалебная книга живущего в США русско-еврейского профессора Ю. Слезкина "The Jewish Century" [7]).
Между этими полюсами располагаются все другие цивилизации, для иллюстрации этого я составил "периодическую систему народов" в драме истории". Ее цель: «при всем пестром разнообразии тысяч больших и малых народностей земли, наверное, можно распределить их места как бы в своеобразной «периодической системе» народов в зависимости от степени выполнения ими Божия закона или же отхода от него на сторону сатаны. Ни одному народу невозможно уклониться того или иного места в этой единой для всех духовной системе, хотя это место может меняться в зависимости от поведения народа» (как, например, оно кардинально изменилось у евреев после отказа от Христа) [8]. Таков мой ответ на поставленный вопрос: «сколько основных цивилизаций было в мiровой истории и сколько существует сегодня?».
В этой схеме представлен и ответ на заданный вопрос: «к какой цивилизации относятся США?». Американское государство представляет собой уникальное образование: созданное из денационализированных осколков множества народов, на крови десятков миллионов уничтоженных местных жителей, отстроенное трудом привезенных из Африки миллионов рабов, украшенное масонской государственной символикой и поклоняющееся капиталистическому "золотому тельцу" под еврейским контролем... «То, что мы называем американизмом, есть в главных своих чертах не что иное, как кристаллизовавшийся еврейский дух» ‒ установил видный немецкий экономист и социолог (Зомбарт В. Евреи и хозяйственная жизнь. СПб., 1912. Гл. VI). То есть в лице США "тайна беззакония" создала свою собственную вселенскую империю ‒ прообраз всемирной империи антихриста ‒ на той самой материалистической идеологии, которой дьявол искушал Христа в пустыне [9]).
Отвечу и на столь существенный вопрос, как отличие российской цивилизации от европейской. Оно возникло не сразу. Обе они по происхождению родственно-языческие, затем христианские, причем Европа стала таковой раньше Руси. Однако европейская христианская цивилизация под воздействием упомянутой "тайны беззакония" стала апостасийной ‒ З. Бжезинский в своей книге "Великая шахматная доска" называет вассальную Европу плацдармом США в наступлении на «Евразию ‒ главный приз для Америки». Европа в своей истории продемонстрировала отход от Божия замысла о себе, тогда как российская христианская цивилизация до ХХ века оставалась удерживающей ‒ Третьим Римом. Эту точку зрения мне довелось изложить на международной конференции "Диалог цивилизаций" на о. Родос, после чего меня перестали приглашать в российские делегации на такие международные форумы [10].
4. С этой точки зрения сразу выскажу свое мнение и о важном труде Данилевского (чье имя носит уважаемый Институт-организатор круглых столов), ‒ о книге "Россия и Европа" (1869), в которой верно подчеркивается цивилизационная особенность России и славянства, однако, к сожалению, православная историософская система координат не применяется.
Свою книгу Данилевский написал в связи с актуальной в то время темой русско-турецкой войны 1853‒1856 гг., когда европейские христианские державы вступили вместе с мусульманской Турцией против православной России, отказав ей в праве защищать христиан от турецкого гнета. И это было не первое проявление враждебности Европы к России.
В связи с этим Данилевский развивает теорию культурно-исторических типов человечества, отличающихся друг от друга своим сложившимся природным психическим строем, народными характерами, подобно живым организмам ‒ но и только. В этом сказался его подход профессионального натуралиста, что определило и новизну книги (этому методу впоследствии следовали в Европе Шпенглер, Тойнби, Шубарт), и ее слабые стороны. Наиболее ценное содержание книги – развенчание наступавшего на Россию западничества как общественной болезни подражательства, поэтому для самосохранения славянским странам необходим всеславянский союз вместе с Россией. Поэтому книга Данилевского сохраняет и сегодня свое значение.
При всей важности книги Данилевского в преодолении западничества, главный ее недостаток: в ней отсутствует православно-историософский критерий применительно ко всему человечеству, что ограничивает ее значение Европой и прежде всего ХIХ веком. По учению Данилевского, общечеловеческой цивилизации и единого понимания "прогресса" нет и быть не может. Это отчасти верно применительно к тому, что Европа считает "прогрессом", навязывая его всем, но все же, как я уже попытался это изложить выше, у Бога единый идеал спасения всего человечества в «мiре, во зле лежащем», и культурно-исторические типы человечества лишь демонстрируют отклонения от этого духовного идеала, а не просто природные группы людей. Понять сущность вражды Европы к православной России можно только с историософской точки зрения: апостасийная христианская цивилизация противостоит удерживающей христианской, видя в ней и укор своему отступничеству, и геополитическое препятствие своей экспансии.
Этим натуралистически-изоляционистский уклон Данилевского отличается от противоположного уклона у первых славянофилов, которые видели в Европе "страну святых чудес" и надеялись восстановить христианское единство Запада и России, что было утопией с той же историософской точки зрения.
В связи с книгой Данилевского уместно ответить на вопрос о панславизме. Эта красивая теория возникла в русле национально-освободительной борьбы славянских народов, подвергавшихся германскому натиску. Недостаток ее заключался в превалировании кровно-языкового критерия над духовным, и потому она, конечно, была утопична. Почти все западно-славянские народы, не приобщившись к Православию или утратив его, к нашему времени стали по сути духовными задворками апостаийной Европы, имея с нею больше общего, чем с православными славянскими братьями. Это озападнение было главной причиной краха всех проектов панславизма. Об этом у меня есть более подробный доклад на конференции в Ягеллонском университете в Кракове [11].
5. Теорию Третьего Рима как удерживающей вселенской миссии России западники называют русской "националистической гордыней". Так можно говорить, только будучи духовно неграмотными. Это не гордыня, а трудное бремя возложенной Богом на наш народ ответственности за судьбу христианского мiра, и такое национальное самосознание далось нашему народу в трудной борьбе как со своими грехами и уклонениями от Божьего задания, что приводило наш народ к великим катастрофам, попускавшимся нам для вразумления от обратного, так и в борьбе с внешними врагами, которых сатана насылал против нас. За эту "гордыню" заплачено многими жертвами и кровью сонма наших Мучеников-Свидетелей истины (по-гречески "мученик" означает "свидетель").
Третий Рим сокрушился по грехам нашего ведущего слоя, когда земные соблазны Великой России и затем опять-таки злоупотребление свободой ослабили нас перед глобальным натиском всех объединенных сил зла, восторжествовавшего на руинах православной Российской государственности и искоренившего в большей части нашего народа национальную идею и даже истинно православное богословие. К сожалению, сегодня это печально сказывается и в российских гуманитарных науках, и в Русской Православной Церкви Московского патриархата.
Тем не менее, эта миссия удерживающего Третьего Рима для нашего народа неотменяема. Если наш народ от нее окончательно откажется ‒ Россия перестанет существовать, ибо любая другая Россия окажется не нужной Богу, а заменить ее в этой миссии уже некому. Могу допустить, что настоящую монархию как богоосвященную власть Помазанника нам не восстановить, потому что она как обязательное условие предполагает монархическое правосознание народа, чего сейчас нет. Но многие мыслители русской эмиграции (от Ильина до Франка) предполагали переходный востановительный период просвещенной национальной диктатуры как предварительной формы богоугодной власти. Она сейчас была бы очень желательна для остановки деградации страны и народа. (Такое понимание современных задач России я излагал во всех своих книгах, мне также неожиданно предложили выступить в 2007 г. на Круглом столе в рамках "Юбилейных XV Международных Рождественских образовательных чтений", желающие могут обратиться к этому тексту [12].) Только у нас, похоже, уже не осталось времени на это восстановление, и Олигархат РФ опущен в такую компрадорскую зависимость от Запада, что мiроправители этого не допустят...
6. Задача предложенных круглых столов: «обрести, наконец, свою самобытную национальную идеологию и сформировать стратегию национального развития», и для этого «Мы ставим задачу за несколько месяцев провести максимально полную ревизию всех имеющихся в обществе историософских концепций России» ‒ мне видится в том, чтобы с православной точки зрения выявить частичную правду, неточности и ошибочность всех других упоминаемых в документе «патриотических точек зрения», которые «представлены целой палитрой концепций». Вот только сомневаюсь, что все участники круглых столов являются компетентными ревизорами. В частности, среди них есть совпатриоты, которые по моему неопровержимо доказуемому определению ‒ всегда русофобы [13], ибо у них родина не Россия, а интернационалистический богоборческий СССР, в котором нашему народу был устроен Русский холокост, лукаво и аморально оправдываемый ныне "советскими успехами индустриализации" и т.п.
Совершенно правильно в "Концепции" изначально отвергаются «псевдонаучные теории, которые отрицают половину календарной истории России, утверждают, что никакой Руси не было, а первичным историческим явлением была Золотая Орда и т.п.» (это просто тщеславный выпендреж, прошу прощения за жаргонное словцо, но оно соответствует упомянутой "научности"). Также верно отвергаются «неоязыческие концепции, которые главной преградой на пути поступательного развития России считают принятие Христианства»; нынешний "новодел" язычества ‒ это утопическая попытка бегства в утробу истории от грядущего Апокалипсиса [14].
Конечно, очевидна узость и ложность «концепции "русского этнического национализма", в недрах которых возникла идея "Россия для русских"». «Что такое русский народ?» ‒ это те граждане нашей страны, независимо от кровного национального происхождения свои предков, которые имеют такое русское самосознание и чувство единой судьбы в выполнении Россией ее удерживающей миссии [15]. (Сделаю лишь оговорку, что современный лозунг "Россия для русских" является в РФ прежде всего протестом против дискриминации русского народа как государствообразующего и нивелирования его до уровня некоего "россиянского", и тем более этот лозунг не предполагает дискриминацию всех остальных народностей или отделение от них. [16])
Изложенной методологической констатацией единства Замысла Божия о человечестве я фактически уже ответил на многие вопросы, предлагаемые в программе для обсуждения (не буду далее о них специально говорить). Вкратце позволю себе отметить из этой "палитры" лишь еще некоторые такие уклонения от истины, от которой можно уклоняться в разные стороны, абсолютизируя частичные истины в качестве главных.
Что касается «представления о России как составной части "европейской" цивилизации» и «полной политической капитуляции перед Западом с последующим растворением России в ней как в материнской цивилизации» ‒ я уже отметил, что первое верно в отношении общего христианского происхождения, но именно такая капитуляция в умах ведущего слоя для России уже и обернулась революционной катастрофой. Однако несмотря на разделение на апостасийную христианскую цивилизацию (фактически превратившуюся на Западе в постхристианскую) и на христианскую удерживающую (до момента падения исторической России) ‒ некоторая общность (общественно-политическая, но, разумеется, не экуменистическая) все еще возможна и ощущается даже в наше время между русскими православными противниками глобализации и европейскими христианскими консерваторами-антиглобалистами.
К сожалению, этого нельзя сказать о современной политической и культурной "элите" РФ с западническим комплексом неполноценности, ‒ в значительной мере продукта атеизированной советской цивилизации, в глубине которой, однако, сохраняется архетипический потенциал православной культуры и возможность восстановления исторической российской цивилизации. Это подсознательно страшит и чутких американских ястребов (жидовствующих "неоконсерваторов"). Но такое возрождение России невозможно без смены нынешней власти и без очищения Церкви от советского конформистского и еретически-богословского наследия, проповедующего, что якобы всякая власть богоугодна и ей следует служить «не только из страха, но и по совести» (Декларация митр. Сергия 1927 г.), даже если это власть богоборческая, антихристианская ‒ в дальнейшем из этого логично следует и принятие власти самого антихриста [17].
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ:
М.В. Назаров. Истинная идея России может быть только одна: познание Замысла Божия о России и следование ему. Ч.2.
М.В. Назаров
25 марта 2021 г.
Сноски
[1] Тайна России. Историософия ХХ века. М., 1999. https://rusidea.org/430000
[2] Вождю Третьего Рима. М., 2005. ‒ https://rusidea.org/410000
[3] Можно ли восстановить монархию в России? // Кто наследник Российского Престола? М., 2004. ‒ https://rusidea.org/420401
[4] Сова Минервы вылетает в сумерки... Опыт философской автобиографии. ‒ https://rusidea.org/250954502
[5] Русские и евреи в драме истории. М.‒СПб. 2020. https://rusidea.org/250958628
[6] Фашизм – возвращение к "ветхому" Риму. ‒ https://rusidea.org/6036
[7] Slezkine Yuri.The Jewish Century. Princeton University Press, 2004. ‒ В русском переводе со смягченным названием: Слезкин Ю. Эра Меркурия. М., 2005.
[8] О "периодической системе народов" в драме истории. ‒ http://rusidea.org/?a=6035
[9] Евреи и Америка // Тайна России. ‒ https://rusidea.org/430137
[10] О значении России для судьбы всего мiра. Доклад на Мiровом форуме "Диалог цивилизаций" (Греция, остров Родос, 3 – 6 сентября 2003). ‒ https://rusidea.org/6009
[11] Славянство и Новый мiровой порядок. Доклад на конференции «Славяне – проблемы геокультуры» (Краков, Ягеллонский университет, 4.12.2015). ‒ https://rusidea.org/6040
[12] О восстановлении самосознания Третьего Рима. (Тезисы выступления на Круглом столе "Москва – Третий Рим: единство народа, духовной и светской власти на пути возрождения идеалов Святой Руси" в рамках "Юбилейных XV Международных Рождественских образовательных чтений", 1 февраля 2007 г.). ‒ https://rusidea.org/6037
[13] Совпатриот ‒ это всегда русофоб. ‒ https://rusidea.org/250942788
[14] О "слабости" и силе христианства. Неоязычество и еврейский вопрос. ‒ https://rusidea.org/430147
[15] Что значит быть русским. ‒ https://rusidea.org/17001
[16] "Россия для русских" – или Россия для нерусских?. ‒ https://rusidea.org/130137
[17] См.: Иеромонах Алексий (Айсин). Не всякая власть от Бога… ‒ https://rusidea.org/310004
|