Настал момент, когда нам необходимо определиться, откуда на северо-восточном побережье Адриатического моря появились славяне-венеты, результатом деятельности которых стало появление в IV – I веках до н.э. заметного в истории Древнего Рима и богатого славянского государства Норик? Был ли Ниорик непосредственно главным источником расселения славян в Европе, или же существовали другие регионы, откуда наши предки появились?
В 2010 году я купил на Соловецких островах (в туристической поездке) в сувенирной лавке интересную книгу – «Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом санкт-петербургской императорской и королевской шведской академий наук».
О происхождении славян Михаил Васильевич Ломоносов пишет следующее: «Древнейшее всех преселение славян, по известиям старинных писателей, почитать должно из Азии в Европу. Что оное двумя путями происходило, водою и по суху, из вышеписанного усмотреть не трудно. Ибо венеты от Трои с Антенором плыли Архипелагом, Посредиземным и Адриатическим морем. И весьма вероятно, что после оного по разным временам и случаям многочисленные их однородцы из Пафлагонии помянутым путем или по Черному морю и вверх по Дунаю к ним и в их соседство перешли жительствовать. Подтверждается сие, во-первых, тем, что венеты весьма широко распространились по северному и восточному берегу Адриатического залива и по землям, при Дунае лежащим; второе, что Пафлагония после того от времени до времени умалилась».
Из истории Ломоносова, который в своих трудах опирался на древних историков, следует, что славяне-венеты жили в начале в Пафлагонии (север современной Турции – побережье Черного моря) и были подданными государства Трои, а после Троянской войны вместе с Антенором по Средеземному морю переплыли в северо-восточную часть Адриатического залива (моря), где ими было основано новое поселение. Сейчас эта территория итальянской области Венеция.
Другая же часть венетов, переплыв Черное море, пошли вверх по Дунаю и обосновались там. Было это, как считал Ломоносов, в 1700 – 1200 годах до н.э.
Римский писатель Юстин, обрабатывая «Всемирную историю» Помпея Трога I века до н. э., написал: «Ведь тусские народы (populi), которые владеют побережьем Нижнего моря, пришли из Лидии, а венетов, которых мы видим сейчас живущими у берегов Верхнего моря, привел сюда их вождь Антенор, когда была взята и покорена Троя».
Римский историк Тит Ливий, живший в I веке до н.э. извещает нас: «Обстоятельства сложились так, что Антенор с немалым числом энетов, изгнанных мятежом из Пафлагонии и искавших нового места, да и вождя взамен погибшего под Троей царя Пилемена, прибыл в отдалённейший залив Адриатического моря и по изгнании евганеев, которые жили меж морем и Альпами, энеты с троянцами владели этой землей».
Греческий ученый Зенодот Эфесский, живший в IV – III веках до н. э., сообщает:
«…Эти венеты … потеряв своего вождя во время Троянской войны, они переправились в Европу (во Фракию), далее, после долгих скитаний, прибыли в Венетию Адриатическую».
Огромный вклад в изучение истории Адриатических и итальянских венетов внесли ученые-исследователи из Словении Йожко Шавли, Матей Бор и Иван Томажич, которые на основе археологических, исторических, топонимических и лингвистических исследований фактически доказали в книге "Венеты: наши древние предки", что иллирийские и итальянские венеты - это славяне. Тем самым они подтверди правильность истории М.В. Ломоносова.
Славянское происхождение гидронимов северной Италии неопровержимо свидетельствует о том, что славяноязычные племена (они еще не называли себя славянами) были там древнейшим населением со времен возвращения в Европу индоевропейских народов по окончании периода последнего оледенении.
Разумеется, самым весомым славянским топонимом северной Италии является «Венеция». Однако город Венеция на берегах Лагуны был основан сравнительно поздно - в V веке. В данном случае Венеция – это область расселения славян-венетов на северо-восточном побережье Адриатического моря.
Среди других возможных славянских топонимов северной Италии Аппенины – пень (вершина) и Падана (низменность). Но эти гипотезы нуждаются в подтверждении.
Если мы посмотрим на карту Европы, то для нас станет очевидным, что от итальянской Венеции достаточно близко как до Норика, так и до Этрурии. Вероятно, вся северная часть центральной Италии в I тысячелетии до н. э. была заселена венетами. Отсюда начался один из путей их расселение по Европе - от Норика до Дуная и Киевской Руси.
Теперь мы подошли к одной из главных загадок славянской истории. Это – государство Этрурия, хорошо известная своей высокой культурой, существовавшее в северо-западной и центральной части Аппенинского полуострова с VIII по III века до н. э.
Йожко Шавли, посвятивший много времени исследованию прародины славян в северной Италии, считает, что в итальянской Этрурии до 390 года до н.э. (завоевания кельтами) славянский фактор преобладал и господствовал, что отражено в погребальных культах и письменности - венетское руническое письмо. После завоевания северной Италии кельтами бывшая этрусская (венетская) знать была потеснена кельтами, но основная масса населения, крестьяне-землепашцы, оставались венетами и говорили на языке славян.
Дальнейшее укрепление Рима, произошедшее в IV - III веках до н.э., способствовало тому, что население северной Италии все больше латинизировалось, но этот процесс был очень длительный и окончательно закончился только в эпоху раннего средневековья.
Какое значение имела этрусская цивилизация для Древнего Рима, наверно, знают многие. Этруски, давшие имя области, сумели воспользоваться её физическими и географическими преимуществами и при своей способности к культурному развитию создали целую эпоху в ранней истории Италии.
Этруски жили в городах, объединённых в союзы; так, в римскую эпоху в собственно этрусский союз входили 12 городских общин: Тарквинии (на латыни «Tarquinii», по-этрусски «Tarch(u)na»), Вульчи, Ветулония (по-этрусски «Vatl»), Вольтерра (по-этрусски «Velathra»), Вольсинии (по-этрусски «Velsuna»), Арреций, Клузий (резиденция Порсенны), Цере (Агилла), Кортона, Перузий, Популония (по-этрусски «Pupluna»; вместо Популонии первоначально в союзе участвовали Вейи), Рузеллы. Остальные города находились в зависимости от этих двенадцати общин. Так, например, Фалерии зависели от Вейи, Капена — от Фалерий.
Господствующий в этрусских городах образ правления был первоначально царский, позднее аристократический, с временными олигархами — лукумонами (по-этрусски «lauchme»— по латински «princeps»).
В VIII и VII веках до н.э. политическое могущество этрусков распространялось на Лациум и Кампанию. Рим не раз переходил во власть лукумонов.
Исторические отголоски этих событий можно видеть в сказаниях о правлении в Риме рода Тарквиниев, о Целесе Вибенне и Мастарне. То же подтверждается и топографическими данными: существованием этрусского некрополя на Эсквилине и Тусского квартала (vicas Tuscus) в Риме и других городах Лациума.
С падением города Тарквинии в конце VI века до н.э. этрусское владычество в Лациуме прекратилось, а через столетие политически окрепший Рим нанёс им удар взятием Вей (города столь же сильного, как и Рим) и, несколько позднее, Вольсинии.
Богатые археологические сокровища, добытые при раскопках этрусских некрополей и городов, дают нам яркую и достаточно полную картину этрусской культуры, которая получает ещё более определённые контуры при сопоставлении её с литературными свидетельствами древности. Нельзя сказать, чтобы во всём эта культура была оригинальна и самостоятельна: факты языка, письменности, религии и искусства свидетельствуют о том, что этруски заимствовали многое у греков и италийцев. В то же время неоспоримо, что они передали сами весьма многое италийцам и, в частности, Риму, который состоял с ними в наиболее тесной связи.
Этруски заимствовали у греков их алфавит, художественные формы и приёмы в области живописи, керамики и отчасти храмовой архитектуры, их богов Лето (Летун), Аполлона (Аплу), Аида (Аита) и др., а у италийцев (соответственно, римлян) их богов Нептуна (Нетунс), Минерву (Менрва), Сильвана (Сельванс), Марса (Мас, Марис), Луну (Лушнеи), Юнону (Уни), Януса (Ани), Вулкана (Вельханс) и других. Этруски передали италийцам греческий алфавит, а римлянам — весьма многое в области религиозной, общественной, военной и частной жизни.
К наиболее характерным сторонам этрусской национальной культуры относится их зодчество, перенесённое из Малой Азии на новую родину. Как показывают развалины древних поселений Этрурии, этруски имели обычай обносить свои города, которые обыкновенно строились на крутых возвышенностях, стенами из полигональных туфовых глыб и параллелепипедов с косыми углами. Лишь позднее практиковалась кладка переменными рядами, из прямоугольных камней.
Такими (так называемыми пеласгическими) стенами были окружены города Цере (с гаванью Пиргами), Тарквинии, Клузий, Ветулония, Вольсинии, Вульчи, Сатурния, Рузеллы, Вольтерра, Популония и др. Вместе с тем был перенесён из Малой Азии и свод, который применялся этрусками при сооружении ворот и каналов.
Что же указывает на славянское происхождение этрусков?
1) Сами этруски называли себя русинами или расенами.
2) Язык Рима имел структуру этрусского языка. Сравнение грамматик всех европейских языков с грамматикой латинского языка обнаруживает, что наиболее близкими к латинскому являются славянские языки.
3) Этрусские женщины носили кокошник, похожий на русский.
4) Этруски носили длинные бороды.
5) Этруски любили париться в банях.
В настоящее время найдено более 1200 артефактов с этрусскими надписями. Долгое время считалось, что их невозможно перевести, пока за перевод не взялись славянские ученые.
Первым расшифровал этрусские письмена, выполненные греческими буквами, русский археолог и историк-славист Александр Дмитриевич Чертков в первой половине XIX в.
Огромный вклад в перевод этрусских надписей внес польский археолог и коллекционер Тадеуш Воланский. Он доказал, что этрусские надписи – это надписи на славянском языке. Воланский удачно расшифровал многие этрусские тексты. За попытку противостоять официальной линии Ватикана о недопустимости славянского присутствия в древнем мире, он был приговорен католической инквизицией к сожжению в 1847 году. Его спас от смерти русский император Николай I.
В первой половине XIX века итальянский ученый Себастьян Чьямпи подтвердил принадлежность этрусских надписей к славянским языкам.
По словам Йожко Шавли, «А. Берлот, историк из Словении, в 1966 году смог расшифровать немало этрусских и ретийских надписей… начертанных венетскими… письменами… на основе материалов современных славянских языков…, словенского, которые сохранил праславянские корни лучше, чем какой–либо другой…, при этом в текстах, кроме всего прочего, было обнаружено двойственное число. При расшифровке этрусской надписи из местечка Пирги (относимой к 500 году до н.э.) появляется, возможно, впервые славянское наименование в форме Cluveni, которое может указывать на то, что сами венеты называли себя именем словены».
Сенсацией последних лет стала фотография карты Европы в программе Алексея Пиманова «Человек и закон», сделанная в музее Ватикана. На этой карте (на латинском языке) показаны две Этрурии. Одна находилась на северо-западе Аппенинского полуострова, где ей и положено быть. А вторая обозначена далеко на севере, за Дунаем, на землях Киевской Руси.
Часть этрусков была поглощена Римом и постепенно латинизирована. Другие же, как сообщают итальянцы, ушли на северо-восток.
Вот я и рассказал вам о своих исследованиях истории первых славянских государств от Карантани до Трои. Среди них два древнейших государства Этрурия и Норик – ровесники Греции и Рима. И, вероятно, самая древняя область обитания славян в Европе – Венеция.
Но главные потоки миграции славян, как указывают многие древние авторы, шли из Малой Азии, из Трои. Там находится древнейшая славянская область - Пафлагония.
Как видим, история нашего славянского (русского народа) очень древняя и уникальная. Я, при помощи некоторых научных данных, описал вам лишь часть ее. А навел меня на это исследование замечательный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Давайте же отдадим ему дань уважения.
Дмитрий Кшукин
Русская Стратегия
Список источников и литературы:
1. Бор М., Томажич И. «Венеты и этруски. У истоков европейской цивилизации». Избранные труды, ч. СПб.: изд. «Алетейя», 2008 г.
2. Воланский Т. Письма о славянских древностях. Гнездо. Типография Эрнеста Гюнтера. 1846.
3. Ломоносов М.В. Древняя Российская История от начала Российского народа до кончины Великого Князя Ярослава Первого или до 1054 года.
4. Нестор Летописец. Повесть временных лет.
5. Седов В.В., Славяне: Историко-археологическое исследование. М. 2002.
6. Хроники Фредегара. Санкт-Петербург, Москва. 2015 г.
7. Чертков А.Д. Очерк древнейшей истории прото-словен. Гл. 2. М. 1851.
8. Чертков А.Д. О языке пелазгов, населивших Италию, и сравнение его с древле-словенским. М. 1855.
9. Шавли Й. Венеты: наши давние предки. М. 2002.
Иллюстрации:
12. Государство Этрурия на карте Аппенинского полуострова;
13 – 16. Артефакты этрусков в музеях Италии и Ватикана;
17. Перевод этрусских надписей;
18. Ломоносов Михаил Васильевич (1711 – 1765), русский ученый;
19. Чертков Александр Дмитриевич (1789 – 1858), русский ученый;
20. Валанский Тадеуш (1785 – 1865), польский ученый;
21. Чьямпи Себастьяно (1769 – 1847), итальянский ученый.
Дмитрий Кшукин, родился 25 марта 1975 г. в городе Ярославле. В 1998 г. закончил Ярославский Государственный Технический университет по специальности "Архитектура", а в 2002 г. аспирантуру исторического факультета Ярославского Государственного университета им. П. Г. Демидова по специальности «Отечественная история».
Начал заниматься историческими исследованиями еще в студенческие годы, собрав материалы в Государственном архиве Ярославской области по родине своих предков – селу Диево-Городищу Некрасовского района Ярославской области. В 2008 г. при поддержке областного общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) выпустил книгу "Диево-Городище. Страницы истории", а в 2013 г. Диево-Городищенский литературно-краеведческий альманах "Диво на Волге", где опубликовал научные изыскания разных авторов по истории старинных населенных мест Ярославского Заволжья.
Дмитрий Кшукин – автор романа-трилогии «Волжский ветер» о событиях Гражданской войны на севере России.
Работает главным архитектором проекта в ООО НПО "Стройреставрация", занимается реставрацией объектов культурного наследия. Член Президиума Ярославского областного отделения ВООПИиК, член РОО «Союз писателей Крыма».
История возникновения первых славянских государств на территории Европы – одна из тем исследований Дмитрия Кшукина в последние годы. В этом вопросе, как известно, нет ясности и сейчас. Существуют разные версии происхождения и миграции славян.
Дмитрий Кшукин в своей статье «От Карантании до Трои» попытался на основе опубликованной научно-исторической литературы провести параллель от признанных официальной исторической наукой первых славянских княжеств Само и Карантании, сформировавшихся в VII веке, до ранних протославянских государств Норика и Этрурии, которые существовали в I тысячелетии до н.э. и являлись ровесниками древней Греции и Рима. Доказывая преобладание славянского фактора в ранних протославянских государствах Европы, он использует новейшие труды ученых из Словении, которые еще мало известны российским исследователям.
Автор статьи также доказывает правильность трудов по истории России, написанных известным русским ученым М.В. Ломоносовым, который одним из первых указал на южный путь миграции славян-венетов из Троянской области Пафлагонии морским и сухопутным путем на северо-восточное побережье Адриатического моря. Это область Венеция в современной Италии. |