Окружающий мир всегда изменялся и продолжает изменяться. Со временем всё сущее переходит из одной формы материи в другую. Всё материальное неизбежно ветшает и разрушается в той или иной мере. Одни вещи и предметы стареют раньше, а другие позже. Ничто не вечно под луной. Даже далёкие мерцающие звёзды во всей необъятной Вселенной рождаются, живут своей, сравнительно долгой и необычной для нас жизнью, но всё же умирают.
Не пощадило время и древнейших цивилизаций, оставивших человечеству немало великих тайн и загадок. По одной из многих гипотез, к их гибели причастен всё же человек, а не земные, разрушительные, природные стихии с многочисленными жертвами.
Великое множество разных видов всего живого, рождается, стареет и рано или поздно умирает. И человек не составляет исключения: со временем даже самое красивое лицо избороздят морщины, поседеют и поредеют волосы, потускнеет взор. Время никого не щадит – ни друзей, ни врагов.
Однако душа человека всё же бессмертна, а жизнь духовная бесконечна и не зависит от плоти, как следует из библейского сказания. И доброе, отзывчивое сердце всегда сияет ярким светом, не угасая и освещая благородный путь многим нынешним и грядущим поколениям.
И на этом светлом пути у всякого благоразумного человека, целеустремлённого в будущее, по воле Божией появляются величайшие мысли, которые неподвластны времени и доходят до нас «через хребты веков и через головы поэтов и правительств». Они, зарождаясь в древние времена, не теряя своей актуальности и практической значимости, всегда обогащали и обогащают разум человеческий.
Мы стремимся заглянуть в будущее, вырастая из прошлого. Нас не перестаёт восхищать древность, но живём мы всё же современностью. Что же происходит в наше быстротекущее время в современном мире?
Вездесущая земная цивилизация дала многое человечеству, о чём не могли даже мечтать люди давно и недавно ушедших поколений. Теперь за считанные часы, а не годы и месяцы, как прежде, мы пересекаем бескрайние континенты и самые большие океаны. Строим уникальные промышленные гиганты с почти полным автоматическим управлением, при котором сводится к минимуму тяжёлый физический труд человека. С применением новейших строительных технологий возводим громаднейшие здания-небоскрёбы, по сравнению с которыми даже Вавилонская башня кажется крошечной игрушкой. С помощью компьютера и интернета мы можем почти мгновенно связаться с любой точкой нашей планеты. И многое тайное в этом мире становится явным и доступным каждому человеку. Всё глубже и глубже мы проникаем в микромир. Всё больше и больше познаём необъятную Вселенную и восторгаемся её величием…
Вместе с тем, как показывают систематические наблюдения учёных многих стран, за последние десятилетия участились природные стихии: ураганы, смерчи, наводнения, землетрясения и засухи – и с каждым годом приносят всё больший материальный ущерб и всё больше человеческих жертв. Они случаются иногда в тех местах, где о них давно забыли и не могут вспомнить старожилы и даже долгожители, отметившие столетний юбилей. Об этих участившихся стихийных бедствиях регулярно сообщают разные средства массовой информации с подробным описанием и демонстрацией их тяжёлых последствий.
Наблюдаются и другие, не такие уж опасные и разрушительные, и менее заметные природные явления в своих проявлениях, которые объясняются потеплением климата, называемым глобальным. Так, канадцы отмечают, что уже не первый год северные реки освобождаются от ледяного панциря в среднем на две-три недели раньше, чем полвека назад. В Гренландии в последние годы резко ускорилось движение ледников, сползающих к морю. Арктические льды отступают летом значительно дальше, чем прежде. Стремительно тает и ледник Килиманджаро – за прошедшее столетие, начиная с 1912 года, он сократился более чем на 85 процентов. На Антарктическом полуострове, вытянутом в сторону Южной Америки, быстрее обычного тает ледяной покров. Заметно замедляется течение Гольфстрима, сильно влияющее на климат Европы. В последние десятилетия не перестаёт удивлять погода на российской земле и особенно затяжные осени без ощутимого похолодания, необычно тёплые зимы и сокращение зимнего периода с более поздним выпадением снега. Все эти необычные природные явления и заметное изменение погодных условий прямо или косвенно свидетельствуют о глобальном потеплении климата.
Изменить погоду и тем более предотвратить природную стихию или укротить её человечество не в силах, несмотря на его огромный интеллектуальный и технологический потенциал. В то же время возникает целый ряд взаимосвязанных вопросов, волнующих людей. Чем же обусловливается наблюдаемое изменение климата? Почему природные стихии участились? Причастен ли к ним человек? Что необходимо сделать, чтобы уменьшить вероятность их возникновения? Являются ли они следствием нашествия цивилизации либо представляют собой своеобразное проявление природных процессов, не зависящих от деятельности человека, называемой антропогенным фактором, и повторяющихся с той или иной периодичностью?
Эти и подобные вопросы в разных формах возникали во все времена и особенно часто в последние годы. Ответы на них тоже разные и не совсем однозначные по своей сути.
Один из оптимистических ответов сводится к краткому утверждению – так было всегда, и нет ничего удивительного в происходящих природных явлениях и процессах. Оптимисты, овеянные романтикой, могут с восторгом произнести: всё идёт к лучшему в этом лучшем из миров. Так вполне определённо отвечают многие люди: и те, кого не коснулась та или иная природная стихия, и особенно те, кто связан с добычей природного сырья и боится потерять своё прибыльное дело и оказаться безработным.
Вполне оптимистический ответ вполне устраивает и тех, кто чудесным образом обрёл власть и завладел несметным богатством, опасаясь лишиться их. К такому ответу склонны и некоторые исследователи, обладающие отнюдь не глубокими, а поверхностными знаниями природных явлений. Подобный ответ можно услышать и от журналистов, мало что смыслящих в законах природы, но которым заплатили власть либо деньги имущие, но не за правдивое освещение тех или иных явлений и событий, а за их «объективное» толкование с запрашиваемой ориентацией влево, вправо либо никуда.
Совершенно противоположный, пессимистический ответ можно услышать от несчастных людей, выживших, но пострадавших от ураганов, наводнений, либо от других природных стихий, в результате оказавшись без крова и потерявших родных и близких. Это совсем неутешительный, тревожный ответ: они говорят о неизбежном конце света или о глобальном потеплении, и о том, что человечество находится на грани неотвратимой катастрофы, которая в ближайшем будущем сметёт с лица земли всё живое, в том числе и человека, главного виновника всеобщей беды.
Менее распространён и такой вполне разумный и логически обоснованный ответ: человечество обладает громадным интеллектуальным и технологическим потенциалом, и люди своими поступками и действиями способны замедлить наступление надвигающейся глобальной катастрофы, и, хотя бы локализовав её, спасти жизнь на Земле.
Какой же из названных ответов ближе к истине и отражает реальные природные явления, процессы и их последствия? Этот конкретный вопрос вместе с разными ответами на него обсуждался всегда и наиболее активно в последние десятилетия. Многие люди, вне зависимости от того, где они живут, по разным причинам не владеют в полной мере профессиональными знаниями, чтобы самостоятельно оценить природные явления. Их, конечно же, интересуют объективные ответы, а не мнения авторов многих публикаций, красиво представленных, но подготовленных очень часто под заказ и проливающих свой субъективный свет, который, как в кривом зеркале отражаясь, искажает сущность невымышленной проблемы и приводит читателя к заблуждению, удаляя его от истины.
Вне всяких сомнений, наиболее правильные ответы, объективные по содержанию, способны дать учёные, профессионально владеющие методикой экспериментальных исследований и вооружённые современной высокоточной техникой наблюдений. Правомерность такого утверждения очевидна, и с ним трудно не согласиться. Однако согласие даже полное – это ещё не действия. К действиям, причём активным, приступили впервые члены Римского клуба – международной организации, объединяющей представителей многих стран: государственных деятелей, известных учёных и бизнесменов. В этом клубе была сформулирована и поставлена непростая, но весьма важная и актуальная научная задача, заключающаяся в исследовании причин и долговременных последствий роста численности населения, промышленного капитала, производства продуктов питания, потребления природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.
Для решения этой сложной, практически значимой задачи была организована рабочая группа, включавшая известных учёных и специалистов в разных отраслях науки из многих стран. Результаты их двухгодичных исследований нашли отражение в книге «Пределы роста», вышедшей в 1972 году. В этой книге сформулированы основные выводы, которые сводятся к обоснованным и обстоятельным рекомендациям переходить к обществу материально эффективному, социально справедливому и экологически безопасному.
Проходили годы и десятилетия. Проводились дальнейшие всесторонние и систематические исследования, которые не только подтвердили сделанные учёными выводы, но и привели к практически значимым заключениям:
–несмотря на внедрение новых наукоёмких технологий, позволяющих снизить потребление природного сырья и энергетических ресурсов, несмотря на расширение и накопление знаний природных явлений, несмотря на более строгую природоохранную политику в некоторых странах, потоки основных природных ресурсов и загрязнение окружающей среды уже вышли за пределы устойчивого состояния биосферы;
– в биосфере, включающей всё живое вместе со средой обитания, уже нарушено естественное равновесие, которое в течение длительного времени обеспечивал восстановительный природный процесс – круговорот веществ.
На основании всестороннего анализа результатов многочисленных наблюдений и исследований учёных многих стран с применением компьютерного моделирования сделаны обобщающие, исключительно важные выводы:
– темпы потребления человечеством многих главных видов природных ресурсов и темпы роста многих видов загрязнений окружающей среды уже превышают допустимые пределы;
– без существенного уменьшения материальных и энергетических потоков в ближайшие десятилетия неизбежно произойдёт трудно контролируемое и необратимое сокращение производства продуктов питания, промышленных товаров и энергоресурсов.
Глобальное нашествие человечества на биосферу будет продолжаться до тех пор, пока ценнейшие и полезные знания о её состоянии не будут востребованы всеми людьми, оставаясь достоянием лишь небольшой группы учёных, исследующих природные явления и анализирующих результаты систематических наблюдений. Бесконтрольное и необратимое вторжение в биосферу прекратится лишь в том случае, если будут широко востребованы важнейшие знания о пределах роста промышленности и экономики только за счёт увеличении потребления природных ресурсов, вследствие которого стремительно возрастает загрязнение окружающей среды и становится губительным для всего живого. Такие полезные и практически значимые знания крайне необходимы школьнику и студенту, их родителям, учителям и преподавателям, правителям и чиновникам, философам и журналистам, и многим другим людям, вне зависимости от того, чем они занимаются и в какой стране живут.
Человек без ценных знаний подобен птице без крыльев. Но знания пропадают без дела, а человек без знаний. Знания нужны каждому человеку, чтобы доверять именно себе, а не верить людской молве.
Невежество – это не врожденный порок, его вполне можно излечить. Исцеление обеспечивает хорошо отлаженная система современного образования, которое, не подавляя свободной воли обучаемого, сеет драгоценные зёрна, дающие богатый урожай. Каждый человек по своей природе жаждет таких знаний, бесценные крупицы которых подобно, сверкающему бриллианту, во всей красе преломляющему солнечный свет, отражают реальность бытия без всяких вымышленных прикрас и обогащают разум свободного человека познанием красоты и величия природы.
Хорошее образование немыслимо без достойного воспитания. Знания всякого воспитанного человека всегда идут на пользу. Истинное воспитание начинается в раннем детстве и ведёт к хорошим поступкам и действиям. Воспитание с любовью – залог всех благородных дел, возвышающих человека. Невоспитанные дети – это позор не только для родителей, но и для всех ближних и всего общества. Они легко впадают в заблуждения и отдают драгоценное время не учёбе, а порочным развлечениям, среди которых особенно вредно цифровое одурманивание, пагубно влияющее на развитие умственных способностей. Учёба бесполезна невоспитанному ученику. Знания без воспитания могут быть и опасными…
На современном этапе развития цивилизации исключительно важны фундаментальные знания о природе и её потенциальных и предельных возможностях. Каждому человеку крайне необходимо знать, что все основные составляющие глобальной планетарной системы: численность населения, производство промышленных и продовольственных товаров, потребление природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, – находятся в состоянии непрерывного роста, подчиняющегося экспоненциальному закону. Для такого быстрого роста характерно удвоение, повторное удвоение и новое удвоение, и он стремительно приближает всё человечество к физическим пределам нашей планеты, при которых прекращается дальнейшее воспроизводство всего живого, заложенное самой природой по воле Божией.
Дальнейшее быстрое истощение основных невозобновляемых природных ресурсов неизбежно приведёт к резкому повышению стоимости всей производимой продукции. Внедрение новейших технологий, основанных на последних естественно-научных достижениях, позволяет при меньшем потреблении природных и энергетических ресурсов производить больше качественной продукции. Однако при нынешних темпах роста численности населения земного шара и мировой экономики даже с учётом самых перспективных технологий полностью решить проблему выживания человечества вряд ли удастся.
В последнее время достигнуты определенные успехи во внедрении производственных и технологических процессов с использованием возобновляемых природных ресурсов. Но пока их доля в общем объёме потребляемого сырья сравнительно мала. Относительно большую долю природных ресурсов потребляет электроэнергетика. Перевести её, как можно скорее, в ближайшем будущем на возобновляемые ресурсы – задача стратегически важная и вполне реальная. Существенное увеличение производимой энергии атомными электростанциями не решает кардинально проблем энергосбережения и сохранения окружающей среды: производится не только энергия не самая дешёвая, но и чрезвычайно большое количество радиоактивных отходов, период полураспада которых составляет десятки, сотни и более лет, что неизбежно оставляет опасное радиационное наследство потомкам.
Попытка производить энергию за счет термоядерного синтеза пока не увенчалась успехом, хотя широкомасштабные исследования и дорогостоящие разработки в этой области проводятся более полстолетия и потрачены колоссальные финансовые и материальные ресурсы, да и лучшие научные и инженерные кадры отвлечены от более важных и практически значимых дел.
На первый взгляд может показаться, что выхода из сложившейся ситуации нет. Однако, как показывают результаты всесторонний исследований известных учёных многих стран, выход всё же есть: можно жить в два раза лучше, если тратить в два раза меньше.
Достижение устойчивого состояния общества пока ещё возможно, но при условии, что каждый живущий на Земле будет знать и о предельных возможностях биосферы, и о том, что поступательное развитие человечества обеспечит не экспоненциальный рост экономики, а переход от общества потребления к обществу с духовно-нравственными приоритетами, когда проявляется забота о ближнем своём. В решении этой актуальной и сложнейшей задачи определяющую роль должно сыграть образование, которое позволяет каждому человеку представить реальную картину последствий стремительного и неограниченного роста потребления природных ресурсов и повсеместного загрязнения окружающей среды.
Превосходное образование начинается с воспитания ещё в раннем детстве, когда в родительском доме у любимого ребёнка зарождается божественное чувство любви ко всему прекрасному и возвышенному, дарованному Богом и природой. Затем оно продолжается в школе, где обучение тесно связано и сочетается с воспитанием.
Без достойного воспитания нет настоящего и хорошего образования. Духовно-нравственное воспитание подготавливает благодатную почву для постижения знаний о природе и человеке и, спасая его от заблуждений, пробуждает в нём внутреннюю свободу от беспомощности и одиночества, а полноценное образование – это залог дальнейшего развития любого общества и человечества в целом.
Библиографические ссылки
Карпенков С.Х. К истории одного преступления // Уничтоженные как класс. М.: ООО «Традиция», 2020. С. 3 – 65.
Карпенков С.Х. Русский богатырь на троне. М.: ООО «Традиция», 2019. – 144 с.
Карпенков С.Х. Стратегия спасения. Из бездны большевизма к великой
России. М.: ООО «Традиция», 2018. – 416 с.
Карпенков С.Х. Незабытое прошлое. М.: Директ-Медиа, 2015. – 483 с.
Карпенков С.Х. Воробьёвы кручи. М.: Директ-Медиа, 2015. – 443 с.
Карпенков С.Х. Экология: учебник в 2-х кн. Кн. 1 – 431 с. Кн. 2 – 521 с. М.: Директ-Медиа, 2017.
Степан Харланович Карпенков
Русская Стратегия |