Так часто бывает, когда кто-то не знает предмета хорошо, но краем уха услышал, наискосок увидел и по этим косым взглядам и словам судит о предмете. Так и со статьёй г. Давлетшина. Он просто не читал работ и писем Ильина 1930-1940-х гг., а они опубликованы в собрании сочинений в 31 томах, в том числе указанная статья «О национал-социализме». Автор не удосужился узнать: а почему Ильин перестал обсуждать тему далее после мая 1933г.? Возможно и статью не читал, а краем уха слышал отзывы. Да, там идёт сравнение действий гитлеровцев с тем террором, что устроили большевики сразу же с Октября 1917 г. Да, за 2-3 первых месяца нацисты ещё не развернули репрессий, лишь ограничили деятельность революционеров и уголовников. В контексте контрреволюционных мероприятий была несколько ограничена и политическая деятельность иудеев. Хотя среди высшего состава руководства Рейха были люди с еврейскими корнями, в т.ч. генералы Вермахта, да и у самого Гитлера были еврейские корни (о чём можно почитать на Израильских сайтах).
Но по поводу поддержки Ильиным нацистов — абсолютная ложь. Ильин немало писал в европейские газеты и журналы, в основном для русской эмиграции. И майскую статью 1933 г. «О национал-социализме» русский философ пишет как журналист для русской эмигрантской публики, описывает для неё некоторые моменты первых преобразований Гитлера. Что же он замолкает дальше, ведь до октября 1933 г., когда его вызвали с лестным предложением в ведомство Геббельса, проходит около 4 месяцев? Почему не пытается закрепить свои позиции у властителей Рейха, объявивших борьбу с коммунизмом?
Итак, видя в русском философе Ильине (к тому же немце по матери) яркого разоблачителя коммунистической идеологии и большевистской диктатуры, ему предлагают возглавить Русский Научный Институт, который финансируется германским бюджетом: здесь профессор должен организовать преподавание по нацистской программе и пропагандировать антисемитизм. Также ему было предложено встать во главе всей русской диаспоры в Европе, чтобы объединить её вокруг идей национал-социализма, гитлеризма. Ильин категорически отказался от головокружительной карьеры и огромного бюджетного финансирования своей деятельности, откровенно заявив о своём несогласии с идеологией германского национал-социализма. Каков результат? Постановка на учёт в гестапо, вызовы на беседы. В это же время живущие в Германии русские черносотенцы начинают мстить Ильину за его «безыдейность», отказ обличать «еврейскую сущность» Октябрьской революции. В документах гестапо сохранились их доносы о «жидолюбе» и «масоне», даже «чекистском агенте» Ильине (см. работы Цыганкова). В августе 1934 г. профессор Ильин пишет своему другу Шмелёву: «В начале июля я был уволен вместе со всеми другими соотечественниками с того места, которое занимал 12 лет – уволен за русскость. Это большой удар во всех отношениях, и я его весьма ответственно, тягостно и с волевыми выводами переживаю».
Итак, с осени 1933 г. слежка за Ильиным и цензура его деятельности — в полном разгаре (в том числе приводы в гестапо). Оказавшись не некоторое время за пределами Рейха, он без опасности для себя смог написать о своём отношению к нацистам Шмелёву 2 окт. 1934 г.: «Туземцы той страны, где я постоянно живу, поступили так со мною. За то, что я а) нисколько не сочувствую ни разговорам, ни планам об отделении Украины; b) категорически отказался насаждать антисемитизм в русской эмиграции; с) абсолютно никакого сочувствия не обнаружил и не обнаружу к насаждению их партии среди русских эмигрантов; они: а) лишили меня права на работу и заработок в их стране; в) уволили меня из Русского Научного Института (нами созданного) с лишением жалованья; с) запретили мне политическую деятельность в их стране под угрозой концлагеря; d) распустили обо мне систему слухов, политически у них порочащих (масон, франкофил, жидолюб, порабощён жидами и т.д.); е) выпустили по-русски клеветническую брошюру, которая рассылается и по другим странам, где между прочим утверждается, что я “не выслан, а прислан большевиками”...
Я не ихний. Я русский. И ныне мне там совершенно не место. Я сделал всё, чтобы не упустить для России ни одной возможности; но теперь мне там делать нечего. Русская национальная карта там бита; из эмигрантов преуспевают — политически одни прохвосты. И если мне будет некуда уехать, то передо мною нищета, что при моём здоровии означает медленное умирание.
Поймите, мой дорогой! Мне надеяться решительно не на кого кроме Бога... В таком положении — непартийного созерцателя, который вследствие своей непартийной предметности и непоклонности зажат насмерть между двумя партиями — я не в первый раз в жизни».
Итак, господа, в октябре 1934 г. Ильин писал Шмелёву, что в Гитлеровской Германии «Русская национальная карта бита», русскому патриоту с Гитлером нельзя иметь никаких дел, он — враг национальной России. А осознал это ещё летом 1933 г., почему и не продолжил заявленный цикл статей «О национал-социализме». Тем не менее, мы знаем, что Шмелёв не послушал Ильина и, как Мережковский, Краснов, Марков и др. «черносотенцы», в июне 1941 г. публично поддержал вторжение Гитлера в СССР. Ильин в это время уже успел выехать в Швейцарию (благодаря финансовой помощи С.В.Рахманинова, оплатившего швейцарцам залог за русского мыслителя) и в годы войны под псевдонимами (открыто запрещено подписываться как эмигранту) под боком у воюющей с Советской Россией Германии пишет замечательные статьи о русском народе, русской истории и культуре. Он один из немногих в русском зарубежье был абсолютно уверен, что «карта Гитлера бита» и он не сможет победить Россию, пусть даже и Советскую. В статьях и письмах Ильин всегда указывал единомышленникам, всем русским эмигрантам: нельзя освободить Родину чужими руками, надо самим готовить это освобождение. И готовил его: почитайте его объёмный сборник статей — бюллетений «Наши задачи» с анализом русской истории, её болезней и преимуществ, причин революции, но главное — программные работы о будущем возрождении России.
Кто же реально поддерживал Гитлера, с которым Ильин отказался сотрудничать уже к осени 1933 г.? Польский лидер Пилсудский сотрудничал с Гитлером с первых дней его прихода к власти в Германии и, если бы не смерть польского политика-националиста, возможно поляки так бы и остались ближайшими соратниками Рейха. В 1938 г. происходит сговор Польши с Гитлером по разделу Чехословакии (ксати, Чехословакия была абсолютно прорусской, там находилось много русских беженцев после гражданской войны в России). В 1936 г. в Германии прошли Олимпийские игры, и весь мир рукоплескал Гитлеру. А успехи в экономике и социальных преобразованиях были невероятными на фоне всеобщего кризиса. Тогда же У. Черчилль называет Гитлера самым благородным человеком Европы.
В 1939 г., через 2 месяца после начала войны Гитлера с Польшей и вступления советских войск в восточные регионы Польши, председатель Совета Народных Комиссаров СССР В.М. Молотов выступает на сессии Верховного Совета СССР со словами обличения империалистов Англии и Франции, за их «преступную» войну против Гитлера. Читайте советские газеты тех лет, они в библиотеках в открытом доступе. Здесь вы найдёте и отчёты с фотографиями о советско-германских совместных парадах в октябре 1939 г., и о дружественном визите председателя Совета Народных Комиссаров СССР Молотова в Берлин в 1940 г.
Народная мудрость гласит: не зная броду, не лезь в воду. Учите историю, дорогие сограждане, и с фактами в руках рассуждайте о ней, а не становитесь невольными русофобами, разрушающими фундамент русской творческой мысли, идейные основы возрождения России. А Иван Александрович Ильин — самый основательный разработчик всех сторон духовного, культурного, государственного возрождения России, русской цивилизации.
P.S: Цикл передач протоиерея Димитрия Смирнова «Диалог под часами». Беседа с историком А.М. Шариповым о философе Иване Ильине, 2012. См. здесь и здесь.
Шарипов Александр Михайлович, кандидат исторических наук, член Союза писателей России, Москва
источник |