«Мы, Славяне, сможем довести эти исследования до конца, только в том случае, если дети и внуки наши захотят пойти по нашим следам!»
Тадеуш Воланский
На живописных просторах Средней и Верхней Италии, среди зеленых лугов и горных лесов, под высоким голубым небом раскинулась эта чудесная страна Этрурия. Знаменитое этрусское двенадцатиградье (на самом деле, городов в Этрурии было больше) удивляет своей древностью и высокой культурой. Как огромные великаны высятся эти города над зелеными долинами на коричневых горных породах. Они, как будто, едины с ласкающей взор природой этих мест. Над стенами доминируют башни и храмы эпохи итальянского средневековья. Все здесь слилось в единой гармонии. Райский уголок природы! И мало кто из нас догадывается, что эта чудесная страна Этрурия с городами и культурой 2800 – 2300 – летней давности – на самом деле забытая и покинутая нашими предками древне-русская земля, русское царство Италии…
1. Города Средней Италии.
Этрусское двенадцатиградье находится в западной части Средней Италии. Согласно традиции, в Этрурии существовала конфедерация двенадцати основных городов-государств, объединенных в религиозный и политический союз. Часть городов находились вдоль побережья Тирренского и Лигурийского морей. Это Вейи, Черветери (в древности назывался Каисра, затем Цере, или Кере), Тарквиния (этрусское название – Тархна), Вульчи, Ветулония (этрусское название - Ватлуна), Популония (этрусское название - Пуплуна), Вольтерра (этрусский Велатрий). Другие города растянулись с юга на север в предгорьях Альп – в среднем и верхнем течении рек Тибр и Арно. Это Вольсинии (этрусское название - Велзна или Велусна), Кьюси (этрусский Клевсин), Перуджа (этруссское название – Перузия), Кортона (этрусский Куртун) и Ареццо (этрусский Арреций).
Кроме упомянутых выше городов Средней Италии, этрускам принадлежали: в Верхней Италии — Мельнум, Болонья (этрусское название - Фельсина), Мантуя, Спина, Атрия, Равенна, отошедшие позднее к кельтам, Лука, Луни, Пизы и Фьезоле (этрусское название – Фезулы), отошедшие к лигурийцам; в северной Этрурии — город Сиена (этрусское название – Сена); в средней и южной Этрурии — Сатурния, Суана, Визенций, Ферентин, Полимарций, Блера, Сутрий, Непете, Капена. Кроме того, этрусские города (числом 12) были в Кампании, например Вольтурн, Урина, Суррент; к числу этрусских названий в Кампании следует отнести также названия реки Клания и Стеллатской области.
Возможно, этруски были пришельцами из-за моря; их первые поселения на территории Италии представляли собой процветающие общины, располагавшиеся в центральной части ее западного побережья, в области, называвшейся Этрурией (приблизительно территория современных Тосканы и Лацио). Древние греки знали этрусков под именем тирренов (или тирсенов), и часть Средиземного моря между Апеннинским полуостровом и островами Сицилия, Сардиния и Корсика именовалась (и именуется ныне) Тирренским морем, поскольку на протяжении нескольких столетий здесь господствовали этрусские мореплаватели. Римляне называли этрусков тусками (отсюда современная Тоскана) или этрусками, сами же этруски называли себя расенами. Самоназвание народа уже наводит на мысль о близости русской и этрусской культуры.
В эпоху их наивысшего могущества, около 7 – 5 вв. до н.э., этруски распространили свое влияние на значительную часть Апеннинского полуострова, вплоть до подножий Альп на севере и окрестностей Неаполя на юге. Покорился им и Рим. Повсюду их главенство несло с собой материальное процветание, широкомасштабные инженерные проекты и достижения в сфере архитектуры.
Самое раннее упоминание об этрусках мы находим в Гомеровских гимнах («Гимн Дионису»), где повествуется о том, как этот бог был однажды захвачен в плен тирренскими пиратами. Гесиод в «Теогонии» упоминает «славой венчанных тирренцев», а Пиндар («1-я Пифийская ода») говорит о воинственном кличе тирренов. Кто же были эти знаменитые пираты, очевидно, широко известные античному миру?
2. Государство Этрурия в Италии
Со времен Геродота (5 в. до н.э.) проблема их происхождения занимала умы историков. Первая теория, отстаивающая лидийское, или восточное, происхождение этрусков, восходит к Геродоту. Он пишет, что в правление Атиса в Лидии разразился жестокий голод, и половина населения была вынуждена покинуть страну в поисках пропитания и нового местожительства. Они отправились в Смирну, построили там корабли и, миновав многие портовые города Средиземноморья, в конце концов, осели среди омбриков в Италии. Там лидийцы сменили свое название, назвавшись тирренами в честь своего предводителя Тиррена, сына царя. Вторая теория также уходит корнями в древность. Дионисий Галикарнасский, ритор эпохи Августа, оспаривает Геродота, утверждая («Римские древности»), что этруски были не переселенцами, а местным и наиболее древним народом, отличавшимся от всех своих соседей на Апеннинском полуострове как по языку, так и по обычаям. Третья теория, сформулированная Н. Фрере в 13 в., но до сих пор имеющая сторонников, отстаивает северное происхождение этрусков. Согласно ей, этруски, наряду с другими италийскими племенами, проникли на территорию Италии через альпийские перевалы. Данные археологии, по-видимому, говорят в пользу первой версии происхождения этрусков. Однако к рассказу Геродота следует подходить с осторожностью. Конечно, лидийские пришельцы заселили тирренское побережье не единовременно, но скорее переселялись сюда несколькими волнами. Примерно с середины 8 в. до н.э. культура Вилланова (носители которой оказались здесь ранее) претерпела изменения под явным восточным влиянием. Однако местный элемент был достаточно силен, чтобы оказать на процесс формирования нового народа значительное воздействие. Это позволяет примирить сообщения Геродота и Дионисия.
Появившись в Италии, пришельцы заняли земли к северу от реки Тибр по западному побережью полуострова и основали поселения с каменными стенами, каждое из которых стало независимым городом-государством. Они наладили прибыльную торговлю с финикийцами, греками и египтянами и активно занимались производством керамики, терракотовых и металлических изделий. Под их управлением благодаря эффективному использованию рабочей силы и развитию дренажных систем здесь значительно усовершенствовалось земледелие.
С начала 7 в. до н.э. этруски стали расширять свое политическое влияние в южном направлении: этрусские цари правили Римом, и сфера их влияния простиралась до греческих колоний Кампании. Согласованные действия этрусков и карфагенян в это время на практике существенно препятствовали греческой колонизации в западном Средиземноморье. Однако после 500 г. до н.э. их влияние стало ослабевать; около 474 г. до н.э. крупное поражение нанесли им греки, а чуть позже они стали ощущать на своих северных рубежах давление галлов. В самом начале 4 в. до н.э. войны с римлянами и мощное галльское вторжение на полуостров навсегда подорвали могущество этрусков. К середине 3 в. до н.э. все этрусские города были захвачены Римом. Несмотря на постоянные попытки вернуть себе политическую независимость в 3 и 2 веках до н.э., они были поглощены разраставшимся римским государством и растворились в нем.
Главная слабость этрусского союза состояла, как и в случае с греческими городами-государствами, в отсутствии сплоченности и неспособности противостоять единым фронтом как римской экспансии на юге, так и галльскому вторжению на севере.
Самый ранний этап в этрусской культуре начинается около 900 – г. до н. э. Этот период называют протоэтруский период Вилланова, который длится до 725 года до н. э. Архаический период истории этрусской цивилизации длится 100 лет (580 - 480 до н.э.), классический период — 480-300 гг. до н. э. и этрусско-римский период 300 - 100 гг. до н. э.
Исследователи Этрурии.
По каким же признакам этрусскую цивилизацию, создавшую великую культуру древности, в значительной степени повлиявшую на развитие Рима, мы можем причислить к русской или протославянской общности?
Кроме самоназвания народа («расены»), такими признаками должны стать культура и письменность Этрурии. И, если проводить параллели с культурой древних славян (древней Руси), это должна быть культура дохристианская, потому что история Этрусского государства относится к 9 – 3 вв. до н.э.
Этрусская цивилизация оставила после себя огромное количество памятников материальной культуры, среди которых не только сохранившиеся памятники архитектуры этрусских городов и некрополей, инженерные сооружения, но и предметы повседневного обихода - керамика, украшения, зеркала и т.д. Кроме этого, сохранилось более 12000 этрусских надписей, большинство из которых находятся на погребальных саркофагах и урнах этрусской знати, фресках, зеркалах, посуде, скульптуре. В основном, все надписи выполнены так называемым руническим письмом, который представляет собой этрусский алфавит. Каждой букве алфавита, как и в русском языке, соответствовал один (а, иногда несколько рунических знаков). В поздний (этрусско-римский, после 300 г. до н.э.) период этруски писали уже латинскими буквами Римского государства.
Этрусский рунический алфавит не следует путать с иероглифами, где целые слова обозначались символами. Этруски пользовались нормальным алфавитом в нашем современном понимании, но некоторые слова в нем (особенно в ранний период Этрурии) могли писаться только согласными буквами, а иногда и обобщенными монограммами. Читаются этрусские тексты, чаще всего, справа – налево.
Первым славянскую версию происхождения этрусков выдвинул польский археолог и коллекционер, подданный Российской империи Тадеуш (Фа́ддей) Воланский (1785 – 1865). Талантливый исследователь изучал славянские и скандинавские руны, кельтские монеты, этрусские саркофаги и древние памятники Северной Африки.
Опираясь на славянские языки, он успешно прочёл не только этрусские тексты, но и множество других древних надписей, найденных в разных местностях Западной Европы. Тадеуш Воланский разработал методику чтения этрусских текстов при помощи русского и других славянских языков. Он составил этрусский рунический алфавит.
Воланский также считал славянскими надписи многих других древних цивилизаций. Он писал: «Учёные претыкались на эти памятники и напрасно трудились до нашего времени разбором их надписей по алфавитам греческому и латинскому, и видя неприложимость таковых, напрасно искали ключа в еврейском языке, потому что таинственный этот ключ ко всем неразгаданным надписям находится только в славянском первобытном языке… Как далеко простиралось в древние времена жительство славян в Африке, пусть докажут славянские надписи на камнях Нумидии, Карфагена и Египта…
Разве в Италии, Индии и Персии — даже в Египте — нет славянских памятников?… Разве древние книги Зороастры, разве развалины Вавилона, памятники Дария, остатки Парса-града (Персеполис) покрытые клинописью, не содержат надписей, понятных славянам? Англичане, французы и немцы смотрят на это, «jak kozioł na wodę». Мы, Славяне, сможем довести эти исследования до конца, только в том случае, если дети и внуки наши захотят пойти по нашим следам!».
В 1840 – х – 1850 – х гг. им были изданы книги «Письма о славянских древностях". Гнездо, 1846 г. и «Описание памятников, объясняющих славяно-русскую историю, составленное Фадеем Воланским, переведенное Е. Классеном». М., 1854 г.
3. Тадеуш (Фаддей) Воланский
Почти одновременно с Воланским расшифровал этрусские письмена русский археолог и историк-славист Александр Дмитриевич Чертков (1789 – 1858).
В 1820 – х гг. Чертков два года провёл в Австрии, Швейцарии и Италии, где заинтересовался историей. Находясь во Флоренции, он сблизился с итальянским учёным и священником Себастьяно Чьямпи, благодаря чему пристрастился к изучению итальянских древностей. Изучая древнюю историю, русский исследователь пришёл к выводу, что этруски были славянами. В 1855 г. Чертков выпустил книгу «О языке пелазгов, населивших Италию, и сравнение его с древле-словенским».
Коллега Черткова по исследованиям, итальянский ученый Себастьян Чьямпи подтвердил принадлежность этрусских надписей к славянским языкам.
Выводы Воланского, Черткова и Чьямпи подтвердили в конце 1990 – х – начале 2000 – х гг. современные ученые из Словении: Йожко Шавли, Матей Бор, Иван Томажич и А. Берлот. Особенно много сделал в этом отношении Иожко Шавли, который жил в Италии и собирал фактический материал. Он на основе археологических, исторических, топонимических и лингвистических исследований
фактически доказали в книге "Венеты: наши древние предки" (М., 2002), что иллирийские и итальянские венеты, как и этруски - это славяне.
Йожко Шавли на основе изучения археологической культуры погребальных урн (Вилланово), известной археологической культуры Северной Италии, сделал вывод о схожести народов этрусков, венетов и славян. Он подтвердил возможность чтения этрусских и венетских текстов при помощи славянских рун.
Ознакомившись с историей изучения этрусской письменности и этрусским алфавитом, составленным Тадеушем Воланским, начнем перевод этрусских надписей, среди которых часто встречающиеся в некрополях этрусских городов надписи на саркофагах, фресках, надписи на посуде и зеркалах.
Дмитрий Кшукин
Русская Стратегия |