«Новых и полезных дел начинателям не всегда вдруг делается удача, однако таковых умный свет не почитает предерзкими, но мужественными и великодушными», - так писал сын простого русского солдата, ставший выдающимся русским конструктором и изобретателем… Писал, словно предчувствуя, что его уникальное изобретение не будет вполне оценено Отечеством, и эта нерачительность государственных мужей обернётся тем, что пальму первенства перехватит у нас чуждая расточительству Англия. Пройдут 20 лет со дня написания приведённых строк и Джеймс Уатт запатентует универсальный паровой двигатель, который доныне считается первым в мире. А что же русский двигатель, изобретённый 20-ю годами прежде, и его создатель? Не говоря о мире, кто из нас, русских, помнит сегодня имя Ивана Ивановича Ползунова?
Его отец происходил из крестьянской семьи, был, как тогда говорили, «забрит» в солдатчину, но попал не на театр военных действий, а как сказали бы теперь, в стройбат. А по-тогдашнему – в горную роту, солдаты которых использовались на строительных работах. Трудился Ползунов-старший на уральских горных заводах. В 1722 году на берегу реки Исети было основано новое крупное поселение при новом же крупном заводе, построенном по проекту В.Н. Татищева. На заводе применялись самые передовые технологии того времени: доменное и кричное (железоделательное) производства, металлообрабатывающие цеха, всевозможные новейшие механизмы… Поселение же, предназначенное для рабочих и солдат, было названо в честь супруги Император Петра Алексеевича – Екатеринбургом.
Татищев, сподвижник Петра, кроме того, завёл при заводе две школы для детей рабочих. И рождённый в 1729 году в семье солдата Ползунова сын Иван окончил обе: словесную и арифметическую, проучившись в общей сложности шесть лет. Воспитанников обучали грамоте по «Азбуке» и традиционным «пособиям», по которым учился и юный Ломоносов, по «Часослову», «Псалтыри» и т.д. Преподавались арифметика, геометрия, тригонометрия, рисование и черчение, механика, пробирное дело, немецкий и латинский языки. Всё это, повторим, для детей простых рабочих и солдат. Заводское начальство стремилось подготовить не «рабов», но квалифицированные кадры, знающие и понимающие своё дело. Помимо перечисленных наук ученики овладевали практическими навыками, совершенствуясь в резьбе и гранении камней, токарном, столярном и паяльном деле.
В 14 лет Иван Ползунов был определён в ученики к механику уральских заводов Никите Бахареву. Механик руководил постройкой доменных, кричных и иных заводских цехов, водоподъемных и рудоподъемных машин на рудниках, лесопильных и иных «мельниц».
В 19 лет Иван уже успел заработать репутацию толкового мастера и в числе других был отобран для работы на алтайских Колывано-Воскресенских заводах, занимавших большую часть Томской губернии и часть Омской области общей площадью с нынешнюю Швецию.
Ползунов был назначен делопроизводителем по доменным делам Барнаульского завода. Иностранные специалисты и инженеры из дворян не слишком рвались ехать в глушь, чтобы модернизировать необходимое Отечеству производство, поэтому начальство вынуждено было доверять это ответственное дело людям самого простого звания. Множество новейших конструкций вододействующих сооружений было создано в те годы специалистами, вышедшими из мастеровых, солдат и крестьян. Одним из них был Иван Ползунов, полтора десятилетия работавший над гидротехническим оснащением алтайских заводов. В «Проспекте» реконструкции Барнаульского завода, составленном им в 1751 году, перечисляется несколько вододействующих установок. Уже в первый год его работы на Алтае на Змеиногорском руднике было построено первое вододействующее рудообогатительное заведение. К 1753 году были построены новая плотина и второе рудообогатительное заведение.
Параллельно молодой специалист занимался решением хозяйственных вопросов, путешествуя по всей необъятной заводской территории. Он проводит осмотр заводских судов, зимовавших в затоне на реке Чарыше, проверяет наличие запасов руд и припасов на пристанях, выясняет, не понадобится ли строить новые суда и имеются ли для этого необходимые запасы, ведёт расчеты с работными людьми и учёт больных…
Удивительно, но при всём этом Ивану Ивановичу хватало времени, чтобы продолжать своё образование. Он по собственному почину изучает плавильное и приборное дело, чтобы никто из сотрудничавших с ним мастеров не мог упрекнуть его в неосведомленности.
В то время считалось, что из-за морозов в России невозможно использовать водоотводные каналы, но Ползунов и его сподвижники доказали обратное, создав и успешно введя в строй водоотводный канал при лесопилке. Это позволило применять плотины новых типов, а также использовать реки, на которых прежде заводы не строились из-за угрозы разрушительных паводков.
В 1759 году Иван Иванович был произведён в первый офицерский чин. Вместе с ним производство получили его товарищи, Дорофей Головин и Иван Денисов.
Начальство по-прежнему нагружало Ползунова административными поручениями, оценив его способности в этой сфере. Иван Иванович умел сочетать гуманное отношение к людям и жесткое блюдение интересов казны, будучи кристально честен сам, несмотря на бедность. Характерен случай, произошедший в феврале 1760 года. Загорелся дом, в котором жил Ползунов. Мастер проснулся, когда половина здания была уже в огне. Однако, не растерявшись, он спас не только себя, но и все документы, расчеты, казну. Лишь собрав всё это имущество, Иван Иванович выпрыгнул в окно. При этом его личное имущество погибло полностью. Новый дом для мастера начальство постановило отстроить за счёт казны, но всё прочее пришлось восстанавливать из собственного скудного жалования.
В 1762-1763 годах Ползунов занимался всеми «лесными и куренными» делами, т.е. выжигом угля в лесных «куренях». Он продолжал изучать заводское и рудничное дело, занимался металлургией, минералогией и метеорологией. У себя дома Иван Иванович установил множество приборов и даже ставил опыты по изучению атмосферного электричества, что немало напугало его соседей, считавших изобретателя колдуном, который «даже тучи отводил от города».
В 1763 году Ползунов подал начальству докладную записку, предлагающую начать широкое применение паровых («огнедействующих») машин, а также чертеж и описание такой машины, предназначенной для заводских целей. Иван Иванович считал необходимым заменить всю систему водяных двигателей на заводах паровыми, тем самым «облегчая труд по нас грядущим». Использование паровых двигателей позволяло строить заводы, дотоле привязанные к рекам, в любом безводном месте. В своей записке мастер подчеркивал, что необходимость строить заводы на реках ограничивает возможность строительства новых заводов и вызывает огромные дополнительные расходы государственных средств.
В своём докладе Ползунов анализирует состояние горной отрасли и демонстрирует недюжинные знания в самых разных научных областях. Можно лишь удивляться, как загруженный сверх меры хозвопросами, обремененный семейством, едва не бедствующий прапорщик горных «войск» находил время и силы, чтобы изучить и осмыслить такой необъятный пласт разнообразной информации.
Проект мастера был одобрен заводским начальством, в своей резолюции указавшим, что осуществление замысла изобретателя позволит «избегнуть против нынешнего знатных расходов, а именно строения чрез великую сумму на реках плотин», и что если «сверх сомнения» Ползунов построит машину, то она «не столько при одних здешних, но и при многих в России заводах, фабриках и мануфактурах руководить может с немалою пользою».
В Петербурге проект одобрили также, велев «такую машину, какую он (Ползунов) проектировал, построить и в действие производить, дабы практикою теорию свою подтверждала». Изобретатель был произведён в чин горного механика и получил денежную награду, которой пожаловала его молодая Государыня Екатерина Вторая.
Уже через год Ползунов разработал второй проект парового двигателя, позволившего непосредственно приводить в действие воздуходувные мехи при сереброплавильных печах. В том же году заводское начальство вынесло решение о применении машин системы Ползунова при Барнаульском заводе, на Новолазурском и Семеновском рудниках. В конце 1765 года первая паровая машина была в основном построена. Известный естествоиспытатель XVIII века, член Петербургской Академии наук, Эрик Лаксман восторженно писал с Алтая: «…Другой, с чем наибольше имею знакомство, есть горный механик Иван Ползунов… Он строит теперь огневую машину, совсем отличную от венгерской и английской. Машина сия будет приводить в действие мехи или цилиндры (т.е. воздуходувные устройства) в плавильнях посредством огня; какая же от того последует выгода! Со временем в России, если потребует надобность, можно будет строить заводы на высоких горах и в самих даже шахтах».
К несчастью состояние машины было прямо противоположно состоянию самого изобретателя. Тридцатишестилетний мастер умирал от чахотки. Денежная награда так и не достигла его, растворившись по дороге в чьих-то безразмерных карманах, а строительство машины требовало больших затрат. Затраты же эти в итоге шли… из кармана самого Ползунова. Умирающий изобретатель отказывал себе в необходимом, чтобы скорее построить своё детище, увидеть свой труд завершённым. Однако, этого утешения мастеру было не дано. Болезнь оказалась быстрее…
21 апреля 1766 года Иван Иванович, чувствуя приближение конца, продиктовал он своему ученику Ивану Черницыну «челобитную» на имя Екатерины II. В этом письме Императрице механик-самородок просил об увольнении по болезни «от всего того машинного производства» и обещал, что его ученики Левзин и Черницын при помощи других горных офицеров смогут довести его дело до конца, что Левзин и Черницын поняли устройство машины во всех деталях «и производство знают». Более всего Ползунов боялся, что проект будет остановлен его смертью, от того и отважился напомнить Государыне её поддержку изобретения, по сути прося Высочайшей защиты и покровительства для своего детища. В письме было упомянуто и о так и не дошедших до мастера наградных…
После этого обращения 400 рублей, наконец, были доставлены к одру уже не могшего подняться Ивана Ивановича. После этого он прожил чуть больше трёх недель. Его проект не был остановлен, и первая в мире паровая машина была введена в строй его учениками. С её помощью было проплавлено значительное количество руды, перевозимой со Змеиногорского рудника, и чистая прибыль от работы парового двигателя составила 11 тыс. рублей. Однако вскоре из-за аварии котла машина была остановлена и… более не применялась. Вместо того, чтобы отладить поломку и восстановить столь успешную новацию, модель ползуновской машины просто поместили в кунсткамере…
В итоге «первооткрывателем» парового двигателя через несколько лет стал Джеймс Уатт, и его изобретение в дальнейшем стало внедряться на русских заводах.
«Муж, делающий истинную честь своему Отечеству», - так говорил о создателе первой паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя Иване Ивановиче Ползунове Эрик Лаксман. Отечество, к счастью, не забыло своего гениального сына. Его имя носят улицы и учебные заведения, а в 2011 году в Великом Новгороде открыт памятник великому русскому труженику, учёному, изобретателю, созидателю. С Божией помощью, именно такие имена, память о таких людях и смогут со временем объединить наш народ.
Е. Фёдорова
Русская Стратегия |