Эта статья была задумана ещё тогда, когда меня попросили записать видео-выступление о проблемах современного образования. О том, что я вынес из своего учительского опыта, я хотел рассказать давно. Трагедия в Казани и бурные обсуждения в Интернете вокруг неё окончательно убедили меня в необходимости всё-таки эту статью написать. Хотя, конечно, наш читатель слишком эмоционален и не все могут спокойно вникнуть и понять суть проблем нашей образовательной системы, всё же необходимость в подобном есть. Я считаю, что имеются довольно серьёзные проблемы, которые преступно замалчивать. Меня пытались заставить замолчать с помощью универсальных затычек, обвиняя, что я, будто бы, хочу «хайпануть» на трагедии (абсолютно возмутительное обвинение!) Но это не так. Я считаю, что у трагедии в Казани есть довольно глубокие корни, есть весьма серьёзные причины, которые позволяют случиться как ей, так и иным подобным преступлениям, получившим название «колумбайнов». Разрушение, развал нашей системы образования – одна из серьёзных причин этой трагедии. Его я наблюдал собственными глазами. Поэтому я бы хотел поговорить о том, в чём заключается проблема и как она приводит к трагедиям.
К сожалению, в нашей школе уже давно и успешно пестуется принцип «ученик всегда прав», а учитель всегда объявляется «крайним» и «козлом отпущения». При страшном дефиците нормальных педагогических кадров (хотя педагогические вузы ежегодно выпускают сотни людей с дипломами педагогов, школы всё равно нуждаются в хороших специалистах) разбрасываться учителями – это самое настоящее преступление. Дело в том, что сегодня нужно быть совсем уж отмороженным, чтобы быть переведённым из нормальной школы в школу для детей с девиантным поведением (как сейчас принято говорить). Большинство же учеников прекрасно знают, что отчисление из школы им не грозит. Я уж не говорю про вузы, где быть отчисленным за плохо сданные экзамены стало практически нереально. Зато уволить учителя или преподавателя – проблемы не составляет. Правда, чтобы не портить себе статистику, учителей заставляют уволиться по «собственному», при этом угрожая, в случае отказа, увольнением по статье, чуть ли не признания диплома о высшем образовании «недействительным» и занесением в чёрный спи сок, а заодно и полицией. Это именно угрозы и шантаж, которые директора делают без зазрения совести – и именно так поступили со мной.
А всё почему? А всё потому, что нельзя вообще никак поддерживать дисциплину в классе! В моей молодости учеников могли ставить в угол, могли выгонять из классы, могли на них накричать (помогало, кстати, по себе знаю) и даже прибегать к лёгким физическим воздействиям. Если ученик отвлекался на уроке с какой-то вещью – её могли отобрать и вернуть только после урока (я так на своих уроках поступал, отбирая у учеников телефоны, которые мешали не только им самим, но и остальным ученикам в классе). Теперь ничего этого нельзя, нужно только «применять смену видов деятельности». То, что это давно уже не работает и детям нередко откровенно пофиг, какие там виды деятельности, их не колышет совершенно. Зато ещё и поражают отвратительным лицемерием. Ну вот, например, я был свидетелем того, как завуч орала на ученика – и ничего ей за это не было. Причём именно орала. Я же лишь строго мог прикрикнуть, поскольку такой способ весьма действенен, чтобы воздействовать на внимание ученика.
Но это не самое, конечно, днище. Самое мерзкое даже не то, что ученик приучается считать себя правым. Мерзко то, что их подучивают стучать на учителей. Занимаются подобным те, кто должен бы вроде решать проблемы учеников – социальные педагоги. Но вместо этого они как раз склоняют учеников к таким действиям. Я самолично был свидетелем, как подобная дамочка намекала детям – стучите да будет вам счастье. И дети стучат. Художественно так стучат. Если бы я один, нас таких много, кого вынуждают уволиться «по собственному», при этом, как я уже писал, угрожая полицией и запретом на профессию. И практически всех склоняют к этому после того, как ученики настучали на них. А делают это те, у кого, как правило, проблемы с дисциплиной и успеваемостью. И вот они-то и пользуются подобным для того, чтобы улучшить себе условия (а точнее – чтобы и дальше у них была на уроках лафа и никакой учёбы). Ну и поквитаться с учителем, который требует порядка и требует учиться. Ибо в школе учитель именно этого и должен требовать от ученика. Но им же внушили, что у них дофига прав и они личности. Правда забыли объяснить, что права предполагают обязанности, а свобода одной личности кончается там, где начинается свобода другой. И не надо вот спекулировать тем, что ты ребёнок или ты женщина: «ой я девочка, нельзя так со мной!» В школе ты ученик и твоя обязанность – учиться и соблюдать правила поведения. И спекуляции – это всегда попытка отказаться от соблюдения правил. Впрочем, соцпедагоги мало того – они ещё и проводники ювеналочки, которые должны сами стучать куда надо, чтобы у какой-либо семьи могли забрать ребёнка. С этим я не сталкивался, но наслышан. По сути же они не выполняют своих надлежащих обязанностей. Да порой не понятно, зачем они нужны. За это говорит то, что ситуация лучше не становится. Возможно, есть действительно хорошие соцпедагоги, но я таких не встречал. И это я ещё не говорил о раздутом штате заместителей директора, которых пара десятков. Я кому не рассказывал про то, что в нашей школе было такое количество заместителей директора – все удивлялись и были просто в шоке. Заместители буквально по всему. При этом порядка как не было, так и нет. И вся эта толпа ещё и получает повышенную зарплату, повыше, чем у рядовых учителей. Хотя, как мне говорили, школа при паре – тройке заместителей директора может работать вполне нормально.
Собственно, в школе не хватает тех, кто бы мог донести до умов учеников то, что в школе надо учиться и что учитель для них – это человек, которого они обязаны слушаться беспрекословно. Кстати, я не помню, был ли в нашей школе психолог (впрочем, всё-таки был – да вот как-то это не ощущалось, хотя, не исключу, что и он был причастен к доносительству). Притом, что школа навороченная, крутая, новая. Но вся деятельность того же соцпедагога, на моих глазах, свелась к поощрению стукачества. Итогом стало моё увольнение, которое вызвало печаль у многих моих учеников. Причём некоторые, кажется, поняли, что виноваты. Впрочем, я их всех простил. Они попали в эту систему, которая поощряет безнаказанность и делает их невиноватыми ни в чём, успешно спихивая на учителей все грехи. Собственно, как раз последствия этого оказываются весьма печальными. Уверовав в собственную безнаказанность, зная, что он всегда прав, ученик может, в случае обиды начать сводить счёты с другими и самоутверждаться за счёт слабых. Начиная от избиений, мучительств и кончая «колумбайнами». Собственно, это те, кто уверяли ученика, что он «всегда прав», и подводят его к мысли о том, что он – «бог». Именно вот этого в упор не видят и не хотят видеть законодатели, которые как раз несут прямую ответственность за всё это. Они предпочитают «запретить и не пущать» – запрещать оружие, видеоигры, Интернет и так далее. Самим себе они, по всей видимости, уже давно запретили здравый смысл и совесть. Запрещать оружие – это абсолютно не выход, поскольку маньяк, если решил убить, убьёт чем угодно. А вот отсутствие законного оружия может быть чревато на фоне многих тысяч нелегальных стволов на руках у бандитов.
Зато вот администрация школы требовала, чтобы учителя обеспечивали «хорошую успеваемость», требовали исправлять двойки за четверть, требовали завышать оценки. Чем, кстати, сильно портят детей, которые нередко требуют себе сразу пятёрку – «а вот поставьте и всё тут». Хотя он на неё может буквально не тянуть. Но вот надо и всё тут. И вот как раз такие моменты и становятся, чаще всего, причинами для жестоких расправ над учениками и учителями. Именно вот это – «я считаю, что заслуживаю 5, а мне ставили тройки». Случаи несправедливого оценивания есть, конечно, но вот всё чаще этим стали спекулировать – и я с этим не раз столкнулся. Тут учитель должен занимать жёсткую позицию и не идти на поводу у учеников, потому достаточно одного раза – и он уже с тебя не слезет. Зато вот «успеваемость у нас хорошая». Ну да, типично советская привычка очковтирательства и создания дутых результатов. И, в итоге, реальных знаний у детей нет, зато оценки есть. Что там я ещё не упомянул? Ну, можно вспомнить и про то, что толком учить детей невозможно и из-за программ, а также из-за того, что слабые ученики тянут классы вниз, но вот требуют не тянуть слабых к сильным, а наоборот – сильных опускать на один уровень со слабыми. Это, конечно, приводит, в итоге к тому, что слабые сильнее не становятся. И ситуация с успеваемостью – тоже не лучше.
Вообще у меня возникает подозрение, что наше министерство просвещения, по преемству от минобразования, продолжает заниматься стравливанием учеников с учителями, мешать их содружеству и сотрудничеству, прокапывая линию фронта между ними. Ученики и учителя могут быть в хороших отношениях, при этом соблюдая все правила субординации (детство при воинской части, очевидно, наложило свой отпечаток). Я бы вообще с удовольствием вернул в школы правила и порядки дореволюционных гимназий – с мундирами, дисциплиной, а также не помешали бы и наказания (которые не ограничивались пресловутыми розгами). Без порядка всё рушится, всё разваливается. И здесь я снова, в который раз, выскажусь в адрес большевиков, которые разрушили русское классическое образование, давшее России и миру множество талантливых учёных. А вот «самое лучшее в мире советское образование», основанное на наследии именно дореволюционного русского, что-то, в итоге, с такой задачей справилось слабо. Хотя, на фоне современного, советское смотрится выигрышней – отойдя от самых ужасных и бесстыжих экспериментов, какой-то порядок в школу был возвращён, но именно опираясь на опыт прошлого. В современной же школе нет порядка вообще никакого. И это очень печально.
Воспитания в школах нет. Совсем. Никакого. Их и дома-то родители не воспитывают, не дают им никаких понятий о нормах поведения, о том, что надо уважать старших и надо в школе соблюдать дисциплину. Вот именно воспитания ЧЕЛОВЕКА, прежде всего. Ребёнок должен иметь понимание того, что такое хорошо и что такое плохо, как себя вести в обществе, что нельзя слабых унижать, нельзя на них самоутверждаться, что самореализовываться лучше чем-то хорошим. В общем, он должен усвоить нормы жизни (извините за тавтологию) нормального общества. Наша школа, увы, не восполняет пробелов, допущенных родителями при воспитании детей. Нет у неё такой задачи, ей надо воспитать «квалифицированного потребителя». В учебниках обществознания мы видим дикую мешанину, приправленную общечеловеческими и глобалистическими гадостями. В учебниках истории России XIX века – прославление террористов, которым там места уделено намного больше, чем прочим общественно-политическим течениям. Такое ощущение, словно бы взяли советский учебник и разбавили его для разнообразия консерваторами и либералами, оставив разных народовольцев, декабристов и прочих большевистов-меньшевистов. Чему же научат такие учебники детей? Какие примеры им дают для подражания? Впрочем, плохому детей учат разные видеоблогеры вместе с рэпером Моргенштерном в Тиктоке и Ютубе. И никакой вменяемой альтернативы этому всему у нас практически нет.
И вот что ещё хочу сказать. Во время этой трагедии погибли две учительницы, спасавшие детей. Их самопожертвование было оценено людьми, многие выражали соболезнования. Соболезную и я, тем более, что они мои коллеги по педагогическому цеху. Но я хочу сказать вот что. Мы часто скорбим и соболезнуем, когда кто-то погибает или умирает. И вот наша власть и администрация и прочие выражают соболезнования по поводу трагической гибели или преждевременной смерти. Вспоминают, что это был отличный специалист, что его все любили и так далее. Но в жизни и при жизни учителя часто и довольно гадко унижают. Низкими зарплатами, бюрократией, отвратительными правилами типа «ученик всегда прав, даже если он хулиган». Я уверен, что вот именно это воспитание в детях чувства безнаказанности и этой самой «неуиноуности» и приводит к подобным трагическим случаям. Ему же всё можно. Учитель же виноват всегда и в любом случае. Завучу вот орать на детей можно, а учителю прикрикнуть на ребёнка – ни-ни. При жизни учителя не ценят, унижают, зато после смерти те, кто ещё вчера создавали ему адские условия, обязательно скажут дежурные слова о том, какой это был хороший работник и т.д., и т.д., чтобы потом забыть. Почему, почему вы при жизни создаёте учителю ад? Тому самому, который завтра может закрыть грудью оболтуса, который доводил его на уроках. Учителя надо ценить, иначе, вынудив его уволиться, вы можете завтра лишиться того, кто бы смог спасти ваших подопечных детей. Уважайте, цените учителя! Не унижайте его, не превращайте его в функцию.
Вот что я хочу сказать. Далеко не всё, конечно. Но это выстраданный мною текст, крик души, который я обращаю к людям. Если и дальше продолжится процесс развала образования, его деградации, то у нас нет никакого будущего. Нас ждёт трагедия ещё большего масштаба. Поэтому наша образовательная система нуждается в коренном изменении. Необходимо отказаться от порочного принципа презумпции невиновности ученика, от унижений и эксплуатации учителей, поднять их статус, уважать учителя, установить в школе нормальную жёсткую дисциплину, с наказаниями за провинности, давать детям реальные знания, воспитывать их людьми, которые способны отвечать за свои поступки, которые не будут унижать других, которые будут помогать слабым, а не топтать, не заискивать перед сильными. Это и многое другое просто жизненно необходимо нашей школе – и нам всем. Наше будущее зависит от того, кого готовит наша школа.
Сергей Зеленин
Русская Стратегия
|