Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [7890]
- Аналитика [7336]
- Разное [3024]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Июнь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Статистика


Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2021 » Июнь » 29 » Всемирная история в пластилине
    21:58
    Всемирная история в пластилине

    Сергей Олюнин

    Сергей Олюнин – основатель и совладелец музея пластилиновой мини-скульптуры «Имена и эпохи», расположенного в Измайловском кремле на востоке Москвы. Художник рассказал «Русскому миру», как возник этот проект и о своих главных экспозициях – «Столпы империи», «Трагедия русской смуты» и «Сказки старой Москвы».

     

    Сергей, как возник ваш музей мини-скульптуры «Имена и эпохи»?

    У нас в доме многие годы хранилась коллекция фигур персонажей всемирной истории, над которыми в 60 – 70-е годы прошлого века работали два скульптора-любителя – Ростислав Олюнин, мой отец, и его друг Андрей Миллер. Оба давно уже ушли из жизни, но работы их наша семья бережно сохраняла. Мысль же о создании музея пришла к нам с женой неожиданно и без какого-либо видимого повода. Как-то вдруг мы поняли, что владеем чем-то, что не стыдно показать другим. И в ноябре 2013 года на музейные витрины встали ровно сто героев истории человечества, хранящих на лицах следы пальцев своих давно ушедших создателей.

    Иван III. Русь. 1440 – 1505 гг.

    Иван III. Русь. 1440 – 1505 гг.

     

    Со временем ряды персонажей на полках превратились в настоящий – насколько позволяют наши возможности – музей. То есть посетители нашего музея пластилиновой мини-скульптуры «Имена и эпохи» теперь не просто глазеют на очередной курьёз, но и проникаются темой, заряжаются знаниями. Только после этого «апгрейда» музея люди, уходя, стали спрашивать, что им почитать на ту или иную тему. Значит, зацепило!

    Из чего сделаны ваши фигурки?

    А вот это, наверное, самое интересное. Все они – из пластилина. Обыкновенного, детского. Однако, несмотря на такой подверженный всем мыслимым невзгодам материал, работы мастеров прожили уже шесть десятков лет и, даст бог, переживут ещё и наше поколение.

    Григорий XIII. Ватикан. 1502 – 1585 гг.

    Григорий XIII. Ватикан. 1502 – 1585 гг.

     

    Вы продолжили дело отца и его друга. Лепке вас научил отец?

    Конечно, первым моим учителем был отец – невозможно не взяться за пластилин, глядя, как в его руках рождается маленькая копия человека. Ну а потом были уже профессиональные художники, наставления которых позволили мне сегодня развить те принципы, что были заложены двумя друзьями полвека назад.

    – Экспозиция со звучным названием «Столпы империи» – о чём и о ком она?

     

    – Это последняя крупная коллекция, которой прирос музей. «Столпы империи» – это портреты хорошо известных государственных деятелей России, трудами которых создавались самые основы нашего Отечества. Они больше находятся на слуху, нежели многие прочие наши герои, и «радость узнавания» для посетителей – отличный стимул для возникновения интереса к музею в целом. 

    Николай Михайлович Карамзин

    Николай Михайлович Карамзин

     

     «Трагедия русской смуты. Белое движение в лицах»  ещё одна большая коллекция вашего музея, в ней представлены фигуры Петра Врангеля, Антона Деникина, Лавра Корнилова, Владимира Каппеля... Как пришла идея создать такую серию?

    Работать над этой темой я начал вскоре после открытия музея. Сперва хотел ограничиться пятью – десятью фигурами, но по мере погружения в тему «цеплялся» за все новые и новые имена и судьбы. Так понемногу сложилась коллекция из 120 фигур участников Белого движения. Есть как отдельные фигуры, так и композиции, включающие две или три (братья, супруги, сёстры, отцы, сыновья) семьи, посвятившие жизнь избавлению России от ига большевизма. Моя цель – вернуть их имена в исторический контекст сегодняшнего дня. Ставя на полку очередную готовую фигуру, я оживляю человека (по крайней мере, для себя), извлекаю его из исторического небытия, в которое он был отправлен стараниями победивших бесов.

    Антон Иванович Деникин

    Антон Иванович Деникин

     

    Лавр Георгиевич Корнилов

    Лавр Георгиевич Корнилов

     

    Почему вас увлекла тема Белого движения?

    Мой путь к этой теме был весьма прихотлив. Я вырос на романах Майн Рида, Хаггарда, Жаколио. Причем получилось так, что читал я их исключительно в дореволюционных дешёвых изданиях. С годами интерес к приключениям, конечно, угас, зато я всё чаще стал задумываться над тем, кто были они, эти мальчишки и юноши, с которыми я разделил давнюю любовь к ветхим страницам. А потом, незаметно для меня, дети выросли, взяли винтовки и ушли из дома в надежде отстоять рушившийся у них на глазах мир. Так меня настигло Белое движение.

    Вижу, что в музее совсем нет фигур участников Гражданской войны с другой, Красной стороны. Означает ли это, что вы, как говорится, душой и сердцем на стороне Белого движения?

    Совершенно верно, душа моя, мысли, желание воплотить, оживить – принадлежат исключительно Белому движению. Тем людям, которые, прожили жизнь в борьбе за те идеалы, о которых так ёмко сказал заряжающий бронепоезда «На Москву!» профессор Владимир Даватц: «Было безумием надеяться одолеть несколькими полками красноармейские массы, безумием было начинать Кубанский поход, безумием было идти на Москву, безумием было защищать Крым, безумием было упрямо сохранять армию в лагерях Галлиполи и Лемноса — но только благодаря этому безумию мы можем не краснеть за то, что мы русские».

    А кто из исторических деятелей Белого движения вам интересней всего? И над чьей фигуркой было труднее всего работать?

    Очень интересный вопрос. Потому что есть в коллекции фигура, работа над которой была самой сложной и, вместе с тем и самой радостной. Это генерал-лейтенант Яков Слащёв. Трудно – потому, что его, хотя и узнаваемое, лицо не давалось мне в течение пары недель. Радостно – потому что в работе над портретом впервые принял участие мой сын Антон – именно благодаря его помощи персонаж, наконец, вышел таким, каким и был задуман. С той поры мы зачастую работаем вместе. И во многих случаях портретное сходство – его заслуга.

    Яков Александрович Слащёв

    Яков Александрович Слащёв

     

    Какие ещё портреты деятелей Белого движения представлены в вашем собрании?

    Начиная коллекцию, я, конечно, прежде всего «снял сливки» - первая пара десятков фигур – это портреты наиболее известных (даже по советским учебникам истории) персонажей – Колчак, Деникин, Врангель… Но постепенно, по мере изучения материала, стали возникать люди или мало, или вовсе не известные широкой публике. Однако их судьбы, их деяния невозможно было оставить без внимания. Влияние их на историю различно – от одной атаки до целой жизни – но без них история Белого дела оказалась бы, на мой взгляд, не столько неполной, сколько не честной. К таковым героям относятся и поэты-воины Иван Савин, Николай Туроверов, Арсений Несмелов. И героическая юная девушка Мария Нестерович, переправлявшая офицеров из красной Москвы на Дон, и самоотверженная «медсестра Шура», назвавшая легендарный 1-й Кубанский поход Ледяным походом. И священномученик отец Николай Попов, расстрелянный лишь за то, что повесил у себя в доме портрет брата, походного атамана Войска Донского.

    Начальник пулемётной команды Атаманского полка подъесаул Николай Николаевич Туроверов

    Начальник пулемётной команды Атаманского полка подъесаул Николай Николаевич Туроверов

     

    Наверняка вы сделали какие-то открытия в процессе погружения в тему Гражданской войны. Какие?

    На стене музея висит фотопортрет моего прадеда Николая Алексеевича Олюнина, последнего командира бронепоезда «Адмирал Колчак», действовавшего на Северном фронте. Кроме того, его фигура присутствует в коллекции «Трагедия русской смуты». Многие, узнав эту семейную историю, понимающе качают головами – мол, ясное дело, предок – белогвардеец, вот их и потянуло в Белое движение. На самом деле зависимость тут обратная. Интерес нашей семьи к антибольшевистской борьбе вызвал из небытия прадеда-офицера.

    Капитан Олюнин

    Капитан Олюнин

     

    Дело в том, что старшие родственники наглухо молчали о нём. И вот, уже погрузившись с головой в историю Гражданской войны, я случайно прочитал о некоем капитане 1-го ранга Олюнине. Нафантазировал, что этот человек – мой предок и долгое время собирал о нем информацию, поддерживая придуманную для самого себя игру. Сведения копились, удалось выяснить, что человек этот после краха фронта ушёл в Финляндию. Удалось раздобыть в архивах финской полиции документы на Олюнина. Открываю их, а там с фотографии белого офицера на меня смотрит мой отец – один в один, даже усы той же формы. «Раскопки» стали глубже, целенаправленнее – так, петелька за петелькой, сложилась история жизни Олюнина, теперь уже моего прадеда.

    В вашем музее есть еще и экспозиция «Сказка старой Москвы» по мотивам творчества писателя Ивана Шмелёва. Представьте ее, пожалуйста.

    Иван Шмелёв – один из тех, кто сформировал моё «белогвардейское» мировоззрение. Нет, не своим «Солнцем мёртвых», а «Летом Господним». Только прочитав его, я по-настоящему понял, какой именно мир мечтали сохранить белые воины. Так что при работе над этой коллекцией я искал вдохновение в неоднократно перечитанном «Лете Господнем». Но не в нём одном. Еще один мой прадед, Иван Иванович Соколов, детство и юность провёл в том же Замоскворечье, ходил в одну гимназию со Шмелёвым. И оставил воспоминания об этом периоде своей жизни. Так что самый дух Замоскворечья – в том числе и оттуда.

     

    Масленичный балаган. Конфуз на сцене

    Масленичный балаган. Конфуз на сцене

     

    Принципы, на которых выросла эта коллекция, совершенно иные, нежели те, что лежат в основе работы над «Трагедией русской Смуты». Прежде всего, фигуры не портретные. Более того, в композициях присутствует значительная доля доброй иронии, дружеского участия в жизнях этих персонажей. По крайней мере, я старался, чтобы это почувствовали и зрители.

    Кот из дома - мыши в пляс

    Кот из дома - мыши в пляс

     

     

    Катание яиц на Красную Горку

    Катание яиц на Красную Горку

     

     

    В вашем музее можно не только ознакомиться с самобытными скульптурами, но и прослушать интересные лекции, основанные на биографических фактах исторических деятелей, представленных в экспозиции. Этот формат общения у публики пользуется спросом? Кто приходит на такие встречи?

    Лекции проводятся только с группами от 10 человек, так что подробный формат разговора с аудиторией довольно редок. Чаще выпадает возможность пообщаться с посетителями «глаза в глаза» и в этом большой плюс. Ведь именно в личном общении проще донести до слушателей свою точку зрения, выразить свои творческие принципы и вдохновить на погружение в ту или иную тему.

    Люди приходят самые разные. Одних «цепляют» сами персонажи, других – тонкость и точность в изображении лиц, кого-то – передача костюмов той или иной эпохи.

    Кто вам помогает в работе над проектами?

    Этот проект – полностью дело нашей семьи. За все восемь лет существования музея мы не смогли найти никого, кто мог бы помочь нам в развитии. Так что пробираемся шагами и шажочками. Зато ни от кого не зависим и никто не смеет диктовать нам, что и как представлять на музейных витринах. 

    Юлия Горячева

    источник

    Категория: - Разное | Просмотров: 880 | Добавил: Elena17 | Теги: Современники, РПО им. Александра III, белое движение, россия без большевизма, люди искусства
    Всего комментариев: 0
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2035

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru