О новых законах, угрожающих русскому просвещению и независимым историческим исследованиям беседуем с Владимиром Михайловичем Лавровым, доктором исторических наук, профессором Николо-Угрешской православной духовной семинарии
- Многие отмечают, что в РФ сегодня образовался и активно насаждается некий весьма агрессивный «культ Победы» в худшем значении слова «культ». Согласны ли Вы с этим? И что стоит за этим культом, какова цель его?
- В современной России отсутствует как государственная идеология, так и реалистичная стратегия развития страны, то есть то, что призвано идейно сплачивать народ. Общественная потребность в идеологии и стратегии есть, а их нет.
Реально власть предержащие не ощущают себя не православными русскими, не буржуазными демократами, не марксистами-ленинцами. Их мировоззрение сводится к двум позывам: бесконечно властвовать и бесконечно обогащаться. То есть они не могут никакую идеологию предложить стране, народу.
Всё это порождает эрзац-идеологию. Государственная идеология и реалистичная стратегия развития подменяются культом Победы. Достойное настоящее и великое будущее подменяются героическим прошлым. И именно Победой. А чем еще? Великой Октябрьской социалистической революцией? Уже не серьезно. А русское православное возрождение, русская весна во главе с выходцами из КПСС и КГБ оказались неосуществленными.
Между тем, культ Победы, огосударствление Победы оборачиваются формализацией, бюрократизацией и опошлением действительно Великой Победы. А годы-десятилетия идут, Великая Отечественная война всё больше и больше отдаляется в прошлое. Соответственно, культ Победы будет постепенно размываться временем. Героев войны продолжат почитать, но примерно так, как героев Отечественной войны 1812 года. Причем спросите любого: когда День победы в той Отечественной войне? Даже историки не все знают.
- На днях президент Путин подписал закон, запрещающий отождествление действий СССР и Германии в годы Второй мировой войны. Какова цель этого закона, и какой может оказаться практика его применения? Не окажемся ли мы в ситуации, когда даже проводить очевидные параллели между двумя тоталитарными режимами, указывать на их сотрудничество и т.д. – окажется запрещено?
- Закон запрещает отождествление целей, решений и действий СССР и Германии. Он послужит поддержке культа Победы, послужит идеализации Победы и, соответственно, замалчиванию тех сторон войны, которые дискредитируют Сталина и его режим. Этот закон в чреде других запретительных и репрессивных законов последнего времени, их общая цель – сохранение, обеспечение господства сегодняшних власть предержащих.
Закон запугает многих историков, преподавателей истории и журналистов, а это скажется на уровне исторической науки, образования и журналистики. Уже находимся в ситуации, когда о многом лучше не говорить и не писать.
- Ещё один важный закон последнего времени. Закон о регулировании просветительской деятельности. Официально считается, что он направлен против неких инагентов, но на практике многие опасаются, что на его основании можно запретить любую «нелицензированную» просветительскую организацию, любые просветительские мероприятия и т.д. Насколько обоснованы эти опасения, и какова настоящая цель данного закона?
- Опасность закона в том, что его формулировки слишком общие, расплывчатые, а проекты подзаконных актов (то есть то, как закон надлежит выполнять) предпочли пока не публиковать. На данный момент под просветительскую деятельность можно подверстать чуть ли не всё: статью и книгу, лекцию, телевизионную и радиопередачу, фильм, личную страницу в социальных сетях, проповедь священников, утренник в школе и детском саду и т.д. Всё это хотят как-то контролировать, выдавать на всё государственные разрешения. А как конкретно – не ясно, молчок. Конечно, в этом воплотилась Бюрократическая Мечта – контролировать и регулировать практически всё.
Если на сегодняшний день у нас авторитарный режим, гибридная диктатура (диктатура с несколькими островками свободы слова в СМИ и интернетом), то такой закон означает начало перехода к тоталитарному режиму, то есть к контролирующему чуть ли не все стороны жизни.
Понятно, что запрещать просветительскую деятельность станут тем, кто говорит и пишет правду, кто смеет свои суждения иметь. Это негативно скажется на всём: на просвещении, образовании, науке, воспитании молодежи, общественной жизни.
Закон настолько реакционен, что против него даже единодушно высказался Президиум РАН, предпочитающий отмалчиваться.
- Что делать, как работать в создающихся условиях независимым историкам, исследователям, просветителям?
- Что делать? Делать свое дело. Делать честно и профессионально, отдавая отчет, что за это могут уволить с работы, устроить обыск, арестовать и т.п. Перечисленное уже происходит.
Беседовала Елена Семенова
Русская Стратегия
|