1 августа исполнилось 84 года с начала в СССР печально знаменитой операции НКВД «по репрессированию кулаков, уголовников и других антисоветских элементов», на жаргоне чекистов – «кулацкой операции». Это была самая кровопролитная из ежовских массовых операций 1937-1938 годов, в ходе которых было репрессировано около полутора миллионов граждан. Главной ее целевой группой были раскулаченные крестьяне (отсюда и название), за ними следовали социально-чуждые элементы – священнослужители, бывшие офицеры, полицейские и чиновники, самой малочисленной категорией были «уголовники», на деле в значительной мере те же крестьяне, имевшие судимости за невыполнение разного рода поставок, неуплату налогов, нарушение паспортного режима и т.п.
Здесь мы расскажем об одной из примерно 700 000 жертв «кулацкой операции», священнике Успенского собора бывшего уездного города Курмыш Горьковской области иерее Михаиле Раждаеве. До последнего времени его судьба была государственной тайной, свято оберегаемой от огласки спецслужбами и архивным ведомством. Расследование, проведенное Русским просветительским обществом имени Императора Александра III, позволило пролить на нее свет.
Путь к этой цели был долгим и в чем-то тернистым. Бывшего курмышского батюшку и его дела 1937 года было не найти ни в книгах памяти, ни в официальных базах данных. Только ряд настойчивых запросов – в том числе архивы МВД и ФСБ – дали возможность приоткрыть завесу над тайной гибели иерея Раждаева.
Михаил Николаевич Раждаев родился 23 сентября 1877 года в селе Логаши бывшего Курмышского уезда Симбирской губернии в семье местного приходского священника Николая Павловича Раждаева.
Из клировой ведомости собора Успения Божией Матери города Курмыш за 1915 год:
по штате при храме положены: протоиерей, священник, диакон, два псаломщика и просфорня; священник Михаил Николаевич Раждаев, 38 лет, из духовного звания. Окончил полный курс в Симбирской духовной семинарии по 1 разряду в 1899 году, 15 ноября. Определен на должность псаломщика в селе Четвертаково.
Четыре года спустя, 21 ноября 1903 года, гласит документ, Михаил Раждаев был рукоположен во священника и назначен служить в Успенский собор Курмыша. В последующие годы исполнял разнообразные обязанности – законоучителя при Тихоновской церковно-приходской школе, смотрителя Курмышского свечного завода, законоучителя 2-го Курмышского церковно-приходского училища, члена уездного благочиннического совета. В августе 1915 года назначен благочинным церквей 1-го округа Курмышского уезда. За ревностное служение удостоен бархатной фиолетовой скуфьи и архипастырского благословения.
Михаил Раждаев – образцовый семьянин и многодетный отец. В браке с Марией Степановной у него родились дети: Николай (р. 14.09.1904), Петр (р.25.11.1906), Сергей (р. 30.08.1909), Ярослав (р. 11.08.1911), Нил (р. 28.07.1913). Позднее в семье родится дочь Татьяна.
Февральский переворот 1917 года потряс вековые основы жизни в Российской империи. События захватили и Курмыш. Правда, советская власть в нем установилась лишь полгода спустя после октябрьского переворота. И даже летом 1918 года в уезде почти не было коммунистов. Население в целом было настроено консервативно и, судя по всему, враждебно к большевикам.
Эти настроения и надежды на освобождение от коммунистического ига усилились осенью, после того, как в Поволжье вспыхнуло и разгорелось антибольшевистское движение. Важной его вехой стало образование в Самаре правительства Комуча и взятие сформированной им Народной армией, в которой ядро составило царское офицерство во главе с Генерального штаба подполковником Владимиром Каппелем, губернского города Симбирска, последовавшее 22 июля. В начале сентября фронт белой борьбы приблизился к Курмышу на 80-100 километров. И активная часть его населения решила действовать.
2 сентября в городе вспыхнуло белогвардейское восстание. Ядро повстанцев составили местная интеллигенция и зажиточные крестьяне окрестных волостей. За считанные часы, после скоротечного боя, в котором местные функционеры партии оказали незначительное сопротивление, восставшие разоружили гарнизон, состоявший из трех десятков красногвардейцев, захватили цехгауз с винтовками и пулеметами, посадили под замок советский актив. А перестрелках погибло по нескольку человек с обеих сторон. На другой день на базарной площади состоялся общий сход, избравший орган власти – Комитет защиты родины и революции. По предложению делопроизводителя училищного совета Михаила Вечерина священник собора Михаил Раждаев отслужил молебен в благодарность за избавление от большевиков.
Отметим, что этот факт впоследствии послужит основанием для череды репрессий в отношении курмышского батюшки, а затем и его казни в период разгула ежовщины.
Но прежде чем наступил роковой 1937 год, Михаилу Раждаеву было суждено пройти тернистый путь длиною почти два десятка лет. Его лишили избирательных прав, несколько раз арестовывали и держали в тюрьме. Первый раз – в 1918 году.
Из справки УФСБ по Ульяновской области:
«В архивном уголовном деле № 5996 «Чапанное восстание» 1919 года производства имеются сведения о Раждаеве Михаиле Николаевиче, 1877 года рождения. Согласно документам, Раждаев М.Н. был арестован 17.12.1918 и содержался под стражей, обвинялся «в агитации против Советской власти и пособничестве контрреволюционерам». Эти действия выражались в том, что во время волнений он отслужил молебен, на котором произнес проповедь».
Поясним, что Чапанное восстание произошло весной 1919 года на средней Волге, до Курмыша не дошло, поэтому в то дело сведения об о. Раждаеве попали случайно. Но тот факт, что в декабре 1918 года его, продержав в тюрьме около недели, освободили, можно считать едва ли не чудом. Созданная после разгрома восстания Курмышская чрезвычайная следственная комиссия в сентябре-декабре расстреливала массово, правых и виноватых. Видимо, к декабрю она уже в какой-то мере насытилась кровью. И батюшка уцелел. В 1990-е годы прокуратурой Ульяновской области по делу 1918 года он был реабилитирован.
Вплоть до гибели в застенке НКВД отец Михаил Раждаев добывал себе кусок хлеба нелегким трудом сельского земледельца. У него имелся собственный дом в Курмыше и при нем крестьянское хозяйство, которое по советским меркам можно отнести к «середняцким»: 1 корова, 1 лошадь, 1 свинья, 4 овцы, полторы десятины пахотной земли и 3 десятины луговой.
В 1929 году власти постановили закрыть Успенский собор, превратив его затем в сельский клуб. Возможно, отец Раждаев продолжил службу в одном из остающихся в Курмыше храмов, но точных данных об этом нет. Так или иначе, но в 1937 году он по-прежнему именуется «священником Курмышского собора», вероятно, бывшим.
Как известно, партийно-коммунистический террор в СССР осуществлялся циклически, имея пики и спады. Пики пришлись на период укрепления режима и гражданскую войну (1918 год), раскрестьянивание (1930 г.) и большую сталинскую чистку (1937 г.).
Летом 1930 года, когда первая волна террора против русского крестьянства чуть ослабела, Михаил Раждаев был арестован Арзамасским оперсектором ОГПУ. Поводом послужила обнаруженная у него при допросе мелкоразменная монета в сумме около 18 рублей. Это показывает, что батюшка в этот период был вполне лоялен к властям, придраться к нему было трудно. Но и такого обвинения хватило для приговора – 6 месяцев принудительных работ. Освободили его досрочно как нетрудоспособного, но не просто так. Чекисты сделали попытку завербовать 53-летнего священника в качество сексота. И им показалось, что трюк удался.
Однако, как потом выяснилось, отец Раждаев и не собирался «стучать» на своих собратьев по духовному ведомству. На первой же очной ставке с оперуполномоченным Арзамасского оперсектора Костиковым, батюшка отверг все домогательства чекистов.
Из донесения районного уполномоченного ОГПУ по Курмышскому району Лисина от 1 февраля 1932 года: «Раждаев категорически отказался работать секретным осведомителем, причем заявил, что согласен нести репрессии вплоть до расстрела, но работать не будет, так как совесть ему не позволяет быть предателем».
Взбешенный уполномоченный арестовал батюшку и, напомнив начальству про его косвенное участие в восстании 1918 года, предложил репрессировать его за неповиновение. Так Михаил Раждаев оказался в тюремной камере. Против него было возбуждено уголовное дело по статье 58, пункт 10 – «пропаганда и агитация, содержащие призыв к свержению или ослаблению советской власти».
В камере спецкорпуса нижегородской тюрьмы батюшка продел почти два месяца, числясь за секретно-политическим отделом полномочного представительства ОГПУ по Нижегородскому краю. Ему грозил срок концлагеря, но даже в этом случае чекисты понимали, что обвинение против него шито белыми нитками. Трудно было отказ работать сексотом выдать за антисоветскую агитацию. И в ОГПУ решили, что и двух месяцев тюрьмы отказнику пока достаточно, освободив узника 25 марта.
О дальнейшем периоде биографии Михаила Раждаева мало что известно. Совершал ли он службу в храме? В каких отношениях был с населением и властями? Какой была участь его детей-лишенцев?
Но вот наступил приснопамятный 1937 год. 2 июля Политбюро ЦК ВКР(б) по инициативе Сталина принимает решение о проведении сомой массовой операции по репрессированию врагов народа. Наркому Ежову дается месяц, чтобы подготовить директиву местным органам. В областях, краях и республиках закипела работа. Чекисты, используя картотеки и иной учетный материал, денно и нощно составляли проскрипционные списки. Затем все это было обобщено и сконцентрировано в оперативном приказе НКВД № 00447. В нем железный нарком Ежов предписывал начать «кулацкую операцию» в большинстве областей и краев 5 августа и завершит в четырехмесячный срок. На места спускались лимиты репрессий по 1 и 2 категории (расстрел или срок 10 лет). В Горьковской области надлежало 1500 человек расстрелять и 3000 человек посадить. За четыре месяца. Забегая вперед отметим, что срок будет продлен, а лимит превышен более чем вдвое.
Православные священнослужители, по итогам операции, – самая несчастная целевая категория людоедского приказа. В ней наибольший процент смертных приговоров.
Дата ареста Михаила Раждаева не известна. Его следственное дело, как уверили нас разные официальные инстанции, не обнаружено. В ответ на наши запросы было получено три ответа. Первый, из информационного центра ГУ МВД по Нижегородской области, сообщил, что в архиве имеется учетная карточка, возможно, составленная в связи с арестом, этапированием, содержанием в СИЗО, осуществлявшимися с привлечением органов милиции. В карточке имеются отметки об осуждении М.Н. Раждаева «тройкой» НКВД, состоявшемся 23 октября 1937 года, и приведении в исполнении приговора к высшей мере наказания (расстрелу), которое произошло 1 ноября 1937 года.
Итак, всего две страшные даты – заседание тройки и расстрел. Это все, что осталось от человека.
Все попытки осветить подробности последних недель жизни иерея Михаила Раждаева закончились ничем.
В ответе на запрос в Центральный архив ФСБ России, на сновании запросов и ответов в органы ФСБ Нижегородской и Ульяновской областей и Республики Чуващия, говорилось, что в ведомственных архивах хранятся уголовные дела на Раждаева, датированные 1918 и 1932 гг., а в архиве нижегородского УФСБ – постановление Тройки Горьковского НКВД о расстреле.
Ответ УФСБ по Нижегородской области был предельно лаконичным, но не бессодержательным. Приведем его целиком.
«Ваше обращение рассмотрено. Протоколом № 16 заседания «тройки» при УНКВД по Горьковской области от 23.10.1937 священник Курмышского собора Раждаев Михаил Николаевич, 1877 г.р., был осужден и приговорен к расстрелу. Раждаев Михаил Николаевич обвинялся в том, что, являясь активным членом к-р церковно-фашистской террористической организации и руководителем к-р группы, входящей в состав данной организации, вел к-р деятельность, направленную к свержению Соввласти и установлению капиталистического строя в СССР. Среди населения систематически проводил к-р фашистскую пораженческую и террористическую агитацию, распространял к-р провокационные слухи о голоде в СССР, о предстоящей войне и гибели Советской власти».
И в заключение. Все, что было записано в Протоколе № 16 «тройки», – неправда, набор стандартных ложных обвинений, которые почти слово в слово повторяют такие же протоколы, предварявшие расстрелы тысячи тысяч других граждан.
Постановлением прокуратуры Нижегородской области от 3 марта 2021 года Михаил Николаевич Раждаев реабилитирован.
Светлая и вечная память.
Источники: фонды государственных архивов Нижегородской области, Самарской области, ЦА ФСБ России, архивов УФСБ Нижегородской, Ульяновской областей.
Станислав Смирнов для русской Стратегии.
Примечание. Читайте в ближайших выпусках статью о большом терроре в Курмышском районе. |