О том, чем отличается сельская культура от городской и как они влияют друг на друга, почему именно крестьянские воззрения лежат в основе современной концепции устойчивого развития, почему в городе и деревне даже трудятся по-разному и многом другом «АиФ-Юг» рассказал доктор социологических наук, философ и писатель Айтеч Хагуров.
Осваивать и помогать
По словам учёного, чтобы разобраться в отличиях сельской и городской культур, надо сначала разобраться с понятиями, ответить на вопросы, что такое деревня, город, общество.
«Общественное мнение считает, что село - это место, где занимаются сельским хозяйством, выращивают скот, пшеницу, одним словом, решают продовольственную проблему, - объясняет Айтеч Хагуров. - Дальше обычно суждения не идут. Но в этом случае люди упускают понимание села как важной подсистемы всего нашего общества, выполняющей несколько функций на благо всего общества. Первая - село решает проблемы разумного расселения людей по территории страны. Россия занимает самую большую в мире площадь. А осваивают землю люди, которые живут на ней. На огромной территории страны необходимо большое количество населённых пунктов - было бы нелепо, если бы всё население сосредоточилось в городах. Если посмотреть на историю, то в критические моменты именно село становилось подспорьем городу, помогало ему. Вторая функция села - социально-экономическая. Один труженик сельского хозяйства обеспечивает работой до семи человек в городских профессиях: машиностроении, пищевой, химической промышленности, транспорте и т.д. Третья - рекреационная. И она особенно важна в современных условиях. В населённых пунктах между Москвой и Санкт-Петербургом половина домов принадлежит горожанам. Они проводят в них лето, оздоравливаются, тем самым повышая качество своей жизни - ведь жизнь на селе гармонизирует личность. Четвёртая функция села - сохранение народной культуры. Все народы нашей страны имеют аграрное происхождение, и корни всех национальных культур уходят в село. Конечно, можно в городах создавать фольклорные ансамбли, но это копия - подлинная культура в сёлах, на земле».
Досье
Айтеч Аюбович Хагуров родился в 1936 году, доктор социологических наук, кандидат философских наук. С 1984 года руководит Краснодарским отделом института социологии Российской академии наук (РАН). Член Союза писателей России, автор книг «Жизнь коротка, как журавлиный крик...», «Русский хутор. Рассказы, статьи».
Основательный подход
Социолог отмечает, что в и в научной, и в художественной литературе часто уделяют внимание отличиям городского и деревенского жителя.
«Селянин более консервативен, традиционен, разумнее подходит ко многим вопросам, - продолжает Айтеч Хагуров. - В результате во всём мире высоко ценят крестьянина. Возьмите ту же Америку - ведь ковбой, национальный символ страны, это не воин, а скотовод, простой сельский труженик».
Главное отличие деревенского жителя от горожанина, по мнению учёного, в основательности.
«Крестьянин должен делать всё основательно, - говорит Айтеч Хагуров. - Осенью он закладывает основы будущего урожая, позже за ним надо старательно ухаживать, вовремя убирать. Сельский житель тщательно продумывает всё то, что делает, вкладывает в труд смысл. Он не может работать механически. Городской, промышленный стиль приучает к формальному исполнению функций - хороший токарь работает машинально, автоматически. Конечно, он может быть изобретательным, но в среднем технические специальности запрограммированы и формализованы. А содержательно наполненный смыслом вид деятельности преобладает на селе. Все дети сызмала в сёлах трудились и трудятся сейчас - и эта житейская этика входит в кровь и плоть человека».
Со временем, говорит учёный, ситуация на селе меняется. И не всегда в лучшую сторону.
«Вижу в станицах и аулах, что у одного всё заросло, а другой хозяин развил деятельность, например, первоклассных индюков и куриц выращивает, покупатели знают, приезжают к нему сами, - рассказывает Айтеч Хагуров. - В другом месте семья мёдом занимается - такой получается, что на рынке не найдёшь. И цены не поднимают каждый год. Живущий на земле человек только так может выживать - это и есть крестьянская основательность, которую мы часто видим у фермеров».
Уроки цивилизаций
Город наступает на село - если в 1897 году городское население составляло 15 % от общего количества россиян, то сейчас обратная пропорция - лишь четверть граждан страны живёт в сельской местности. Поэтому, пожалуй, более заметно влияние городской цивилизации на деревенскую. Так, по словам учёного, рост городов сопровождается ростом преступности - так было всегда и во всех странах, Россия не исключение. Позитивное влияние города - все достижения технического прогресса, которые оказываются в распоряжении селянина. Фермеры широко пользуются этими возможностями, у преуспевающих аграриев обострённое отношение к инновациям, новым технологиям. Фермеры за этим следят и по мере возможностей у себя внедряют. Положительны и некоторые организационные моменты, например, чёткость в работе.
«Но есть и обратное, пусть и менее заметное, влияние, - говорит учёный. - К примеру, человек, выросший в деревне, переехав в город, никогда не станет настоящим горожанином - в нём сохранится всё лучшее, заложенное селом. Обратите внимание, в 30-е годы прошлого века многие академики, успешно занимавшиеся фундаментальными проблемами, вышли из села».
«Писатель Фёдор Абрамов писал: «Экологичнее русской сельской бабы я не встречал. Чище и физически, и нравственно, и духовно», - говорит Айтеч Хагуров. - Когда я уезжаю на дачу, где не очень обеспечен быт, замечаю, как сильно меняюсь. И, на мой взгляд, в лучшую сторону - начинаю бережней относиться к вещам, вижу смысл в каждом шаге. Когда возвращаюсь в город, всё переходит в автоматический режим - и я уже другой человек. Городу тоже стоит учиться у села».
Айтеч Хагуров отмечает, что рассуждения о значимости сельской культуры не становятся архаичными во время глобальной урбанизации.
«Мы должны понимать - в своих основных принципах, понятиях и смыслах сельскую культуру повторяет современная гуманистическая концепция устойчивого развития, которая разработана по линии ООН и принята абсолютным большинством наций, - объясняет учёный. - Центральная идея концепции - идея культурного потребления, гармонизации, сбалансированности человека, жизни, труда, его отношений с природой и обществом. А история учит, что именно эти принципы пронизывают крестьянскую культуру. Поэтому разговор о крестьянской, сельской культуре - это разговор не о прошлом, а современности и её проблемах».
Учёный приводит в пример произведение писателя Василия Белова «Лад».
«Хотелось бы, чтобы эту работу читали в школе, проходили все сельские управленцы - она многому учит, - говорит он. - Ведь сельский образ жизни основан на слаженности, на принципах лада. О таком образе жизни говорят вся наша деревенская проза и публицистика, которая всегда находилась на переднем крае литературы. Валентин Распутин, Виктор Астафьев, Белов - писатели-деревенщики. А были ли в последние годы советской власти литераторы, сравнимые с ними по таланту? О сельской культуре можно цикл лекций прочитать, основываясь только на работах писателей и публицистов-деревенщиков».
Сейчас, к сожалению, таких глыб в культуре, как перечисленные учёным писатели, нет.
источник |