14 августа 2021 г. в Симферополе в Доме книги «Родное слово» состоялась очередная лекция члена попечительского совета межрегиональной общественной организации «Русское просветительское общество имени императора Александра III», севастопольского исследователя и краеведа Дмитрия Соколова. В новом своем выступлении докладчик рассказал о начальном этапе религиозного возрождения в Крыму, который пришелся на времена «перестройки». Вопреки распространенному мнению, смена государственной политики в отношении духовенства и верующих происходила не сразу. Ей предшествовала цепочка противоречивых решений, споры, дискуссии, встречи. В результате сложились те специфические условия, которые способствовали пробуждению интереса к религии. Также налицо был очевидный кризис атеистической пропаганды. Еще до отказа от прежнего курса в государственно-церковных отношениях стало понятно, что материалистическое мировоззрение не может удовлетворить потребностей большинства населения. Люди все равно инстинктивно тянулись к сверхъестественному, что выражалось в увлечении нетрадиционными культами и их духовными практиками.
Позитивные перемены в положении Русской Православной Церкви произошли накануне 1000-летия Крещения Руси. Проштудировав местные (преимущественно севастопольские) газеты за период 1985-1991 гг., Дмитрий Витальевич попробовал отразить процесс церковного возрождения в регионе и связанные с ним непростые проблемы. Давление государства исчезло, пропагандисты научного атеизма заговорили о том, что были неправы, и с верующими нужно вести диалог. Но именно в этот период в церковной жизни края проявились противоречия и конфликты с приверженцами Русской Православной Зарубежной Церкви. С другой стороны, оказалось, что после десятилетий безбожия люди пребывают в глубоком невежестве, в связи с чем, батюшкам часто приходилось говорить о недопустимости суеверий.
Настоящая лекция Д.Соколова является предпоследней в цикле, посвященном малоизвестным и трагичным страницам в истории региона, В следующем, завершающем выступлении, предполагается осмыслить отрицательные последствия советских социальных экспериментов и попытки их преодоления. |