Страны и народы, которые более или менее благополучно выбрались из пекла Первой Мировой войны (Антанта) не стали ужасаться этике и эстетике бесстрашия. Победители-французы покоряли все новые высоты эротики в искусстве. Англичане превратились в заядлых путешественников. Америка стала высшей школой экономического выживания для миллионов эмигрантов. Соответственно появились и новые образы в литературе.
Здесь хочется упомянуть о рассказе Д. Лондона «Любовь к жизни». Некий золотоискатель подворачивает ногу. Напарник, естественно, его покидает. Герой рассказа сначала медленно ковыляет по тундре, питается кореньями, сырыми рыбешками, которые водятся в лужинах. Силы оставляют его. Он опускается на четвереньки, потом ползет по-пластунски. Золотоискателя преследует старый волк, ослабевший настолько, что не решается напасть на изможденного человека. Волк терпеливо ждет, когда же человек умрет. Вот так и ползут.
Герой рассказа попал в экстремальную ситуацию и все-таки выжил. Даже изловчился перегрызть горло старому хищнику, после чего благополучно добрался до гавани, где ждала шхуна.
Очень симптоматичный рассказ. Новый тип человека вползал в историю на заре ХХ в. Позже поползут люди-жуки и люди-муравьи. И затем уже весь век люди будут ползать по грязи на фронтах мировых войн, в концлагерях, обессилев от истощения. Будут ползать после разборок бессчетных преступных группировок, а также от расцветших алкоголизма и наркомании. Миллионы будут ходить на полусогнутых перед владельцами предприятий и фирм, перед госчиновниками, лишь бы не потерять работу и надежду на прибавку к жалованью. С человеком случится «превращение».
Бесстрашный человек смело нарушает данные клятвы и быстро забывает об обещаниях. Он не верит родным и близким. Он продан по сходной цене друзьями и предан любимыми. Он не верит даже себе, а верит только слову написанному, грамотно оформленному с юридической точки зрения. Не на кого ему рассчитывать, разве что на собственную изворотливость.
Бесстрашный человек гоним сонмом желаний, реализация которых и становится оправданием его существования. Он свободен от ограничений предыдущих эпох и настойчиво ищет лазейки в законах, чтобы сделать свою деятельность максимально прибыльной. Он жаждет удовольствий, комфорта, безразличен к чужому мнению, называя это безразличие толерантностью. Готовность умереть за некие высшие ценности для него абсурдна. Ведь его смерти обрадуются конкуренты, наследники, партнеры по бизнесу и, конечно же, враги. Другое дело – выжить. Выжить, вопреки картельным соглашениям конкурентов, несмотря на нападения наемных убийц, измены жены, разоблачения газетных репортеров, преследования налоговых органов, выжить, невзирая на разрушительные болезни, когда приходится обращаться к несчастным донорам за жизненно важными органами.
Бесстрашный человек слаб. Для него ничего нет святого, кроме него самого. Он – начало и завершение всей истории человечества. Ему нет дела до других «историй», разве что - до скандальных и с «пикантным душком».
Французов, столь героически сражавшихся на Западном фронте Первой мировой войны словно подменили 20 лет спустя. И поляки, твердо отстоявшие свою независимость перед полками Красной армии, также в считанные дни потерпели сокрушительное поражение от дивизий вермахта. И голландцы тоже. Только британцы, еще верные своим традициям и сохранившие имперский дух, нашли убедительные ответы на выпады агрессора. Американцам же на европейском континенте в годы Второй мировой явно не везло.
В романе И. Шоу «Молодые львы» есть эпизод, в котором показано, как немецкий офицер, измученный долгим отступлением из Франции и командующий отделением мальчишек, умудрился задержать на целый день продвижение американской бронетанковой бригады, нанести той воинской части весьма чувствительные потери в живой силе. Этот фрагмент романа хорошо иллюстрирует причины серьезных затруднений, которые испытывали американцы в Арденнах, хотя война уже была на исходе.
В либеральных обществах воины не слишком храбры, а чертоги власти сотрясаются постоянными скандалами. Бесстрашный человек не столь опасается быть уличенным в махинациях, сколько тревожится о том, смогут ли его адвокаты доказать абсурдность всех пунктов обвинения. Тоталитарные общества, внешне такие спокойные, организованные, тяготеющие к образцам, трещат и раскалываются сразу. Так вдребезги разбиваются гранитные глыбы при падении в глубокие пропасти. Под обломками гибнут тысячи и миллионы людей, а миру являются следы ужасных преступлений, тщательно скрываемые доселе власть предержащими. Либеральные общества выживают, трансформируются и снова выживают, адаптируются и применяются к каждому новому десятилетию. И наблюдая за тяжбой между двумя способами устроения жизни, все чаще склоняюсь к мысли о том, что традиционные ценности жизни действительно стали неуместны в ХХ в. И наступивший XXI век – это пора «золотого миллиарда», но никак не благородных людей. По своей сути, все мы растем из минувшего железного века, изжевавшего столько личностей до мельчайшей пыли. То был век маргиналов и мещан, мечтающих завтра проглотить больше, чем вчера.
Человек больше не звучит гордо. Он – всего лишь источник «шума и ярости». Новый век нам вряд ли явит новых героев, праведников и гениев. Их свойства окончательно переняли экстремисты, сектанты и маньяки. А соответствующие силовые структуры уж постараются изолировать от общества нежелательные элементы.
Впрочем, когда-то же должен был наступить звездный час для подавляющего большинства! И грядущее клонирование человеческих особей только закрепит этот глобальный успех. Поживем, – увидим.
Юрий Покровский
Русская Стратегия
Приобрести книгу в нашем магазине:
Покровский Ю.Н. Русское. Книга II. |