Милосердие, добродельность, совесть – эти основополагающие понятия человечности становятся все более дефицитными в нашем расчеловеченном мире, где всё живое стремятся подчинить неким бесчувственным алгоритмам, где жестокость и ложь буквально затопляют всё, врываясь к нам из телеэкранов и с улиц…
Тем важнее напоминать и воскрешать эти изгоняемые из нашей жизни понятия и чувства, за ними стоящие. И выводить на экраны подлинных героев нашего времени – живых людей, добро-делающих, сердцем милующих, созидающих. Если человек изо дня в день видит вокруг – воров, карьеристов, бандитов, растлителей, перевертышей и прочую подобную публику, то сама собой вырабатывается установка: «Все так живут! Почему я должен жить иначе?» Иллюзия, что так живут ВСЕ как бы снимает ответственность, избавляет от груза греха. Я всего лишь такой же, как все. А раз все таковы, то кого мне стыдиться? Для того, чтобы стыд отдельного человека не убивался «общим» бесстыдством, ему необходимо являть иные примеры. И не только из истории, от которой можно отмахнуться: мол, тогда время другое было! А из нашей яви. Показывать современному человеку – таких же современных людей. Только живущих ИНАЧЕ. И если таких примеров много, то уже не разведёшь руками, якобы «все так живут». И, может быть, кому-то из уже живущих или готовых жить «так» вдруг станет совестно, вдруг застучит молоточек в не вполне омертвевших ещё душах, и заряд созидания начнёт зажигать помрачённых людей, направляя их на путь добро-делания…
Такую миссию, как мне кажется, выполняет (пусть пока и в ограниченном объеме в силу недостатка информационных ресурсов, недостаточной известности) проводимый второй год кинофестиваль «Под Покровом Божией Матери "Тихвинская"». Мероприятие это традиционно проходит в благодатном Тихвине в дни Покрова, когда святой образ Богородицы переносят в зимний храм.
Кинофестиваль, учреждённый по благословению епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, делает упор именно на показ того лучшего, что сохранилось в русских душах, в различных уголках нашей большой России, Русского мира. Несмотря на то, что фестиваль был основан лишь в прошлом году – в тяжелом году всевозможных ограничений, не позволивших провести многие иные мероприятия – со всей России присылают на него сотни работ. И профессиональных, и любительских, документальных, художественных, мультипликационных, снятых на камеру и на простые смартфоны… Замечательно, что в целое направление сразу выделились работы детские.
Благодаря такой обширной географии фестиваль служит ещё одной важнейшей задаче. Что такое Россия сегодня? Что мы, русские, знаем о ней? Усилиями СМИ и политиков-оптимизаторов понятие России сведено де-факто к крупным городам, к мегаполисам, к центрам. Вот, здесь жизнь – банки-стройки-маркеты. А всё что за пределами – это… «Россия забытая и неизвестная»… Россия, которая очень многим представляется какой-то безнадежной глухоманью, дичающей, хиреющей, спивающейся – опять-таки стандартный образ, весьма заботливо нам внушаемый. Что и говорить, русская провинция отнюдь не отличается изобилием, и куда как тяжки её проблемы. Вот, только теплятся по всему пространству русскому лампады душ человеческих, и где возжигается такая лампада, там – глядишь – начинают и другие свечи теплиться, и начинается жизнь, начинается созидание. Небыстрое, неброское, по крупицам – но из таких крупиц, быть может, и родится однажды Божие чудо воскресения нашей Родины.
В маленьких городках и посёлках дети создают свои мультипликационные истории… Возрождаются из праха уничтоженные красными вандалами храмы… Пробиваются, торят себе путь меж камней и завалов живительные ручейки. Не стоит село без праведника. И без храма не стоит. Всякое поселение на Руси начиналось не с изб, а с храма Господня. «Срубили» церковку, а уж затем за устроение быта принимались. В этом отношении ничего не изменилась, не считая того, что прежде это было сознанием всего народа, а ныне – пока что – одиночек, Божиих гонцов, которые своим подвигом и служением возвращают это сознание – народу, той его части, что собирается вокруг них. Является праведник, является храм, а дальше шаг за шагом, как после тяжёлого, почти смертельного недуга начинает что-то поворачиваться, высветляться в жизни.
Открыть русским Россию, её пространства, её отдалённые уголки, а главное - людей, русских людей, живущих там и созидающих – это в наше время, когда земли наши пустеют, и наученные пропагандой люди рвутся в «центры», боясь «медвежьих углов», необходимость буквально жизненная.
Точно так же, как важно говорить и показывать, что нет места безысходности даже в положениях самых трудных. «Что мы можем?» - любимый вопрос различных самооправдателей собственного безделья. Посмотришь – и вдруг оказывается, что другие, в условиях ничуть не лучших, что-то да и смогли сделать. Восстановить, осветить, спасти, воодушевить, создать…
Одной из заметных тем нынешнего фестиваля стала помощь «особым» людям. К этим людям даже в среде людей вроде бы церковных часто можно встретить отношение, скажем так, немилосердное. Недавно я писал о деревне, где люди, страдающие тяжёлыми психо-неврологическими заболеваниями, обретают новую жизнь, в которой они становятся полноправными членам общества-общины, участвующими в её жизни, работающими и т.д. «Люди среди людей», - так называлась та моя статья. Эта формула звучала и на нынешнем фестивале, в фильмах которого были представлены другие примеры создания среды обитания и деятельности для «особых» людей, в которой они перестают быть «особыми», а остаются просто людьми. Божиими, как все мы. Замечательно, что герои этих фильмов, и дети, и взрослые, смогли побывать на фестивале, даже подняться на сцену. Можно не сомневаться, что для них это было большим и радостным событием.
Милосердие не обошло вниманием и братьев наших меньших, приз зрительских симпатий получил фильм о нелёгкой судьбе красавца-алабая…
Само собой, в год 800-летия Александра Невского центральной темой фестиваля был образ святого благоверного князя, пример которого, дух которого и поныне вдохновляет, укрепляет, просвещает всякое русское сердце, указуя нам путь, единственный возможный и спасительный – между сциллой Запада и харибдой Востока.
Православие. Русскость. Добро-делание. Мило-сердие. Творчество. А этих «китах» стоит новый фестиваль. Помимо кинопоказов зрители, вход для которых был бесплатным, смогли приобщиться к великой русской музыке, звучавшей в исполнении симфонического оркестра филармонии Санкт-Петербурга, к возвышающей красоте русской песни в исполнении архиерейского хора Тихвинской епархии.
Тихвинский фестиваль – явление глубоко русское. Его дальнейшее развитие могло бы играть серьезную роль в пробуждении, восстановления русского самосознания. Уже теперь становится он площадкой для рассеянных по России русских творцов и созидателей, на которой могут они, России неведомые, заявить о себе. И засвидетельствовать, что необъятные русский простор – это не пустыня, ждущая пришлых колонизаторов, но Земля Людей. Русских людей. Живущих на ней и созидающих.
По итогам второго фестиваля председатель жюри Виктор Сергеевич Правдюк выразил надежду, что фестиваль будет способствовать тому, чтобы все мы стали милосерднее, стали с большим пониманием относиться друг к другу. Будем надеяться, что так оно и будет, и Пресвятая Богородица, под Покровом которой началось это прекрасное русское дело, будет всемерно помогать оному.
Агидель Епифанова
Русская Стратегия |