Web Analytics
С нами тот, кто сердцем Русский! И с нами будет победа!

Категории раздела

- Новости [8225]
- Аналитика [7825]
- Разное [3304]

Поиск

Введите свой е-мэйл и подпишитесь на наш сайт!

Delivered by FeedBurner

ГОЛОС ЭПОХИ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

РУССКАЯ ИДЕЯ. ПРИОБРЕСТИ НАШИ КНИГИ ПО ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ЦЕНЕ

Календарь

«  Декабрь 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 35
Гостей: 35
Пользователей: 0

Информация провайдера

  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » 2021 » Декабрь » 31 » Сергей Зеленин. Горбачевское Лазаревское кладбище
    22:16
    Сергей Зеленин. Горбачевское Лазаревское кладбище

    Продолжая повествование о вологодских кладбищах, обратимся к Лазаревскому Горбачёвскому. Его история идёт с 1783 года, когда встречается первое упоминание о захоронениях на Горбатом поле (такое название возникло из-за рельефа местности). В 1790 году появляется церковь, освящённая во имя святого праведного Лазаря Четверодневного. Также были престолы в честь святого великомученика Феодора Стратилата и святого великомученика Димитрия Солунского. Постоянного причта при храме долгое время не имелось, там обычно совершали богослужения священнослужители близлежащих церквей. В 1843 году потомственная почётная гражданка Елизавета Александровна Дурыгина, урождённая Сумкина, ходатайствует перед епископом Иринархом об определении к храму постоянного священника, а через три года вносит в Вологодский городской банк 2 тысячи рублей для того, чтобы проценты с этого капитала ежегодно выдавались священнослужителям и на поминовение. Первым постоянным священником Лазаревского храма стал отец Александр Стефанович Садоков, служивший здесь до самой своей кончины в 1865 году. На его место заступил многолетний настоятель данного храма – священник Иоанн Николаевич Анурьев, зять своего предшественника (привычная для духовного сословия традиция – передавать свои места по наследству, от отца к сыну или же от тестя к зятю), который занимал эту должность до своей кончины в 1907 году. Его могила сохранилась до наших дней и находится у стен храма. Стоит отметить тот факт, что при Иоанне Анурьеве 40 лет прослужил диаконом отец Арсений Афанасьевич Непеин из священнического рода (представители которого любили возводить своё происхождение к первому послу в Англии Осипу Непее). После кончины отца Иоанна на его место заступает иерей (с 1918 года – протоиерей) Николай Иоаннович Пономаревский, который служит в этом храме до 1937 года, когда он был арестован и расстрелян, приняв мученичество за веру. Вместе с ним были расстреляны другие члены храмового клира – протоиерей Василий Александрович Швецов, священник Пётр Чебурахин, иеромонах Николай (Шурыгин) и иеродиакон Антоний (Ковалёв). В своё время в данном храме совершал архиерейские богослужения епископ Николай (Караулов), в 2000 году канонизированный как священномученик (икона с его ликом находится сегодня в данном храме). В последние годы перед закрытием храма в нём служил архиепископ Вологодский и Тотемский Стефан (Знамировский). Вот что вспоминал протоиерей Алексий Резухин: «На стене перед столом висело несколько фотографий и среди них фотография вологодского священника отца Александра Баданина, похороненного на Горбачёвском кладбище. Вологжане чтили память отца Александра как священника-праведника, блаженного. Мы с Владыкой из храма заходили к нему на могилу. Архиепископ истово перекрестился и сделал земной поклон. У него было такое правило: совершая службу на Горбачевском, заходить на могилу к отцу Баданину». Вечером 26 сентября 1935 года, сразу после совершения всенощного бдения перед праздником Воздвижения, владыка Стефан был арестован  и приговорён к пяти годам лишения свободы. 9 апреля 1936 года приговор был отменён и дело отправлено на доследование. 21 августа 1936 года Особое Совещание при НКВД СССР повторно рассмотрело данное дело и за «антисоветскю деятельность» приговорило владыку к 5 годам ссылки в Северный край, считая срок с 26 сентября 1935 года. Во время следствия и суда в 1935 году находился в заключении в Вологде, затем был переведён в Архангельск, где находился в заключении по 5 марта 1936 года. Затем был снова переведён в Вологодскую тюрьму, в которой находился до 20 апреля 1936 года. Ссылку отбывал в селе Тентюково (ныне в черте города Сыктывкар). После этого снова подвергался арестам. 17 октября 1941 года судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Коми АССР был приговорён к расстрелу. Приговор приведён в исполнение 18 марта 1942 года в посёлке Верхний Чов Слободского сельсовета Сыктывдинского района Коми АССР (ныне входит в состав Эжвинского района города Сыктывкара).

     

    В августе 1937 года постановлением горисполкома Лазаревская церковь была закрыта. Какое-то время в ней обретались раскольники-обновленцы, но к 1940 году их из здания «попросили» и там была устроена сапожная мастерская. Однако недолго храм использовался не по назначению. 27 июля 1945 года Вологодский облисполком своим постановлением разрешил открыть церковь на Горбачёвском кладбище города Вологды. А уже 13 сентября 1945 года Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров СССР удовлетворил ходатайство верующих об открытии Лазаревской кладбищенской церкви в городе Вологде. С тех самых пор храм является постоянно действующим и никогда больше уже не закрывался. У него есть постоянный приход и свой настоятель, каковым с 11 ноября 2004 года (на момент написания текста – 17 лет) является протоиерей Алексий Сорокин.

     

    Святой. Пожалуй, самая известная и главная могила кладбища, к которой есть даже специальный указатель – это могила самого настоящего святого: святого праведного Александра Вологодского, известного при жизни как иерей Александр Николаевич Баданин (1846 – 1913), о котором уже говорилось выше. Он начинал как преподаватель духовных училищ, потом рукоположен во священника к кафедральному собору. В феврале 1891 года его назначают настоятелем Вознесенкой церкви, не имевшей прихода. Это означало для священнослужителя в то время суровую и абсолютную бедность. Однако, благодаря упорству и усердию батюшки, в храм потянулись люди и вскоре там появились и прихожане и средства, которые, однако, отец Александр раздавал нуждающимся. Его образцом для подражания был святой праведный Иоанн Кронштадтским, с которым тот был знаком, причём, батюшка Иоанн часто говорил вологодским паломникам, что им стоило бы обращаться к собственному молитвеннику. Уйдя на покой по болезни, отец Иоанн продолжал активно молиться, принимать всех желающих, помогать нуждающимся. Вологжане его очень любили и почитали. 10/23 марта 1913 года он отошёл ко господу, был отпет в Воскресенском кафедральном соборе епископом Александром, будущим священномучеником, и погребён на Горбачёвском кладбище рядом со своим духовным другом отцом Феодором, согласно собственному завещанию. Там же упокоились его супруга и две дочери. 22 февраля 2000 года он был прославлен как местночтимый святой Вологодской епархии – праведный Александр Вологодский. Могила его является местом паломничества верующих. О жизни этого святого в 1916 году, задолго до канонизации, бывший вологодский архиерей архиепископ Никон (Рождественский) написал книгу «Молитвенник  Богу усердным», которая и стала основной жития этого замечательного святого.

     

    Исповедники. На данном кладбище покоятся и пастыри, не канонизированные, но бывшие настоящими исповедниками в лихие годы богоборчества. Назову троих таковых батюшек – это священники Николай Александрович Добряков (1883 – 1939), Анатолий Михайлович Городецкий (1884 – 1944) и Александр Беляев. Отец Николай начинал как священник кафедрального собора, затем был переведён в Покровскую Козлёнскую церковь, став её последним настоятелем до закрытия. После этого стал служить в Богородицком кладбищенском храме, но в качестве регента правого хора. Только когда все священники Богородской церкви были арестованы, отец Николай приступил к совершению самого главного подвига в своей жизни – сделать всё, чтобы продолжалась духовная жизнь в этом храме. Только чудом его не тронули. Он был больным человеком, страдал тромбофлебитом ног, но даже это не могло заставить его прекратить своё служение. Во время одной из служб случился сердечный приступ, его увезли в больницу, где батюшка и отошёл ко Господу. Вскоре скончалась и его супруга, вместе с которой их погребли на Горбачёвском кладбище, недалеко от храма. Через три месяца новым настоятелем стал отец Анатолий Городецкий, происходивший из Грязовецкого уезда. До этого он провёл пять лет в лагерях, после освобождения работал сторожем. Именно он был призван прихожанами к служению в Богородской церкви. Оно пришлось на годы Великой Отечественной войны, тяжёлые для всей страны. Люди шли в храм, чтобы получить надежду в это непростое время. Отец Анатолий служил один, лишь в 1943 году ему пришёл на помощь раскаявшийся обновленец и принятый в лоно церкви в сане протоиерея отец Иоанн Мальцев, будущий епископ Вологодский и Череповецкий Иустин. В 1944 году отец Анатолий скончался и похоронен у стен ещё недействующего Лазаревского храма, там же была погребена и его супруга. Наконец, протоиерей Александр Александрович Беляев (1875 – 1866), который служил настоятелем храма с момента его открытия – с 1946 по 1959 годы. В своё время он успел послужить вместе с отцом Александром Баданиным. Подвергался репрессиям: первый раз был арестован в 1931 году, осуждён на два года лагерей, но через 9 месяцев приговор был признан незаконным и судимость снята; второй раз был арестован в 1936 году и осуждён на 7 лет, которые отбывал в ярославских лагерях. Освободился в 1943 году, устроился работать дворником и певчим в Богородицкую церковь, но уже через год стал вторым священником. В 1945 году был открыт Лазаревский храм, куда его и назначили настоятелем. Помимо этого, отец Александр нёс послушание епархиального духовника. Скончался 4 декабря 1966 года, на праздник Введения. Погребён был на Горбачёвском кладбище, также недалеко от храма, за алтарём.    

     

    Священник-краевед. Таковым был сын упоминавшегося выше многолетнего диакона при Лазаревском храме иерей Сергий Арсеньевич Непеин (1870 – 1911), настоятель Царе-Константиновской церкви. Об этом заметном деятеле нашего города я уже писал, поэтому не буду останавливаться на его персоне, отмечу только, что отец Сергий похоронен вместе со своей супругой Анной Александровной, которая приходилась родной сестрой священномученику Константину Богословскому, о котором я также ранее писал здесь.

     

    Владелец гостиницы. Купец 1-й гильдии Филадельф Иванович Брызгалов (1832/38 – 1908) происходил из Грязовецкой деревни Ситниково, относившейся к приходу Борисо-Глебской Ельниковской церкви, о которой не забывал и всячески благодетельствовал. Простой крестьянин, он сумел разбогатеть и построил в Вологде одно из прекраснейших зданий города – гостиницу «Золотой Якорь», которая была, пожалуй, лучшей в городе, поскольку была оснащена массой технических новинок. В этой гостинице жили такие известные люди, как философ Николай Бердяев и поэт Иннокентий Анненский (разумеется, никаких табличек, которые бы сообщали об этом, на стенах здания нет). Существует городская легенда, что будто бы после революции, когда пришли национализировать гостиницу, её хозяин бросился из кона и разбился. Но, как показывают факты, это неправда. Начать с того, что сам Филадельф Иванович скончался 30 апреля/13 мая 1908 года в Вологде от рака (через пять лет рядом с ним упокоилась и его супруга). Ни один из его троих сыновей до революции не дожил, причём двое умерли при жизни своего отца, а третий пережил его всего на пару лет. Старший сын Михаил, который был фабричным инспектором Вологодской губернии, инженером по образованию, скончался в 1901 году от туберкулёза. Его первенец Сергей принимал участие в Первой мировой войне, а затем в гражданской на стороне белых, причём, не где-нибудь, а в отряде полковника Дроздовского, который совершил переход из Ясс на Дон. По всей вероятности, свой жизненный путь он закончил в эмиграции в Бразилии. Судьбы Александра и Николая Михайловичей мне неизвестны. Здесь перейдём к третьему сыну, Николаю Филадельфовичу. Он был женат на польке Евгении Адольфовне, урождённой Паздзерской, чей брат был в Вологде провизором и владельцем аптеки. В браке родилось двое сыновей – Андрей и Алексей, но буквально через месяц после рождения второго Николай Филадельфович скончался от сердечного приступа, оставив жену вдовой, а малолетних сыновей – сиротами. Здесь мы переходим ко второму сыну, которого не называли, потому что именно с ним связано происхождение данной легенды. 21-летний Иван 15/27 сентября 1888 года скончался в земской больнице. Причина смерти в метрической книге записана так – «разшибся от падения со значительной высоты». Почему это произошло? Нам неизвестно. Скорее всего, это был несчастный случай, поскольку покойник был отпет и погребён на кладбище, как положено, поскольку самоубийцам подобного не полагается (могила Ивана Филадельфовича сохранилась). Таким образом, мы находим, что падение с высоты было, но это событие имело место 30 лет до приписываемого ему времени и произошло не с самим хозяином, а с его родным сыном. Стоит отметить, что у Филадельфа Ивановича было шестеро дочерей, которые вышли замуж за самых разных людей. Старшая, Манефа, вышла за крестьянина Василия Семёнкова, ставшего богатым предпринимателем. Родившаяся в этом браке дочь Евгения выйдет замуж за потомственного дворянина Владимира Анатольевича Брянчанинова. Их потомки живы и сейчас живут в Ярославле. Впрочем, об этой семье я поведаю читателям в другой раз.                   

     

    Вологодский Хлестаков. Сейчас, наверное, уже многие знают, что события пьесы «Ревизор» в действительности происходили в 1829 году в Устюжне – тогда это уездный центр Новгородской губернии, а ныне – райцентр Вологодской области. Это был реальный случай, имевший место с устюженским городничим Иваном Александровичем Макшеевым, участником Бородинского сражения, и вологодским дворянином и поэтом Платоном Григорьевичем Волковым (1801 – 1850). Честь открытия этого факта принадлежит устюженскому краеведу Андрею Александровичу Поздееву и вологодскому краеведу Владимиру Капитоновичу Панову (хотя, надо отметить, первым сказал о том, что действие происходило в Устюжне ещё литератор граф Владимир Александрович Соллогуб). А популяризировал это, сведя все материалы вместе, вологодский писатель Владимир Иванович Аринин (о котором я ранее уже писал). Сначала это было описано в книге «Неразгаданные тайны Пушкина», одним из героев которой стал Волков, а в 2008 году вышла отдельная книжка – «Хлестаков в Устюжне. Документальная повесть. Из стихов Платона Волкова». Факт того, что события всемирно известной пьесы происходили именно на Вологодчине, пришёлся в нашем крае по душе и сделался в Устюжне важной туристической «фишкой», что выразилось в открытии в центре города целой скульптурной композиции, посвящённой героям пьесы (там присутствует и памятник Гоголю). Платон Волков покоится на Горбачёвском кладбище, его могила найдена и это позволило точно установить годы его недолгой, но довольно интересной жизни. 

     

    Академик из крепостных. Данное кладбище имеет среди тех, кто на нём погребён, члена Императорской Академии Художеств, то есть, самого настоящего академика. Таковым был художник Платон Семёнович Тюрин (1816 – 1882). По своему происхождению он был крепостным, но смог освободиться (в 1843 получил вольную от своего помещика) и выучиться на художника в Петербурге. Был востребованным автором, писал портреты вологодских дворян и многих знатных и высокопоставленных персон (среди его работ был даже портрет Императора Александра II, но не сохранился до наших дней; известен и портрет Александра III, написанный Тюриным), расписывал храмы, включая знаменитый Храм Христа Спасителя в Москве (увы, этот храм был варварски разрушен большевиками и с ним погибли и росписи работы Тюрина). В 1875 году он получил звание академика. Скончался в Вологде и был похоронен на Горбачёвском кладбище, рядом с ним покоится и его супруга. Среди сохранившихся работ – портрет будущего святителя Игнатия (Брянчанинова), являющийся копией с другого портрета, на котором был изображён молодой прапорщик Дмитрий Брянчанинов до своего пострига. Сегодня наблюдается немалый интерес к творчеству Тюрина и даже проводятся экскурсии, посвящённые ему.    

     

    Владелец дома. И завершим наш рассказ о некоторых захоронениях этого кладбища рассказом о том, что здесь покоится Илиодор Аполлонович Шахов (1839 – 1919), чьё имя вологжане знают, как имя владельца одного из прекраснейших деревянных домов нашего города. Некогда это было самое настоящее украшение и большая ценность Вологды. Но осенью 2021 года свершилось злодейское дело – дом был сожжён, и вологжане потеряли безценный памятник деревянной архитектуры. Это была самая настоящая трагедия. Бывший хозяин этого дома Илиодор Аполлонович был вологодским купцом, имел только на улице Богословской (ныне Воровского) пять домов: два доходных – которые сдавались в аренду под жильё, собственное домовладение – одноэтажный дом-особняк с фризом, с двумя лавками по бокам мясной и посудохозяйственной, с красивым двухэтажным деревянным каретником, во дворе, с баней и беседкой на островке в озере, которое было на задворках, на месте стадиона школы № 20 по проспекте Победы (тогда – улица Цареконстантиновская). В 1910 году его сын, художник Василий Илиодорович Шахов надстроил к дому второй этаж и украсил деревянной резьбой. Также Илиодор Шахов был владельцем столярной и иконописной мастерских. Любопытно, что другой его сын Андрей избрал для себя духовную карьеру и стал протоиереем. Внук Илиодор Иванович Шахов принимал участие в Великой Отечественной войне, попал в плен и погиб в немецком концлагере. Упомянутый сын Василий вместе с ещё одним сыном Павлом были художниками, причём, Василий был иконописцем. У Илиодора Аполлоновича есть потомки, которые помнят о своём предке.

     

    Это далеко не все  люди, которые покоятся на данном кладбище, я упомянул только наиболее интересных и заметных. Добавлю к этому, что там погребён и мой родной прадед, участник Первой мировой войны старший унтер-офицер Александр Иванович Головин. В любом случае, это кладбище имеет немалую ценность для вологжан и для всех, кто интересуется историей нашего родного края.

    Сергей Зеленин

    Русская Стратегия

    Категория: - Разное | Просмотров: 1018 | Добавил: Elena17 | Теги: сергей зеленин, россия без большевизма
    Всего комментариев: 1
    avatar
    1 freebuffalo77 • 18:42, 23.10.2022
    Дорогой человек, пожалуйста, выделите минутку на прочтение важной информации.

    Фалунь Дафа — практика самосовершенствования души и тела, основывающаяся на принципах Вселенной:

    真 Истина

    善 Доброта

    忍 Терпение

    Она учит повышению нравственности и излечивает. С 1999 года практикующие
    жестоко преследуются коммунистическим режимом КПК в Китае. Добрых людей
    подвергают пыткам, насилуют, убивают, насильственно кормят через трубки,
    лишают сна, и вырезают органы у живых людей на продажу. 

    Фалуньгун практикуют миллионы людей в более 100 странах мира. Книги Фалунь Дафа
    переведены на более 30 языков и практика получила тысячи
    благодарственных грамот от правительств по всему миру. В России основная
    книга Фалуньгун, «Чжуань Фалунь», вместе с отчетами двух канадских
    адвокатов правозащитников (один из них бывший член канадского
    парламента) о насильственном извлечении органов на продажу у живых
    практикующих Фалуньгун, внесены в чёрный список экстремистской
    литературы.

    Искреннее покаяние и повторение данных слов, защитит вас от коронавируса и бедствий:

    "Фалунь Дафа несёт добро! Истина, Доброта, Терпение -это хорошо!"

    www.faluninfo.ru
    avatar

    Вход на сайт

    Главная | Мой профиль | Выход | RSS |
    Вы вошли как Гость | Группа "Гости"
    | Регистрация | Вход

    Подписаться на нашу группу ВК

    Помощь сайту

    Карта ВТБ: 4893 4704 9797 7733

    Карта СБЕРа: 4279 3806 5064 3689

    Яндекс-деньги: 41001639043436

    Наш опрос

    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 2055

    БИБЛИОТЕКА

    СОВРЕМЕННИКИ

    ГАЛЕРЕЯ

    Rambler's Top100 Top.Mail.Ru