ЦБ опубликовал статистические данные касательно золотовалютных резервов нашей страны. С первого взгляда может показаться, что распределены они толково – ЗВР хранится в евро, долларах, юанях, фунтах стерлингов, иенах и других валютах. Однако достаточно вспомнить, какой уровень инфляции в США и еврозоне фиксировался в прошлом году, чтобы ужаснуться. Складирование денежных средств в резервах и отказ от использования их для развития реального сектора экономики России привёл к многомиллиардным потерям. И виноваты в этом системные либералы, проводники такого пагубного курса.
Однажды я поинтересовался у знакомого предпринимателя, почему он держит большую часть своих сбережений в турецкой лире. Тот ответил, что делает бизнес в Турции и доверяет их национальной валюте. Что экстраординарного может произойти с динамично развивающейся азиатской страной при таких темпах роста ВВП? Последние события показали: мой товарищ жёстко просчитался. Вскоре курс лиры рухнул вдвое. Слово "диверсификация", судя по всему, было ему незнакомо, несмотря на многолетний опыт ведения предпринимательской деятельности.
Центральный банк России, справедливости ради, не таков. На днях ЦБ отчитался о структуре золотовалютных резервов нашей страны. Обычно данная статистика публикуется с задержкой в полгода. Это объясняется стремлением избежать нестабильности на валютном рынке и в принципе является правильным решением. Увы, правильные шаги – редкость для руководства главного финансового регулятора. Сама раскрытая структура русских резервов как нельзя лучше говорит об этом.
Итак, по данным на 30 июня 2021 года общий объём ЗВР равняется 585,3 миллиарда долларов. Естественно, всё диверсифицировано по различным корзинам: 32,3% хранится в евро, 21,7% – в золоте, 16,4% – в долларах, 13,1% – в китайских юанях, 6,5% – в британских фунтах стерлингов, 5,7% – в японской иене, 4,3% – в валютах других государств. Внешне выглядит солидно. Всё-таки не самые глупые люди сидят на Неглинной! Но достаточно произвести простейший анализ, чтобы испортить себе настроение. За год инфляция съела колоссальные суммы, сложенные министром финансов Антоном Силуановым и главой ЦБ Эльвирой Набиуллиной в ЗВР.
Сколько мы потеряли на валютных игрищах ЦБ?
Считаем: инфляция в Соединённых Штатах в конце июня составляла 5,4% (по итогу 2021-го скакнула почти до 7%). То есть с июня 2020 года потеряно в огне инфляции 5,18 миллиарда "зелёных" – сиречь 388 миллиардов рублей. Для лучшего понимания ситуации: этих денег хватило бы на строительство Северного широтного хода. С евро положение чуть менее печальное, но всё же: летом инфляция в еврозоне балансировала в районе 1,9%. Это означает, что пропало 3,59 миллиарда евро, или 269 миллиардов рублей в отечественной валюте. На сегодняшний день инфляционный уровень в Европе пробил отметку в 5%. То ли ещё будет. Значит, по итогам прошлого года потери от хранения средств в евро составят 9,45 миллиарда. Очередная "перемога" Эльвиры Сахипзадовны.
Председатель Банка России демонстрирует какую-то паталогическую привязанность к разноцветным американо-европейским "фантикам" и совершенно равнодушна к золоту, например. Международный валютный фонд в своих рекомендациях советует держать в золоте примерно 20% резервов. Как видим, госпожа Набиуллина так и делает. Впрочем, не так уж и равнодушна. Целенаправленный курс ЦБ на вывоз русского золота никто не отменял. За десять месяцев 2021 года из 250 тонн добытого в нашей стране золота ушло на экспорт 240 – 96%. Причём подавляющая часть уходит в Лондон – в столицу страны, которая является, пожалуй, самой русофобской на Западе и может в этом посоревноваться с Эстонией, Литвой, Латвией, Польшей и другими восточноевропейскими "тиграми".
Недавно депутат Государственной думы Николай Коломейцев инициировал парламентскую проверку стимулирования вывода нашего золота в Великобританию. Считаем это совершенно правильным – главный финрегулятор обязан отчитаться перед народными избранниками и ответить на вопрос, почему Банк России, имея все возможности скупать золото внутри страны за рубли, занимается распродажей национального богатства. Ксения Юдаева, заместитель Эльвиры Набиуллиной, как-то говорила, что экспорт золота помогает поддерживать платёжный баланс России. Однако это объяснение неприемлемо: острая фаза кризиса закончилась ещё в четвёртом квартале 2020 года. Сейчас поддерживать платёжный баланс нет смысла. С ним и так всё хорошо.
Что с того?
Центральный банк должен решительно поменять свой курс. Конечно, горбатого исправит только хирургическая операция, однако нам ничего не остаётся, кроме как бить в колокола и указывать на реальные меры для поддержки отечественной экономики. А они заключаются в отказе от накапливания золотовалютных резервов в долларах и евро. Тем не менее даже увеличение доли золота не панацея. Экономический блок правительства должен понять, что лучшим защитным активом во время любого кризиса является хорошо функционирующий реальный сектор экономики. Однако, чтобы он развивался, нужны масштабные инвестиции.
К. Двинский
источник |